Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Эдинбург — Великобритания Август 2013

Зарисовка 6. Крепостная.

Оставив Читателя (после прочтения Части второй моих сказаний о Земле Шотландской) в минорном размышлении о превратностях судеб человеческих и собачьих, самое время — диаметрально поменять вектор моих воспоминаний об Эдинбурге в сторону мажорной тональности.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

«Солнце светит ярко, со мной моя Свинарка! Хрю-хрю-хрю, я тебя люблю…»,- беззаботно напеваю я веселый мотивчик легкомысленной и пошловатой песенки по пути к Эдинбургской крепости, самому известному, овеянному легендами замку Шотландии. Вон она — крепость эта! Уже показалась на высоченной скале.

Виден Эдинбургский замок отовсюду! Ещё бы, ведь он построен на высоченном потухшем вулкане «Замковая скала».

Эдинбургский замок, пожалуй, и есть самая главная достопримечательность шотландской столицы. Сдается мне, во всяком случае, очень хочется верить, что Эдинбургская крепость — самый древний замок, если не на Земле, так уж в Шотландии точно. Первые упоминания о нем отнесены к годам правления короля Давида Первого, а это прикинь, Читатель — 1139 год! Впрочем, есть среди историков совсем уж горячие (отмороженные?) головы, кто заявляет, что возраст замка много больше тыщи лет. Одним словом, древний замок! И гадать тут нечего…

Оксана ведет нас к Замку потаёнными, одной только ей известными тропами, показывая эту древнюю крепость в разных ракурсах во всей её красе и величии.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Заблудиться в городе и не найти Эдинбургский замок — совершенно невозможно! Если с нерадивым туристом такое всё же приключилось, то сокрушаться ему на этот счёт вовсе даже необязательно. Такому недотёпе всего-то и надо, как отправиться на главную улицу шотландской столицы — Royal mile (Королевская миля), а по ней двинуть хоть вправо, а хоть — влево. Ошибки не будет! В любом случае упрешься либо в резиденцию английских королей (в наши дни дворец Елизаветы II — Холирудхаус), либо в постои королей шотландских — Эдинбургский замок. И то и другое, заверяю вас, обязательно к посещению и доскональному осмотру любым очутившимся в Эдинбурге туристом! Расстояние между монаршими замками составляет около одной мили, оттого и название у улицы — соответствующее.

Справедливости ради надобно заметить, что Эдинбургский замок являлся всё же в большей мере военным объектом

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

нежели жилищем шотландских королей. Замок этот во все времена своего существования играл главенствующее стратегическое значение в жизни страны. Считалось, что тот, кто владеет Эдинбургским замком, тому принадлежит и вся Шотландия.

Попасть в Эдинбургский замок можно через главные ворота.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Сразу за главным входом, если повернуть налево — находится самая почитаемая и востребованная у большинства туристов достопримечательность Замка — Бесплатный Туалет. А вот если повернуть направо и чуть-чуть подняться по каменной мостовой, то попадаешь к билетным кассам. Не хотел огорчать Читателя, да видно, придется. В отличие от туалета, вход в Крепость — платный и, цена его значительная — целых 16 фунтиков или 820 наших российских рублей! Но, можно схитрить и значительно сэкономить свои британские рублики! «Всего» за 19 фунтов стерлингов (с каждого) мы приобретаем абонемент, дающий право на посещение и Эдинбургского замка, и еще парочки замков в окрестностях столицы. Так как у нас запланирована завтра загородная поездка на целый день, трата эта нам показалась вполне обоснованной, впрочем, и обременительной при этом одновременно.

История Эдинбургского замка, на протяжении многих веков многогранная и захватывающая, была связана с жизнью множества выдающихся людей разных эпох. Однако пересказывать эту историю на страницах своего сказа мне совсем не в радость. Кто не знает, поведаю печальную истину: ronadort безнадежно ленив. Оттого и не дано ему прилежно и вдохновенно тиражировать википедийную информацию и прочие «паутинные» познания в своих рассказах на туристере.ру. Надеюсь, Читатель поймет меня и простит. А, если и осудит, то — не строго. В рунете полно сайтов, которые донесут до любителей информативности любые данные, цифры, размеры, даты, фамилии, титулы и прочее, прочее, прочее не только об Эдинбургской крепости, а обо всём буквально на свете…

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Сообщу лишь, что в Замке находятся главные регалии шотландских королей (корона, усыпанная драгоценными камнями

сломанный пополам монарший меч

, королевские драгоценные украшения, золотая и серебряная посуда, использованные при коронациях), найденные писателем Вальтером Скоттом в 1818 г. в одном из фортификационных сооружений крепости. Также в одной из комнат замка можно увидеть и знаменитый Камень Судьбы, на котором короновались все шотландские монархи. Словно мухи тут и там, ходят слухи, что камню этому больше 3000 лет и, когда-то он принадлежал дочери египетского фараона Рамзеса III. Но, это, скорее всего — брехня какая то, я так думаю!

