Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 21 апреля 12:28

Верона — Италия Июль 2013

Любое большое путешествие начинается с мечты. Большое путешествие не обязательно означает кругосветное или длительное по времени, но обязательное такое, о котором мечтаешь с особым трепетом души и ждешь больше, чем подарка на Новый год в детстве.

Таким для меня и моих родителей стало путешествие в Италию, хотя оно и не ограничивалось исключительно этой страной. Но я говорю именно об Италии, потому что она была нашей целью.

Все началось с того, что мы с папой вдохновились маминой мечтой повидать Рим и самое грандиозное строение античности Колизей, чей безошибочно узнаваемый силуэт изображен на обложках учебников по древней истории. «Вечный город», живое воплощение мощи человеческого разума, возвышенных порывов человеческого сердца и драматизма человеческих страстей, давно манил ее. И мамина мечта исполнилась: в самый разгар лета, с 10 по 30 июля, у нашей семьи начались большие итальянские каникулы.

В этом отзыве я сделаю упор на практических аспектах самостоятельного путешествия по Италии и другим европейским странам, минимизируя лирические отступления и исторические описания, которые, по-моему, будут неуместны в моем исполнении — все же я не историк и не поведаю в этом плане ничего нового, чего бы уже не было в других отзывах или нельзя с легкостью найти на просторах интернета. Я просто расскажу, как мы съездили, что нам понравилось, а что нет, какие ошибки мы допустили, а где, наоборот, туристическая удача нам улыбнулась.

Планирование маршрута

Планировать путешествие было поручено мне как специалисту в этом вопросе. С 2011 года я не пользуюсь услугами турагентств, составляя маршрут, бронируя авиабилеты и гостиницы самостоятельно, и пока что саму себя не подводила. Но это путешествие было особенным, так как впервые предстояло распланировать целых три недели. Простор для фантазии ограничивался преимущественным пребыванием на территории Италии и обязательным пляжным отдыхом. От этого я и отталкивалась. В итоге после долгих раздумий над картой и бесконечного перекраивания маршрута из множества зеленых капелек получилось следующее:

Верона - Венеция - Флоренция - Рим - Пиза - Генуя - Канны - Авиньон - Женева - Париж

Визы

Некоторые затруднения при самостоятельных поездках иногда вызывает оформление виз, так как эта процедура, как и любой другой бюрократический сбор бумаг, затратна по времени и чисто психологически неприятна, хотя по сути ничего сложного в ней нет. Список документов четко расписан, образец заполнения визовой анкеты очень легко найти в интернете, медицинскую страховку опять же можно купить он-лайн, не выходя из дома (я так и сделала). Чуть-чуть усилий, немного волнений — без них не обходятся даже те, кто часто летает в визовые страны — и заветный прямоугольник наконец-то появится в паспорте.

В нашем же случае все усугублялось тем, что мои родители живут в другом регионе, где нет консульства Италии. Мы делали так: я на компьютере заполнила визовую анкету за них и за себя по единому шаблону, они распечатали последнюю страницу, поставили роспись в нужном месте и отправили ее по почте. Я передала в итальянский визовый центр пакет документов родителей без их личного участия — для этого достаточно предъявить ксерокопию свидетельства о рождении.

Все остальные документы (справки с места работы, выписка с маминого банковского счета, папе такая выписка не нужна была, так как была пердоставлена ксерокопия свидетельства о браке) передали вместе с родственницей, прилетавшей в Москву в мае. Также в визовый центр я предоставила расписанный по дням маршрут поездки, брони всех отелей и авиабилеты. В итоге визу нам всем дали всего на 4 месяца, возможно, потому, что я подстраховалась, так как родители ехали по сути впервые в Европу, и я указала в визовой анкете срок пребывания 21 день (общая длительность нашей поездки), а не 90 дней, как это указывается в случае соискания визы на максимально возможный срок.

Отели

Все отели я бронировала с помощью сайта Booking.com, кроме одного в Авиньоне, который был найден на Hotels.com. Самый дорогостоящий город с точки зрения проживания (и не только с этой точки зрения) — Венеция. Бюджетные предложения на основной группе островов, не на материковой части Местре, очень трудно найти. Практически то же самое касается Рима: дешевые отели рассыпаны по далеким окраинам. Спасением и реальным выходом для нас оказались апартаменты — комнаты в частных домах. Это был мой первый опыт проживания в апартаментах и скажу, что особой разницы с отелями средней руки я не заметила. Наоборот, в той же Венеции наши апартаменты находились в здании 16 века, на первом этаже которого располагалась выставка каких-то русских художников.

