Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Сием Рип — Камбоджа Июль 2013

Ну что, четвертый день пребывания за границей и второй день пребывания в Камбодже принес долгожданное исполнение грандиозных мечтаний — я увидел комплекс храмов Ангкор. Как я писал в предыдущем отчете, эта мечта, в отличие от Греции, зародилась не так давно — всего лет шесть назад, но она сразу стала яркой и назойливой. Наконец этот день настал. И уже не мельком, для галочки, как это было в предыдущий день, а основательно, с посещением основных храмов комплекса Ангкор — храмы Байон, Та-Кео, Та-Пром и Ангкор Ват. Конечно, очень хотелось бы посетить и другие археологические памятники этого грандиозного комплекса, но это лучше, чем с грустью разглядывать фотографии в сети.

Ангкор — страна забытых храмов

Итак, храмовый комплекс Ангкор был основан в IX веке н. э. и просуществовал как действующее культовое учреждение до XV в., до завоевания кхемерского царства Сиамом, после которого собственно Ангкорское царство прекратило свое существование. Ангкор являлся одним из крупнейших городов на планете того времени — его население доходило до 1 000 000 человек! Для сравнения — в Париже IX века население составляло около 300 000 человек, и Париж являлся одним из самых больших и густонаселенных городов Европы. Бытовые постройки и дворцы знати строились из подручных материалов — дерева и пальмовых листьев. И только храмовые постройки возводились из песчаника. Собственно по этой причине до нашего времени практически не дошли никакие свидетельства жизни людей того времени — тропический климат очень быстро разрушает любые артефакты, лишая ученых каких-либо письменных источников и материальных памятников.

Ангкорская империя находилась под влиянием индуистской культуры со всеми ее составляющими элементами — кастовой системой, архитектурой, танцевальной культурой, произошедшей от мистерий индуистского цикла и, самое главное — религии. В IX веке Ангкорское королевство являлось одним из важнейший центров индуизма и, разумеется, город Ангкор, в котором, кстати, проживали исключительно люди высшей касты — брахманы и кшатрии, — стал религиозным центром именно индуизма. Следует отметить, что главным соперником индуизма в этом регионе являлся буддизм, и это приводило к серьезным конфликтам, как внутри государства, так и внутри поколений.

Ангкор — страна забытых храмов

Из этого следует, что если старый царь придерживался индуизма, это вовсе не означает, что новый царь, его сын, будет придерживать мировоззрений отца. И если новый правитель отказывался придерживать религии отца, то это автоматически означало переориентацию и всего храмового комплекса Ангкор. Сами строения перестраивались, а изображения богов или будд довольно кощунственно переделывались. Это хорошо видно на примере храма Байон, изначально посвященного бодхисаттве Авалокитешваре, а с приходом к власти нового царя лики на стенах храма были варварски переделаны под лики Шив посредством того, что во лбу бодхисаттв пробивались дыры, которые должны были символизировать третий глаз. И таких примеров можно привести множество. Еще одной из характерной особенностью Ангкора является то, что помимо культового центра, он выполнял еще одну, довольно неожиданную функцию. Ангор можно считать ареной соревнования царей — каждый новый царь считал своей первостепенной задачей построить новый храм. Причем обязательно больше и красивее предыдущего. Храмы украшались золотом, серебром, драгоценными камнями, искусство барельефа росло, а Ангкор все более и более превращался в удивительнейший самостоятельный мир, похожий на легендарные города богов.

Хотя все храмы довольно однотипны по своему архитектурному стилю, каждый все равно остается уникальным и неповторимым. Храмы Ангкора делятся на два типа — пирамидальные плоские. К пирамидальным храмам относятся такие известные храмы как Байон, Та-Кео и, собственно, Ангкор- Ват. К плоским, из особенно известных, относится Та-Пром (в этом храме проводились съемки фильма «Лара Крофт и расхитительница гробниц»). По своему же устройству все без исключения храмы представляют собой уменьшенную модель вселенной — они имеют по четыре яруса, символизирующие уровни мира — Ад, землю, Рай и Небо Индры, где центральная, самая высокая башня воплощает собой мировую гору Меру. Еще одной характерной чертой ангкорских храмов является то, что все помещения сквозные и имеют четыре выхода, ориентированные по сторонам света (за исключением Ангкор Вата — у него из центральной башни ведут восемь выходов). И главный вход расположен на восточной стороне стены (опять же — за исключением Ангкор Вата — его вход расположен на западе).

