Турист Наталия Стасова (NatikS)
Наталия Стасова
была 2 февраля 14:25

Онфлер, Живерни — Франция Октябрь 2011

— «Вы были во Франции?»
 — «Да, я был в Париже!»
 — «Нет, Вы не были во Франции….»

Нормандия, 01.10.2011 г.

Эта экскурсия была организована туркомпанией.

Нормандия — край сельскохозяйственный, мягкий океанический климат и плодородие почв способствуют его развитию. Молочные продукты из Нормандии славятся во Франции своим отменным качеством, а нормандские сыры принесли своей родине мировую известность. Яблоки стали символом провинции, они используются повсюду: от приготовления джемов и пирогов до производства сидра и кальвадоса. Рыболовство считается неотъемлемой частью жизни этого приморского региона.

Выезд был назначен на 8 утра от нашей любимой Opera Garnier, где начинаются практически все экскурсии фирмы «Нева» и других, куда нас и привезли около 21 часа обратно. Интересно, что у водителя строго лимитированный рабочий день. О такой социальной защите можно только мечтать (как и рабочей неделе в 35 часов): водителю запрещено проводить за рулем более 12 часов, даже если он большую часть этого времени ждал, пока группа где-то гуляет. Поэтому везде мы ездили с двумя водителями.

Программа:

1. Живерни. Внепланово, учитывая не характерно жаркую погоду. Обычно посещается в летние месяцы.

2. Онфлёр

3. Довиль. Трувиль заменён на Живерни.

4. Посещение фермы в окрестностях Довиля, где на семейном подряде налажено производство сидра, кальвадоса. Дорога в Нормандию, одну из провинций Франции была разнообразной. Тут и маки, и заводы.

Нормандия (Normandie, норманск. Normaundie) — историческая область на северо-западе Франции, охватывающая в настоящее время два региона страны — Верхнюю и Нижнюю Нормандию. Она известна своими фермами, яблочными плантациями и молочной промышленностью, в первую очередь сырами, такими как Камамбер, Ливаро и Пон-л’Эвек. Основные города Кан, Шербур, Эврё, Руан, Гавр, Дьеп.

По следам Моне

1. Началось наше путешествие с посещения Дома-музея Клода Моне в деревушке Живерни, где он прожил более 40 лет, место, бывшее для него источником бесконечного вдохновения.

К. Моне (Oscar-Claude Monet, 14.11.1840, Париж — 05.12.1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Эта деревушка находится всего в 80 км к северу от Парижа. В 1883 году после долгих и неудачных попыток найти постоянное жилье именно сюда приехал и обосновался со своей семьей художник Клод Моне. Это место так очаровало его, что, несмотря на крайне сложное финансовое положение, он решился на покупку гектара земли. Это приобретение перевернуло всю его жизнь. В Живерни он провел свои лучшие годы, здесь им были написаны самые значимые полотна, и до сих пор здесь, кажется, все дышит его памятью. В наши дни при доме-музее, открытом Фондом Моне в 1980 году, воссоздан чудесный сад, привлекающий сюда ежегодно многочисленных поклонников таланта художника. Но даже людям, далеким от искусства, после посещения Живерни становится понятна и близка живопись Моне. Живописное место. Мы прошли мимо дуба, который помнит знаменитого художника, мимо прудика, где, возможно ещё те самые лилии, прогулялись по саду, который разбил сам художник… Пруд густо обрамлен папоротником, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз. В подобных местах хочется рисовать даже тем, кто никогда не держал кисть в руке.

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Водный сад с японскими лилиями, полузатопленной лодкой и журчащим ручьем производит неизгладимое впечатление своей живописной запущенностью, покоем и непередаваемым очарованием. Околдованные его красотой, бродила бы ещё по тенистым тропинкам, наслаждаясь тонкими ароматами, приглушенными красками и тишиной, но мы идём в большой сад — главное детище и любимое увлечение самого Моне.

Сад находится перед домом, строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. Каждому времени года соответствуют свои цветовые гаммы. Весной — поляны светло желтых нарциссов предшествуют цветению тюльпанов, азалий, рододендронов, лиловой сирени и нежной глицинии. Особое место в саду всегда занимали любимые художником ирисы Длинными, широкими рядами высаживали их главный садовник, пять его помощников и, конечно, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, всевозможных цветов, оттенков и размеров маки и клематисы подводят «живую» палитру к летней колористике. В нее словно врывается бурное цветение роз. Осенью — много жёлтого и фиолетового, ну, а зимой — белая гладь. Этот круговорот цветов производит такое сильное впечатление, что посетители невольно начинают ощущать себя частью этого сказочного мира. Сегодня, как и прежде, вдоль узких аллей тянется плотный лес бамбуковых зарослей.

