Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Ростов Великий — Россия Август 2011

Ростов Великий — это легендарный старинный русский город на озере Неро, расположен в 200 км от Москвы по Ярославской дороге.

Глубоко провинциальный город. По-хорошему провинциальный. Тихие улочки, 1 — 2-х этажные дома, большинство из которых деревянные. Читаю информацию из путеводителей: «Согласно легенде, город на землях финно-угорского племени меря основал Рост, давший свое имя поселению. Древний город Ростов впервые был упомянут в летописи в 862 году. Впрочем, дата основания города несколько примерная. Так, некоторые историки предполагают возникновение Ростова в дославянскую эпоху, другие — перенос с первого укрепленного поселения на озеро Неро Сарского городища в X веке. В 988 — 1010 гг. ростовскими землями правит будущий основатель нашего родного Ярославля, сын князя Владимира Святославича, Ярослав. В 989 году в Ростове вводится христианство, крещение народа происходит прямо в озере Неро. Но население было против насильно навязываемой им веры, и на протяжении еще многих лет непокорный народ поднимал восстания и возвращался к своим древнеславянским традициям. Ростовчане поклонялись Велесу — скотьему богу, покровителю плодородия и богатства…." Вот мы и приехали в городок, на время прерываю увлекательное чтение, быстро забрасываем вещи в гостиницу «Боярский двор» — прямо в 3-х шагах от главной достопримечательности — знаменитого Ростовского Кремля. Пару слов о гостинице: мы брали «Люкс», трехместный. Очень скромная гостиница, но чистенько. В санузле даже разовые гели-шампуни были. :) Завтрак включен в стоимость. Если честно, уже не помню конкретно что к чему — но отрицательных эмоций не осталось. Очень выигрышное расположение. Буквально 100 метров от Кремля. Есть своя парковка и какой-никакой ресторанчик.

Так вот, про Кремль.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Ансамбль Кремля разделен как бы на три части. Когда входишь через главный вход (Святые ворота), то попадаешь на территорию, где расположен Успенский собор и звонница. Потом снова ныряешь в какой-то проход в стене (Парадные ворота) и попадаешь в центральную и самую живописную часть Кремля. Дальше через калиточку с ажурной кованой дверью — и вы уже в Митрополичьем саду. Вообще-то Ростовский Кремль — не Кремль, а крепость, или даже вернее Архиерейский (Митрополичьий) двор. На том самом месте, где находится Успенский собор раньше было Велесово дворище и стоял дубовый храм и огромная деревянная фигура славянского бога Велеса. Её поставили по велению киевского князя Владимира Ясно Солнышко за несколько лет до его решения принять христианство.

Обширные богато украшенные храмы Велеса были не только в Ростове, но и во многих местах русской земли: Новгороде, Киеве, на Русском Севере. Древние славяне считали, что Велес привёл мир в движение: за днём следует ночь, за зимой — весна, лето и осень, за выдохом — вдох, после печали радость. Толковали законы Велеса мудрецы-волхвы. После того, как Ростов принял крещение, статуи древних богов сожгли. Далее на этом месте была вечевая площадь и в 13 веке построен Успенский собор, который несколько раз горел, и в сегодняшнему виду обязан строителям-каменщикам 15 века. Сейчас внутри собора ведётся реставрация, отсутствуют многие иконы и полюбоваться можно только замечательной фресковой живописью на колонах и потолке.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Следующее потрясение — это звонница. Мы как раз попали что-то около 12-ти часов на колокольный звон. Никогда не думала, что просто от перезвона колоколов можно почти впасть в транс. Потом вспомнила, что где-то читала, что колокольным звоном даже на Руси лечили. При перезвонах создается какой-то резонанс.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