Ангкор — страна забытых храмов

Общей особенностью всего Ангкора является то, что ходить можно куда угодно. Ну совершенно -хочешь лазить по стенам — пожалуйста, хочешь пройтись по портикам — не проблема, хочешь пожать руку Шиве (если он не одет в обрядовые одеяния) — тоже не вопрос. Да, есть кое-какие ограничения — нельзя трогать статуи Будды, ходить в обуви по коврикам внутри помещений, нельзя громко разговаривать или заниматься общими для музеев ограничивающими действиями. Важно другое — хоть по комплексу и проложены автодороги или пешеходные маршруты, но ты волен пройти где угодно и как угодно с единственным условием — ничего не сломать и желательно не разбиться. Тебе еще помогут пройти по узенькому карнизу храма и предложат помощь в фотографировании. Еще и позы придумают. Правда, с другой стороны, такое излишнее выпячивание всех сторон своей национальной культуры во многом начисто лишают храмовый комплекс своей сакральной мистики и священного благоговения в отношении чужих богов или Будды. К этому относятся и вечные мелкие торговцы, сующие свой товар всем подряд и всё подряд — придают экскурсии сходство с остановкой станции Вековка. Торговцы высокими и пронзительными голосами буквально умоляют туристов купить у них хоть что ни будь- «брелокимагнитыстатуэткикопиихрамоввеераплаткиаодииндолаааар — предложу, что угодно за любую цену — только купи!» — примерно так выглядит эта сцена. Правда, попадая на территорию храма, у меня вся праздность куда-то пропадала. От этих мест, может чисто психологически ощущаетя колоссальные скрытые и явные силы. Особенно это чувствовалось в самом центре Ангкор Вата. Но я постараюсь быть последовательным.

Первым в программе стоял храм Байон, или, если по-правильному — Прасат Байон.

Это не самый старый храм Ангкора — его заложили в конце XII века и завершен уже в XIII веке. Инициатором строительства стал царь Джаваярман VII (Он же Маха Парамасангатапада). Изначально храм строился как буддийский и, как было сказано выше был посвящен бодхисаттве Авалокитешваре. Этот храм на протяжении своей истории неоднократно перестраивался в зависимости от вкусов и предпочтений каждого нового царя.

Ангкор — страна забытых храмов

Несколько раз он перестраивался в индуистский и обратно. Статуи Будды то выносились наружу и заменялись статуями богами индуистского пантеона, то все снова переигрывалось — индийские боги оказывались снаружи, а Будда возвращался на свои изначальные места. И эта религиозная карусель продолжалась до самого захвата Сиамом Ангкорского царства. Собственно, Байон — это последний храм Ангкора и единственный храм изначально посвященной буддийской Махаяне. Лица бодхитсаттв безмятежно смотрят на мир с каждой из многочисленных башен храма. Выражения лиц могут меняться с грозных на веселые, с грустящего на хмурый в зависимости от освещения. На меня многочисленные бодхисаттвы смотрели немного равнодушно, с несколько ироничной улыбкой. Я посчитал, что это добрый знак и именно в этот момент из-за туч выглянуло солнце.

На первый взгляд вблизи Байон больше напоминает каменный хаос и нагромождение каменных блоков. Это связано в первую очередь с тем, что галерея и верхняя терраса построены очень сжато друг к другу. Чтобы понять из-за чего появляется такое ощущение скомканности и нагроможденности достаточно вспомнить Ангкор Ват, где первая галерея первого яруса и верхняя терраса второго яруса отделены друг от друга довольно большим расстоянием, которое создает иллюзию огромного пространства.

Еще одной интересной особенностью храма являются многочисленные барельефы, изображающие различные этапы истории Ангкорского царства.