Интерьер апартаментов Residenza Ca'Zanardi

Авиабилеты

Самые дешевые билеты в Италию оказались у авиакомпании Air Dolomiti до Вероны. Я купила билеты еще в мае, однако в июне мне пришло письмо от компании bravoavia, через сайт которой была совершена покупка, об отмене рейса. Вернее, его не отменили совсем, но добавили пересадку в Мюнхене, из-за чего прилет в Верону сдвигался во вторую половину дня. Я отказалась от билетов, и деньги за них вернули. На ту же дату 12 июля и почти за те же деньги перелет в Верону предлагала авиакомпания S7. Обратные билеты были куплены из Парижа на рейс авиакомпании «Трансаэро».

Билеты на поезд

Все переезды внутри Европы мы совершали исключительно на поездах. Памятуя опыт путешествия по США с семью перелетами, съевшими внушительную часть нашего бюджета, и опыт нашей первой с мамой поездки по Европе в рамках «галопнопоевропного» автобусного тура, я сразу отмела другие виды транспорта. Билеты на поезда в Италии были забронированы заранее с помощью сайта http://www.trenitalia.com/ Сайтом очень просто пользоваться — достаточно зарегистрироваться и выбрать нужную дату.

В Италии существует два основных вида поездов — региональные (intercity) и высокоскоростные (Frecciabianca, Frecciarossa и Frecciargento, соединяющие разные части страны). Региональные идут медленнее и совершают больше остановок, но разница между ними и скоростными может достигать несколько десятков евро, что существенно для экономного путешественника.

Во Франции я бронировала билеты с помощью сайта http://www.voyages-sncf.com/, которым также удобно и просто пользоваться. Билеты сразу же после покупки «падают» на почтовый ящик в виде электронной распечатки с QR-кодом. В Италии билеты практически не проверяли, во Франции контролеры попадались почти во всех поездах.

Навигация

Раньше, еще на заре моей практики самостоятельного планирования путешествий, я с пристрастием изучала карту той местности, куда мне предстояло отправиться, собирала в одном файле описания всех достопримечательностей и ехала с увесистой кипой распечаток. Сейчас я так не делаю, потому что почти в каждом отеле и уличном кафе есть бесплатный wi-fi, и я могу быстро посмотреть нужную мне информацию. По причине ненужности я отказалась и от бумажных карт. Перед итальянскими каникулами я скачала и установила на смартфоне приложение Maps With Me Pro за 199 рублей (название указываю не для рекламы, а чтобы поделиться личным впечатлением от использования). Приложение позволяет заранее скачивать карты нужных стран или только их регионов и ориентироваться по ним при помощи GPS-навигации без использования интернета или мобильной связи. Большим плюсом карт является то, что они составлены весьма подробно: подписаны не только названия улиц и достопримечательностей, но также указаны места расположения питьевых фонтанчиков, парковок, отделений полиции, пляжи, парки и скверы и многое другое.

Существенный минус — невозможно проложить маршрут от своего текущего местоположения к заданной точке. Видишь только где находишься ты сам и где находится нужная точка.

Я не утверждаю, что гаджеты помогут в вашем путешествии в любом уголке Земли. Например, они будут бесполезны в удаленных африканских странах, где плохо ловят спутники GPS, а о вай-фае приходится только мечтать. Но от гаджетов определенно не стоит отказываться в странах «развитого капитализма» — США и Евросоюзе.

Экскурсии

Первоначально я планировала заказать экскурсии у частных гидов в Венеции, Флоренции и Риме. В итоге оставила только Рим. Сначала хотела воспользоваться услугами гидов на нашем сайте, но одна мне не ответила вовсе, а вторая сослалась на занятость в день, когда нам было удобно проведение экскурсии. И я начала искать на просторах Интернета. Из множества предложений я выбрала то, что больше остальных меня поразило красочностью описания: женщина-гид с пылом рассказывала о своей любви к Риму и обещала, что передаст «своим туристам» эту любовь, восторженность его древней историей и великолепной архитектурой. Но, наверное, текст писал профессиональный копирайтер, потому что на деле никакой особой любви к Риму мы не почувствовали, а то, что она поведала о достопримечательностях, можно было прочитать и в путеводителе, заплатив при этом 10 евро, а не 130.

