Турист GarriR
GarriR
был 7 июня 2019 12:14

Семейный отдых на Майорке (непакетный), история и практические советы с GPS-навигацией

Майорка — Испания Август 2013

Семейный отдых на Майорке

(непакетный, без туроператоров и гидов),

история и практические советы, GPS-навигация.

Август 2013. Отдыхали втроем: я, супруга и дочка (11 лет).

Основное — отель, море и прочее:

Еще в конце апреля супруга через официальный сайт отеля забронировала апартаменты в Prinsotel La Dorada (****) адрес: Carretera Alcudia-Arta km 5,5, Playa De Muro, ES; координаты: N 39º48’19.0»/ E 003º06’56.5» Получилось и дешевле и номер достался лучший.

Прибыли авиарейсом Finnair из Хельсинки ночью в единственный международный аэропорт, расположенный у островной столицы — Пальма (она же, по старинке — Пальма-де-Майорка). Перелет составил всего около 4 часов, электронные билеты, регистрация за 36 часов до полета и посадочные места также по интернету и со скидкой. До отеля и от него самого нам был вовремя предоставлен комфортабельный авто-трансфер, на котором пересекли весь остров по диагонали (около 60 км) за 35 минут. Дороги прекрасные: 2–3 полосы, разрешенная скорость практически повсеместно 120 км/час за городом и 90 км/час в пригородной, проселочной зоне.

Отель расположен в северо-восточной части острова, в районе муниципалитета-Де Муро, в зоне залива Алькудия и прямо на территории национального природного парка S’Albufera, в пяти минутах пешей прогулки до моря — пляжа Плайя де Муро.

С номером в отеле не обманули — все как заказывали и демонстрировалось по сайту: на последнем третьем этаже одного из корпусов современного отеля двухэтажные апартаменты со всеми удобствами. На первом этаже две комнаты, кухонный угол (плита, холодильник с включенными уже в стоимость напитками, посуда, стол), отгорожен лестницей, в каждой комнате по современному ж\к телевизору, игровая приставка, 1-й канал рус ТВ. Второй этаж - открытая терраса с небольшим персональным бассейном и душем, лежаком под тростниковой крышей, отдельным диванчиком, креслами и столом для отдыха как днем, так и для прекрасного завершения курортных вечеров с бокалом вина, мороженым и фруктами.

Вид с балкона и террасы поначалу удивил — такие необъятные болота с горными хребтами на горизонте — а-ля предместья Баскервиль. Но оказалось, что это и есть национальный природный парк S’Albufera, куда весной и осенью слетаются тысячи перелетных птиц, а летом гнездятся утки, гуси, цапли, плюхаются толи бобры толи выдры. Охотничьи угодья со времен Римской империи. Второй плюс — по вечерам, несмотря на диско на территории отеля и несмотря на шум уборочной техники утром там же — с нашей стороны было блаженство: парк с цаплями и утками, горы на горизонте, закат (рассвет) и тишина.

В отеле есть все, что необходимо для отдыха, но без излишеств. Автостоянка маленькая и днем просят ставить авто только тех клиентов, кто в т. ч. пользуется теннисным кортом, но в бесплатной парковке рядом проблем не было. Интернет (WiFi) есть, но по вечерам перегружен, силенок маловато, утром и в первой половине дня «летает», да и в целом работоспособен.

Одно, НО — сейф в основную оплату не входит, несмотря на то, что в номере в шкафу он небольшой, но есть. И не удивляйтесь — сейф не кодовый, а обычный на замке и без сердцевины этого замка в дверце, именно ее (сердцевину замка) то с ключом вам и необходимо в первый же день попросить на ресепшн за 2,3 евро в сутки. За сейфами очередь, на ресепшн такую услугу по хранению документов и ценностей не предоставляют. Соответствующие криминальные факты в целом на этом острове, со слов земляков, место имеют. Будьте внимательны.

Питание в отеле соответствует стандартам. У нас был только завтрак в отеле, а обед самостоятельно, но — с оливками, сыром, в т.ч. с моцареллой, хамоном, соусом песто, багетом, помидорами и фруктами, арбузом\дыней, вином — из маркета (получалось дешевле питания в отеле, где по 18€ на 1-го взрослого и 9€ на ребенка, когда в магазине за 50€ раз закупились и на 2–3 обеда-перекуса хватило); ужинали в кафе, ресторанах.

На русском персонал в отеле практически не разговаривает, но договориться с ними обо всем можно даже глухонемому, - все с улыбкой и на все Por favor по испански, а чаще Si us plau по каталонски.

Вообще они разговаривают по каталонски, который существенно отличается от испанского, а также с таким же своим собственным диалектом на английском. А я знаю и плохо только немецкий, но чувствовал себя там прекрасно.

Маркеты, сувенирные лавки, ресторанчики и кафе, а также пункты по аренде автомашин, информационные пункты с рекламой экскурсий и развлечений просто везде и на каждом шагу. Маленькие маркеты типа Spar и Discounter имеют больший и более интересный ассортимент, чем большие, но, соответственно, цены повыше.

Чем еще хорош этот район де Муро для отдыха с семьей, так это своей умеренной южной провинциальностью. В пяти минутах езды Порт Алькудия, вот там в центре музыкальные, алкогольные и прочие тусовки, диско, бары, рестораны, яхты, более навороченные маркеты — 24 часа в сутки. А у нас в 23–24 часа уже спокойствие.