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

И вот ведь незадача какая! Фотографировать все эти королевские реликвии категорически запрещено! И за что только «бабки» такие собирают немеренно?!

В Крепости находится, пожалуй, самое старое здание не только в Эдинбурге, а возможно и во всей Великобритании. Этот скромный и невзрачный каменный домик называется: «Капелла Святой Маргариты».

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Часовенку в честь своей горячо любимой матушки Маргариты Шотландской распорядился построить король Давид еще в самом начале XII века. Удивительно, но часовенка эта и в наши дни всё ещё действующая!

Не побывать в такой легендарной капелле — непростительная глупость и непозволительная роскошь! Забавно, но кроме нас, в единственной комнатке часовни ещё присутствовало не более 2-х — 3-х человек. Может, и мы бы с Олей прошли мимо этого неприметного здания, не ведая, что ЭТО ТАКОЕ!!!, если бы не Оксана, которая и рассказала нам о Капелле Святой Маргариты.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Внутри здание имеет около 3-х метров ширины и в длину — около 6 метров. Почему «около»? Если честно: рулетку я с собой в эту поездку не захватил, поэтому точно и не замерил внутренние размеры строения. Оно и к лучшему! Мои руки, не занятые измерительным приспособлением, натренированно сжимали фотоаппарат, а указательный палец правой конечности с упоением жал на гашетку камеры, предоставляя таким образом туристоровцам, возможность увидеть это уникальное сооружение изнутри.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Я уже упоминал, что Эдинбургский замок был построен на высоченной горе — потухшем 350 миллионов лет тому назад вулкане «Замковая скала». Не воспользоваться такой обзорной площадкой фотографу-любителю было бы не совсем правильно.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Но пора и меру знать. Время летит стремительно и неумолимо. Впереди у нас по программе еще цела куча с прицепом запланированных дел и туристических обзоров. С сожалением покидаем Эдинбургскую крепость и идем к нашему авто.

По дороге, нет, нет, да и отвлечемся на какую-нибудь чепуху. Вот Мастер благодарным ученикам преподаёт уроки обращения с лентами.

Вот взрослый дядька (очень странно одетый), пытается рассмешить молоденькую девушку, выжимая из себя (что крыловская мартышка) «ужимки и прыжки».

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

А это уже — ну, полное безобразие, ни в какие ворота не лезет! Прядильщица-панк нахально требует (нет, нет, не просит, не умоляет, а именно требует!) с нас целый фунт стерлингов лишь только за то, что Оля её запечатлела для истории туристера.ру! Хамство должно быть наказано! Поэтому, даже 20 пенсов не дождется от нас сия алчная особа.

Интересно, что это за табличка такая над дверью висит?

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

«В этом доме проживала одна из героинь Вальтера Скотта, чей образ он нарисовал в своей книжке „Зеркало тётушки Маргарет“», — тут же подсказывает всезнающая Оксана. «И откуда это она всё знает?!», — недоумеваем мы с Олей. А ларчик то, оказывается, просто открывался, как когда-то утверждал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в одном из своих эпохальных произведений. Но, сейчас не об этом…

А совсем рядом с домом «Lady Stairs» присоседился Музей шотландских литераторов Скотта, Стивенсона и Бернса. Ну как тут пройти мимо и не взглянуть на музейную экспозицию? Конечно же, прошли без сожаления, мимоходом только сфоткали строение на долгую и добрую память.

Зарисовка 7. Карабельная.

На автомобиле мчимся на побережье залива «Firth of Forth» в порт Лейт. И вовсе не за тем, чтобы окунуться в «тёплые воды» Атлантики. Здесь на вечном «приколе» доживает свой век королевская яхта «Британия», на которой Королева Елизавета II совершила немало круизов по волнам, по морям. На своем борту «Британия», помимо членов королевской семьи, повидала многих власть имущих особ: президентов США Эйзенхауэра, Рейгана, Форда, президента ЮАР Манделу, премьер-министра Великобритании Черчилля. Всех не упомнишь, да и надо ли? На ней совершили свое свадебное путешествия принц Чарльз и Диана. Пришло время и нам с Олей нанести свой официальный визит на эту знаменитую историческую водоплавающую посудину.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Мы не зря решили удостоить «Британию» своим вниманием. Личный корабль Елизаветы II прослужил королевской семье ни много, ни мало — 44 года! Настоящий долгожитель! На нем Королева совершила 982 путешествия, наплавав при этом (только вдумайся, Читатель) более одного миллиона морских миль! Доподлинно известно! Я эти циферки лично потом перепроверял.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Может, кому будет интересно, так вот вам исторический факт: в 1994 г. Елизавета II на своей яхте посетила любимый мной Санкт-Петербург. Ну и как после этого, позвольте вас спросить, не посетить сей легендарный флагман флота Великобритании?

