Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 20:34
Как интересно изучать собственное Отечество!

Что тебе снится, Нарва-Йыэсуу...

Нарва-Йыэсуу — Эстония Июль 2013

Этому небольшому курортному городку в Эстонии и всего-то немногим больше 500 лет.

Впервые о нем упоминается в 1503 году в приказе гермейстера Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга: «…так как вследствие постройки крепости Ивангорода очень притесняется рыболовство, то оно с настоящего времени должно производиться при устье реки Наровы, в открытом море, и для этой цели на суше должны строиться хижины и домики для высушивания сетей и тенет». Этот приказ является первым упоминанием о Нарва-Йыэсуу. Позднее немцы стали называть посёлок Гунгербургом.

Существует легенда, согласно которой название «Гунгербург» посёлку присвоил Пётр I. В начале Северной войны он осматривал устье реки Наровы с целью сооружения здесь инженерных сооружений. Проголодавшись, он попросил у местных жителей поесть, но они были настолько бедны, что не смогли накормить царя. После чего Пётр I воскликнул: «Гунгербург!», что в переводе с немецкого означает «голодный город».

В начале Ливонской войны (1558–1583) Нарва была занята русскими войсками, и для защиты города с моря в Усть-Нарве была построена деревянная крепость. В этот период происходит экономический подъём Усть-Нарвы, но в 1579 году крепость была сожжена шведами и с 1581 года по 1704 год город находился под контролем Швеции.

Конец XVI века — первая половина XVII века характеризуется упадком Нарвской торговли и, соответственно, экономическим упадком Гунгербурга, вплоть до середине XVII века, когда снова начинается экономический подъем.

В ходе Северной войны (1700–1721) русские войска возвели в Гунгербурге береговые батареи, которые закрыли Нарву от шведского флота. В это время вновь увеличился поток торговых судов через Гунгербург.

В XIX веке значение Нарвы, а вместе с ней и Гунгербурга, как порта уменьшилось, но начала развиваться промышленность.

В 1838 году француз Жуссоном построил первое предприятие — лесопильный завод, который прекратил своё существование только в 1849 году. Петербургскими купцами Гердау и Лиддерту в Гунгербурге были открыты ещё несколько небольших предприятий.

С 1872 года Нарва-Йыэсуу начинает развиваться как дачный посёлок и курорт. Сюда устремилась знать Петербурга, Москвы. В 1876 году была построена первая водолечебница, а в 1902 году — вторая. В 1909 году был построен санаторий. В начале XX века в Нарва-Йыэсуу был выделен лесной массив, который позднее стал парком.

Этот парк существует и сейчас. Он очарователен.

Жаль только, что из нескольких заповедных кедров сохранился лишь один.

К этому кедру нужно подойти, обнять, поговорить с ним. Он очень теплый, добрый.

Это не просто камень — это древний жертвенник, который привезли сюда, как экспонат. Затрудняюсь сказать, когда именно это произошло.

В 1912 году было установлено регулярное пароходное сообщение с Петербургом, так что Нарва-Йыэсуу процветала.

В конце XIX-начале XX века на пляже Гунгербурга вошли в моду вот такие кабины для купания в морской воде.

Они были приспособлены для купания и переодевания в воде. Как это происходило — представить трудно. Но одна такая купальня сегодня отреставрирована и стоит на улице Нарва-Йыэсуу. Услуга была платной, поэтому ею пользовались только состоятельные люди.

Во время Великой отечественной войны курортный посёлок был практически полностью разрушен, но после войны его восстановили и он стал известной здравницей союзного масштаба. Дома отдыха, санатории, пионерские лагеря строились в большом количестве. Считалось престижным иметь здесь и личную дачу.

В 1991 году, после того, как Эстоний стала независимым государством, многие владельцы частных дач, покинули свои дома и уехали в Россию, чему во многом способствовал новый визовый режим.

Я помню то время. Было очень много брошенных собак… Видимо их трудно было перевезти через границу? Или люди были столь бессердечны. Собаки организовали свое «сообщество». Вся Нарва-Йыэсуу была поделена на территории, которые принадлежали отдельным псам. Никто не нарушал границ. Это было поразительно!

Помню огромную красивую брошенную овчарку, которая явно была очень голодна, но просить редких прохожих о помощи, она могла только на своей территории. Она сидела и ждала меня, а когда я пересекла неведомую мне границу — подошла и ткнулась огромным влажным носом в мою ладонь… как она на меня смотрела…

Тогда многое пришло в запустение, поток отдыхающих уменьшился, пляж был загрязнен и казалось, что недобрые времена не кончатся.

Но с 2008 года поток туристов в Нарва-Йыэсуу снова стал постепенно расти. Возобновилось строительство отелей.

Сейчас Нарва-Йыэсуу развивающийся курорт. На смену московской и питерской интеллигенции, профессуре, творческим людям, которые любили отдыхать в Нарва-Йыэсуу в XIX—XX вв., сегодня в Нарва-Йыэсуу покупают землю богатые люди, которые строят дачи по своим проектам, мало отличающимся от коттеджных поселков в других российских населенных пунктах.

Старые деревянные дачки, которые представляли историческую ценность давно разрушены. Но строительство нового идет полным ходом и цена на землю и на недвижимость в Нарва-Йыэсуу совсем недешевая.

В то же время, цены в ресторанах, кафе, магазинах очень располагающие, пляж чистый, все удобства, которые необходимы для отдыхающих — есть. Функционируют и спа-отели, и такие вот палаточные городки байкеров, которые в июле обычно собираются в тихой Нарва-Йыэсуу, чтобы разнообразить иными звуками шум прибоя, шорохи великих сосен и пение птиц.

Нарва-Йыэсуу — маленькое курортное местечко, очень похожее на наше Комарово или Репино, но история этого городка — совсем не так проста.

В этот раз я заезжала в Нарва-Йыэсуу всего на несколько часов. Посидела на пляже, послушала море.

Погуляли с мужем по парку, прекрасно поужинали, а главное — вспомнили о недавнем прошлом, а потом вспомнили и об очень-очень давнем, ведь это и наша история! Кое-что из этих воспоминаний я здесь изложила.