В тоже время, вкусно поужинать и отведать именно настоящей майорской кухни типа Фидеуа либо Паэлья с морепродуктами, Сочный рис с морепродуктами под чернилами каракатицы, любую свежайшую средиземноморскую рыбку (типа дорада в овощах и с жаренной картошечкой по майорски, тушенный морской черт, тиляпия или рыба-меч на гриле, палтус под соусом из вешенок, лосось в шампанском и т. д.) либо всяческих моллюсков, а также так любимый на Майорке хамон и прочее мясное во всех его видах, с достойным вином можно на этом побережье именно в Порт Алькудии. Рекомендую в этом плане старинный предпортовый ресторан Bodega d’es Port (Puerto de Alcudia, Teodoro Canet, 8, GPS-координаты: N 39º50’24.8/ E 3º8’15.1), где с видом на залив и яхты вас очень вкусно и сытно накормят седые в меру важные бармены с поднесением для приятного завершения майорского фруктово-травянного ликера 3–4 видов на выбор от заведения. Мы провели там втроем не один приятный вечер при полном застолье, с десертами и вином и с учетом чаевых всего за 90–100 евро. Вкуснейшая рыбная и в целом настоящая средиземноморская кухня. За углом, кстати, два бесплатных паркинга, при наличии мест можно паркануться и у ресторана на набережной.

Меню на русском и детское меню есть практически везде.

Повсеместно, даже в такси принимают карты, но наличные любят больше)). Правда в музеях очень часто тможно встретить знак только для граждан РФ - 500 евро перечеркнуто, сдачи нет))).

В де Муро на центральной улочке отметил бы также один из десятка других кабачков под названием La Isla Chill Out, где неплохая испано-итальянская кухня, но главное - работает барменом свободно и охотно русскоговорящий грузин Георгий, который хорошо консультирует по кухне, вину и окрестностям. Стоимость ужина от 20 до 40 евро на двух взрослых с вином и ребенка (без десерта — его к сожалению там нет). Примета бара: на входе клиентов зазывает симпатичная девушка-испанка (в остальных почему-то мужики и негры или афроиспанцы — ???).

Ну уж если очень захотелось мяса, то идем в тут же представленную всемирно известную сеть Steak House Dakota, где при заказе одноименного стейка получите реально треть ноги теленка с кровью под морской крупной солью, с бутылкой кетчупа, с запеченным вкусным картофелем под белым соусом, с варенной кукурузой и замороженным испано-лимончелло на последок. Уверен, - сыты будите и довольны.

Вино кстати у них в продаже в основном майоркинское и оно так себе. Ассортимент большой, цены низкие, но уровень… Лучшее и единственное из найденных мною местных красных сухих, равное к примеру материковому испанскому Pago Florientino или австралийскому Catapult Shiraz Viognier (кто пробовал такое на Родине), — это Tiano Bocchoris (провинция Binisalem), его можно попробовать недалеко от отеля в манерном кафе Fusion 19 (оно же — Grand Café 1919) — 5 из 5, но редкость очень большая (видел один раз в Пальме такое также и белое, но так и не попробовал), стоимость от 14 до 18€ за бутылку в зависимости от года. Из иных испробованных рекомендую лишь белое и розовое сухое Macia Batle (провинция опять же Binisalem), встречающееся у нас красное — Iberiсa (провинция Rioja) и Bodega Can Mora Des VI Negre (провинция Soller) — оценил бы их все где-то не выше 3,5 из 5 и то с большим уважением и бонусом в аванс. Фото тары и этикеток можно найти в ин-те у наших соотечественников-предшественников, проверено, перегружать фотоинформацией не стал. Красное вино они передерживают в дубовых бочках, получается с горчинкой — на любителя. Ну и естественно — Сангрия в качестве дневного прохладительного «компота» и местные фруктово-травянные ликеры после плотного ужина. В Сольере свои собственные вино, ликеры и даже джин, но тоже не высший пилотаж. Материкового даже испанского вина практически нет, видно, действительно, они себя к Испании особо ее причисляют.

Местное пиво San Miguel тоже третий сорт не брак. Если кто помнит Питерскую Балтику 5 — это хуже. Короче, пьем живые апельсиновые и прочие соки - вкуснее и полезнее).

Зато сыр, мясное, только что испеченный хлеб, фрукты (в т. ч., сочные кокосы, продаваемые на пляже и раскалываемые у вас на глазах, или апельсины и свежевыжатый из них сок — особенно в Сольере, а также арбузы и небольшие, но вкусные дыни) — высший класс.

Море чистейшее, изумрудного цвета, при глубине 2–3 метра видно дно: мало пуганные рыбы, скаты, крабы у волнореза, бывают и медузы и большие — экология на высоте. Пляж и дно моря — мелкий белый песок. Море при вхождении очень долго мелкое. Пляжи везде и вокруг (в основном песок), народу много, но хватаерт всем. Лежаков много и в достатке, все муниципальные. Стоимость набора в виде двух лежаков и зонтика 10,65 евро с 10 до 18 часов. Испанцы покупают себе циновку, большое полотенце и зонт и так греются на том же пляже. Сборщик дани за лежаки приходит после 11 часов. Мы первую половину дня проводили либо в автоэкскурсиях либо на собственной террасе с бассейном и приходили на пляж после завтрака около 10 и до 11, а затем возвращались около 17 часов, лежаки хоть до утра — безвозмездно

Семейный отдых на Майорке  (непакетный),  история и практические советы с GPS-навигацией

Пресную воду для помывки на пляже правда экономят, поэтому душевые на пляжах редки и в основном только для ног, работают с 9 до 18 часов.

Погода — днем жара за 30º в конце августа, но терпимо, а вечером морской бриз приносит приятную прохладу. Один раз был дождь — сильный, но не более получаса и за ним следом теплая приятная свежесть до вечера и такая тишь на море. Вот улетать посчастливилось в большую грозу и тропический дождь, реально молились в самолете многие, уходили от урогана в таких воздушных ямах, да еще курсом диаметрально противоположным - через Африку.

Без авто здесь конечно будет скучновато. Весь остров по диаметру или диагонали, все равно, не более 80 км. Для аренды авто необходимы только европрава и никакого залога (куды кто денется, нет угонов). Стоимость аренды в среднем около 30–40 евро, в основном малолитражки, так как на привычных для нас танках к основным достопримечательностям, что в горах, по узким высокогорным серпантинам со встречным движением не проедешь. Мы походили, посмотрели подальше от центра и после маркетинговых исследований взяли совершенно новенький спортивный Пежо кабриолет 308сс на дизтопливе (1,5 € за литр), длинноногой дочке сзади было вполне комфортно, обошлось в 65 евро за сутки (если пересчитать на наши, да в примерке на такси и гидов с экскурсией, то поймете существенное преемущество). Заказывали авто за сутки, хотя были уже в наличии и иные готовые к трассе автоаналоги.