Это был мой первый опыт обращения к услугам частного гида и не совсем удачный, хотя дама в принципе выполнила поставленную задачу. Просто мы остались без тех эмоций и тех уникальных фактов, что можно узнать только у постоянного жителя «вечного города».

Также я заранее по интернету бронировала места в экскурсионной группе на русском языке в Ватикане, купила билеты в Версаль и Мулен Руж.

Большие итальянские каникулы: Верона

Краткая организационно-пояснительная часть закончена. На отдельные организационные моменты я буду делать акцент по ходу повествования.

10 июля, среда

Наши большие итальянские каникулы начались с региона Венето, расположенного в северо-восточной части Италии и примыкающего к Адриатическому морю, и двух его наиболее известных городов — Вероны и Венеции.

В 10.45 мы вылетели из аэропорта Домодедово рейсом авиакомпании S7 Airlines до Вероны. Самолет был обычным — не слишком комфортным, но и не разваливающимся чуть ли не в воздухе, что бывает в практике российских авиакомпаний. Верона для нас с мамой, уже проехавших вскользь по северной границе Италии 7 лет назад, не являлась городом-откровением. Тогда в рамках автобусного тура на осмотр Вероны нам выделили ровно один час и потому в голове остались только груди Джульетты, выбеленные прикосновениями тысяч рук, да часы в красивой стрельчатой арке на площади Бра, где нам велено было собраться.

В этот раз мы, как туристы свободные и не ограниченные никакими регламентами, располагали уже несколькими часами — от времени прилета самолета до отправления семичасового поезда в Венецию.

Около полудня по местному времени мы приземлились в международном аэропорту Вероны — весьма небольшом по размерам и провинциальном по ощущениям. От аэропорта идет автобус до железнодорожного вокзала Верона Порта Нуова (Verona Porta Nuova), куда мы решили поехать, чтобы оставить вещи в камере хранения. Найти камеру хранения можно по пиктограмме чемоданчика, а находится она на том же этаже, что и выход на перроны.

Вокзал Вероны расположен на некотором удалении от основных достопримечательностей — так запросто пешком, тем более по жаре не дойти. Мы, недолго думая, взяли такси до дома Джульетты — получилось что-то около 9 евро. Учитывая, что нас трое, то экономить и добираться на автобусе не имело смысла.

Я, пусть со смешным акцентом. но все же понятно для таксиста произнесла Casa di Giulietta — Каза ди Джульетта. Думаю, 95% получаемых ими указаний от туристов сводится к этим трем словам.

В крошечном дворике дома Джульетты, как и в прошлый раз, как, наверное, здесь бывает почти каждый день, было очень многолюдно. По сути приходилось проталкиваться к заветным грудям сквозь плотную толпу, непрерывно фотографирующую, позирующую, обсуждающую увиденное на разных языках — и все это одновременно. Перефразируя, можно сказать, что Верона — город «на час». Многих сюда привозят на краткую обзорную экскурсию, ограничиваясь двориком Джульетты и площадью трав, как это уже было в нашем с мамой случае, поэтому здесь такой ажиотаж.

Сфотографировать памятник Джульетте без маячащих в кадре голов, рук и ног — настоящая «миссия невыполнима». Но я и не особо старалась, так как никаких особенных чувств статуя у меня не вызвала. Возможно, потому что я видела ее во второй раз. Возможно, потому что мне интереснее перечитывать шекспировское произведение, нежели видеть материальное воплощение девушки, которой никогда в реальности не существовало. Жаль, кстати, что даже так она разлучена со своим возлюбленным: статуи Ромео рядом с ней нет.

Большие итальянские каникулы: Верона

Любовь — очень прибыльное чувство. Тут же во дворике работает магазин, где ловкая швея за минуту выстрочит ваше имя или имя вашей зазнобы на какой-нибудь вещи, которую можно купить здесь же — от прихватки до халата.

Дворик Джульеты выходит на улицу с многочисленными магазинами, которая почти сразу упирается в самую красивую и известную площадь Вероны — Пьяцца делле Эрбе (Piazza delle Erbe — «площадь трав»), ведущая свою историю со времен Древнего Рима и античного форума, когда-то расположенного на ее месте.