После списания «Британии» в 1997 г., яхта нашла свой приют, как я уже говорил, в эдинбургском порту Лейт.

Времена для Соединенного Королевства в денежном плане были тогда не самые лучшие, вот и решили англичане схитрить и поставить королевское судно на временный причал в Шотландии. Из Лондона в Эдинбург полетела срочная депеша: «Обязать Шотландское правительство всячески поддерживать „Британию“ на плаву в исправном состоянии, лелеять её и холить чрезмерно, до наступления лучших для Великобритании времён».

Однако Шотландское правительство то ли не заметило указивки свыше, то ли просто не придало ему ровным счётом никакого значения. Не моргнув и глазом, оно нарекло бывшую королевскую яхту «своей собственностью» и решило на этом судне зарабатывать для себя несметное количество фунтов стерлингов. В одночасье, а может и еще быстрей, превратилась «Британия» из круизного корабля в яхту-музей. Удивительно, но, невзирая на робкие протесты Королевского Двора, оставила Шотландия у себя на хранение, находящиеся на плавсредстве и принадлежащие Её Величеству раритетный автомобиль «Ролс-Ройс» 1960 г. выпуска

малую королевскую яхту образца 1936 г.

немереное количество сервизов золотой и серебряной посуды.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Сами понимаете, надо же что-то в музее демонстрировать…

Я, конечно же, был наслышан о присущей всем шотландцам жадности, не зря же ведь англичане про эту черту менталитета своего северного соседа анекдоты слагают. Но, чтобы дойти до такого крохоборства!!!??? Билеты на «Британию» к нашему глубочайшему разочарованию нам были предложены по астрономически высокой цене — 12 ф.с., каждому. Жлобизм шотландцев в эксплуатации легенды британского судоходства не знает себе аналогов и сравнений. Ныне любой нувориш, чьи карманы обременены лишней сотней тысяч фунтов стерлингов, может запросто ангажировать «Британию» на вечерок другой и устроить там себе любимому показательный сеанс кутежа и обжорства. За столом прислуживать толстосуму будет «настоящий королевский» дворецкий, а услаждать его тонкий слух — дивные завывания волынки. О времена, о нравы…

Не знаю, как кого, а меня в королевской яхте удивили, прежде всего, скромность её размеров и совершенно некоролевский вид внутреннего убранства и, то, как незатейливо был организован повседневный быт монаршей семьи во время круизов на этом судне. Многие из отечественных олигархов (обладателей роскошнейших современных плавсредств) явно были бы оскорблены одним только предложением вступить на борт королевской яхты, а не то чтобы отправиться на такой вот «жестянке» в кругосветку. А Королеве, хоть бы хны, плавала, как миленькая! И не ворчала при этом…

Прежде, чем отправиться в королевские «покои» на яхте, засунем для начала свои не в меру любопытные носы в комнаты обслуживающего корабль персонала. Он состоял из 230 человек: офицеров, матросов, врачей, горничных, прачек… Последних я назвал не случайно. Одно из самых больших помещений на яхте — прачечная.

Матросам «Британии» было строго настрого предписано менять белье четыре раза в сутки! И не реже! Удивленный Читатель, прочитав такое, в удивлении покрутит пальцем у виска и, будет вероятно отчасти прав. Но это только отчасти он будет прав. Чуткий монарший нос ни в коем разе не должен уловить даже намека на запах матросского пота, потому и требования к смене белья на пароходе сложились такие жёсткие и несуразные. Спали служивые вот в таких спартанских условиях по 8–10 человек в малюсеньких каютах

По отношению к офицерам допускались ба-альшие послабления — им разрешалось спать в кубрике аж по шесть человек.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

А вот свободное от вахты время офицерский состав проводил культурно, весело и беззаботно, в кутежах и игрищах. К их услугам всегда были в достатке и плотный эль, и ледяное пиво, и виски, и коньяк, которые они поглощали в комнатах отдыха для командного состава корабля.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Здесь же моряки забивали «рыбу» в домино, играли в карты и шахматы, предавались прочим мужским развлечениям, в отсутствии женской ласки во время круизных походов.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Любые вольности и шалости моряков с прекрасным полом на «Британии» карались строго.

Офицерская столовая тоже внушила нам уважение. Весь вид офицерской трапезной красноречиво свидетельствовал: здесь обедают моряки Её Величества, а не какая-то там матросня приблудная!

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Личный состав на «Британию» жёстко подбирался как по антропологическим параметрам, так и интеллектуальным данным. Во главе команды назначался капитан званием никак не ниже адмирала флота Её Величества.