Автодвижение и ПДД как и у нас, без особенностей. Только лишь: движение по кругу только главное - но с лева всех пропускаем; пешеходы — особо главные, да и велосипедисты тоже (!); еще за вычетом тех дорог, о которых расскажу ниже. "ГИБДД" не зверствует, хотя на дорогах появляется часто и даже с сиренами, как я понял, — это больше для профилактики и от безделья. Но не дай бог, вы припаркуете авто на паркинге с желтой полосой или на частной территории, съедется вся муниципальная гвардия (им, по-моему, там делать более точно нечего) в темных очках и при полном вооружении, с дредами, косичками и лысые с бородами, с эвакуатором и будут эмоционально, все вместе что-то крикливо объяснять, общаться тут же между собой по рации и в результате эвакуируют машинку. Сам видел, как утаранили маленький старенький Гольфик с частного паркинга прибрежного отеля у бедной иностранной старушонки. Она от такой коп-атаки была в таком ауте, что по-моему больше за руль вообще не сядет. Поэтому паркуемся только на местах без знаков и полос, либо при белой полосе либо платно (через паркоматы) — на синих полосах, а лучше всего обращайте внимание на массу присутствующих рядом других водителей, т. к. оценить частное или нет место на общем паркинге у отеля бывает сложновато.

Пользовались навигатором, хотя указатели на дорогах ориентируют в основном прекрасно. Напротив, с навигатором и картами впервые столкнулся здесь с проблемой — (1) Как уже сообщал, на Майорке не совсем испанский язык, а с существенным каталонским наречием, в т.ч. в письменной речи (!), и географические названия приходилось трижды сверять в различных путеводителях, картах (я их тут набрал пять-семь вариантов), плюс в интернете, чтобы понять, — где искаженное испанское наименование, где на английском, а где на применимом местном и что из этого понимает и может обнаружить мой навигатор. Но все, что искали, нашли и достаточно оперативно, объекты наших посещений укажу на местном установленном наречии либо в нескольких вариантах и по возможности с координатами GPS; (2) Очень много интересуемых объектов находятся вне основных населенных пунктов и поэтому помечаются в информации дорогой от одного городка до другого с указанием примерного километража, примерно так мы и двигались — отыскать объект объективно возможно; (3) Координаты GPS в рекламе интересуемых объектов почти не найти, официальные сайты такой информации не содержат или редки, сайты туроператоров, естественно, запугивают труднодоступностью и невозможностью самостоятельного обнаружения; (4) Точные координаты GPS природного объекта могут быть, но в силу того, что навигатор не знает горных дорог, он приведет вас по известной ему хорошей трассе к крайней точке какой-нибудь деревушки на краю горной пропасти, на другой стороне через 860 метров которой и будет ваш объект — в такой ситуации важна внимательность на имеющиеся в наличии и достатке знаки и ориентиры на пути следования, несмотря на сложность трассы (у меня вторым пилотом работала супруга). В целом, спасибо, помогли и предшественники-соотечественники, много полезной информации в приложение к собственным картографическим исследованиям я почерпнул предварительно именно в форумах.

В первый вечер для познания местности, где живем, взяли за 40€ рядом с одним из кафе лошадку с коляской и, естественно, местным извозчиком и больше часа объезжали округу. Очень приятная и познавательная прогулка. Поселение оказалось не малое с огромным количеством разного рода отелей, комплексов, частным сектором, красивыми каналами и набережными, торговыми и ресторанными улочками. За меньшую сумму в центре городка вечером можно сесть на аналогичную лошадку с кругом меньшим либо паровозик с отрытыми вагончиками и получить такое же удовольствие.

Итак, приехали, обосновались и поехали далее смотреть, как тут люди живут!

Знакомство со столицей пиратского острова — Пальма

(она же Пальма-де-Майорка):

Чтобы прибыть в самое сердце Пальмы, а именно к Кафедральному собору (он же Сеу) и одновременно к Королевскому Дворцу Альмудайна, необходимо по трассе МА-19, переходящей в Autovia de Llevant (она же Autopista de Llevant) при подъезде к Пальме держать по указателям курс на Центр/Порт, а затем только на Порт и, следуя вдоль набережной, въехать в зону порта, который будет слева, и парка (Parc de la Mar) справа, увидев сам Собор за парком справа, а также впереди справа подземную парковку. Мимо не проедите. Координаты в паркинге взять не смог (уловимых спутников не было), а кафе при выходе из паркинга определись как N 39º33’55.8 и E 002º38’56.2. Паркинг как раз напротив собора. Мы за около 5 часов парковки заплатили 7€. Но парковаться бесплатно в центре Пальмы очень проблематично, улочки узкие. Опять же курс на авто с гидами будет еще дороже.

Рассказывать подробно о Соборе и Дворце не буду, все интересное и необходимое прочтете на соответствующих сайтах и увидите сами. Можно посещать и Собор и Дворец без гида (при этих центрах Майорской истории и культуры их, кстати, на русском языке и нет, в т. ч. и аудио, но в Соборе при входе есть краткий путеводитель на русском), достаточно будет предварительно самостоятельно набраться теории, а затем получить реальные и незабываемые впечатления на практике. Скажу только в целом так: Собор — сооружение грандиозное, впечатляет как снаружи, так и внутри; Дворец — так себе, король там точно давненько не был. Но одно абсолютно точно — посетить и посмотреть и Собор и Дворец обязательно надо, без этого не начнется познание этого легендарного острова.