Площадь небольшая по размерам, имеет вытянутую овальную форму. Колорит и особенное очарование ей придают здания средневекового и ренессансного периодов, в окружении которых она находится. Их теплые цвета — медово-имбирный, кирпичный, цвет взбитых сливок, лососевый — придают площади почти домашний уют и камерность, несмотря на большое количество людей в течение всего дня.

Фонтан Веронской Мадонны на Пьяцце делле Эрбе

В центре «площади трав» — рынок, как это и было испокон веков. В наши дни на рынке торгуют сувенирами, фруктами, холодными напитками, особенно востребованными в такую жару, что стояла в Вероне в июле, кожаными сумками, шарфами и другой одеждой.

Сил и времени у нас еще оставалось много, день был в самом разгаре, и мы решили углубиться в веронские улочки, чтобы потом вернуться на площадь и пообедать.

Веронские улочки очень чистые, дома — ухоженные, а ажурные балкончики с цветочками и окошки с яркими контрастными ставнями будто сошли со старинной гравюры. Хотя Верона не создает, как Венеция, ощущения «путешествия во времени», она вся какая-то более простая и понятная, почти родная. Кажется, что уже жил в этом городе. Давно-давно, в прошлой жизни, а память об этом осталась.

Дом возле собора Святой Марии

Улочки вывели нас к церкви Святой Анастасии — самой крупной в Вероне.

В прохладе церкви мы спрятались от летнего зноя. Вход платный, что-то около 3 евро. Платками укутываться-прикрываться не заставляют. Церковь оставляет то же впечатление, что и Верона в целом: чего-то теплого, дружелюбного, почти по-домашнему уютного.

Следуя указателям, расставленным заботливой рукой городских властей, мы дошли до каменного моста Понте-Пьетра через реку Адидже (ударение на первый слог), на берегах которой раскинулась Верона. Пожалуй, вид с этого моста и сама река Адидже с ее бурной светло-зеленой водой оставили после себя самые яркие впечатления.

Большие итальянские каникулы: Верона

Перейдя по мосту на противоположный берег реки, мы немного прошлись, а потом спустились вниз, к реке. В разгар дня солнце палило немилосердно, а возле реки была столь необходимая нам прохлада.

Оказалось, не мы одни искали спасение от жары.

Большие итальянские каникулы: Верона

По ощущениям, вода была вполне годной для плавания, если бы не слишком сильное течение.

С этой стороны можно четко увидеть колокольню церкви Святой Анастасии

Вообще самые лучшие виды Вероны, которые позволяют оценить всю красоту и очарование города, открываются с набережной реки Адидже. В центре, среди толп туристов, понять, в чем изюминка Вероны, почти невозможно.

Большие итальянские каникулы: Верона

Мы прошли вдоль набережной и свернули обратно в центр по мосту Понте Нуово, который находится южнее Понте Пьетро. К четырем часам дня мы здорово проголодались и решили пообедать на площади Эрбе.

Здесь наше внимание привлекли уличные йоги. Подобное мы видели и вдругих итальянских городах, но веронские были лучшими — даже хотелось поверить в «уличную магию», которая помогала пареньку внизу держать на палке свою подружку.

Большие итальянские каникулы: Верона

Мы зашли в кафе на площади Эрбе и заказали холодный чай. В кафе и ресторанах напитки стоят ощутимо дорого, поэтому впоследствии мы заказывали только большую бутылку питьевой воды. Иногда воду даже подавали бесплатно.

Вообще в Европе в разгар лета больше всего денег уходит именно на воду. В Италии спасали от разорения фонтанчики с бесплатной питьевой водой (кстати, они были обозначены на оффлайновых картах, которые я скачала заранее).

Я заказала какой-то салат с тунцом и ветчиной, мама — пиццу, папа — тальятелле со шпинатом. Все типично итальянское. Но то, что мы съели в раскрученном туристическом месте, сложно было назвать феерией вкуса.

Большие итальянские каникулы: Верона

После обеда мы еще немного прогулялись по Вероне и затем вышли, следуя указателям (почему-то в Вероне я совсем не пользовалась навигатором — в городе достаточно просто ориентироваться), на главную городскую площадь Бра.

Первое, во что упирается взгляд при выходе на площадь — амфитеатр Вероны Арена-ди-Верона.

