Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Хорог, Душанбе — Таджикистан Январь 2010

Вторая часть Памирского тракта от Хорога до Душанбе занимает в среднем 18 часов на неправильном джипе и 8–9 часов на правильном. Дабы не терять время, выкупили все места в маленькой Ниве и в итоге с тремя поломками потратили на переезд 33 часа. Ночевали, как обычно, у родственников водителя.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Летом Хорог ломится от туристов со всех концов планеты — альпинистов, треккеров, велосипедистов и просто бэкпекеров. Зимой же — тотальная тишина.

Набережная Пянджа и закрытые летние рестораны.

Грустный городской парк.

Хорог — город из двух улиц, проходящих по две стороны Пянджа. В переулках, связывающих улицы с набережными, можно отыскать маленькие магазинчики, неплохие рестораны, аутентичные кафешки.

Очень порадовал «индийский» ресторан с меню, разнообразию которого может позавидовать и московское заведение экзотического общепита. Впрочем, по факту все «карри» и «масалы» оказываются импровизациями шеф-повара.

В Хороге мы прожили пару дней — пограничники выделили пару комнат в квартире своих знакомых. Вечерами водили нас по барам, днем мы сами осваивали городское пространство, общались с афганским консульством, дегустировали местные деликатесы и радовались мелочам китайского рыночка.

Оформили регистрацию в местном отделении милиции. Заплатили налом прямо начальнице отдела.

На утро третьего дня наняли на рынке Ниву и поползли в Душанбе.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Большая часть дороги проходит по берегу Пянджа. По ту сторону — Афганистан. Граница как таковая отсутствует, раз в час попадаются одиночные патрули.

Афганская сторона. Обилие всевозможной разобранной техники — типичная картина для приграничного Афгана. Через любой мост тащат технологичный металлолом, чтобы со временем собрать более-менее приличный и работающий самодел.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Народ, мелькающий в приграничных районах, выглядит посолиднее, чем в районах афгано-узбекской границы.

Горы, между тем, против нашего ожидания только растут…

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

…дороги сменяются узкими тропами, по которым неторопливо проходят караванчики.

Селения добротные, как и на всем севере Афгана. А вот такие белые домики видели впервые.

К ночи, после пары поломок, остановились в родном кишлаке нашего водителя. Принимал старший брат — вспоминал русский, угощал водкой и гранатами.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

К обеду второго дня выходим таки на предгорья. И снова ломаемся.

Приближаемся к очередному погранпосту. Опять будут проверять регистрацию, Спрашивать, не потырили ли в горах драгоценные камни.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Заехали в кишлак на капремонт ходовой.

Единственный магазин на весь поселок. Впрочем, есть еще и отличная шашлычная, чем мы воспользовались.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Сохнут каки на заборе, будем ими греться вскоре.

Дефицит материалов ощутим.

Национальный вопрос в Таджикистане до сих пор номер один. Жители Памира считают (не без причин) себя отдельной расой со своим языком, очень похожим на русский, своими традициями и нравами. Памирцы очень интеллигентны и гостепреимны как все горцы. Столица Горного Бадахшана — Хорог, университетский город, где 90% населения имеют высшее образование. В Таждикистане мы забыли о том, что такое платить за ночлег, жилье и развлечения.

На равнинном Таджикистане за власть борятся отдельные кишлаки и области. После войны 90х у власти стояли интеллигенты Куляба, и Куляб стал городом номер два в стране. Сейчас, когда президент и его команда есть представители ванчских кишлаков, развивают (вернее эвакуируют) провинцию Ванч, где каждый день трясет на 3–4 балла. Ночной переезд по ванчским ущельям — отдельное мероприятие по объезду свежеупавших глыб. Куляб в настоящее время разделяют на 4 отдельные области — довластвовались.

В Таджикистане все решают деньги. Устроиться на работу — от 400 долларов. Устроиться на юрфак — 9000 баксов, в мединститут — 20000 баксов. Устроиться на практику студенту — от 1000 баксов. Сдать экзамен в универе — от 150 сомони (1000 руб.). Без денег ничего нельзя решить.
В госучреждениях сотрудники платят руководителям за подпись, скидываются на продукты питания и просто деньгами доплачивают начальству.

Таджикистан — нереально коррумпированное государство, где властвуют чиновники и мафия. При этом отношение к приезжим, особенно из Москвы, потрясает своим искренним гостепреимством. По Памиру нас катали представители местной автомафии, по дороге на Душанбе жили у родственников водителя, в кишлаках можно просто выйти из машины и тут же выбирать, к кому зайти в гости — набегает толпа желающих пообщаться.

Особенно интересно в селах, где практически никто не говорит по-русски. Если где-нибудь на Ближнем Востоке, в Индии или в Африке нас бы порвали и закидали камнями, здесь нет отбоя от детей, желающих попасть в кадр большого красивого фотоаппарата и поглазеть на себя пару секунд на экране.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Едва выехав из предгорий Памира, в третий раз поломались. Пришлось остановиться на починку в кишлаке на нейтральной полосе таджико-афганской границы.

Напротив поселка — мост на ту сторону, в афганский Бадахшан. Дети практически беспрепятственно перемещаются. Международная дружба.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Девочки появление камеры оценили настороженно…

… а вот пацаны гурьбой примчались попозировать.

Началось все со случайного снимка мальчика на фоне разваленного бульдозера. Очень уж колоритный персонаж.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Потом подбежал друг, второй…половина поселка.

Ребятня помладше предпочитала держаться на расстоянии. Да и не бросать же санки!

И только самый маленький так и не понял, с чего поднялся кипеж.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Небольшая поломка номер четыре. Пока водитель на попутке возвращается в аул за местными умельцами, мы доходим до Пянджа. Нельзя, в принципе, но кофе-то хочется.

Пепелац.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

А вот и костер из колючек, и кофе на пянджской воде.

В целом путь от Оша до Душанбе занял 6 дней, два из которых мы потеряли в Хороге, ожидая группу из Москвы.
Зимнее прохождение тракта оправдало самые смелые ожидания в части нагрузок, эмоций и природных красот, а невероятное гостеприимство памирцев склонило к решению вернуться в регион поздним летом, дабы дойти до пика Коммунизма и побродить по афганскому Бадахшану.

В Душанбе остановились у родственников знакомых родственников…как обычно в Азии. Снежные завалы свели на нет мечты о проходе через перевалы в Узбекистан. Пришлось купить прямой рейс до Москвы и пожить в городе три дня.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

Зимний Душанбе — развлечение на денек. Есть и шикарные парки, и жесткие махали, и шашлычные на центральном рынке.

Напротив президентского дворца приятно посидеть, погрызть миндаль в сахаре.

Памирский тракт от Хорога до Душанбе

А больше здесь и делать-то нечего. Особенно после шикарных таджикских гор.