А затем, чтобы просто, но со вкусом познать все красоты Пальмы, спускаемся от Дворца на улочку ниже (слева, если лицом к Дворцу) — Av. Antoni Mauro (она же — d’Antoni Maura), где покупаем билет (17€ — взрослым, 8,5€ — ребенку) на двухъярусный красный экскурсионный автобус с надписью «Palma City Sightseeing» — ходит каждые 20 минут, вообще-то чаще, поэтому очередь пусть вас не пугает. И пусть цена вас не удивляет также, поскольку: 1) провезут по всем историческим местам Пальмы с остановками (не надо искать парковку для своей машинки у музеев, при том, что кое-где, к примеру у замка Бельвер ее для частных авто просто нет, только для автобусов, а ползти в гору там крайне неудобно);

2). на любой остановке можно выйти, посетить музей и пофотографироваться, а затем уехать на любом другом таком же автобусе — ваши билеты действуют 24 часа, ходят автобусы по-моему до 20 или 21 часа; 3). при покупке билетов вам выдадут включенные в их стоимость наушники — в автобусе аудиогид на 8 языках, в т. ч. на русском (правда рассказывает больше о том, где можно хорошо поесть, что-либо купить и провести весело вечер, чем об исторических ценностях, — но благодаря и так увиденному, - потянет). Экскурсия без вылазок наружу длится около 1,30 часа. Итог, минимум — вы ориентируетесь в Пальме, максимум — посетите без труда и с комфортом все основные исторические и культурные центры Пальмы.

Выйдя из автобуса на конечной — на той же остановке у Дворца, где и садились, перейдите на другую сторону и прогуляйтесь по улицам Passeig des Born, переходящую с креном все время налево в Av. Jaime III либо в La Unio с креном направо (тогда обязательно до площадей Pl. Major и далее немного еще правее Pl. Cort), где слева - найдете и красивые маленькие площади для отдыха в тени и уютные кафе, ресторанчики, желатерии и справа: многочисленные разного класса объекты для шопоголинья — мои девчата все нашли:).

У нас на этом первый день экскурсий окончился и мы с удовольствием вернулись около 18 часов на уже бесплатный прекрасный пляж к заливу Алькудия.

День развлечений — Аквапарки:

Второй день автоэкскурсий решили посветить аквапарку. Их тут обнаружили как минимум четыре, из них три в районе Пальмы, привожу все, поскольку были только в одном по нашему выбору:

1. Western Water Park (GPS: N 39º30’21.68»/ E 2º31’4.56», сайт www.westernpark.com);

2. Aqualand (GPS: N 39º29’39.25»/ E 2º45’39.26», www.aqualand.es);

3. Marineland (GPS: N 39º31’57.36»/ E 2º33’46.27», www.marineland.es) — что-то общее между аквариумом, дельфинариумом, зоопарком и аквапарком;

4. Hidropark (GPS: N 39º50′21″/ E 3º06′55″, www.hidroparkalcudia.com) — соответственно в Алькудии.

Дочка, внимательно изучив рекламу, распространяемую в отелях, кафе и в интернете, в информационных пунктах и пунктах аренды авто, выбрала первый, сказала, что остальные либо маловаты в принципе либо исключительно для маленьких. Сайты, кстати, у многих центров развлечений в т.ч. на русском языке. Кроме того, билеты с открытой датой и существенной скидкой во многие такие парки развлечений также можно приобрести в информационных пунктах, пунктах аренды автомашин. Режим работы и стоимость билетов описывать не буду, они разные в зависимости, как я уже сказал, от способа приобретения и периода вашего отдыха, все смотрим на сайтах.

Добрались до аквапарка мы к 10:30, уже была очередь, но прошли быстро. Паркинг в наличии (при выезде обязательно получите в билетной кассе при входе жетон за 2€ для шлагбаума - это нигде не написано и непонятно, прорезь в автопаркомате как для евро). Купили один лежак для складирования вещей (3,5 €), два одинарных надувных бублика (8€ каждый) и сейф (5€). Все это в стоимость билета не входит и за этим вновь очередь, при этом по 2€ за каждый бублик и сейф возвращают при выходе. Местные аборигены и здесь оказались на высоте: лежаки и сейфы не брали — раскинули циновки с полотенцами в тени оливок, бублики также не брали — они здесь оказались нужны только на трети аттракционах и с ребенком лучше если и брать, то двойной. Еда в парке — мороженное, пепси, гамбургеры и коктейли. Аборигены пришли мо своими котлетами, хамоном и с салатами в корзинках-холодильниках. Учтите местный опыт.

В целом аквапарк хороший, горки от детских до серьезного экстрима и в достаточном количестве. При большом количестве народа всем всего хватает, не тесно, чистенько. Достаточно весело и интересно. Похожий аквапарк я видел в ОАЭ под Абу-Даби. Время прошло незаметно — убыли довольные домой с поиском по дороге таверны около 16 часов.

Да, отмечу, сиеста здесь испортила народ не так сильно, как в Италии или Греции. Вы найдете где поесть и попить, а также достойные объекты для шопинга и в эти периоды средиземноморской лени.

День осмотра интересных достопримечательностей в р-не Пальмы (Аквариум, Катманду, Зоо Натупапарк):

Palma aquarium (GPS-координаты: N 39.531390, E 2.729566, адрес: Carrere Manuela de Los Herre, 21 или Manuela de los Herreros i Sora, 21, сайт: www.palmaaquarium.com) — ничего особенного, в Питере почти такой же на ул.Марата, единственное — на самом нижнем этаже интересно под тихую музыку Энингмы наблюдать за акулами и прочей крупной рыбехой в огромном в три этажа аквариуме. Есть кафе, сувенирная лавка, делают фото. Дочурке понравилось — это хорошо. Стоимость билетов — 23€ для взрослого и 8€ для ребенка. Делают маленький фотоальбом на память. Парковка рядом либо на проезжей части, все бесплатно;

