Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была вчера 9:41

Венеция — Италия Июль 2013

Большие итальянские каникулы: Верона

Большие итальянские каникулы: Венеция

Мне кажется, впечатление о Венеции будет неполным без посещения Мурано, Бурано и Лидо. Потому что Венеция — это не только остров Риальто, где сосредоточены основные достопримечательности, но и другие острова, с которыми связана история заселения и развития Венецианской лагуны.

Мурано, Бурано и Лидо можно посетить за один день и вернуться в Венецию, продолжив знакомство с ней в вечернее время. Так как мы жили в северном районе Каннареджо, то начали осмотр с острова Мурано, ближайшего к остановке вапоретто Fondamente Nove.

Как добраться до Мурано

Если вы планируете посещение всех островов в течение дня, то рекомендую купить 12-часовой безлимитный проездной на вапоретто. Стоимость такого билета — 18 евро.

Ближайшая к Мурано остановка вапоретто на острове Риальто — Fondamente Nove в районе Каннареджо. Подойдут вапоретто линий 4.1, 4.2, 12, 18. Будьте внимательны, так как на остановке размещаются сразу несколько доков, к которым причаливают теплоходы, следующие по разным маршрутам. Ориентироваться просто: есть электронное табло со временем отправления, номером линии и названием пункта назначения, а номера линий написаны на табличках, висящих над каждым доком.

Карта маршрутов вапоретто в электронном виде: http://www.venice.nu/vapmap/vapomapLatest.jpg

Время от Fondamete Nove до Мурано — примерно 10 минут. По пути теплоход делает остановку на небольшом острове Сан-Микеле (San Michele), где находится одноименное кладбище (Cimitero di San Michele). На кладбище похоронены многие известные люди, в том числе и выходцы из России: Иосиф Бродский, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский. Если есть время и желание, думаю, можно совместить Сан-Микеле с Мурано и Бурано, а Лидо оставить на отдельный день.

На острове Мурано

На Мурано есть две основных остановки вапоретто, откуда вы сможете уехать обратно в Венецию или на Бурано — Colonna и Faro. Мы сошли на Colonna, прогулялись вглубь острова и, сделав петлю, пришли на Faro (Маяк), откуда продолжили свой путь до Бурано.

На остановке Collona приезжающих встречает женщина в стеклянном параллелепипеде, вздымающая руки к стеклянным голубям. Остров таким образом заранее презентует род деятельности своих жителей.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Сразу от причала начинается длинная улица Fondamenta dei Vetrai. Fondamenta — это обозначение тротуаров вдоль каналов в Венеции, а vetrai переводится как стекло. Канал, кстати, тоже называется Стеклянным (Rio dei Vetrai).

Вдоль всей этой улицы до самого моста через Большой канал Мурано тянутся сувенирные лавки и магазинчики, где торгуют разнообразными изделиями из знаменитого муранского стекла.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Многие пишут, что делать и смотреть на Мурано особо нечего, так как в целом он похож на Венецию, только в уменьшенном варианте. Отчасти это так. Остров даже неофициально называют «малой Венецией».

Как и сама Венеция, Мурано — это не один остров, а несколько, и разделены они между собой каналами различного размера. Самый большой так же, как и в Венеции, носит название Grande.

Вид на канал Гранди ди Мурано и церковь Святого Петра Мученика
Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Еще одно сходство — палаццо, или дворцы. В 15 веке Мурано стал популярен у венецианцев как курорт, и с этого времени на острове начали появляться первые палаццо.

Палаццо да Мула - особняк 15 века в характерном венецианском стиле

В похожем палаццо, только белого цвета, находится музей муранского стекла.

Кроме того, Мурано до 19 века утопал в райских кущах фруктовых садов и цветов, пока большую часть деревьев не вырубили для строительства жилых домов. Хотя кое-что еще напоминает о тех временах.

У Мурано есть даже собственный герб, включающий в себя изображение петуха. Герб достался Мурано от древнего рода правителей острова Muranexi.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

До прихода Наполеона Бонапарта с его все разрушающей армией на острове было 18 приходов и монастырей. Сегодня осталось только три полностью сохранившихся церкви. Самая примечательная из них — собор Санти-Мария-э-Донато (Duomo dei Santi Maria e Donato), в котором хранятся мощи Святого Доната и удивительной красоты мозаичный пол в византийском стиле. Находится собор на Fondamenta San Lorenza.

