Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:28

Сутки из жизни "партизана" воронежских лесов

Воронеж — Россия Июль 1981

В те давние годы, которые нынче модно называть застойными, каждый мог быть уверенным в своем будущем, особенно, если поступишь в институт. Закончил обучение — диплом в кармане, работа по распределению обеспечена, служить в армии не надо, а лейтенантские звездочки сами на плечи упадут, главное пройти военные сборы в войсках.

Таких «студентов-служак» с легкой долей презрения называли «партизанами», в 81 году я тоже попал в их число. Строгий майор сопроводил группу развеселых раздолбаев в Воронеж, в городе мы выглядели среднестатистическими гражданскими юношами, постигающими житье.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

А через пару часов после того, как камуфлированный грузовик отвез нас в часть, расположенную в густых сосновых лесах, все резко изменилось — студенты превратились в ровную шеренгу не очень подтянутых молодых бойцов под предводительством бывалого армейца Сергея — перед институтом он уже успел отслужить срочную.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Армейские будни у студентов-партизан, в основном, скучные и однообразные: ранний подъем, пробежка с зарядкой, несъедобный завтрак, уход на позиции, обед, вновь позиции, немного личного времени, ужин и отбой. Я всегда с неприязнью думал, как молодые ребята отдают два драгоценных года своей молодости на столь непродуктивное времяпровождение? Однако, армейская жизнь студентов протекает в 24 раза быстрее чем в обычной армии и она была почти райской, по сравнению с солдатами-срочниками.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Очередное раннее утро ничем не отличалось от десятка предыдущих: подъем в 6 утра — как тяжело полусонным бежать по лесным тропинкам, так и не продрав глаза, а затем еще и умываться ледяной водой. Похоже, даже солнце, чей гигантский медно-желтый диск нехотя поднимался над горизонтом, и то не выспалось. Все было обыденным, кроме одного: на пылающее светило наплывала непонятная тень: в это утро мы увидели необычное явление — частичное солнечное затмение. Хоть и просвещенные мы люди, да и повидал я к тем годам немало, но меркнущий на наших глазах диск вселял какой-то подсознательный страх, представляю, как было жутко нашим предкам, наблюдающим полное затмение. Однако, солдату, даже такому скороспелому, как я, негоже отвлекаться на пропадающее солнце, поэтому, в пылу армейских забот пришлось быстро забыть о необычном явлении.

После завтрака появилось чуток свободного времени, я расслабился, потерял бдительность и гуляющим шагом прошествовал мимо площадки с флагштоком, беспечно расстегнув верхний крючок гимнастерки и мечтая о прелестях гражданской жизни. Неожиданный окрик: «Боец, ко мне!» явно не мог относиться ко мне. Однако, когда суровый майор, гневно зыркнув на меня, отрывисто повторил свое приказание, я неуклюже попытался перейти на строевой шаг, и путаясь в собственных ногах, подошел к нему чтобы доложить о прибытии. Вопрос «Что за вид?», любого поставит в тупик, а меня тем более, пришлось служаке применить все свое красноречие, описывая степень моего морального разложения и урон, нанесенный Советской армии столь расхлябанным видом. Было понятно, что дело пахнет нарядом, но буря мгновенно утихла, когда стоящий рядом капитан тихо шепнул — да это же студент…

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Жизнь продолжалась своим чередом, но после обеда стали заметны клубы черного дыма, поднимающиеся над дальней кромкой леса, в дебрях которого располагалась наша часть. Как всякий сознательный гражданин и комсомолец, я поспешил к уже знакомому майору доложить об опасности. Однако, тот, обладая врожденной армейской мудростью, веско рассудил: «…горит далеко от нас, беспокоится не о чем, да и не пожар это, а мусор жгут!». Команду «Кругом» я выполнил почти без огрехов и отправился вновь преодолевать трудности армейской жизни.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

День клонился к закату, дым становился все гуще и ближе к нам, а в наступающих сумерках на небе заплясали отблески пока еще далекого зарева. В части царило спокойствие и умиротворение, однако, сразу после ужина картина резко изменилась: офицеры забегали, как испуганные муравьи в разворошенном муравейнике, солдаты стали суетливо кучковаться в колонны и резво убегать в направлении дыма. Удивительно, но нас тоже призвали пред утомленные очи командира части, который напутствовал патриотической речью, в которой он сообщил, что студентам предоставляется уникальная возможность на деле доказать свою преданность Родине, партии и вооруженным силам при тушении «неожиданно» обнаруженного пожара. Свое выступление он завершил мощной фразой: «Сам погибай, но технику спасай!»