Глядя на узенькую кроватку Её Величества

и на аскетичный плацдарм для сновидений Его Высочества,

сердце накрывала волна сострадания и жалости и к самой Елизавете, и даже к её любимому супругу с казарменными замашками — Филиппу. А еще было нестерпимо стыдно за нас с Олей: мы-то с ней в чужом «Балморал-отеле» спали в гораздо более комфортных условиях, чем королевская чета на своем корабле… Впрочем, как утверждал писатель А. Н. Островский: «бедность — не порок…». И королям, такое бывает, денег на все их королевские прихоти не хватает. Все смешалось в Объединенном Королевстве.

В сравнении с монаршей, спальню Чарльза и Дианы можно назвать даже роскошной, но и ей, если честно, не достает должного шика и изящества, соответствующего её обитателям.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Да, и вот еще одна маленькая, но пикантная «изюминка» от осмотра спальных сцен, которую я чуть было не упустил: между спальнями Королевы и Принца Эдинбургского, как и заведено в любом королевском дворце, есть дверца, через которую супруги могут незаметно для придворной челяди посещать друг друга.

Обеденный стол, за которым Королева принимала глав различных государств с их свитами, как и её опочивальня, не могут не вызвать у обывателя, пришедшего посмотреть на условия проживания королевской семьи на"Британии», никаких иных чувств, кроме оторопи и недоумения. Хиленькие ножки, тоненькая столешница… Тьфу ты! Совсем не королевский размах!

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

С отдельно избранными гостями и приближенными к монаршей особе подданными, Елизавета II после обеда уединялась в парадной гостиной, которая тоже особой красотой и роскошью не блещет.

Время опять нещадно наступает нам на пятки. Восемь часов нашей экскурсии по Эдинбургу с Оксаной закончились и, мы явно уже злоупотребляем и её личным временем, и её доброжелательностью

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

По дороге в отель мы поведали Оксане нашу печальную историю о том, как вопреки её оптимистическим заверениям, что в напичканном общепитами Эдинбурге совершенно невозможно остаться голодными, мы с Олей вчерашним вечером всё же умудрились едва не отбросить копыта в голодных судорогах на забитой ресторанами и кафе Royal Mile. Этот эпизод я очень подробно описал в первой части своего рассказа о путешествии по Шотландии: https://www.tourister.ru/responses/id_6699

Оксана настолько близко приняла наше горе к своему доброму сердцу, что, невзирая на ожидающих её дома голодных мужа и младшего сына, решительно порулила в сторону известного ей замечательного ресторанчика, расположенного всё на той же злополучной улице Royal Mile.

Возле «The Piople’s Story» — Музея народной истории, что совсем недалече от королевской резиденции Холирудхаус, Оксана припарковала машину и решительно повела нас в знаменитый своими вкусностями паб «Tolbooth Tavern»

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

«Tolbooth Tavern» открылся в «недалеком» от нас 1820 году и делит в наши дни с Музеем «The Piople’s Story» одно здание

Любой гуляющий по Королевской миле турист легко и без потуг найдет это приметное с виду здание с башенками и часами.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

Оксана привезла нас в это место совсем не зря. Ведь рядом со знаменитым рестораном находится и Кэнонгейтская церквь, к приходу которой относятся и королевская семья, и Шотландский парламент, и даже расположенный на противоположном конце Royal Mile Эдинбургский замок

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

А на противоположной стороне улицы разместился интереснейший «Музей Эдинбурга»

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть третья. 04.08.2013г.

и не менее востребованное у туристов и у местной публики заведение с затейливым и манящим названием: «Cadenhead`s Whisky Shop»

Таверна была под завязку забита охочим до вкусностей и выпивки народом, но наш гид в этих непростых условиях умудрилась у администрации раздобыть для нас столик на втором этаже. Оксана же и помогла сформировать наш заказ, красноречиво и аппетитно представляя вкусовые достоинства и внутреннее содержание каждого из представленных в меню блюд. Высшее выражение восхищения от понравившегося ей блюда у Оксаны звучало приблизительно так: «Полнейший разврат!!!». Лучше и не скажешь, и не придумаешь, даже не пытайся, мой Читатель!

Посидели в ресторанчике на славу! 4 пинты эля, 30гр. односолодового 15-летнего виски, салат с копченой семгой, овощной салат и невероятного вкуса буквально тающие во рту рыбные котлеты, а также свиные сардельки с пюре и тушеная в эле говядина с картофелем обошлись семейному бюджету в сумму 39 британских рублей. После такого упоительного ужина и на чай официантке дать было совсем не жалко. В этот раз ограничились 6-ю фунтами. А, это — 15% от суммы заказа. В норму уложились.

Вот и закончился этот день 4 августа 2013 г., который сегодня получился у нас явно «резиновым».