Турист Елена Самусева (Elena_Samuseva)
Елена Самусева
была 20 февраля 13:10

Кронштадт — Россия Август 2013

По указу Петра Первого в 1722 году в городе Кронштадте приступили к строительству церкви для моряков.

Памятник русской военно-морской славы

Как это иногда бывает дело затянулось и только в 1731 году уже при Анне Иоанновне был освящен новый храм с высокой готической колокольней увенчанной золоченным крестом с летящим ангелом. Колокольня была высотой 55 метров и служила хорошим ориентиром для проплывающих мимо судов. Храм вмещал 1300 человек и этого было тогда достаточно. Со временем эта церковь обветшала и ее заменили другой, но тоже не очень большой. А число моряков на острове все увеличивалось.

В 1896 году Главный командир порта адмирал Казнаков обратился к царю с просьбой разрешить сбор пожертвований на строительство большого собора. Был объявлен конкурс на проект. В условиях конкурса устанавливалось, что собор должен вмещать 4000 человек и иметь вид присущий православным храмам. Говорилось в условиях и о необходимости избегать роскоши!

устанавливалась и стоимость строительства будущего собора-700 тысяч рублей.

Император выдал разрешение на сбор денег. Деньги поступали не только от отдельных лиц, но и от целых экипажей кораблей. С моряков отчислялось 0,25% от жалования. Конкурс провели и выбрали проект, А Томишко. Даже изготовили модель. Но как у нас бывает власть сменилась и начальником порта стал вице-адмирал Макаров.

Памятник русской военно-морской славы

Проект раскритиковали и пригласили известного архитектора В.Косякова. Ниже его собор на наб Невы -Киевское подворье.

Работы Косякова известны нам и сегодня -это собор на Гутуевском острове, Киевское подворье на Васильевском и церковь в Галерной Гавани. Косяков с удовольствием согласился, но попросил отправить его в Константинополь для знакомства с собором святой Софии.

Памятник русской военно-морской славы
Великая ,древняя София .Как хорошо ,что ты стала музеем!

В октябре 1901 года произошло освящение начала строительных работ.

Памятник русской военно-морской славы

10июля 1913 года трехпрестольный храм был освящен. Ценность собора была не только как культового сооружения, а как памятника военно-морской славы России, созданного лучшими специалистами того времени.

но не долго суждено было собору исполнять свои прямые обязанности. Пришел 17 год. Первыми были растреляны священники. В мае 1922 года из собора были изъяты ценности. Нужно отдать должное наркому просвящения Луначарскому, который после осмотра собора сделал заключение о необходимости его сохранить. В соборе стали проводить экскурсии на смотровую площадку под куполом.

с!июня 1929 года службы были прекращены, обсуждались вопросы еого использования под культурные цели. Тем временем сняли колокола, золоченные кресты. Дальше пришла участь внутреннего декора. Сняли и 150 мраморных досок на которых золотыми буквами были начертаны имена героев Флота, начиная с времен Петра. Доски были разбиты и просто выброшены…

Поступило оригинальное предложение вместо креста поставить фигуру Владимира Ильича. К счастью денег не нашли!

Был снят и весь внутренний декор. Мраморные фигуры были уложены в ящики, возле них поставили охрану. Потом охрану сняли, а ящики остались бесхозные.

В 1932 году в соборе открыли клуб. Устроили балконы, построили буфеты. Тем временем изничтожили и сквер вокруг собора.

В годы войны собор использовали как наблюдательный пункт. Потом в подвалах стали хранить картофель. Только в 1976 году собор объявили памятником культуры и взяли под охрану государства. В 1980 году в соборе открыли музей Кронштадтская крепость. Сообщили о восстановлении150 памятных досок героям России.

и наконец 24 октября 2002 года над собором засиял новый крест. А к 100 летию собора в 2013 году все реставрационные работы были завершены и собор засиял во всем своем былом великолепии.

Обновленный собор необыкновенно хорош. Красив снаружи, но, а внутри просто дух захватывает. Мраморные доски с именами погибших героев, георгиевские флаги -все говорит о том, что это не просто храм, а морской храм.

Памятник русской военно-морской славы

К сожалению внутри просят не фотографировать и я не смогу показать вам внутреннее убранство. Посмотрим с наружи. В Кронштадт стоит приехать -это не сложно сделать -по дамбе проложена скоростная дорога и ходят маршрутные такси и автобусы. А если Вы приехали в Петербург с детьми, то Кронштадт следует посетить обязательно

РS, не могу удержаться и очень любопытным рекомендую посмотреть еще один прекрасный храм этого архитектора В. А. Косякова, который стоит в глухой деревне, трудно его найти, но кто найдет будет потрясен неожиданностью встречи с этим чудом и красотой. Деревня та зовется просто -Козья гора, а рассказ с фотографиями поищите на моей странице