На резонный вопрос «А чем тушить то?», ответ был обескураживающее прост — «Лопат на вас не хватает, поэтому топчите огонь ногами и бейте его гимнастерками!» Энергичной трусцой в привычном строю мы рванули в огонь, который оказался совсем рядом с позициями. Надо сказать, что пожар в сосновом лесу интересная штука: вся земля там усыпана толстым слоем сухих иголок, которые неплохо горят, но этот низовой огонь не очень страшен, его легко затоптать сапогами, жаль подошвы быстро разогреваются и начинают тлеть, гимнастерка тоже сгодится, только быстро прожигается. Как только низовой огонек добирается до сосны, тут начинается огненный ад — гудящий столб беснующегося пламени охватывает многометровое дерево по всей длине, мгновенно перекидывается на соседние стволы, и стреляет вокруг огненными искрами, так начинается огненный шторм.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Единственное спасение от него — это быстрые ноги: на моих глазах пожарный расчет бросил свою машину с развернутыми рукавами и на предельной скорости рванул от огня на открытое пространство. Леса под Воронежем старые, заповедные и густые, было больно и страшно видеть, как огонь без разбора пожирает сотни великолепных сосен. После первичной неразберихи, лопаты нашлись и для нас, с переменным успехом мы отбивались ими от огня до позднего вечера. Гимнастерки пропахли дымом и промокли от пота, воротнички, белые еще утром, почернели от сажи, сыплющейся со всех сторон, подошвы кирзовых сапог подгорели от жара тлеющей под ногами хвои.

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Как показалось, пожар удалось укротить, остановив его буквально в десятках метрах от позиций с техникой. Поздно ночью мы победно вернулись в палатки, чуть отмыв черные руки и закопченные лица, рухнули спать. Но «партизанский» сон был недолог, зычный крик дежурного — «ПОДЪЕМ», мгновенно разнесся по палаточному лагерю, подбросив усталые тела на продавленных раскладушках. Грузовики повезли огнеборцев в другом направлении — огонь за ночь вновь распоясался и подкрался незамеченным с другой стороны. В этот раз тяжелая техника оказалась на высоте и раскидала горящие стволы, как спички, потом, собрав их в кучи, которые безопасно догорали на полянках, напоминая о кошмаре прошедшей огненной ночи.

У-ух, теперь можно расслабится, отмыться, привести себя в порядок, но не тут-то было…В гости к нам пожаловал бравый подполковник, он сообщил радостную весть — сегодня принимаем присягу. Ка-ак? — мы же не успеем привести себя в порядок, да и стрельб еще не было, по неписанным правилам того времени к присяге никак нельзя. Но кадрового советского вояку такими мелочами не смутить, если есть приказ, его надо исполнять, ответ был достоин записи в скрижалях истории: «Студенты, вы прошли испытание огнем и успешно его выдержали, препятствий к присяге не вижу, построение через два часа. Исполнять!»

Не выспавшиеся, грязные и прокопченные студенты неровным строем стояли на плацу, внимая «колоде пламенных слов» заезжего политработника. Каждый из нас, прижимая единственный автомат, выданный на всех, выходил и зачитывал перед строем слова присяги. Все мы верили в наше светлое будущее, а до развала СССР оставалось всего десять лет…

Сутки из жизни партизана воронежских лесов

Прошло всего чуть более суток со вчерашней пробежки под затемненным солнцем, а сколько произошло за эти долгие часы, именно о таких моментах поэт писал «… и дольше века длиться день»