Триумфальные ворота Ангкор- Тхома

Та-Кео

Вторым храмом программы стал Та-Кео. Этот храм, построенный в X веке королем Джаяварманом V. Этот храм был посвящен шиваитскому культу (другим словом посвящен богу Шиве). Храм полностью построен из песчаника. Это единственный храм из всего комплекса не имеет никаких барельефов. Это связано с тем, что барельефные работы были прекращены сразу после строительства. Как и большинство храмов, Та-Кео выстроен по стандартному плану — центральная башня, символизирующая священную гору и пять сопровождающих башен.

Ангкор — страна забытых храмов

В этом храме мне удалось почувствовать себя мартышкой — чтобы подняться на четвертый ярус надо было подняться по очень узеньким ступенькам да под углом в 70 градусов. Подняться было еще полбеды, а вот спускаться — это была уже проблема. Но когда передо мной камбоджиец лихо перепрыгивал через ступеньку бежал вниз, у меня захватило дух. А потом передо мной по ступенькам прыгала девочка лет десяти. Как она с нее не сверзнулась — для меня так и осталось загадкой. Благо она мне показала лучшие пути для спуска — иначе все могло бы закончиться несколько иначе.

Это был первый храм, где мне удалось походить по карнизам храма, ширина которых сантиметров десять… Это было страшно, но круто)))) Местные смотрители даже предложили пофотокать на этих карнизах. Все закончилось благополучно)

Ангкор — страна забытых храмов

Следующим пунктом программы стал храм Лары Крофт. То есть Та Пром. Этот затерянный в джунглях храм при восстановлении по максимуму постарались сохранить в том виде, в котором его нашли французские исследователи.

Храм был основан в XII веке царем Джаяварманом VII и изначально задумывался как целый город- монастырь со своей собственной инфраструктурой, бытовыми постройками, защитными укреплениями и системой жизнеобеспечения. Изначальная конфессионая принадлежность монастыря была буддийской. Из-за того, что этот храмовый комплекс имел несколько иное назначение, чем возведенный чуть позже Байон или несколько сотен храмов возведенных ранее. Та-Пром имеет необычное для всех прочих культовых сооружений строение. Оно не пирамидальное, оно не высится к небу — все четыре яруса храмовой постройки выполнены в виде концентрических квадратов, выстроенных на земле, а не над ней. Таким образом, культовый центр монастыря приходится не на самую высшую точку, а на центр всей постройки.

Главной достопримечательностью Та-Прома являются не столько его строения, которые выполнены в максимально стандартном стиле, сколько те деревья, которые растут на постройках. Они накидывают всему комплексу 5–6 сотен лет. Выглядят они очень загадочно, время в этом месте чувствуется практически тактильными чувствами. Все дышит величием природы и бессильем человека.

Красное дерево

Многие деревья, растущие на территории монастыря старше его самого — им по 500 — 800 лет и, глядя на них, кажется, что они способны простоять еще столько же. Человеческие строения разрушатся, превратятся сначала в груду камней, а затем и просто в пыль, а лес будет стоять. Вечный и нерушимый. Собственно, груды кирпича, которые так и не успели разобрать и валяющиеся бесформенными грудами на территории всего комплекса только подтверждают этот тезис. Да и размеры деревьев подавляют своей мощью и силой — человек, стоящий возле него кажется муравьем, а здания — небольшими зелено-черными холмиками. Огромные корни растений, ползущие по крышам и стенам построек, пожирают, впитывают в себя все искусственное и временное.

Ангкор — страна забытых храмов

При этом, несмотря кажущееся запустение, на деле оказывается, что весь комплекс густо населен. Но вовсе не людьми — храм стал прибежищем для тысяч и тысяч живых существ — мартышки, ящерицы, пауки, скорпионы, различные гигантские многоножки самых разных мастей, птицы, змеи — для всего этого великого разнообразия живых существ Та-Пром стал домом и прибежищем, а для человека там и не осталось места. Пожалуй, Та-Пром является наиболее красноречивым доказательством. Природой ее мощи и таким же наиболее убедительным доказательством человеческого бессилия перед ней.

