Турист Вера Полонская (vpolonsky)
Вера Полонская
была 26 марта 16:24

Пенза — Россия Август 2013

Сказано-сделано! Ровно через неделю после нашей поездки на родину бабушки мы, прошерстив Интернет и настроив навигатор, отправились в новое путешествие.

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Путь лежал в сторону Пензы в лермонтовские Тарханы.

Ах, дороги!

Серая лента дороги, убегающая за горизонт, вновь пленяла меня своей новой разметкой и первозданной гладкостью.

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

— Это ж надо ж! — бубнила я себе под нос, держась за баранку и не веря счастью, привалившему саратовским автотуристам. А в салоне автомобиля текла жизнь: мама и бабушка оживлённо обсуждали достоинства пензенской картошки, племянница увлечённо фотографировала пейзажи за окном, а мой сын, примкнувший к нашей туристической компашке, сладко спал! Через полчасика я, основательно подготовившаяся к путешествию с литературной точки зрения, включила аудиокнигу — роман Лермонтова «Вадим», доселе никем из нас не читанный. Драматический сюжет разворачивался в мрачные времена пугачёвщины примерно в той местности, куда мы держали путь… Слушая книжку, мы и глазом моргнуть не успели, как доехали до пензенской окружной. И тут злодейка со слащавым голосом, сидящая в навигаторе, проспала и объявила поворот на Тарханы слишком поздно. И пропилили мы почти до самой Пензы, потому что пересечение двойной сплошной респекта не заслуживает. Ну да ладно, до Тархан не так уж и далеко, однако на зелёную стоянку и перекус Андрюшкиными отбивными (готовит он у меня) мы всё же остановились.

Это бабушка вкушает отбивные и предвкушает Тарханы)))

Интересное в Тарханах

Огалтелого автотуриста усадьба Тарханы успокаивает, очаровывает и склоняет к долгим неспешным пешим прогулкам. Разворачивающиеся пейзажи — ласка для взора.

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

И пруды здесь зеркальнее зеркала, и зелень зеленее зелёного, и лошади белее белого!

Студенты и ветераны труда (коих в наших рядах было большинство) могут гулять по Тарханам бесплатно. Остальным придётся купить билет, но цены не кусаются.

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Усадьба состоит из нескольких экспозиционных объектов. Вот, например, мельница. Была специально превезена сюда из другого региона:

А рядом с ней находится дом мельника:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Поскольку пытливый туристический ум всегда требует подробностей и интересностей, лучше в Тарханах брать экскурсию. Проходит экскурсия в барском доме (в котором, собственно говоря, и жил Лермонтов со своей бабушкой):

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Длится экскурсия около часа. Увлекательный рассказ изобилует многочисленными подробностями из жизни поэта и его семьи.

Думаю, что у каждого свой Лермонтов, и Тарханы помогут раскрыть грани личности этого необыкновенного человека с самой удивительной стороны. Впечатления, словно яркие штрихи, преобразили сложившийся в школьные годы образ поэта.

Ай да Лермонтов!

В первую очередь в моём сознании к Лермонтову-поэту добавился Лермонтов-художник. Этот факт, конечно, был мне известен и раньше, но я была поражена, когда своими глазами увидела, что он нарисовал в 15 лет:

Пусть он не сам придумал сюжет (это копия известной картины), но техника исполнения меня потрясла.

А вот зарисовки Михаила Юрьевича к роману «Вадим» (тому самому, что мы начали слушать в машине):

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

В детстве Миша много времени проводил с простыми людьми, состоявшими в услужении у его бабушки (поэтому и об укладе их жизни, и о восстании Пугачёва знал многое). Картинка детской поры поэта сложилась вот такая:

Самый первый портрет Лермонтова. Всех детей - и мальчиков, и девочек - тогда одевали на женский манер.

Примечательно, что у горничных маленький Миша научился вышивать мелким бисером:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Бабушка с воодушевлением присоединилась к экскурсии, но больные коленки дали о себе знать, и провести час на ногах в её 92 года было очень сложно. Поэтому, послушав экскурсовода минут пятнадцать, она отправилась отдыхать на лавочку и наслаждаться дивными пейзажами:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Из пейзажей усадьбы особого внимания заслуживает тёмная аллея — высокие деревья смыкаются над головой, образуя тенистый коридор:

Ещё здесь есть мемориал дубу, собственноручно посаженному Лермонтовым и безвременно сражённому молнией:

Тарханы как туристический объект

Туристическая инфраструктура в усадьбе Тарханы существует на достойном уровне! Кроме осмотра основных достопримечательностей туристы смогут:

— купить магнитик:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

— покататься на лодке и/или на лошади:

— выковать памятную монетку:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

— приобщиться к народным промыслам. Например, что-нибудь соткать:

кувшинчик сваять:

или уже наконец написать поэму:

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

И, конечно, фотогафироваться, фотографироваться!

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Также экскурсовод сообщила, что желающие могут заказать обед и после экскурсии покушать.

Тарханы всех областей, объединяйтесь!

Во время экскурсии со мной случилось историко-географическое озарение, напишу о нём, может быть землякам будет интересно. Дело в том, что в Саратовской области тоже есть Тарханы, очень они смущали нас с навигатором при прокладке маршрута. А на экскурсии неоднократно было сказано, что бабушка Лермонтова из рода Столыпиных. И в голову мою закралась мысль, что саратовский губернатор П. А. Столыпин, в последствии ставший премьер-министром России (до революции), имеет какое-то отношение к бабушке Лермонтова. Так оно и вышло: экскурсовод рассказала, что Столыпин был её внучатым племянником. А саратовские Тарханы семья Столыпиных назвала так в честь своего родового гнезда — пензенских Тархан.

Не заехать ли нам в Пензу?!

Тарханы осмотрены, на часах полдень, не возвращаться же так рано домой! Единогласно мы решили заехать в Пензу. Прежде всего нас интересовал пензенский зоопарк. Действительно, хороший. Много хищников, обезьян, птиц. Не всё в идеальном состоянии, но видно, что работы по достройке и улучшению ведутся. Я не очень люблю вид зверей в клетках, но пензенские зверюшки не выглядели несчастными. Умилило отсутствие снобизма — павлины содержатся вместе с петухами)))

А после посещения зоопарка мы завернули посмотреть необыкновенной красоты Дом Меерхольда — известного советского режиссёра.

Бабушка едет в лермонтовские Тарханы

Дело в том, что отец Меерхольда был очень богатым промышленником, держал алкогольные заводы, и в городе ему принадлежал не только дом-красавец, но и целый квартал! Говорят, что внутри Дома Меерхольда очень интересный музей, но к сожалению в августе он был закрыт.

А «в сезон» в этом доме даёт спектакли интересный театр — все роли играюм мужчины…

Моя «итальянская» семья

Важно не только куда ехать, но и с кем, ведь мировосприятие и поведение попутчиков превращает каждую поездку в неповторимое приключение! По пути домой мы таки дослушали «Вадима», но тишина установилась ненадолго. Я помню, как в один момент бабушка вспомнила отрывок из «Евгения Онегина» и принялась его декламировать, мама во всех подробностях стала описывать место продажи на трассе прекрасной пензенской картошки, сын заголосил, что пора бы отведать шашлычка в дорожном кафе, племянница просто хохотала (а хохотать она тихо не умеет). От смеха я с трудом вела машину, но именно в этот момент я подумала, как же люблю их — моих дорогих шумных и весёлых путешественников!