Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Крепости земли псковской и мирожское чудо (день 6)

Псков, Изборск, Печоры — Россия Май 2013

18 мая — день музеев, а значит нужно увидеть как можно больше. И начнем с пограничного городка Печоры. Из Пскова в Печоры автобусы ходят через Старый и Новый Изборск, отправившись через Новый крупно просчитался. Меня долго возили полями-лесами по проселочным дорогам, ухлопав лишних минут сорок. При въезде в Печоры Билайн приветствовал меня на эстонской земле, хотя до Европы еще около 10 км. Единственный повод посетить пыльный городок — знаменитейший монастырь.

Псково-Печерский монастырь возник на естественных пещерах (отсюда название) небольшой горы. В печорах (пещерах) сначала жили монахи, а потом, когда монастырь расширился, хоронили собратьев и светских людей. От центральной площади (автовокзал (1)) Печор до монастыря — пять минут ходьбы.

Я подошел к монастырю сбоку, прямо к Михайловскому собору (2). Собор встроен прямо в монастырскую стену в XIX веке, когда в военной крепости уже не было необходимости. Левее, вдоль стен — вот и вход в монастырь. Около входа — памятник Корнилию, самому известному настоятелю, умерщвленному Иваном IV. Через две, друг за другом идущие, надвратные башни-церкви дорога спускается к главной площади монастыря. Псково-Печерский монастырь уникален тем, что построен на пересеченной местности. Монастырские постройки прячутся среди деревьев в низине, а по верху обитель опоясывают мощные крепостные стены.

Памятник игумену Корнилию у входа в монастырь

Дорога от входа до цетра монастыря получила название «Кровавый путь» (Иван Грозный раскаявшись из-за содеянного убийства шел этой дорогой с телом несчастного Корнилия). Сам монастырь небольшой, кроме того большая часть его закрыта для прохода.

Успенский собор (3) — украшение площади, такого нарядного собора, да еще в монастыре я не видел. Какой резкий контраст с тихой, размеренной, уединенной жизнью его обитателей! Нарядные звездные маковки, желто-красный огонь стен и икон — все-таки собор явно не к месту. Под собором, в горе, находятся знаменитые пещеры-некрополь. Вход в них оказался закрыт, из-за массового паломничества нарушился температурный режим, повысилась влажность (вода текла по стенам даже в помещениях над землей). Народу много, особенно ходить по территории монастыря негде. Как-то неуютно…

"Кровавый путь" настраивает на невесёлый лад

Раз так, надо подивиться стенам и башням монастыря, а для этого хорошо бы обойти его вокруг. Но прежде, как прилежный турист, следует дойти до смотровой площадки (4), где монастырь, обычно скрытый своими стенами, немного показывается ценителям церковной архитектуры.

Вдоль стен монастыря вьется заросшая тропинка, видимо немного желающих проделать этот путь. Через монастырь под горой протекает ручей — это самая нижняя точка, а башни у ручья (как и полагается настоящей крепости) называются Башни верхних и нижних решеток. На Изборской башне (5) висят памятные знаки о славной военной истории монастыря, а само название башни напомнило мне, что надо двигаться дальше.

Очень удачно от печерского автовокзала через двадцать минут уходила маршрутка до Изборска. Время в пути — минут сорок. До знаменитой крепости нужно от шоссе (автостанция (6)) пройти через деревню Старый Изборск.

Крепость удивила размахом строительных работ. Такое ощущение, что крепость сейчас и возводят. Что ж обидно, но похоже, будет еще один новодел. Стены Изборской крепости по структуре очень похожи на стены псковского Крома: тот же известняк и розоватый раствор. Уже сейчас легко отличить где оригинальная стена, а где творения реставраторов. Изборск будет интересен всем, кто увлекается устройством средневековых крепостей: тут и башни с бойницами, и захабы (проходы вдоль стен).

Въезд в древнейший Изборск

На башне Луковка (7) устроена смотровая площадка. Крепость Изборска входит в обширный комплекс архитектурно-природного заповедника. Так что долина, отрывающаяся с Луковки, заповедная и практически нетронутая с давних времен.

Внутри крепости

Под крепостью, в нескольких сотнях метров растянулось озеро Городищенское. Рядом с ним — природное чудо, насчитывающее десятки (если не сотни) веков. Словенские ключи (8)… Звук воды доносится издалека, а подойдя, останавливаешься в восхищении. Из горы над озером водопадами и ручейками падает кристально чистая вода.

Отдохнув и освежившись, двигаюсь дальше. Если поднятся от Словенских ключей на горку и пройти от крепости по лугу с полкилометра, то слева будет холм, а справа — обрыв и потрясающий вид на Изборско-Мальскую долину. Поднимаясь на холм, я обнаружил указатель о начинающейся здесь «Тропе здоровья» длиной в 6 километров. Как-нибудь в следующий раз обязательно пройду.

Труворово городище (9) — еще один древний памятник истории. Трувор (один из братьев Рюрика) по летиписи основал здесь город. На холме проводятся раскопки, на деревенском кладбище стоит Труворов крест (10) (не имеющий к нему отношения, просто старый), а сам холм-городище кишит змеями (ядовитыми и не очень, осторожно!).

Словенские ключи - природное чудо

Маршрут шестого дня (Изборск)

Пора возвращаться в Псков. В Пскове сегодня все музеи работают бесплатно, надо воспользоваться. Сначала — в Мирожский монастырь, там, в Спасо-Преображенском (12) соборе, чудом сохранились фрески XII века. Хорошо, что монастырь — музейный объект, и его не передали церкви. Собор практически полностью расписан византийскими мастерами, аналогов в мире нет. Фрески сохранились в силе красок и в таком объеме только потому, что долгое время были замазаны слоями штукатурки. Эта консервация была нарушена только во второй половине XIX века. Во время Второй мировой войны снаряды попадали и в Мирожский монастырь, но в соборе ни один не разорвался. Впечатления непередаваемы, там нужно оказаться.

Спасо-Преображенский собор напомнил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

На косе за монастырем, в месте впадения реки, а сейчас ручья Мирожки в Великую раскинулся городской пляж. Но мне нужно успеть еще в краеведческий музей. Музей состоит из двух зданий: современного и не очень. Главная экспозиция расмещена в палатах XVII века (13), принадлежащих купцу Поганкину. По местной легенде в подвалах палат купец, отличавшийся жестокостью, пытал своих пленников. Музей маленький, если не считать собрания икон, и не идет ни в какое сравнение с новгородским.