Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Бутан Январь 2008

Бутан стал для нас абсолютной случайностью. Зимой страна превращается в санаторий для редких туристов, когда можно жить в единственно занимаемом номере на всю огромную гостиницу и каждый день встречать пару-тройку одних и тех же евриков, прилетевших с тобой одним самолетом.

Cтрана из тех, что принято называть «заповедниками времени». Страна, доступность которой до сих пор носит полумифический характер. Страна-картинка с парадным фасадом и нищими задворками, с уровнем криминала, превышающим индийский. Здесь самые опасные посадки самолетов, самые маленькие министерства, самые запретные гималайские вершины и самые-самые реликвии четырех школ буддизма. Здесь на стенах рисуют огромные фаллосы, а умерших детей оставляют в горах на съеденье птицам.

Игрушечное королевство громового дракона

Перелет Катманду-Паро называют самым красивым перелетом в мире. В хорошую погоду вы увидите гранитную пирамиду Кайлаша и все великолепие стенки Чо-Ою — Макалу — Эверест. Вот он, в иллюминаторе.

Единственный аэропорт в стране находится отнюдь не в столице, а во втором по величине городе — Паро. Помните этот вид в «Маленьком Будде» Бертолуччи?

Посадка в Паро стала одной из жесточайших за всю историю моих перелетов. Круче было только в грозовом облаке над Ростовом и в Ладакхе, где самолет буквально разрывало от турбулентности между хребтами шеститысячников. На этот раз нас едва не сдуло с полосы — пилоты смогли оторвать от земли машину, уже чиркнувшую шасси по бетону.

За обязательную посуточную плату турист получает олл-инклюзив пакет — проживание, еду, гида и джип с водителем. Даже если летите в гордом одиночестве.

Игрушечное королевство громового дракона

Все, кто выходит на дорогу, где могут проехать иностранцы, обязаны надеть более-менее национальную одежду. На прием в госучреждение без национального костюма можно даже не ходить.

Мы были в Бутане в январе. Холодно. Дабы не задубеть в юбке и гольфиках, гид и водитель постоянно жевали бетель. Попробовали — действительно, согревает. Приятное тепло расползается по телу из желудка. Но гадость редкостная, как конский навоз по запаху.

Игрушечное королевство громового дракона

Если встречаются люди без национального костюма — это иностранные рабочие. Эти девушки — из Китая, китайцев здесь едва ли не больше, чем индусов.

Еще одна отличительная особенность Бутана — качество машин. Вся техника идеально чистая и без царапин. После Индии и Непала воспринимается как чудо.

Игрушечное королевство громового дракона

Все вывески — единого формата.

С традиционных индийских грузовиков снимают всю боевую раскраску.

Работа по росписи.

В первый вечер успеваем прокатиться по окрестностям.

Игрушечное королевство громового дракона

Все домики у дороги парадно разукрашены.

И неизменные фаллосы на стенах — символ достатка.

Игрушечное королевство громового дракона

Монастырь Гнездо Тигра увидели издалека — краткосрочный визит не предполагал его посещения.

Красавица Джомолари. Священная вершина, подниматься на которую строго запрещено. К подножию горы можно устроить трек, однажды мы это сделаем.

Игрушечное королевство громового дракона

Гид местами мешает. Порой хотелось на него случайно наступить.

Иногда полезен, когда надо подержать объектив.

Игрушечное королевство громового дракона

Другьел. Из 16 дзонгов этот — единственный не действующий. В момент нашего посещения внутри снимали индийскую мелодраму.

Дзонги — монастыри-крепости, главные достопримечательности Бутана. Именно в дзонги после ухода Далай Ламы в изгнание из Тибета были вывезены тысячи уникальных реликвий. Библиотеки достались Ладакху, а коллекции скульптур и живописи танка — Бутану.

В гостинице города Паро мы были единственными постояльцами. Обожаю низкий сезон.

Зато — весь ресторан в нашем распоряжении. Еда в Бутане — отдельная песня. Бутан — страна-санаторий. После его посещения два месяца ел только свежие продукты с рынков.

Игрушечное королевство громового дракона

Много чили, грибочки, мясо.

Самое-самое обязательное блюдо — чили в сливочном сыре. Сказочная сказка.

Национальное бутанское телевидение. Между прочим, на английском.

Игрушечное королевство громового дракона

Дзонг Паро. Самый большой, если не считать королевского дзонга в Тимпу. Но королевский дзонг — чисто административное здание, а дзонг Паро сохраняет статус монастыря.

Очень красивое место.

Будни служителей.

Внутри снимать можно, но уж очень темно. Здесь потрясающие танка и коллекция раритетов четырех школ буддизма. Хотя преобладание на выставке предметов школы Кагью очевидно — она таки доминирует в Бутане.

Игрушечное королевство громового дракона

Следующая остановка — столица, Тимпу. Королевский дзонг, Траши-Чхо.

Королевский дзонг богато украшен. Внутрь зданий пускают буквально не дальше приемной, так что особо не разгуляешься.

Игрушечное королевство громового дракона

В Тимпу обнаружилась пара тургрупп из европенсионеров. Это при том, что в нашем самолете было всего три иностранца — двое нас и австралийский винопромышленник.

Возле дзонга — комплекс маленьких домиков. В каждом из них — отдельное министерство. Интересно, что в Бутане есть министерство счастья, правда, находится его офис совсем на отшибе.

Игрушечное королевство громового дракона

Интерьер гостиницы. Красный чемодан сзади — журналистки из Бельгии, которая презентовала свою книгу про дзонги. Дала почитать, симпатичное фотоиздание.

Вечером нам удалось таки избавиться от гида и устроить вылазку в город. Побродили по улицам, заглянули в бильярдную и кинотеатр. В итоге остановились в китайском баре, где пьяные китаянки орали караоке, а бармен, периодически выхватывая микрофон, исполнял любые композиции от Мадонны до песен из индийских мелодрам идеально и чисто.

Уникальное место с атмосферой фильмов Кар-Вая, тайским пивом Чанг и плохим индийским ромом.

Игрушечное королевство громового дракона

Остальные дзонги снимали издалека. Перед этим заметны поминальные белые флаги.

Недалеко от столицы находится мемориальный комплекс из 164 ступ. Название не помню))

Игрушечное королевство громового дракона

Отсюда открывается потрясающая панорама Гималаев.

Здесь самое большое сосредоточие Лунгта на квадратный метр площади

Игрушечное королевство громового дракона

Над ступами достраивали небольшой храм. Гид идти к нему отказался, пришлось проявить инициативу.
Вид с площадки за храмом понравился всем — товарищ гид решил, что теперь будет водить к нему туристов.

Игрушечное королевство громового дракона

На обратном пути заглянули в Мотитхангу — побродить по рынку на берегу речки и зайти в зоопарк, посмотреть единственных обитателей. Символ Бутана, такин.

Милейшие зверюхи, обожают мандарины, коими успели закупиться на рынке.

Игрушечное королевство громового дракона

Последний взгляд на столицу с сосновых предгорий — и в аэропорт. Нас ждет полтора суток самолетов и транзитных залов.