Турист Аленка_ _ (AlenaK3)
Аленка_ _
была 14 января 2019 13:16

Якутск — Россия Август 2008

Настал день прощального костра.

Мы остановились на зеленую стоянку, где туристы искупались, прогулялись вдоль берега.

Местные насекомые тут же слетелись и стали рассматривать нас с любопытством, а иные — даже пробовать на вкус.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

В это время начали готовить дрова для костра Дружбы. Туристы приняли в этом активное участие.

Берег.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

А голландский турист сложил из камней картину о нашем путешествии.

Дары природы — ягоды и грибы.

Все собрались у костра.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Чтобы костер разгорелся, нужно колдовство.

Трудно поверить, но костер по-настоящему разгорается только после шаманских заговоров.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Теплоход зажег огни и покорно остался ждать нас у берега.

А потом нас ожидал вечер национальной кухни. Нас накормили якутской строганиной и русскими пельменями.

На душе было приятно и немного грустно. Здесь мы обрели новых друзей, увидели разные стороны нашей необъятной страны, везем домой кучу впечатлений, сувениров, но круиз подходил к завершению, и это не могло расстраивать.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

А на следующий день — заключительная стоянка в 70 км от Якутска.

Мы посетили Ленский музей-заповедник «Дружба», который занял 40 гектаров земли.

Считается, что острог Петра Бекетова в 1632 году появился и был назван Ленским именно здесь. Этот же год и считается годом рождения Якутска. Но из-за частых затоплений во время половодья поселение было перенесено на то место, где сейчас и находится столица Якутии.

Музей рассказывает о первом поселении, о людях, которые жили здесь, их быте и роде занятий. Часть экспонатов были сюда перенесены, восстановлены, часть — воссозданы заново.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Здесь останавливались землепроходцы и мореплаватели, в том числе знаменитые: Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Семен Дежнев, чей коч (судно) размещен в музее.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

(Коч реконструирован коллективом Ленского объединенного речного пароходства в 1990 г.)

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная
Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников.

Якуты, жившие в этих местах, разводили крупный рогатый скот, получали молоко, мясо и шкуры. Коневодство давало мясо и шкуры. Из кобыльего молока приготовляли напиток — кумыс. Лошади служили основным средством передвижения. Пропитание якуты добывали еще и рыболовством и охотой.

Зимой якуты жили в юртах — балаганах

Балаган - зимняя юрта якутов

Балаган — зимнее жилище, к нему вплотную примыкал хлев — хотон, дверь в который всегда открыта, чтобы он обогревался тем же камином, что и балаган. Оба помещения снаружи прикрыты слоем земли с навозом.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Входная дверь обита шкурой, окна осенью со стеклами, но во второй половине октября начинали вставлять на зиму льдины. Льдину вытесывали по величине отверстия и замазывали снегом с водой. Такое «стекло» лучше сохраняет тепло, чем рама с настоящими стеклами.

Утром коров выгоняли из хотона через юрту, чтобы не охлаждать хотона. Им давали сена столько, чтобы они не сдохли. Лошадей сеном кормили только тогда, когда на них ездили, в остальное время они паслись на подножном корму, выкапывая сухую траву из-под снега. Вводить на ночь в хотон лошадь считалось вредным.

В юрте у камина стояло несколько котлов со льдом, который растапливался на воду.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Воду якуты обычно привозят только в виде льда на санях, так как водоемы сильно промерзают. Воды нужно много для чая, так как пьют чай постоянно. У огня медный чайник всегда наготове, самовар могли себе позволить только богачи.

Дети держатся поближе к камину, играют в куклы, настольные игры.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Юрта делится на две части: правая от входа — для гостей, левая — для хозяев (а в центральной Якутии наоборот).

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

К утру обычно градусов пять тепла, рано утром затапливают камин, и он горит до поздней ночи.

Хозяйские нары помещаются на дальней стене, налево от гостевых, по левой стене — дверь в хотон и обычно полки для посуды. Шкафчик для чашек и мелочи стоит у хозяйских нар.

Передняя стена — для дров.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

В юрте уходит за день почти кубометр дров, а в больших юртах и больше. Снабжать юрту топливом довольно утомительное занятие, тем более, что якуты здесь рубят только сухостойные деревья и через несколько лет за ними приходится ездить далеко.

Летом якуты живут — в легких урасах, имеющих форму усеченного конуса, крытых в большинстве своем берестой.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная
Ураса́ — тип старого летнего жилища якутов.

Крыша сделана из жердей с очень слабым наклоном.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Пол земляной, вдоль стен кругом юрты, между вертикальными столбами и наклонными стенами — широкие нары.

Деревянные ритуальные кубки для кумыса — чороны — непременный атрибут праздника Ысыах.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Якуты почитали березу как священное, чистое дерево, поэтому разную утварь делали в основном из бересты. В ней хранили продукты, швейные принадлежности и мелкие вещи. Но использовали и саму древесину.

Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Сливали молоко в кожаный мешок, подвешенный за уши к потолку. Добавляли закваски и в течение нескольких дней помешивали. Молоко бродило, пока не ударяло в нос и слегка пьянило. После этого считалось, что кумыс готов.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

С давних пор почитают в этом краю лошадь. В древних якутских легендах говорится, что вначале бог создал коня, а от него уж произошел человек. В конце июля по всей Якутии проводятся веселые народные празднества — Ысыах. Называют это торжество праздником обновления природы, но в древности — это был именно праздник лошади.

Бережное отношение к лошади проявлялось даже в ее «одежде».

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Впереди нас снова ждало очередное восхождение.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

На холме стоит деревянная смотровая вышка. Не знаю точно какой она высоты, но метров 15 будет.

Зато вид с высоты потрясающий.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Обратно мы шли через грибное царство. Якуты грибы не едят, так как считают, что грибы — это пища, недостойная человека, их едят северные олени.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Вечером на теплоходе был заключительный концерт.

Этническая певица Валентина научила петь двух немок и выступала вместе с ними. Получилось трио.

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Восточный танец со свечами от туристки из нашей группы.

А мы сыграли на хомусах.

Настал час прощания…

Круиз по Лене. Часть 8. Заключительная

Мы летели в самолете в Москву и вспоминали наше путешествие. Жаль было расставаться с рекой Леной, с теплоходом «Михаил Светлов» и его экипажем, с самой Якутией, ее людьми и природой — такой красивой, таинственной, немного пугающей, но притягивающей к себе вновь и вновь…