Турист Аленка_ _ (AlenaK3)
Аленка_ _
была 14 января 2019 13:16

Жиганск — Россия Август 2008

Предыдущая часть 3.

На следующее утро мы встали не рано, а очень рано. Все ждали торжественного пересечения Полярного круга.

В Якутии считается границей Полярного круга загадочный остров-гора Аграфена, высотой в 98 метров.

Рассказы о зловредной Аграфене, госпоже Широкого столба, хозяйке острова, ходили по всей Якутии. Мифическая русская Аграфена, одна из трех царских или княжеских дочерей, по злобе не ужившаяся с сестрами, поселилась на длинном и некрасивом острове и наслала на якутов семь страшных болезней. Она старается потопить или завести на мель любой корабль, плывущий вниз по реке — оттуда, откуда были родом ее сестры. Издавна капитаны просили у нее пощады, принося в дар по малой толике всех товаров, какие имелись на судне. Судовой ход давно отошел от острова, но, говорят, что и по сей день, проходя мимо зловещего места, речники кидают на дно подарки Аграфене.

Но Сама широта расположена намного ближе к Жиганску, что на 87 километров южнее. Поэтому на открытом высоком месте совершенно на другой горе был установлен соответствующий знак.

Народу на палубе собралось много. Да, не каждый день в шесть утра можно увидеть на палубе столько туристов. Наконец мы подошли к заветному месту.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

И… Полярный круг пересечен!!!

Конечно, знак на холме не особо приметный. Более того, не знающий человек даже не заметил бы его. Но само осознание, ГДЕ ты находишься, и что пересекаешь ПОЛЯРНЫЙ КРУГ, впечатляет!!!

Под этим самым впечатлением мы продвигаемся дальше. Вокруг — дикие места, берега кажутся необитаемыми. Неожиданно можно было увидеть домик или палатку. Здесь временно живут охотники или рыбаки во время своего промысла.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Прошло чуть больше часа и мы увидели село Жиганск.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

ЖИГАНСК — это первый населенный пункт, расположенный за Северным полярным кругом. Основан в 1632 году. Сельские жители занимаются оленеводством, звероводством и пушным промыслом. В Жиганске есть Дом культуры, средние и неполная средняя общеобразовательные и музыкальная школы, профтехучилище, учреждения здравоохранения и торговли.

Нас встретили школьницы в национальной одежде во главе с шаманом, который направил на нас священный дым от костра и пожелал удачи в нашем нелегком путешествии.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

М-дааа… Отвлекли меня от погоды и пошел дождь. Дальше пришлось гулять под зонтом.

Камни природного происхождения разной величины возникали то тут, то там по всей набережной. Каменные слои создавались веками.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Мы шли до главной площади местной магистралью,

…. засыпанной привезенным песком. По дорогам разъезжали местные внедорожники — тракторы.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Жители Жиганска обитают в деревянных домах, огороженных редким забором.

На главной площади села нам те же школьницы показали концерт…

… и станцевали с туристами национальный хоровод.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Около местного музея установлена экспозиция якутского жилища, где можно сфотографироваться в национальной одежде с местными якутами.

Мы вышли на набережную.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Трудно поверить, что всю эту площадь Лена, разливаясь, покрывает водой, а позже — льдами, от которых стоит треск на все селение.

Гаражи с лодками привозят сюда на санях по последнему снегу и оставляют на лето.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

С набережной очень хорошо был виден наш «Михаил Светлов», стоящий на рейде.

Со временем наши туристы стали походить на якутов.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Местные собаки «одеты» по-якутски тепло, в меха.

В 2007 году Жиганск отмечал свое 375-летие. В честь этой даты был установлен столб — СЭРГЭ.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Кстати, сэргэ — это столбы для коновязи. Их устанавливали вблизи юрт, а также в местах, где совершались подношения духам. Еще с древних обрядов жертвоприношения сохранилась традиция — преподносить духам местности дары: пищу, табак, монеты. Духов угощали спиртным, надо «капнуть» или «брызнуть», для того чтобы в пути сопутствовала удача.

А еще древние якуты такие сэргэ ставили на территории своих врагов и недоброжелателей, чтобы наслать на них беды, болезни и смерть. Если кто-либо обнаруживал у своего жилища сэргэ с утолщением кверху, то для него это было знАком того, что его и всю его семью прокляли.

А еще в Жиганске установили памятный камень в память основания села казаками-первопроходцами.

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Вдруг все учуяли запах свежего хлеба из местной пекарни. Погуляв по прохладной и дождливой погоде, все быстро нагуляли аппетит, поэтому свежий хлеб оказался как раз кстати.

Не забыли поделиться с местными собаками, которые охотно разделили с нами «хлеба краюшку».

Круиз по Лене. Часть 4. Жиганск

Прибывший паром доставил нас на теплоход. Ну что же, путешествие продолжается…