Еще одна сохранившаяся церковь — Святого Петра Мученика, построенная в 15 веке.

Из нерелигиозных зданий наибольшее внимание привлекает часовая башня Campo Santo Stefano 19 века на главной площади Мурано (до нее можно дойти, просто гуляя вдоль Fondamenta dei Vetrai), возле которой находится очень необычная по форме колючка из стекла сочного синего цвета.

Туристы ездят на Мурано, конечно, не из-за архитектуры — всего это вдоволь на Риальто. Мурано знаменит прежде всего многовековыми традициями стекольного дела, которые восходят к 10 веку, когда венецианские купцы привезли секреты производства стекла с Востока.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Изначально Мурано было одним из множества островов Венецианской лагуны, пока в конце 13 века на остров не перенесли все производство стекла — из-за угрозы пожаров, усугубляющейся тем, что здания в Венеции в то время были в основном деревянными, и с целью сохранить секреты ремесла. Опасения венецианцев были оправданы, так как уже в то время предпринимались многочисленные попытки выкрасть эти секреты и применить технологию за пределами Венеции, подорвав монополию республики на рынке. Так и случилось в 15 веке, когда Чехия начала производить собственные изделия из стекла и составила Венеции серьезную конкуренцию.

Ремесло стеклодува было не только прибыльным, но и почетным: муранские девушки могли сочетаться браками с отпрысками аристократических родов.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

В наши дни, несмотря на некоторый упадок производства, муранское стекло — это по-прежнему всемирно известный бренд и знак высокого качества. И, как и века назад, стекольное ремесло остается семейным делом, а секреты бережно хранятся и передаются от отца к сыну.

На Мурано представлены стеклянные изделия на любой кошелек и вкус. В сувенирных лавочках ценовой разбег на сувениры — от 2 до 200 евро. В основном это стеклянные фигурки (почему-то преобладают кошечки с рыбкой в животе) и украшения.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Я купила себе незатейливую подвеску в виде сердечка глубокого зеленого цвета. Решила, что мне не нужны более дорогие украшения, так как еще остались бусы с предыдущей поездки в Венецию.

Те, кто готов потратить более крупную сумму, могут зайти в галереи и выставочные залы, где изделия из стекла приближаются к произведениям искусства, подписаны именем конкретного мастера или мастерской, а цена на них варьируется от нескольких сотен до тысяч евро.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо
Все-таки итальянцы - лучшие дизайнеры в мире (наряду с шведами)
Секс, говорят, изобретение дьявола)

Проведя на острове около 1,5 часов в поисках сувениров и украшений и потом слегка поплутав на обратной дороге, мы пришли на причал Faro, откуда отправляются теплоходы до Бурано. Рядом с причалом находится несколько мини-фабрик. Дверь была открыта, и мы не упустили возможность подглядеть за работой мастера.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо
Мы наблюдаем за работой мастера-стеклодува через открытую дверь

А вот и сам Faro — маяк. Со времен Венецианской республики на Мурано всегда находился какой-нибудь маяк, чей свет помогал кораблям ориентироваться в лагуне, где навигация была сложным и опасным делом. Современный нам маяк построен в 30-х годах 20 века. У его основания размещены барельефы Девы Марии с Иисусом на руках.

Снова ожидание. На этот раз — теплохода до Бурано. Не знаю, забиты ли причалы людьми в другие времена года, но летом было под завязку. Несмотря на высокую плотность толпы, никто не толкался, все вели себя вежливо и культурно. Хотя, конечно, ощущение московского метро в час пик не отпускало.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Вапоретто линии 12, отходящий от причала Faro следует от Мурано в Бурано. Ехать около 15 минут.

Колышки в воде - ориентир для безопасного маршрута в этой болотистой местности

По пути мое внимание привлекли живописные, заросшие до самой крыши развалины какого-то здания. Скорее всего, религиозного назначения. Возможно, это монастырь, хотя я могу и ошибаться.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Первую остановку теплоход делает на острове Маццорбо.

Маццорбо ничем особенным не примечателен, разве что несколько домов выглядят так же, как и на соседнем Бурано.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Когда-то Маццорбо был важным центром торговли. Когда Торчелло утратил свое значение, превратившись в «зловонное болото», Маццорбо тоже оказался брошен в пользу острова Риальто. Однако он не совсем опустел благодаря тому, что венецианская знать облюбовала его в качестве курорта.

