Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Ош — Киргизия, Хорог — Таджикистан Январь 2010

Основная дорога Горного Бадахшана, построенная русскими пограничниками в начале 1930х годов, связывает киргизский Ош и таджикский Хорог, а затем вдоль правого берега Пянджа уходит на Душанбе. Трасса преимущественно грунтовая, проходит по шести перевалам высотой до 4650 м. и в зимний период завалена снегом, под которым прячется гололед.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Проехать по тракту зимой — задача нетривиальная. Во-первых, движение грузового коммерческого транспорта практически отсутствует и попытки прорваться через перевалы автостопом чреваты быстрым замерзанием. Во-вторых, киргизские перевозчики в Оше заламывают цены от 400 баксов за машину до Хорога и торговаться не особо желают. Таким образом, оптимальным способом пройти тракт зимой является таджикский джип типа УАЗик, отправляющийся с известной Алай-базы в городе Ош.

Очаровательный отель на автостанции Оша входит в пятерку самых аутентичных клоповников из тех, в которых приходилось бывать.

Заспанная дежурная попыталась пультом включить кондиционер на отопление — кондиционер упал со стены и развалился. Отличная подстава для гостей!

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Через сутки в суперотеле ребята засуетились и нашли нам квартирку в центре города.

Забегаловка на Алай-базе. Пока ждем директора.

УАЗики едут исключительно до бывшего форпоста советских пограничников, г. Мургаба, откуда до столицы Горного Бадахшана Хорога еще 420 км. Цена вопроса — 1000 киргизских сом с человека. От Мургаба до Хорога также ходят попутки, берут порядка 800 сом или 80 сомони.

С погодой нам относительно повезло — снег нападал в новый год, и пока мы бродили по ущельям Иссык-Куля, дорогу немного расчистили и укатали. Но чистое небо над памирскими плато обернулось тридцатиградусными морозами и ледяным штормовым ветром, продувающим уазик насквозь.

Караван из нескольких машин стартует ближе к полуночи. Первые 80 км идет относительно ровный асфальт. Затем начинаются грунтовые перевалы. В каждой машине 7 пассажиров, наша троица на заднем сиденье пересчитала головой о потолок и стенки не один десяток ям.
Водители выжимают из машин максимум, УАЗики заносит на завалах, подбрасывает и сносит к обрывам. По качеству адреналина киргизская часть тракта превосходит сплав по Белому Нилу и прыжки с тарзанки.

Утро встречаем на таджикской границе. Вопреки опасениям, пропуска в погранзону не потребовались. С нами слегка побеседовали, дали погулять по перевалу (4300, у большей части пассажиров началась горняжка), запретили поснимать приветственные надписи и выдали миграционные листки.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

С выходом на памирское плато машина заледенела. Подышал на окошко — увидел Памир.

Лобовое стекло также не сильно отапливается. Дорогу постоянно заносит пурга.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Справа — ограждение погранзоны. За ним — Китай.

Через час доехали до поселка Кара-Куль на берегу одноименного озера. Кара-Куль — крупнейший водоем Памира, но вода в озере тяжелая, рыбы практически нет, береговая линия часто меняется. При тридцатиградусных морозах центральная часть акватории остается незамерзшей.

На выезде из Кара-Куля УАЗик взял и сломался. Вернулись в поселок и два дня прожили в чайхане, ожидая то ли ремонта, то ли попутного транспорта.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

УАЗик на плато Кара-Куль. Дальше он уже не поедет — умер.

У нас появилось двое суток на знакомство с поселком и озером.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

На улице где-то -35, плюс высота за 4000.

Берег Кара-Куля

Тяжела дорога от Оша до Хорога

В короткий зимний день горы практически постоянно сохраняют синеватый оттенок.

Летние Хоум-стеи для иностранцев очень распространены. Туристы предпочитают жить в домах и наблюдать за традиционным укладом жизни памирцев.

На второй день нашего вынужденно пребывания в Кара Куле в чайхану зашли местные пограничники. Познакомились. Обещали по окончании смены подбросить нас до Хорога.
А пока — мы погуляем по поселку и зайдем в гости на погранзаставу.

Вход на погранзаставу.

Весь поселок — с погранвышки.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Тень от вышки и вид на Китай.

В поселке у нас уже масса знакомых. Все зовут в гости, хотя бы на часик.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Традиционно любят попозировать. Но только дома.

В домах Кара-Куля очень уютно. Даже забываешь, что на улице — суровая горная зима.

Прожив в каракульской чайхане почти двое суток, двинулись на Хорог с офицерами погранзаставы, возвращающимися со смены. По дороге поели тушеного архара, заехали на горячие источники, переночевали.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

Всегда хотел поспать на бильярде. Получилось!

Советский бар в санатории при горячих источниках.

Источники, кстати, 60 градусов тепла — чувствуешь себя частью почти готового супчика.

Тяжела дорога от Оша до Хорога

А наши новые друзья везут нас в Хорог.

Дорога до Хорога на правильном джипе заняла 5 часов. Наши новые друзья разместили нас в свободной квартире, поводили по злачным местам.

В Хороге очень просто сделать афганскую визу — выдается всем желающим за 15 минут. Погранпереход в 4 км от центра города. Как-нибудь летом обязательно воспользуемся этой возможностью для освоения новых районов Афгана.