Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Сием Рип — Камбоджа Июль 2013

Сегодня настал тот дивный день и час — я попал в королевство Камбоджа. Я в эту страну стремился достаточно долго — где-то со второго или первого курса колледжа, после прочтения идиотского детектива под названием «Печать Иуды». И вот, мечта наконец сбылась! Выезд из отеля был назначен на 4.30 утра и в ночь с 7 на 8 я так и не лег. Ожидание было довольно волнительным и нервным. у меня то и дело внутри поднимался панический страх, что трансфер не приедет, что я его пропущу или случится что-то еще, что не позволит мне попасть в мечту. Но все обошлось нормально — трансфер прибыл вовремя и через четыре часа я уже стоял на границе, нервно сжимая паспорт в мокрых от жары и духоты руках. На улице была очень не комфортная погода- хоть на небе висели тучи, градусник весело показывал температуру в 36 градусов, а воздух был практически осязаемый от ужасной влажности. Идя за петляющим гидом, который должен был провести нас через границу, я с облегчением подумал, что какое счастье, что я все-таки решил воспользоваться услугами туроператора — сам бы я не разобрался куда идти, где находиться и что вообще делать.

Камбоджа: нищие миллионеры

Все мое волнение прошло без следа, как только я прошел через мост между Таиландом и Камбоджей и увидел огромную помпезную арку, объявляющей о пересечении границы Королевства. Кстати, пройдя через тайскую границу, наш дорогой сопровождающий купил всей группе визу, а камбоджийской стороне за 100 бат.

Камбоджийская красавица)))

Как в дальнейшем сообщила гид, то коррупция в этой стране настолько неотъемлемая часть жизни населения, что даже на взятки установлены своего рода тарифы. Вот до чего дошло! По ее словам, что за превышение скорости на мотоцикле установлена взятка в 1 доллар. Если дать 5, то полицейский дает сдачи в 4 доллара… Вообще, пока мы добирались из Пой Пета в Сием Рип, гид вкратце рассказала о государстве и о тех драматических событиях истории, которые пришли к своему заключению лишь в 1998 году. Как выяснилось, после тридцатилетней гражданской войны большая часть страны до сих пор не разминирована и отзвуки войны кое-где слышны до сих пор. После кровавой деспотии Пол Пота и «красных кхемеров» в стране не осталось ни ученых, ни учителей, ни врачей ни вообще кого-либо образованных людей. Получилось так, что и страна и без того с очень крепкими аграрными традициями жизни окончательно скатилась к абсолютному примитивизму. Если коротко, то Пой Пойт решил, что города — это зло и за две недели, многомиллионный Пномпень был выселен в сельскую местность, а дальше Камбоджа шаг за шагом повторяла, я бы даже сказал цитировала советскую историю — отмена товаро-денежных отношений, уничтожение интеллигенции, а затем к этому прибавилось еще и национализм в отношении этнических меньшинств. Больше всех досталось вьетнамцам. Долго ли коротко ли, но население терпело-терпело, да не вытерпело — население ни в какую не хотело принимать марионеточное правительство Пой Пойта и после развязанной агрессии против дружественного Вьетнама одно за другим по стране прокатилась война восстаний, приведшая в конечном счете к длительной гражданской войне, последствия которой не могут разгрести до сих пор — далеко не везде по стране имеются асфальтированные дороги (в своем большинстве это грунтовые дороги), далеко не по всей стране проведено электричество, нет никакого собственного производства, большая часть населения (74%) сконцентрировано в селах и деревнях и не имеет даже удостоверения личности. Отсутствуют собственные профессиональные кадры по всем направлениям науки — от образования, до медицины- все должности занимают иностранцы. Экспорт риса был налажен только в 2000 году. Это при том, что независимость была получена в 1957. Никаких социальных обеспечений разумеется тоже нет. А вершиной всего этого является король, занимающийся лишь восстановлением сиамского балета и сам занимающийся хореографией, в то время как правительство уже 28 лет возглавляет один и тот же премьер -министр, со всеми вытекающими отсюда последствиями (шлем привет дедушке Брежневу и его госаппарату!) В общем — все довольно грустно. Но тем не менее, сами камбоджийцы похоже так не считают — они улыбчивы и прекрасно знают свое место в жизни и не особо стремятся что-то менять. Причем так считают не только коренное население страны — такого же мнения придерживаются и национальные меньшинства, бегущие от ужасов войны. Я конкретно говорю о вьетнамцах.