Большие итальянские каникулы: Верона

Арена-ди-Верона хоть и меньше по размерам римского Колизея, зато старше на несколько десятков лет и лучше сохранилась. Веронский амфитеатр предназначался для того же самого, что и Колизей — проведения гладиаторских боев и цирковых представлений. Сегодня в нем проводятся обычные концерты, что позволяет судить об его отличном состоянии.

Но если сравнивать, то чисто визуально Колизей смотрится грандиознее, потому что он, хоть и наполовину разрушен, выше и доминирует над всеми остальными постройками.

Площадь Бра совсем другая по настроению, нежели площадь Эрбе.

Район Листон (от венецианского диалекта прогулка), застроенный ренессансными дворцами
Район "Листон" (от венецианского диалекта "прогулка"), застроенный ренессансными дворцами

Во-первых, она намного больше — самая большая в Вероне и, говорят, во всей Италии. Во-вторых, здесь нет этой рыночной суеты и толчеи, ведь простора хватает. Народ прогуливается вдоль нарядных дворцов эпохи возрождения, или сидит в многочисленных кафешках, попивая вкусный кофе — а в Италии он только таким и бывает, или отдыхает в тени деревьев возле фонтана Альп и памятника первому королю единой Италии Виктору Эммануилу Второму.

Большие итальянские каникулы: Верона

До поезда оставалось еще два с лишним часа, и мы, уже порядком уставшие и разомлевшие на жаре, решили убить время, прокатившись на туристическом паровозике. Действительно, туристический паровозик — отличный выход для тех, кто торопится и, наоборот, для тех, кто не знает, куда девать лишнее время.

Посадка на паровозик производится возле тех самых часов, которые я запомнила еще по предыдущей поездке в Верону. Цена — 5 евро.

Туристический паровозик позволил нам увидеть то, до чего нам не хватило сил дойти пешком. Под крышей, закрывающей от палящего итальянского солнца, и с ветерком, создаваемым движением поезда, воспринимать город было гораздо легче и приятнее. Параллельно еще и озвучивается на английском и других языках, мимо каких достопримечательностей мы в данный момент проезжаем.

Церковь Санта-Мария Антика (antica означает «старая») – одна из самых старинных и почитаемых в Вероне

До настоящего поезда оставалось еще много времени, и мы, вернувшись на площадь Бра, маялись от жары и безделья. Ноги отказывались идти куда-то еще, а мозг — воспринимать что-либо еще сверх увиденного. Хорошо, что в сквере предусмотрительно установлен подземный туалет (пусть и платный) и колонка с питьевой водой.

Тут же рядом находится стоянка официального такси. Я специально написала «официального», потому что в России такси бывает всякое. Думаю, что многие попадали в ситуацию, когда таксист требует явно завышенную сумму и еще хамит при этом. В Италии и во Франции такси работают по счетчику, что делает оплату прозрачной и комфортной для клиента.

Приехав на такси на железнодорожный вокзал, мы забрали вещи из камеры хранения. Оставалось только ждать нужного поезда — билеты были куплены заранее.

Перрон вокзала Верона Порта Нуова

До Венеции идет множество поездов. Я купила билеты на самый дешевый региональный Regionale Veloce стоимостью 7,5 евро. Их можно купить не раньше, чем за 7 дней до поездки.

Но даже этот дешевый поезд — прекрасный сон для наших убитых подмосковных электричек, которые и мечтать не смеют о кондиционерах и биотуалетах.

Билеты при посадке никто не проверяет. Свой вагон и место каждый пассажир ищет самостоятельно

Суммируя опыт по Вероне

Сейчас бы я немного перекроила наш маршрут. Лишние часы в Вероне без возможности переждать жару в отеле, принять душ и немного передохнуть после перелета были совершенно ни к чему. Надо было купить билеты на пятичасовой, а не семичасовой поезд и доехать до Падуи, переночевать в Падуе и утром доехать оставшиеся полчаса до Венеции. Но я боялась, что так мы толком не посмотрим ни Верону, ни Падую.

В целом Верона интересна и симпатична: чистенькие улочки, аккуратные дома, великолепные виды, особенно с набережной. Но лично я не прониклась ею так, как Венецией или Римом. Она не влюбляет в себя, несмотря на весь свой имидж «города влюбленных».

Конечно, один час на Верону очень мало. Но пяти — максимум шести часов будет более чем достаточно.