ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Многоликая Европа. Франко-испанская мозаика Перпиньяна

24 сентября 2013 г. 14:17 Перпиньян — Франция Август 2013

Около Эль-Кастелет есть ресторанчик… Тёплым августовским вечером перед кастрюлькой с мидиями в сыре рокфор мы попивали белое вино и вспоминали слова Атоса, ответившего в нашей музыкальной комедии на вопрос гасконца д’Артаньяна о дальнейшем жизненном пути после завтрака под огнём в бастионе Сент-Жерве. «А я… поселюсь где-нибудь в маленьком домике в Руссильоне». Столица графства, названного от латинского слова «красный», бросала на нас синеватую тень красной башни, своего символа. Ну, а теперь всё по порядку. Начнём с «полновесного искусства», а о романтике и истории припомним на десерт.

Это — обязательное место посещения групповых экскурсий, Гиды, в зависимости от утончённости собственного эстетического чувства, с придыханием восторга или с холодной усмешкой показывают на статуи… Брунгильды. Или ещё какой-нибудь образцовой фрау эпохи внедрения стандартов красоты германо-арийской расы. Да-да, конечно. О правлении Франко тут вспоминать не принято, но восхищаться детищами ещё одного «великого каталонца» принято из вежливости. Ведь дарёной… кобыле под хвост не заглядывают. А их городу Перпиньяну было подарено целых две. История же творческого пути автора отчасти напоминает все прочие подобные: учился, вроде бы, как все. А что выросло? Дали, Пикассо, Майоль.

Великий Роден, увидев творение Аристида Майоля на персональной выставке в 1902 году, сердечно приветствовал его дарование… Так, получив вдохновение и благословение, крестьянин в бессчётном поколении с фамилией «Виноградная лоза», запрыгал по творческой лестнице через три ступеньку. Первый успех его «Леды» не был забыт, но сам он вообразил себя правопреемником и наследником Фидия и Поликлета, без устали рисуя в афинских музеях. Но тут у него случился морально-этический перекос…

Его связь «с пластическим мышлением греков, прошадшая через тысячилетия» напоролась на требование времени изображать нечто более ориентированное на вкусы сплочённых рядов тружеников, радостно приветствующих своих вождей… Вы уже поняли, о каких временах идёт речь? Могучие самки, полные дум о великом, подаренные Майолем городу Перпиньяну, по-прежнему возвращают зрителя к эпохе военных диктатур в Европе.

В теме навязчивого сюра всё-таки хочется поставить точку. Поэтому завершу тему ещё одной деталью. Во время одного из своих паломническо-фантасмагорических завихрений Сальвадор Дали испытал припадок «космогонического экстаза», по его собственному выражению, да и зачем-то назвал Перпиньян центром вселенной.

Приклеив в 1963 году к фасаду железнодорожного вокзала очередное своё «вытворение», добавил, что вокруг этого здания весь Иберийский полуостров вращается уже 132 миллиона лет… Но местные власти оказались трезвее своего знаменитого гостя.

Не стали стесняться людей с хорошим вкусом и воспользовались ситуацией ради «рекламы места». Теперь у транспортного объекта не только стоит монумент в честь автора высказывания, но и красуется надпись: Перпиньян — центр мира». Ну и правда, не всё же планете вокруг Солнца вращаться, надо и вокруг Дали.

Впрочем, если вам хочется настоящей романтики, не будем тут больше задерживаться и отправимся в лабиринт узких улочек, где из-зпод французского элегантного спокойствия нет-нет да и высунется буйный нрав каталонского прошлого. Заметив бодро шагающих дам с камерами и в бейсболках, близняшки-цыганки моментально сориентировались и стали требовать деньги за свой «проход в стиле Кармен» с такой настойчивостью, что мы предпочли сделать ноги.

Ведь, не дай бог, ещё позовут на помощь ещё и пару «некрасивых пацанов» с более увесистыми аргументами. Франко-испанская мозаика проявилась в стиснутых нищетой городских кварталах ярко и недвусмысленно.

Нет, темнеет, так что лучше уж быстренько осмотрим самую главную местную достопримечательность, а потом — в обитаемую менее экзотическими аборигенами часть города.