Камбоджа: нищие миллионеры

После заселения в отель нам дали два часа отдохнуть (которое я потратил с пользой смотавшись глянуть одним глазком на Ангкор Ват) и мы отправились на озеро Тонлесап смотреть на довольно известную плавучую деревню вьетнамцев, которые в свое время, в 60гг бежали из охваченной войной родины (это одна из версий). Им не разрешали поселиться на земле и они вышли из положения, поселившись на воде. (Попутно была посещена крокодилья ферма — место, где живут будущие сумки и чемоданы)

Эта вода используется для всех целей — она и питьевая, и место слияния всех отходов, и купальня, и ловля рыбы. По вероисповеданию они католики. В этой же воде они в садках опускают трупы, чтобы рыбы объели всю плоть, а скелеты хоронят по католическому обряду. Они пользуются только традиционной медициной и никогда не обращаются к врачам. Как следствие — продолжительность жизни у них весьма короткая — всего 56 лет. Живут же они ловлей рыбы и разведением крокодилов

Самое парадоксальное заключается в том, что когда война закончилась и им было разрешено вернуться, они… Отказались. Это навело меня на мысли, что не смотря на такую совершеннейшую антисанитарию, на столь тяжелые и бедные условия обитания (их устройство домов больше напоминают кельи — тростниковая циновка, гамак, телевизор, плита и посуда на каждого члена семьи) — эти люди по своему счастливы. Несмотря на то, что дети клянчат у всех туристов подряд по «уан доллар!», плавают в тазиках и сами тощие, как смерти — их это вполне все устраивает. Невольно начинаешь задаваться вопросом — а не счастье ли в том, когда у тебя все есть? Может человеческое счастье как раз заключается в том, когда ничего нет? Когда ничего не держит, когда ничего не грузит, когда заботы и проблемы не тянут вниз…. Не знаю.

Камбоджа: нищие миллионеры

Когда я проплывал мимо этих разномастных лодок-домов (у кого-то побогаче, у кого-то просто тростниковые стены и крыша) мне с одной стороны было страшно жаль этих людей, плавающих в этой желтой и грязной воде, куда сливаются все отходы жизнедеятельности, которую они пьют и которую употребляют в готовку, люди, спящие на полу или гамаках, у которых наверняка тьма паразитов всех мастей и которые не могущие сказать переживут ли они этот год… С другой стороны, глядя на их быт, — кто-то стирает, кто-то чинит лодку или сети, кто-то ловит рыбу, становится совершенно очевидно, что эти люди по своему счастливы и им больше ничего не нужно от этой жизни, что всего, чего они хотели — они достигли. Не просто же так они отказались вернуться на родину, когда там закончились кровавое мясо и где они смогли бы устроиться намного лучше?

Не знаю, жизнь глазами западного человека представляется совсем в ином свете. Глядя на эту вопиющую бедность, почему-то приходит чувство того, что это ты беден, а они богаты. И это не ты с любопытством разглядываешь их жизнь, а они — твои. И они как бы смеются над тобой, приветствуя проплывающую лодку… Вот и думай, кто действительной оказался прав — холеная западная цивилизация со своей дикой и все разрушающей урбанизацией, или вот такая тихая и мирная жизнь, где каждый знает где его место и чем он должен заниматься. Мне в очередной раз показалось, что Запад свое отжил. Странное чувство. Смотря сверху вниз, ощущать, что все как бы наоборот…. И ведь при этом, я никогда не соглашусь на такую жизнь, какую я сегодня увидел.