Сегодня это тихий и сонный рыбацкий поселок, утопающий в зелени и виноградниках.

Маццорбо соединен с Бурано мостом, поэтому при большом желании посещение этих двух островов можно совместить.

На острове Бурано

Бурано, как Риальто и Мурано, это не один остров, а группа островов, соединенная между собой мостами. Если Мурано известен непревзойденными изделиями из стекла, то Бурано славится кружевами и традиционной сладкой выпечкой — пончиков в глазури (мы, к сожалению, не пробовали).

Остановка вапоретто на острове Бурано

Остров начал заселяться в 6 веке по той же причине, что и другие острова Венецианской лагуны: жители северных провинций Римской империи бежали в эти суровые болотистые края, спасаясь от нашествия варваров. Испокон веку мужчины Бурано занимались рыболовством, а их женщины — чинили и плели снасти. Свои навыки женщины впоследствии использовали для изготовления предметов быта, укращающих интерьер, в том числе плетения кружев.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Есть и романтичная версия появления производства кружев на острове. Однажды молодой парень, помолвленный с местной девушкой, отправился рыбачить в море, где его своими сладострастными песнями пыталась соблазнить сирена. Рыбак не поддался («меня царицей соблазняли, но не поддался я!»), за это сирена, удивленная такой стойкостью и верностью, подарила ему венчальное кружево, сотканное из пены морской. Так это или не так, история умалчивает. Достоверно одно — кружевницы Бурано начали обшивать венецианскую знать уже в 16 веке.

Честно говоря, одежда из буранского кружева совсем не впечатлила: мне ничего особенно не приглянулось, а мама, которая искала себе хороший летний сарафан, не могла найти себе ничего-либо слишком коротко, либо слишком бесформенно а-ля «баба на чайнике», либо выглядит, как вещь из бабушкиного сундука. Единственное, что мы купили, — расшитые скатерти за 10 евро, хотя не уверена, что они произведены именно на Бурано. Читала несколько отзывов о том, что на острове давно продают изделия из Поднебесной, а настоящее буранское кружево можно найти только в музее.

Но не кружева и даже не пончики сделали Бурано столь популярным у туристов. Прежде всего, конечно, Бурано стоит посетить за необычно яркую и живописную жилую застройку. Казалось, будто я упала в кроличью нору и уменьшилась до размеров куклы: эти хорошенькие аккуратные дома сочных карамельных расцветок создавали у меня иллюзию кукольного городка. Хотелось раскрыть створки домиков и посмотреть на крошечные ванные, кухни, маленькие диванчики и стульчики.

Жители с большим трепетом относятся не только к цвету своих домов (на покраску в определенный цвет они должны получить специальное разрешение у местных властей!), но и к их внешнему виду, стремясь к гармонии и совершенству цветовой композиции. Даже цвета оконных створок и цветочных горшков сочетаются между собой.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

По местной легенде, дома стали красить в сочные оттенки и в разные цвета, чтобы рыбаки могли узнать свой дом, возвращаясь из моря. Конечно, есть и убийственная рациональная версия, что это сделано, чтобы привлечь на остров туристов, но мы категорически отказываемся ей верить. Пусть будут кружева, сотканные из пены морской, пусть будут рыбаки, которые не перепутают после морской качки свой дом с домом соседа и не заглянут по ошибке к чужой жене.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Жители обязаны поддерживать свои дома в отличном состоянии и постоянно подкрашивать фасады при необходимости.

Я нигде, ни в одном месте мира, не видела, чтобы кто-то так живописно сушил белье. Не думала, что обыденное занятие можно превратить в акт искусства.

Все дороги на Бурано приведут вас к главной площади имени самого знаменитого уроженца острова — композитора Бальдассаре Галуппи, которого даже прозвали «буранелло». На площади множество магазинов, где можно купить кружево и одежду из натуральных тканей, а также лавки с вкуснейшим в мире джелатто и траттории, в которых, если остановитесь на обед, непременно стоит заказать какое-нибудь блюдо из рыбы. Помните все эти бурановские легенды — если бы не необходимость ловить рыбу и выходить в море, то и Бурано не приобрел свою яркую индивидуальность.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Над площадью и всем островом возвышается единственная церковь Святого Мартина с 52-метровой кампаниллой, построенные в 16 веке.

