Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Гори — Грузия Июнь 2013

Первый наш выезд из Тбилиси был запланирован в город Гори.

Зачем вам нужно в город Гори

Во-первых, потому что он ближе всех, из намеченных нами для посещения, во-вторых, после Тбилиси он больше всех грузинских городов был у меня на слуху, и в третьих, рядом с ним находится удивительное место Уплисцихе (пещерный город), о котором я прочитала буквально перед выездом и очень хотела увидеть, потому что другие пещерные города Грузии- Вардзия и Давид Гареджи в планы первой поездки в эту страну у нас не входили.

Путешествие началось с автовокзала Дидубе, находящегося на одноименной станции метро. Относительно станции по ходу движения, автовокзал находится слева. Мы пошли направо, там тоже стоит много маршруток, но они идут в каких-то других направлениях. Налево тоже много всего пришлось пройти, пока не нашли нужное нам здание желтого цвета с окошком и надписью Гори (გორი). Кстати очень советую выучить грузинский алфавит перед поездкой, или хотя бы те его буквы, которые встречаются в названиях мест, которые вы собираетесь посетить. Поверьте, это совсем не сложно, а даже очень увлекательно. Очень радостное чувство испытываешь, когда красивый узор приобретает еще и определенный для тебя смысл. Пока шли в поисках нужного окошка, получили множество предложений поехать в Гори на автомобиле. От предложений я отказывалась и цену не спрашивала. Но! Возможно, спросить имеет смысл. Для нас двоих поездка на маршрутке в обе стороны обошлась 12 лари. Плюс такси до Уплисцихе (с ожиданием около двух часов)- 20 лари. Дорога проходит мимо Мцхета и монастыря Джвари, в который из самой Мцхета тоже обычно таксисты берут 20 лари. Все эти достопримечательности вполне можно объединить в один экскурсионный день, поэтому имеет смысл поторговаться с приставшим к вам таксистом. В том, что кто-то пристанет, даже не сомневайтесь. Особенно, если вы спросите у кого-нибудь, как найти маршрутку с нужным вам направлением. Ну, а у нас Мцхета и Джвари были запланированы на другой день, в поездке с гидом, поэтому мы сели в маршрутку. Ехали примерно час.

О самом Гори до отъезда я читала, что это город небольшой, в несколько улиц, поэтому карты у нас не было. Как приятно, оказывается, просто идти по незнакомому городу, имея в запасе достаточно времени, просто разглядывая то, что встречается на пути, улавливая радостно-вопросительные взгляды прохожих — местных жителей.

Зачем вам нужно в город Гори

А в их глазах читалось «добро пожаловать в Гори» и «откуда вы приехали?» и «вы впервые в Грузии и как давно?» и много чего еще) А мы улыбались в ответ, и наши глаза говорили, что мы приехали впервые, но нам очень-очень нравится и мы обязательно приедем еще. На самом деле, такие диалоги происходили постоянно не только в мыслях. Я не первая здесь на Туристере пишу об этом. Я только подтверждаю все написанное до меня — грузины очень гостеприимный народ! И у нас часто случались ситуации, когда еще не успевая сфокусировать зрение на карте, только развернув ее, мы уже получали совет, как найти нужную достопримечательность)

А поразглядывать в Гори есть что. Вот крепость Горис-цихе. Она стоит здесь давно, со времен царя Давида-строителя.

Собор Богородицы

Зачем вам нужно в город Гори

И церковь, оставшаяся для нас неизвестной.

Возможно, одна из тех, что были разрушены во время землетрясения 1920 года, а теперь она восстановлена.

Пустынный, только отреставрированный райончик.

Зачем вам нужно в город Гори

Спросив у женщины дорогу в музей Сталина, узнали, что в городе есть еще историко-этнографический музей, в котором собственно она и работает. Поэтому зашли и туда. Музей небольшой, в экспозиции артефакты, найденные в открывшемся после оползня у северной стены Горис-цихе пласте 1 века до нашей эры- черепки глиняной посуды, украшения и монеты. Есть зал с предметами быта и одеждой, но относящимися уже к более поздним периодам. Фотографировать в музее запрещено) Это вызывает улыбку, особенно после запечатленной экспозиции золота в историческом музее Тбилиси.

В музей Сталина мы пришли из любопытства.

Зачем вам нужно в город Гори

Жители Гори очень гордятся знаменитым уроженцем своего города, но избегают оценки его действий и их последствий для огромной страны и всемирной истории. Не буду этого делать я и. Рассматривая дом, в котором он родился, заботливо сохраненный горожанами, я думала о том, что когда-то он был обычным ребенком, маленьким мальчиком в коротких штанишках, таким же, как и миллионы других маленьких мальчиков на всей земле. А потом какая-то неведомая сила сделала его тем, кем мы его знаем — одиозной личностью, человеком, обладавшим неограниченной властью, вершившим судьбы миллионов людей.

Зачем вам нужно в город Гори

Сам музей — огромный, холодный и мрачный. Из экспонатов — фотографии, книги, газеты и подарки.

Рядом с музеем бронированный вагон, который использовался Сталиным с 1941 года, в том числе и для поездок на Ялтинскую и Тегеранскую конференции.

Зачем вам нужно в город Гори

Покинув музей, стремимся прикоснуться к временам намного более древним.

Зачем вам нужно в город Гори

Уплисцихе, что в переводе означает Божья крепость, город, основанный в конце первого- начале второго тысячелетия до нашей эры. Согласно Википедии, в период расцвета включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились до нашего времени. Большинство из них относится к 4 веку до н. э.- периоду когда Уплисцихе стал полноценным городом.

Языческие храмы Маквлиани и храм с кессонами.

Зачем вам нужно в город Гори

Тайный тоннель, ведущий к реке.

Зачем вам нужно в город Гори

Единственное сооружение города, сложенное из камня — церковь Уплисцули, построенная в 10–11 вв. н. э., которая является действующей и сегодня.

Город находится на возвышенности и там очень ветрено, но виды открываются очень красивые.

Зачем вам нужно в город Гори

Вернувшись в Гори, были посажены в маршрутку водителем такси, а потом всю дорогу до Тбилиси с интересом слушали рассказ об удивительных способностях пчел, пользе маточного молочка и прочих продуктов пчеловодства, нашего попутчика Георгия, в прошлом кандидата технических наук в области автоматизации производства (некоторое время даже жившего на Украине), а ныне увлеченного пчеловода. Когда я рассказала ему о том, что Ростислав ооочень любит мед, он долго сокрушался, что у него с собой его нет. Так что, когда приедете в Грузию, имейте ввиду, что сказав грузину о своей любви к какому-нибудь продукту или предмету, рискуете получить его в подарок, что на мой (неправильный и испорченный совсем другими отношениями между людьми) взгляд, не очень удобно.)