Sol Katmandu Park&Resort (GPS-координаты: N 39.510860, E 2.53447, адрес: Magalluf, Avinguda Pere Vaquer, 9 или Avda. Pedro Vaquer Ramis, 9, сайт: www.katmandupark.com) — небольшой клуб при одном из отелей в Магалуфе с техническими и оптическими приколами, интерактивными развлечениями, страшилками и пугалками, интересно как для взрослых, так и детей, идеи воплощены нестандартные, можно глянуть. Нам понравилось. Подробностей рассказывать не буду, отзывов разного рода в сети хватает, решать вам. Скажу так, объем небольшой, но задумка прикольная. На входе паренек кавказского вида хорошо владеет русским. Есть бесплатный, но небольшой паркинг сбоку от отеля либо в городке на синих полосках можно платно паркануться. За 7€ стоянка временем не ограничена, за 3€ стоять можно около 5 часов, — я бросил 1,2€ и паркомат более не принял, но выдал мне чек до 5 часов стоянки (там паркоматы все переломаны, то купюру не принимают, то монеты им не те, то сами выдают лишнее время парковки — короче в убытке не оставят ни вас, ни себя). Городок Магалуф приятный — современный пляжно-клубный, тусовочный, хороший пляж, — молодежный городок;

Zoo Natura Parc (GPS-координаты: N 39º36’38.0»/ E 002º50’11.0», сайт: www.naturaparc.net) — небольшой зоопарк рядом с городком Santa Eugenia, официального точного адреса нет (километраж — Carretera de Sineu, km.15,400), но так с навигатором и по карте его не найти, однако GPS-координаты проверены — точные. В этом зоопарке можно с руки кормить лемуров и прочее зверье. Много там на небольшой территории иных животных и птиц. Мы привезли с собой финики, нас веселые и прыгучие лемуры чуть не расцеловали, но служащие зоопарка запрещают кормить животных едой, приготовленной не в парке. А у них платно. Мы ж тайком и не только лемуров. Режим кормления лемуров написан на входе в их вольер — примерно раз в час. Есть кафе, бесплатная стоянка для авто. Работают с 10.00 до 19.00 час.

Поскольку жарища была выше 30º без малейшего ветерка, то к 17 часам нас уже мороженное, холодные коктейли и зонтики не спасали, мы вновь тронулись к родным берегам Алькудии.

Продолжение осмотра природных достопримечательностей Майорки (Зоосафари, Парк кактусов и Пещеры драконов):

Если до этого мы исследовали центральную часть Майорки, то теперь мы решили выдвинуться к восточным и юго-восточным берегам острова.

Zoo Safari (GPS-координаты: N 39.581676 º / E 3.362116 º, адрес: Ctra. Porto Cristo a Son Servera, km 5, сайт: www.safari-zoo.com): Наглядно маршрут выглядит так. Трасса МА-4023 — не доезжая пары км до Porto Cristo и в 5 км от Son Servera, все время прямо от последнего, минуя поворот на городок Sa Coma, справа увидим зеленые вертикально прямоугольные флаги со слонами. Ориентировался именно так сам и легко нашел, GPS-координаты зафиксировал уже после.

Прекрасный отдых для взрослых и детей. По парку можно передвигаться на своем авто или в паровозике, который ходит каждые 40 минут. Стоимость билетов одинакова. Лучше на своем авто и поясню почему. Проезжаете на тихой скорости всяких коз, буйволов, жирафов, фламинго, зебр, бегемотов, лам, страусов — можете выйти из машины и сфотографироваться или покормить некоторых животных даже с руки (кого не боитесь, они все гуляют свободно). А вот когда в средней части маршрута вы проезжаете обезьян, вот тут все и начинается. В машине можно хотя бы закрыть окна и возможной утратой будут лишь дворники со стекол. При этом обезьяны могут блокировать вам дорогу, демонстративно усевшись всей стайкой посредине проезжей части или своей задней алой частью тела к вам на лобовое стекло. А вот то, что они делают с пассажирами паровозика — это что-то…))) Заскакивают в открытые вагончики, сами выхватывают пакеты с едой, особо любят блестяще-хрустящие и пахучие пакеты с чипсами у детишек, могут прихватить и фото-, видеоаппаратуру. При этом, в отстаивании своих прав могут проявлять себя и достаточно агрессивно и корпоративно. Не кормите обезьян и не открывайте окна — это гопники какие то, целое ОПГ. Спасение от нападок обезьян начинается местом, где пасутся зебры, их тоже можно кормить с руки и они лихо отгоняют от кормящих людей стайки обезьян, скаля на них свои лошадиные зубы. Зверье ест яблоки, перец, хлеб. По окончанию этого зоо-сафари можно припарковаться в тени и осмотреть дополнительно имеющийся там же небольшой зоопарк со зверушками уже в вальерах и клетках, увидеть выступления дрессированных леопардов и пум, сфотографироваться с малолетними хищными кисками, сходить в кафе. Прибывшие на паровозике на нем же отправляются обратно тем же путем (если успеют по расписанию) либо пешком по жаре вокруг парка к месту его начала.

Botanicactus (GPS-координаты: N 39.340155º/ E 003.066485º, направление город Ses Salines, официальный географический адрес: Placa ses Creus, 1 или Crta. Ses Salines-Santanyi, km 1, сайт: www.botanicactus.com). Впечатляющее зрелище, я раньше не мог себе и представить, что кактусы из горшков бывают высотой в 2–3 этажа и более, а также такое их многообразие. Стоимость билетов взрослым, по-моему, 9€, детям до 12 лет — 50% скидка. Работают с 09 до 19.30 час. При входе нужно пойти по левой аллее, именно там большой сектор с кактусами, а остальное так себе. И не берите в руки валяющиеся на земле многочисленные и симпатичные плоды и бутоны цветов от кактусов. Я долго потом еще мелкие иголки из рук вытаскивал и не мог прикоснуться ни к себе, ни к близким.