На звонницу ведёт очень узкий с высокими ступеньками проход. Интересно, что каждый колокол имеет не только своё индивидуальное звучание, но и своё собственное имя: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Баран, Голодарь, Козёл. Мне этот факт показался забавным. Конечно же мы забрались на колокольню, чтобы воочию увидать этих гигантов.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Спустившись с колокольни идем дальше. Теперь в центральную часть. Здесь в самом центре Ростовского Кремля находятся несколько церквей, в которых располагаются музеи и выставки, палаты митрополита, палаты для именитых гостей, две прекрасные трапезные — Красная и Белая, в одной из которых сейчас одноимённый ресторан «Трапезная», круглый пруд, касса по продаже билетов.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

В трапезных — расписные своды. К Белой трапезной — примыкает одноглавая церковь Спаса на Сенях, остальные церкви встроены в крепостные стены. По стенам, или их ещё называют переходами, можно пройтись.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Очень понравился хорошенький пруд, к которому вел маленький мостик, около него получались романтические фотографии.

Но самое сильное впечатление оставила церковь Одигитрии. Такая необычная, несколько выделяющаяся из общего ансамбля Кремля, изящная, яркая, заметная, но, вместе с тем очень душевная, добрая, светлая.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Церковь Иоанна Богослова располагается прямо за прудом. У нее симпатичное резное крыльцо. Именно в Ростовском Кремле снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Мы зашли на несколько выставок — русского быта, икон, питейной культуры.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

И третья часть — митрополичий яблоневый сад, не Бог весть какой, но вот вид на него со стен кремля.

Озеро Неро! Оно заслуживает того, чтобы написать о нем отдельно.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

На озере Неро есть два причала или пристани. Можно сесть на маленький теплоходик и час посвятить речной прогулке по озеру. Уже само по себе озеро является прекрасной достопримечательностью города Ростова, его гордостью и красой. Неро — один из наиболее больших естественных водоемов в Ярославской области. Его наибольшая длина — 12,5 км, ширина — 8 км, максимальная глубина 4,5 м. Но зато под водой несметные запасы ила. Говорят, его слой доходит до 15 метров. Воды два метра, ила — пятнадцать…Да, вот такая большая яма с удобрениями. В озеро впадает 20 рек и ручьев, вытекает же одна река Векса, дающая начало ярославской Которосли. Неро окаймляет уютная улочка, носящая гордое название Толстовской набережной. Она не благоустроена, но сохраняет такую душевную простоту, такую размеренность и спокойствие! Там нам встретился музейчик с поделками ручной работы.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Но что-то поделки я не сильно снимала, а вот котейки порадовали.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Да, про озеро. Вода в озере плохая. Мутная и невкусная. Местные жители стараются в озере не купаться, берега топкие и низкие, все поросшие камышем и ивняком. Зато для рыбы — полное раздолье! Местное мужское население целые дни проводит на воде. С озера открывается необыкновенный вид на весь Ростов. Интересные природные метаморфорзы. Вот тучка набежала — и скрылась.

И вид совершенно другой. А на берег смотришь — купола, купола, монастыри и церкви.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

Самый древний монастырь на северо-востоке Руси — Богоявленский Авраамиев монастырь, основанный в 11 веке преподобным Авраамием. Здесь в 1553—1554 гг. после взятия Казани по велению Ивана Грозного был построен Богоявленский собор (как и в Москве, на Красной площади был возведен храм Василия Блаженного). В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, основанном в 14 веке святым Яковом, находятся мощи единственного Святого 18 века России святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. В 14 веке также были основаны Рождественский и Борисоглебский монастыри. Всех и не перечесть.

После прогулки по озеру, вечерело (сразу вспомнилось: смеркалось…), мы решили пройтись по городу. Который в 6–7 вечера вымер! Все магазины закрыты, вот мы идем по старинным торговым рядам.

Цикл заметок о городах России. 10. Ростов Великий

С трудом нашли где поужинать! Это оказался ресторан «Славянский». Для Ростова как я поняла самый дорогой, для москвичей самый обычный. Порадовало рыбное меню. Вечером, пока мы от ресторана прогуливались к гостинице, было очень странно видеть, что в городе даже подростки на гуляют, не говоря уже о взрослых. Ну и конечно же ни одного фонаря. Только возле гостиниц были слышны голоса заезжих туристов. Настоящая провинция!