ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Многоликая Европа. mama-Roma. Рим — Николая Гоголя и мой

15 июля 2013 г. 9:02 Рим — Италия Май 2013

Рим. В этом звуке отзывается бряцанье доспехов легионеров. И пышность папских выездов. Рим.

Вечный город, научившийся ещё волей Юлия Цезаря ездить по улицам с односторонним движением, оставлять повозки приезжих за городскими стенами и заставлять их пользоваться общественными телегами с таксометром-антикитерским механизмом…

Автор «Мёртвых душ» родил их в своём воображении где-то неподалёку от Испанской лестницы. И написал «Рим» роман:. «мир древний, шевелившийся из-под темного архитрава, могучий средний век, положивший везде следы художников-исполинов и великолепной щедрости пап, и, наконец, прилепившийся к ним новый век с толпящимся новым народонаселением»… Рим — в него влюбляешься медленно, но навсегда. И это происходит с каждым, кто хоть рах побывал здесь. Не даром же Гоголь скучал и терзался разлукой с этим городом, отправляясь на самый жаркий месяц «мучиться водами» в Баден-Баден.

Всё-таки позволю себе ещё немного цитаты… Той самой, что заставоляла меня охать от ощущения точного попадания словом гения в день моей жизни, когда я читала «Рим» Гоголя, выставив усталые донельзя босые ноги на паперти Sant'Andrea della Valle… Да-да, я знаю, о чём вы подумали!... У современников вызвало немало брезгливости и насмешек натуралистичное изображение Микелянжело Караваджо грязных босых пяток паломников, пришедших поклониться Мадонне, в которой угадывались черты возлюбленной автора - римской куртизанки Лены. Теперь бы найти силы и добрести отсюда это этого полотна. Если быстрым шагом, минут за восемь. До церкви Sant'Agostino. Там слева от входа она и есть. Мадонна пилигримов. Может быть, всех нас, пришедших в Рим?

«… Дворец, колонны, трава, дикие кусты, бегущие по стенам, трепещущий рынок среди темных молчаливых, заслоненных снизу, громад, живой крик рыбного продавца у портика, лимонадчик с воздушной украшенной зеленью лавчонкой перед Пантеоном… Невзрачность улиц темных, неприбранных, идиллия среди города: отдыхавшее стадо козлов на уличной мостовой, крики ребятишек и какое-то невидимое присутствие на всем ясной торжественной тишины, обнимавшей человека. Ему нравились эти беспрерывные внезапности, нежданности, поражающие в Риме.

Как охотник, выходящий с утра на ловлю, как старинный рыцарь, искатель приключений, он отправлялся отыскивать всякой день новых и новых чудес, и останавливался невольно, когда вдруг среди ничтожного переулка возносился пред ним дворец, дышавший строгим сумрачным величием.

Или как вдруг нежданно вместе с небольшой площадью выглядывал картинный фонтан, обрызгивавший себя самого и свои обезображенные мхом гранитные ступени; — как темная грязная улица оканчивалась нежданно играющей архитектурной декорацией Бернини, или летящим кверху обелиском, или церковью и монастырской стеною, вспыхивавшими блеском солнца на темнолазурном небе с черными, как уголь, кипарисами. И чем далее вглубь уходили улицы, тем чаще росли дворцы и архитектурные созданья Браманта, Борромини, Сангалло, Деллапорта, Виньолы, Бонаротти — и понял он наконец ясно, что только здесь, только в Италии слышно присутствие архитектуры и строгое ее величие как художества…»

Ну, довольно тырить у волшебника слова краски и символы. Избитые босоножки — моё собственное доказательство того, что Рима всегда будет отчаянно не хватать в том отрезке вечности. в котором вечный город впускает посвящённого в своё чрево. Зная меру, дискретно, гомеопатически, окутывая тайной и скармливая лишь ту толику её, которая сейчас личности по силам.

Краски заката на стенах Колизея, тихое шуршание щебня под ногами на Палатине и сладрострастный аромат роз среди древних камней… Почему из стены храма Юлии вьётся лиана с алыми цветами — кровь ли это её сердца или прихоть садовника? Оттенок морской волны на контурах Архангела Михаила, вкладывающего на вершине Sant-Angelo меч в ножны…

Фрески, статуи, аромат мирра и мира, умиротворения, что снисходит на всякого, кто вступил под прохладные своды хранимых Ватиканом храмов, почти в сонную темноту после разогретых от солнечного сияния камней улиц.

Присмирев после увиденного — ротонды на месте казни Святого Петра

, по крутой лестнице «сплавляемся» в милую смешливую паутину улочек «заречья» Трастевере, с не выброшенными по недоразумению велосипедами и почти культовой еврейской похлёбкой из рыбьей требухи.

А чайка, что готова вырвать самое вкусное в мире мороженое чуть ли не изо рта? Такое можно увидеть только здесь, устало облокотившись на тёплые камни, под которыми шумит Тибр.

Первое мая. Группа в красных купальниках готовится в его бурных стремительных водах установить новый рекорд упрямства в продвижении на байдарке против течения.

А этому «ковбою» принадлежит честь быть предтечей целого направления современного искусства — городской жанровой скульптуры. Насмотревшись на такие вот «живые статуи», последователи Фидия и Бернини стали отливать забавных современников из бронзы. Так и появились потом мальчик-шут на набережной Будапешта и наш Доцент около «Мосфильма». Ну как, не устали ещё вертеть головой?

Тогда ещё одно наблюдение — римские сфинксы. Львы мраморные и львы одомашненные.

Достоинство в равной мере.

И у кошек, и у царственных зверей

на службе увлажнения воздуха и утоления жажды.

Рим знает силу своих чар и сумеет остановить ненасытного путника прежде, чем ослепшие от его блеска глаза которого прекратят воспринимать здесь и сейчас сокровища, в силу спешки не оставляя их на завтра. Нет, человече, если ты достоин понять эту высь и глубину неиссякаемого Рима, ты вернёшься сюда ещё раз.

Это мудрое коварство я на себе испытала тоже. После палящего зноя спустившись к Тибру, я увидела настолько потрясающий вид на Собор Святого Петра, что забыла обо всём. Когда последний солнечный луч мигнул и спрятался за камни набережной, а заряд камеры тревожно замерцал, только в этот момент я почувствовала, как от реки тянет пронзительным холодом.

Но теперь я точно знаю — я вернусь сюда ещё раз. Уже не буду идти, как лосось на нерест в плотной толпе экскурсантов в музеях Ватикана, и не потащусь послушной овечкой по «маленьким площадям» за гидом, чья эрудированность может быть признана только начинающим путешественником…

На коленях по Святой лестнице…

… С ноющим затылком после слишком долгого разглядывания купола Микелянжело, с шаркающими ногами… Рим. Мне он тоже нравится, мессир. Больше всех остальных. Но после моей Москвы. Так же, как Гоголю после ЕГО Киева…

«Даже камни Рима знают, что не жить нам друг без друга». Аминь.