На Бурано мы провели меньше времени, чем на Мурано, потому что не тратили время на поиск сувениров и украшений. Ох уж эта наша женская натура: увидишь стекляшки-бусинки-блестки и все, выпала из реальности. Бурано в это плане проигрывает Мурано, хотя во всем остальном интереснее — все-таки в самой Венеции таких симпатичных разноцветных домиков, сконцентрированных в одном месте, нет.

Вволю нафотографировашись, мы коротали время до вапоретто на Лидо, наслаждаясь вкусом джелатто и подкрепляя силы картошкой фри. Компанию нам составляли местные бурановские коты, которые совсем не стеснялись клянчить еду у туристов.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

До Лидо с Бурано можно доехать на вапоретто линии N. Время в пути — около 40 минут.

Порядком устав после двух насыщенных дней в Вероне и Венеции, мы хотели отдохнуть, позагорать и искупаться в море, чтобы набраться сил перед следующими городами — Флоренцией и Римом. Я знала, что пляжный отдых возможен на острове Лидо — длиной песчаной косе, выходящей к Адриатическому морю, но многого от такого отдыха не ожидала, так как читала несколько негативных отзывов.

Не могу сказать, хорошо или плохо длительное пребывание на Лидо, но те несколько часов, что мы провели на острове, оставили только положительные впечатления.

Вапоретто с Бурано останавливается на Санта-Мария-Елизавета. Добраться до пляжа от остановки вапоретто легко, так остров очень узкий и от одного конца до другого путь займет 15–20 минут. Также от остановки вапоретто курсируют автобусы до городского пляжа.

Пляж на Лидо условно бесплатный в том смысле, что за вход платить не надо. Остальные услуги платные, включая душ и туалет. Любителей отдыхать бесплатно, что закономерно, подавляющее большинство, поэтому пляж немного напоминает курорты Краснодарского края средней руки. Бойко идет торговля пляжными принадлежностями — от солнцезащитных очков до платков, так что если вы что-то забудете, не беда, можно будет все купить прямо на месте.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Обилие людей на пляже никак не портит отдых, потому что главное для отдыхающего — море, песок и ласковое солнышко. И то, и другое на Лидо было почти идеальным: Адриатическое море в этой части Италии было очень теплым «как парное молоко», песок — белый и мелкий, одно удовольствие ходить по нему босиком, солнце пригревало, но не припекало. Все-таки утро и вечер — лучшее время для загара.

От пляжа к остановке вапоретто ведет весьма оживленная улица, вдоль которой расположены кафе, рестораны, магазины и отели.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Еще одна причина, по которой стоит посетить Лидо, — полюбоваться видами Венеции на рассвете или закате. В нашем случае мы наслаждались закатным пейзажем.

Миф о том, что Венеция — это не более, чем город камней с историей, не более чем предубеждение. На юге острова Риальто есть довольно большой парк. Остановки Biennale или Gardini.

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

С Лидо до нашей остановки вапоретто Fondamente Nove, дав приличный круг, мы добирались не менее часа. Зато у нас была возможность осмотреть весь остров Риальто с воды, не тратя драгоценные силы на гораздо более длительные пешие марш-броски.

Мы вернулись в апартаменты около 8 часов вечера. Пляжный отдых на Лидо нас настолько взбодрил, что хватило сил еще и на вечернюю прогулку.

Суммируя опыт по Мурано, Бурано и Лидо:

1) Если вы равнодушны к изделиям из стекла, то можно смело не тратить время на Мурано — все, что можно увидеть или купить на нем, есть с избытком на Риальто. Но если хочется в спокойной обстановке и целенаправленно выбрать сувенир или украшение из стекла, то лучше сделать это именно в Мурано

2) Бурано — рай для фотографа. Только из-за кружев ехать на остров бессмысленно, потому что вряд ли вы купите что-то выдающееся, а вот сделать самые лучшие, самые сочные фото за ваше путешествие вполне реально

3) Если вы останавливаетесь в Венеции больше, чем на два дня, то имеет смысл совместить осмотр достопримечательностей с пляжным отдыхом на Лидо. Все-таки не нужно загонять себя, выжимая последние соки, иногда путешествия нужны и для того, чтобы отдыхать и набираться сил для новых туристических свершений!