Перпиньян впервыве упомянут в 927 году. Графы Руссильонские избрали город своей резиденцией и правили тут до 1172 года, после чего столицу получили во владение испанские гранды Барселонские. Недалеко, если идти всё время вверх по узким улицам, и дворец королей Мальорки. Настоящая крепость в обрамлении сытых пышных сосен, одну из шишек которой я привезла в подарок домой. Мальорка, Минорка, Ибица. При короле Хайме Первом во время раздела каталонских земель Балеарские острова вместе с Перпиньяном достались его младшему сыну, и в 1276–1344 году управление непредсказуемыми морскими владениями осуществлялось с суши, а именно из тех залов, по которым я пробежала замечательными солнечным утром. Мощная, загадочная, суровая красота.

Вприпрыжку по лестницам, ведь обещала всё снять и рассказать. Квадратный замок почти пуст, он на реставрации. Только с высоты vol d’oiseau можно осмотреть милые окрестности с красными черепичными крышами.

Строгость рыцарских залов с редкими гобеленами и масштабными люстрами для факелов объясняется просто — дворец на реконструкции.

А потом тут запросто можно снимать экранизацию бестселлера Роллинза «Кости волхвов». Таинственная полутень старых церквей и переходов куда лучше подходит по «ходу пьесы», чем музейные залы папского дворца Авиньона.

Тройственное управление городом отчасти обуславливает романтическую ошибку, допускаемую большинством туристов. Стилизованное бронзовое запястье (не одно, их тут три) на фасаде мэрии означает вовсе не отсылку к незримому присутствию здесь духа графа де Ла Фер, скрывавшегося от невзгод под мушкетёрским плащом. А как могло бы быть красиво! Здесь господин Дюма почти не погрешил против истины.

Одна из старинных улочек Перпиньяна, столицы Руссильона, носит название… Железной руки. Буйная фантазия автора почти дотронулась до исторических хроник.

Недалеко — купеческий дом, где останавливалась на пути в Париж её романтичное величество Анна Австрийская, а также множество прочих феодальных светил.

Крошечный дворик с краником ключевой воды на случай осады, заросший пальмами и южными цветами.

Великолепный камин из красного камня, гобелены, искусная резьба по дубу, изображение хозяина и хозяйки в (о, скромность!…) дверном наличнике. Город хранит в себе, как в шкатулке, следы разных эпох.

Ох, нет… При всей эклектичности франко-каталонского букета культурных проявлений в оправе сплава эпох мои глаза почти всегда ищут и выбирают на готику. «Предлагаю поужинать у красной башни!» — бросаю на бегу. Спутницы устало кивают с улыбчивой обречённостью. «А пока быстренько… «. Сворачиваю в узкий переулок за собором святого Иоанна 1324 года закладки…

«Ещё чуток снимков и поворотов головы! Этот собор задумал король Санчо, а строился он, шутка ли дело — значительно позднее, в основном в XV и XVI веках… У нас много ли на Руси построек сохранившихся этого времени?». Ответ подруги звучит неожиданно: «Всё мигранты… то есть татары… пожгли?»

И охота тебе думать о политике… Посмотри, какая прелестная каравелла на здании в венецианском стиле. Это старинный морской трибунал Loge de Mer и биржа. Там сейчас, кажется, костюмные драмы частенько ставят. Искусство Терпсихоры примирило все арбитражные споры.

Ну, вот и конец нашей вечерней пробежки. Как и обещала — единственная выстоявшая перед Его величеством Временем башняукреплений города — Эль Кастелет. Ещё одну «живую достопримечательность» Перпиньяна можно созерцать только в страстную пятницу. По улицам в полном молчании движутся люди в чёрных одеяниях и остроконечных колпаках…

Нет, это не призраки инквизиции, и никакую ведьму они уже не сожгут. Это другое. Это они скорбят так. В остальном прочем городок на берегу реки Тет — сплошное веселье, очарование юга и намёк на то, что это — столица изысканного французско-испанского виноделия. Задержаться бы тут подольше, в брызгах фонтана и каплях рубинового ароматного вина.