Практически у парка кактусов — между городками Santanyi и Porto Petro по трассе МА-19 находится еще один знаменитый природный парк Майорки Parc Natural de Mondrago (N 39º21’25.6»/ E 003º11’35.1»), где можно просто приятно прогуляться по горно-лесистой местности, прокатиться на взятом здесь же в аренду велосипеде, покормить с рук кроликов, диких коз.

Мы же решили, что в этот день можно ограничиться увиденными уже наземными флорой и фауной, а потому двинулись охлаждаться в пещеры — в пещеры драконов или Cueves Del Drach (GPS-координаты: N 39º32’07,72»/ E 003º19′49″, официальный географический адрес: Carrer Lloc Coves Des Drac, Manacor, сайт: www.cuevasdeldrach.com). Необходимо двигаться около 5 минут от парка кактусов по МА-4014 (либо сразу от Зоосафари столько же по МА-4023) в сторону небольшого симпатичного городка Porto Cristo и фактически при въезде в него, строго следовать указателям. Пещеры в городской черте, гору вы не увидите, пещера как нора уходит вниз. Будет бесплатный паркинг в тени деревьев и билетные кассы на холме за городом. Аналогов такого я раньше не видел. Огромные каменные полости под землей со сталактитами и сталагмитами, подземными прозрачными зелеными озерами, с мостками и тропинками, все грамотно подсвечено. В конце пути во мраке пещеры небольшой концерт классической музыки на воде — занимайте сидячие места в подземном зале левее от центра, больше увидите. Вся экскурсия длится около часа, пройдете расстояние под землей около километра. В пещере около 20º, но высокая влажностью. Спецобувь не нужна. Детей берут всех возрастов, хотя зачем идти туда с детьми до 3 лет — не знаю. Запускают в пещеру большими группами в сопровождении, но только на английском языке. С билетом выдадут небольшой буклетик — попросите на русском языке. После концерта предлагают прокатить на лодке по подземным озерам — развод чистой воды, набьют в лодку людей как селедок, провезут 10 метров и высадят. На выходе есть кафе типа Макдональдс.

На Майорке я насчитал еще три туристических пещеры, но на них уже у нас времени не хватило — в следующий раз. Мы сюда обязательно вернемся.

Вообще и в целом будьте готовы к тому, что здесь все небольшого размера и объема, и иногда реальные впечатления меньшие, чем наши необъятные российские ожидания исходя из теоретических познаний.

Горные путешествия: парк «Ла Резерва де Галацо» в горах Трамунтана

и Маяк Форментор

La Reserva Puig de Galatzo (GPS-координаты: N 39º36’57.5»/ E 002º29’44.7», официальный адрес: Predio (она же Carrer) Son Net, 3, Puigpunyent, Sierra de Tramuntana, сайт: www.lareservamallorca.com). Держим направление — город Puigpunyent (вероятно, по нашему — Пингвинет, по иному я прочесть не смог). И это был как раз тот случай, когда по географическому адресу объект не найти и я, расслабленный и благодарный по предыдущим экскурсиям навигатору, всемерно доверился GPS-координатам из форума без комментариев. Там, было, правда, чуть по другому — N 39º37’10.5»/ E 002º29’36.2». Но суть не меняется, координаты и те и другие верные. Только на знаки надо было смотреть, чего я в этот раз не делал или делал, скажем, не внимательно — не обратил внимание на нарисованный как будто ребенком акварельными красками указатель на гравийную узкую тропку в скалы и поехал тоже в скалы, но по асфальтику… Заехал, а на самую верхушку скалы. Экстрим зато получили полный. Во-первых, дорога — шириной метра четыре, не больше, угол подъема в высоту не менее 40–50 º, слева все более высокий обрыв (уходящий уже за сотни метров от уровня моря), справа скала, а теперь представьте, что при этих условиях вам необходимо еще и систематически выполнять повороты градусов так на 180–200, а местами и на 360º, на поворотах пропускать встречный вниз следующий транспорт, сдавая назад, и все это удовольствие на расстоянии так километров 7–10. Ухи закладывает как в самолете. Доехал по координатам до края скалы, дальше небольшая пропасть — резкий горный спуск под углом 45 градусов метров так на 500–700. А навигатор сообщает, что моя цель впереди, рукой подать, метров 700–900. Дочке плохо, коккулин глотает. Я тоже килограмма 2–3 скинул за дорогу. Парканулся на стоянке (или ее подобии) для 3–4 машин под углом 45º (с надеждой на лучшее поставил машинку на ручник и скорость). Развернуться даже негде. Впереди домик, бабулька с дедулькой древние на балкончике, с собачкой. Они не то, что по английскому или немецкому не понимают, они по-моему впервые неместных жителей в этих краях увидели со времен генерала Франко. Короче, поехали сначала задом назад, на спуск. На полпути нашли тот самый знак к парку и вновь в горы, но уже по разбитой старой дорожке. Добрались таки. Парк конечно великолепен. Удобными пешеходными тропами среди гор и прекрасного многовекового хвойно-тропического леса, мимо свободно бегающих диких козлов, водопадов с дикими гусями и утками, в сопровождении надоедливых и вечно голодных кричащих павлинов, с видом на горы и долины с высоты птичьего полета, мимо вольеров с крупными животными, с удобными местами для отдыха в пещерках — вы самостоятельно в удобном для вас темпе пройдете незабываемые около 5 км в течении как минимум 1,5–3 часов. В одном из уже конечных пунктов найдете небольшое кафе с ткс себе сосисками-гриль, с малым зоопарком, где вновь можно покормить животных с руки и посмотреть ястребиную охоту, а также искупаться в водопаде (необходим купальный костюм). Можете взять гида (инструктора), с которым отправитесь по более экстремальному пути — с висячими над пропастью мостками, со скоростным спуском по канатке и с самостоятельной жаркой кусков сочного сырого мяса на костре в конце пути. Время работы с 10 до 19 часов. Стоимость билетов разная — в зависимости от вашего выбора маршрута. Есть буклеты с картой на русском языке, а также гид-экстримал из Одессы. Не забудьте фотоаппарат или кинокамеру и желательно удобную обувь. С маленькими детьми я там людей также встречал, но я их вообще не понял.