Ангкор — страна забытых храмов

Ангкор Ват. Вот я и добрался до конца моей культурной программы в древнем кхемеровском культовом городе Ангкор. Сама территория Ангкора занимает площадь в 400 квадратных километров и на ее территории сотни и сотни построек, разделенных между собой километрами дорог через лес. И чтобы их все объехать потребуется пара месяцев. По этому, на сегодняшний день мне удалось посетить лишь четыре наиболее монументальных и значимых храма города. Ангкор Ват — самый монументальный, самый совершенный храм всего комплекса. Он является крупнейшим в мире культовым сооружением на сегодняшний день.

Ангкор Ват на мой взгляд как нельзя более гармонично вписан в окружающую среду. Он плоть от плоти окружающего ландшафта и является идеальным союзом природы и человека, где все к месту и все как нужно. К тому же Ангкор действительно находится в каком-то особенном месте. Я никогда в жизни не ощущал такого бешеного потока энергии, фонтанирующей, буквально изливающейся невидимыми водопадами неведомых сил. Эту незримую, непонятную, а оттого несколько пугающую силу можно практически потрогать руками. Ангкор величественен, а когда понимаешь, что это черное-бело-серое творение рук человеческих когда-то давно было золотым, серебряным, украшенным драгоценными камнями, это величие действительно начинает казаться божественным творением, и невольно начинаешь понимать то благоговение, которое он вызывал у простых смертных. Раньше даже существовала легенда, что Анкор Ват — это дар бога Индры людям, и что весь этот храмовый комплекс был ранее лишь конюшней верховного божества.

Ангкор — страна забытых храмов

Ангкор был возведен в начале XII столетия королем Сурьяварманом II в. честь бога Вишну. Позднее, как и многие другие храмы претерпел небольшую перестройку и стал посвящен Будде. Главный храм Ангора впитал в себя все достижения архитектурной и инженерной мысли древних кхемеров — этот храм является пирамидальным. Он не квадратный — этой ошибки кхемерские строители постарались избежать, столкнувшись с проблемой некоторой нагроможденности и хаотичности самого строения при постройке Байона. В плане Ангкор — прямоугольник, вытянутый с севера на юг.

Большое расстояние между главными воротами и входом в храм позволило создать эффект перспективы и сделать строение еще более объемным.

Ангкор — страна забытых храмов

В галерее первого яруса изображены различные битвы царства кхемеров на юге и востоке, и переложение в камне основных событий национальных эпосов — Рамаяны и Пахтанья океана. При входе, в южной башне врат путников встречает восьмирукая статуя Вишну, которая скорее всего все-таки раньше располагалась либо на четвертом ярусе главного здания храма, либо во внутреннем дворе второго яруса. На втором ярусе, кстати располагаются четыре больших бассейна, раньше наполнявшиеся дождевой водой и символизировали четыре мировые первоэлементы — воду, землю, огонь и воду.

Бытовало поверье, что если царь искупается во всех бассейнах, то он может стать практически бессмертным. По всей видимости, бассейны должны были быть как раз наполнены теми первоэлементами, которые они символизируют, иначе как объяснить тот факт, что у кхемеров так и не появилось бессмертного вождя.

Мои эмоции от посещения столь великого сооружения, как Ангкор просто непередаваемы. Это действительно то место, ради которого можно съездить в такое государство, как Камбоджа. Величайший памятник архитектуры и истории, комплекс, с одной стороны доказывающий примат человеческой мысли над природой, в тоже время доказывает строго обратное — неотделимое давление природы над человеческим бытием. Гордость и символ Камбоджи, храмовый комплекс Ангкор занесен в реестр объектов памятников наследия культуры ЮНЕСКО и является объектом пристального внимания многих стран мира, вкладывающие свои деньги на восстановление и реконструкцию этого памятника истории. Крупнейший центр паломничества всей индуистской и буддийской Азиатской и мировой общины. Помимо паломнических поездок, Ангкор ежегодно посещают около 2 000 000 туристов. Впечатляющие цифры… В заключение могу сказать, что пока что ни один из европейских памятников архитектуры не потряс меня настолько сильно, как этот величественный монумент прошлого в Богом забытой стране, с богатой историей и трагическим прошлым… Извиняюсь за многословность — очень уж переполняют эмоции.