На водяной глади торжествуют почти все существующие в природе виды кувшинок. Здесь появился знаменитый цикл «Decorations», здесь родились " Кувшинки» («Пруд с лилиями»), здесь воплотились в жизнь все гениальные замыслы художника. «Прошло много времени, — писал Моне, — прежде, чем я смог понять свои кувшинки… Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Дом, утопающий в зелени, действительно замечательный: со светлой мастерской, огромной столовой, скрипучими ступеньками. Дом-музей, где сохранилась обстановка тех лет. Кухня, спальня, гостиная, рабочий кабинет… и одни копии с картин (входной билет 6 евро). Мне очень понравился сад, в доме смотреть особо нечего, но по-провинциальному миленько.

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

На обратной дороге к автобусу идём по улице, конечно же, носящее имя художника-импрессиониста

разглядывая местные дома и виллы

К сожалению, ни в музее импрессионистов, ни церковь, где похоронен К.Моне побывать не удалось. Зато в магазинчике при музее впадаем в забытье и накупаем кучу сувениров: 2 картины (подсолнухи и маки) по 9 евро, сумка с репродукцией лилий в пруду, которая меня потом очень спасала за 29 евро, картинка-магнит с ними же 5 евро. Прикосновение к прекрасному, видимо, не проходит даром… Зато теперь, в серой и дождливой Москве, за утренней чашкой кофе на нашей кухне, необыкновенно приятно, взглянув на «Пруд с кувшинками», вспомнить солнечный осенний день в Живерни…Лето, прощай…

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр
И опять в путь. Дорога красивейшая, а какие виды, дома,

Заглянули из окошка автобуса в огороды
Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

проехали мимо коров. Заливные луга как в альпийских деревушках

Подъезжаем к мосту, переезжаем Луару

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Луа́ра (фр. Loire, брет. Liger, окс. Léger, лат. Liger) — самая длинная река во Франции, протяжённостью 1012 км. Берёт начало на юге Франции, на горе Жербье-де-Жонк (Mont Gerbier de Jonc), течёт на север до Орлеана, дальше поворачивает на запад. Впадает в Атлантический океан возле Нанта, образуя эстуарий (однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря).

«На крючке» или лучший город Земли

2. Впереди нас ждал Онфлёр (Honfleur) — средневековой город-порт во Франции, расположенный в устье Сены напротив Гавра, относится к региону Нижняя Нормандия (Атлантического побережье). Чудом уцелел от бомб Второй мировой войны. Название города ничего не имеют общего со словом «fleur» (цветок), а переводится как «Крючок». Из-за войны времен Французской Революции и Первой Империи, в частности континентальной блокады, Онфлер был разрушен. В XIX веке город лишь частично восстановился и стал специализироваться на торговле лесом с Северной Европой. Торговля затруднялась заилением входа в порт. В связи с этим стал активно развиваться соседний порт Гавр.

Онфлёр находится в департаменте Кальвадос региона Нижняя Нормандия, в устье реки Сены напротив Гавра, на Цветущем побережье, в 220 км от Парижа и в 10 км от Довиля. Как добраться: Пассажирской железнодорожной станции в Онфлёре нет. Ближайшие станции — Трувиль-Довиль (Trouville-Deauville), Пон л’Эвек (Pont l’Eveque), Гавр (Le Havre) и Лизьё (Lisieux), далее можно добраться на междугородних автобусах Bus Verts du Calvados (№ № 20 и 50).

Сейчас Онфлер — один из самых красивых городов Нормандии, своеобразный уголок, сохранивший исторический колорит, архитектуру и атмосферу прошлых веков. Морские ворота Онфлера, старый залив, набережная Святой Екатерины — любимое место прогулок горожан и туристов. Старый залив с его живописными необычайно узкими, в ширину одного помещения, 5-6-этажными фахверковыми домами, тесно прижавшимися друг к другу, был построен в 1684 году по приказу Кольбера. В Онфлере проводятся знаменитые фестивали авторского кино, а ежегодно в ноябре проходит фестиваль российского кино, на котором можно встретить многих актёров и их поклонников, приехавших из России.