После такого парка мы конечно уже поехали в отель. Вечером я сказал себе, что я брал на авто гору Олимп в Салонниках Греции, дважды (в связи с ошибкой в маршруте) взял указанную гору Трамунтана на Майорке, мне уже ничего не страшно и все по плечу. Я ошибался — вечером мы поехали на находящийся рядом с нашим северным побережьем маяк Форментор.

Mirador de Formentor (она же — Mirador des Colomer, смотровая площадка) и Far de Formentor (непосредственно сам маяк) — координаты задаем примерно такие (фиксировал неуверенными руками) N 39º57.68» (39.96132º) / E 3º12.72» (3.21191º) или просто двигаемся через город Pollence и его порт по MA-2210, согласно указателям на Formentor, мимо красивого редкого для этой местности каменистого побережья с видом массу разноцветных серфингистов и парашютистов на море.

Подъем достаточно краткий, но очень крут во всех отношениях. Выезжать лучше либо на зорьке либо напротив под закат (но только не совсем в сумерки — горная дорога без освещения), когда уже на минимуме будет возможность встречи на горной дороге с туристическим автобусом, которые при повороте занимают полную трассу и вы будете вынуждены сдавать по неогражденному серпантину назад. Кроме того, паркинги на смотровой площадке и на маяке небольшие.

Но итог такого пути превзойдет все ваши ожидания. Такого захватывающего дух и потрясающего вида с огромной  высоты на море, морские бухты и на соседние острова, нельзя увидеть больше здесь нигде. Фото и видеокадры, а также ваша память запечатлеют незабываемое прекрасное.

Как они прокладывают такие прекрасные дороги с асфальтным покрытием в такие высоты и при таких дорожных зигзагах — для меня осталось загадкой.

И снова в горы Трамунтана: старинным поездом из Пальмы в Сольер (или Соллер или Сойер), старинным трамвайчиком из Сольера в Порт Сольер, морем в бухту Са Калобра и обратно:

Soller Railway (официальный адрес: Palma, Placa d’Espanya, 2 или Plaça de España, 2) — это центр Пальмы, площадь Испания.

Итак, встав пораньше утричком и позавтракав, забиваем в навигатор GPS-координаты N 39.576230, E 2.653402 и следуем прямо к подземной парковке на указанной площади (стоимость высокая, за 10 часов мы заплатили почти 17 евро), но напоминаю - больше там рядом авто ставить некуда и нельзя.

Выйдя из подземного паркинга, обнаруживаем напротив через дорогу в зарослях за зеленым заборчиком незаметный старинного вида двухэтажный домик — это есть старинный жд вокзал, вход с угла, к кассам — вдоль начала жд полотна.

Отсюда каждый день, почти каждые 2 часа (начиная с 8.00 и до 19.30, время рейсов иногда меняется, подробнее о расписании движения поездов и о тарифах см.: www.trendesoller.com/es/cms.php/horarios) отходит старинный фруктовый поезд с деревянными вагончиками (похожими на наши Питерские старинные «конки») в город цитрусовых фруктов Sóller. Маршрут поезда проходит через живописные горы, горные туннели, знаменитые рощи миндальных деревьев и цитрусовые сады, с продолжительной остановкой на смотровой площадке в горах Pujol de´Banya, с которой открывается восхитительный вид панорамы города Sóller и горной цепи Sierra de Tramuntana. При следовании из Пальмы в Солльр красивейшие виды до туннеля будут слева, а после справа. Время в пути около одного часа. Поезд прибывает на вокзал в центре города Sóller, где можно прогуляться по соседним улочкам и увидеть красивый готического стиля древний храм с известным со времен средневековья мужским церковным хором, рядом мэрию этого города и старинный городской банк, узенькие торговые древние улочки и винные погребки, а также обязательно испробовать продаваемый здесь на каждом шагу свежевыжатый апельсиновый, мандариновый либо лимонный сок с национальными сдобными сладостями Майорки и местное, т.н. домашнее мороженое.

Затем, от того же жд вокзала этого уютного маленького городка можно таким же старинным трамвайчиком оранжевого цвета отправиться в порт — Port de Sóller (он же — Puerto de Sóller). Трамвайчик отходит каждые полчаса. Время в пути около 30 минут. Путь трамвая проходит через центр города, вновь через цитрусовые и виноградные сады (фрукты на вытянутой руке) и по набережной вдоль моря, c которой открывается живописный вид на бухту и пляж. Порт — небольшой, современный туристический центр, особенно кроме бухты с яхтами и скалами-вратами смотреть здесь нечего, но можно вкусно пообедать средиземноморской кухни.

Кстати, билет на поезд и трамвай одновременно, при этом туда и обратно дешевле и целесообразнее брать сразу на вокзале в Пальме — обойдется все это взрослым в 28€, детям скидка 50%, время открытое.

Поскольку в порту смотреть особенно нечего и если вы прибыли на поезде первыми рейсами, то при грамотном расчете времени можно на кораблике из порта отплыть в красивейшую в мире бухту — Са Калобру (Sa Calobra или Calobra bay), где пляжи расположены среди отвесных скал и проход к ним лежит через горные тропы и живописное ущелье. Это и сэкономит вам время и избавит от необходимости ехать сюда на авто по 360-градусным горным серпантинам (т.н. галстукам). Морской путь от порта до бухты займет около одного часа (отправляется в 11.00, 11.15, 13.00, 15.00 и обратно 12.10, 13.40, 14.10, 16.40 — время может меняться, стоимость билета 25€, детям скидка 50%). Если опоздали на поезд — из порта ходят такси, хоть до самой Пальмы. Фото и видеокамеры на этой экскурсии (как впрочем, и везде на Майорке) просто жизненно необходимы, также как и купальные костюмы.