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Уютный и спокойный. Чудесная закрытая бухта прямоугольной формы, окруженная с трех сторон старинными домами, везде цветы, лодочки, каруселька у мэрии, яхточки, покачивающие мачтами, развешенные рыбацкие сети, зеркальная гладь воды, деревянная церковь, построенная после войны корабелами — в сводах явно угадываются перевернутые днища кораблей… Читала про памятник нашей собачке Му-Му в парке, но сама не видела.
Набережная очень красивая. Очаровательные домики

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Маленькие и уютные улочки городка

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

На заднем фоне видна вывеска «La cidrerie» (Сидрного бара), где подают les galettes — галеты и les crepes — крепы (блины):

Недалеко от набережной находится одна из главных достопримечательностей Онфлера — деревянная церковь Святой Екатерины (Sainte-Catherine), построенная после Столетней Войны мастерами верфи в стиле ранней готики. Это самая большая деревянная церковь во Франции. Визитной карточкой церкви является деревянная статуя самой Святой. В руках Екатерины находятся колесо и меч. Первый неф церкви является самой старинной частью постройки. Он был создан сразу после окончания Столетней войны во второй половине XV века с использованием военно-морских конструкторских техник. В результате постройка напоминает перевернутый корпус судна. Колокольня была построена на достаточно большом расстоянии от церкви, чтобы в случае пожара прихожане церкви не пострадали. Колокольня отражала удары молнии благодаря своей величине и нахождению на холме. В XVI веке был достроен второй неф. Его своды были сделаны из дерева в готическом стиле. Новая часть церкви стала более округлой, и не напоминала корпус судна.

Это замечательное строение было создано без использования пил по традиции древних норманнов и викингов. Балки, предназначенные для создания опор нефа, и боковины имеют неравную длину, поскольку не нашлось такого большого количества длинных дубов. Церковь частично покрыта черепицей из каштана. Крыльцо церкви было построено в начале двадцатого века в соответствии с канонами норманнских церквей. Оно заменило монументальный вход в неоклассическом стиле предыдущего века. Следует отметить, что орган церкви был привезен из прихода Святого Винсента в Руане. Идём к церкви св. Катерины:

Внутри

Снаружи

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Как и во всех маленьких городках на центральной площади находится всё: и церковь, и рынок, и почта…

Кошки, играющие на крыше:

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Двигаемся обратно, к набережной мимо магазина с норманнскими деликатесами для гурманов:

Выходим к набережной и брассри (ресторан), где у нас будет обед:

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

На закуску предлагались морские продукты, для тех, кто их не ест — паштет, на горячее океанская рыба — филе ската или кусочек курицы и десерт, который я совершенно не запомнила, хотя он был на кальвадосе. Предварительно, в автобусе нас опросили, кто что будет. Практически все выбрали, конечно же, свежайшие морепродукты. Где же их вкушать как не в Нормандии, да ещё и в сезон. Также мы продегустировали кир по-нормански, который отличается от просто кира (белое вино и черносмородиновый ликер) и кира ройаль (вместо вина — шампанское). Норманнский кир содержит нормандский сидр вместо вина и подается как аперитив, к горячему нам предложили белые вина. Экскурсовод провёл короткий ликбез, в какой последовательности нужно съедать различные морепродукты, чтобы полностью ощутить все вкусовые богатства даров моря, рассказала про разные приборы (вилочки и другие штучки).Порция на 1 персону

Горячее сопровождалось винами Domaine Montrose из винограда шардонне и Aramis из сорта совиньон:

Нормандия чудесная: Живерни и Онфлёр

Устрицы, различные ракушки, креветки и креветочки, маленький омар… Что может быть вкуснее? Только мидии, которых, почему-то не было.

Потом, подводя итоги всей поездки во Францию, Онфлёр мне понравился больше всего, это лучшее, что я видела во Франции. Это на сегодня единственный город земли, где я хотела бы жить. И именно он меня познакомил с настоящими, свежевыловленными морепродуктами. Старый портовый Онфлёр, нежно любимый импрессионистами — неповторимый городок и прилегающее к нему побережье Нормандии с момента своего появления стал раем для художников и поэтов эпохи романтизма в начале XIX века. Галереи и антикварные магазинчики «расползаются» по городку… Это почетно и престижно. Такого количества произведений искусства на «душу населения» нет, наверное, ни в одном другом городе Европы. Все художники мира стремятся хоть раз побывать в Онфлере. Здесь по сей день сохранилась старая часть города с живописными улочками, старыми доками, набережной Святой Екатерины, одноименной церковью, старинными кварталами и портом. Такой романтичный с его корабликами и шлюзом в центре города. Городок в идеальном состоянии. Туристы его любят. Но толп еще нет, хотя и развлечений тоже здесь не густо… но романтикам понравится! Я, как и многие европейцы, хотела бы провести свой медовый месяц здесь, но, увы… Чудный Онфлёр,