Соединение духовного и материального: Монастырь Льюк, кожевенная фабрика в Инка и производство жемчуга-майорики в Манакоре:

Santuari de Lluc (он же — Monastir de Lluc) — географический адрес прост — только LLuc, поэтому заносим в наш верный навигатор GPS-координаты: N 39.821761 / E 2.884520 и вновь следуем в уже любимые горы Sierra de Tramuntana, в долине которых на высоте 500 метров (в иных источниках — 700 м.) над уровнем моря, окруженный самыми высокими горами на Балеарских Островах, этот древний монастырь XIII века и находится. Заезжать лучше со стороны города Pollence — дорога менее крутая, мы заехали по ней, а спускались по трассе на Пальму и Инку — поверьте, было с чем сравнить, последняя дорога очень напоминает кишечник. У храма платный паркинг (за 2 часа заплатили 3 евро). В соборе вход бесплатный. Есть исторический музей.

Согласно легенде, пастор с монахом еще в период мусульманского (мавританского) владычества на Майорке нашли образ Святой Девы Марии в пещере, рядом с горным ручьём, который проходит рядом с монастырём. В этот же день образ святой перенесли в церковь San Pedro de Escorca (город Escorca — существует также до сих пор, муниципальный центр этого района). На следующий день население этого района пришло поклониться Святой Деве Льюк, но она исчезла. Обнаружили её на том же месте, где и нашли ранее, рядом с ручьём. Поэтому решили построить на том месте церковь для поклонения этой Святой. Ручей также существует до настоящего времени, считается, что вода в нем святая — излечивает и омалаживает. При этом, небольшая резная статуя Девы Марии — покровительницы всей Майорки, прекрасно сохранившаяся до настоящего времени, выполнена из дерева темного тона. Дева — смуглянка, как ее называют на Майорке, первые упоминания о которой имеются в рукописях 1420 года, одна из двух таких в мире (вторая — по-моему, в Барселоне). К ней может прикоснуться с молитвой и просьбой любой желающий.

В монастыре идут службы, съезжаются паломники со всего католического мира, есть детский церковный хор известный еще с XVI века.

Если пройти по горной тропе молитв, то поднимемся на горную площадку с красивейшим обзором.

Здесь реально чувствуешь святое спокойствие и благодать, словами это передать невозможно. Можно остаться на ночь в аскетичной гостинице при монастыре.

Inca (Инка) — город-центр Майорки по пошиву кожаных изделий (курток, обуви, сумок, перчаток и даже варежек, ремней, кошельков и пр.) Спускаясь с гор, следуем по адресу: Inca, Avinguda de Jaime I или по более верным GPS-координатам: N 39º42’58.8»/ E 002º54’57.0», где обнаруживаем два магазина, один из которых достаточно известный фабрика-магазин Anthony’s Shopping Center (www.antonys.es). Ну, какие-либо комментарии здесь излишни — выбор большой, марки известные, цены разные (по четвергам распродажи), качество хорошее, есть прекрасно владеющие русским языком продавцы, на выходе хороший испанский ресторанчик. Парковка есть. Моим девчатам понравилось, пустыми не ушли.

Manacor (Манакор) — это второй по величине город острова. Именно в этом городе производят прекрасную и известную на весь мир майолику — ювелирные изделия из искусственного жемчуга.

Заносим в навигатор GPS-координаты: 39º34’21.7»/ E 003º11’12.5» и прибываем на паркинг между двух известных фабрик жемчуга Orquidea и Majorica (у последней есть свой паркинг, оба бесплатные). Продавцы говорят на русском прекрасно. Запускаете туда ваших женщин с наличными или банковскими карточками и они вам сами потом все расскажут и покажут (готовьте речь для русской таможни о том, что это только для личного потребления, стоимостью ниже 65 т.р. на человека и весом менее 35 кг, не натуральное, а потому обязательному письменному декларированию не подлежит — а лучше сохраните чеки и сидите молча). А вы пока можете посетить тут же находящийся магазинчик Oliv-Art, где продается масса интересных вещей, искусно сделанных из оливкового дерева, а также местные сувениры, национальные спиртные напитки.

Из достопримечательностей Манакора следует выделить церковь Ностра Сеньора дельс Долорс, которая находится рядом на Пласа-дель-ректор-Руби (ее видно с любого конца городка). Эта церковь была построена в 19-м веке на месте старой арабской мечети. Высокая башня с часами, похожая на турецкий минарет. Ощущение, что ты словно возвращаешься в прошлое.

Вот, из основного и почти все. Конечно необходимо еще посмотреть и такие известные культурные и исторические центры-города, как Вальдемосса (любимая деревушка влюбленных Ж.Санд и Ф.Шопена) и Дея (оба в тех же любимых горах), древние Арту и Замок Capdepera (у северо-востоного побережья), посетить истинно Майорские фермы-ранчо La Granja и Rancho Grane Park, центры местного виноделия Binisalem и Santa Maria, обследовать все сказочные пещеры, а также можно останавливаться в любом из других проезжаемых селений, где вы обязательно найдете и древние храмы, монастыри или остатки старинных сторожевых башен, стен, ворот, и причудливые местные пустынные (как декорации для ковбойских вестернов) улочки с лавками старьевщиков и спрятавшийся в тени добрый и отзывчивый, эмоционально-веселый народ.

А мы еще совершили напоследок и прощальную вечернюю прогулку по прекрасной столице - Пальме.

Если вы не водите машину, тоже не беда. Все это вместе либо по отдельности на этом небольшом острове счастья можно объехать с гидами на автобусах либо на общем транспорте или такси. Экскурсии (частные и групповые, в т. ч. на русском языке), как я уже сказал, свободно можно заказать практически везде.

Надеюсь, что мой рассказ-путеводитель поможет вам построить свои незабываемые маршруты по солнечной Майорке. Я не прилагаю к своему и так большому по объему повествованию фотоархив, поскольку наши фото и видео, в т. ч. подводные все прекрасны, выбрать трудно, а их вместе около 800(!) Мы сюда еще обязательно вернемся!

Приятных всем путешествий!

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия