Турист Вера Цаюкова (graphkarero)
Вера Цаюкова
была 9 февраля 2017 14:07

Хельсинки, Эспоо — Финляндия Июль 2013

«Финляндия? Неожиданный выбор для отпуска…« — прокомментировали коллеги мою предстоящую поездку. А, может, они настолько заросли Египтом, Турцией, Таиландом, Домениканой, что сквозь кушери «all-inclusive» уже не в состоянии разглядеть прочих видов отдыха? Нам всем иногда полезно тюленем поваляться на пляже, однако на этот раз мне хотелось как раз обратного, а точнее — активно пошевелить онемевшими от офисного сидения конечностями. «Там скучно», — уныло бормотали подруги. Несмотря на весь скептицизм, внутренний голос подсказывал мне, Финляндия — это не только Санта-Клаус, сауна и рыбалка. И даже такой живой и энергичной искательнице приключений, как я, там будет, чем себя занять.

Центр по развитию туризма Финляндии дал мне шанс посетить страну Суоми в рамках тестового тура Хельсинки — Эспоо. Упор поездки делался на гастрономическую составляющую и активный отдых.

Rock the Helsinki

Утром 28 июня на перроне ж/д вокзала Хельсинки нас встретили улыбчивые представители офиса по туризму. С корабля на бал — сложив баулы в автобус, мы отправились в расположившийся неподалеку ресторан Virgin Oil на приветственный обед. Так начался наш пятидневный забег по гастрономическим оазисам Хельсики и Эспоо. А теперь придвиньтесь поближе к холодильнику, о еде я буду говорить много и в подробностях. Всего в этот день мы посетили аж 4 ресторана: Virgin Oil, Lasipalatsi, Tony’s Deli и Cantina West. В первом нас угощали салатом капрезе, лососем на гриле и ризотто с белыми грибами, розмарином и маринованными раковыми шейками. Когда подошло время десерта, мы уже придерживали животы. На десерт подали вишневый пирог с шариком мороженного.

После обеда нас повезли в апарт-отель Forenom House Hotel. Отель находится в 5 минутах от метро Herttoniemi. До центра всего 15 минут на метро. Район удобный, тут же два супермаркета, Макдональдс, несколько аутлетов с одеждой, суши бар и магазин для домашних животных.

Метрополитен Хельсинки состоит из 17 станций. На платформу приходят широкомордые поезда веселенькой оранжевой расцветки. О нас заблаговременно позаботились организаторы поездки и вручили нам трехдневный проездной билет.

Ресторан Lasipalatsi находится в здании Стеклянного Дворца. Давайте будем честны, дворцом там и не пахнет, точнее пахнет просоветским дворцом культуры где-нибудь в глубинке. Тем не менее, это место находится под неусыпным контролем мэрии и пользуется большой популярностью среди жителей Хельсинки. Далее пешком мы проследовали до ресторана Tony’s Deli. По дороге я успела сфотографироваться с Часовней Тишины, а моя подруга Аня — полазить на развале бус приютившегося на краю площади африканца. Во втором ресторане нас угостили телячьими щечками и жареными гноччи в соусе из красного вина. Далее по программе шел Cantina West — ресторан в мексикано-техасском стиле. Здесь все, как положено: мексиканские шляпы, свисающие с потолка связки перцев чили, кактусы, скатерти — пончо и ледяная маргарита…

Вечером, в свободное время, мы бесцельно шатались по улочкам, набрели на готическую церковь Иоанна и памятник сказочнику Топелиусу, пересекли Эспланаду — рай для любителей погулять, примять попами ровно остриженный газон и походить по дорогим бутикам, миновали кафе Karl Fazer и памятник петуху. Кстати, при возможности купите себе коробку этих замечательных конфет — классических, мятных или с голубикой (продаются в любом супермаркете).

Скажу сразу, что была поражена тем, какой спокойной, тихой и неторопливой может быть столица. Здесь нет пробок, никто не толкается в метро, в вагоне куча свободных мест, люди вежливые, хоть и нет этой проамериканской деланной доброжелательности. В Хельсинки проживает около 600 000 человек, а население всей Финляндии составляет ½ населения Москвы.

Лестница у подножия Лютеранского кафедрального собора усыпана отдыхающими финнами и туристами, старающимися как можно лучше примоститься для удачного фото. Место живописное, о нем вы прочитаете немало в любом из путеводителей. Я лишь поделюсь очередной неожиданностью. В центре площади стоит памятник Александру II — самому любимому русскому царю в Финляндии. Удивительно, особенно если вспомнить, как тщательно некоторые страны (в особенности страны бывшего СССР) избавляются от следов присутствия русских. А здесь царь прижился в сердце исторического центра города и, кажется, пока никому не мешает. Мое изумление сменилось гордостью, а затем улыбкой — на венценосную голову Александра приземлилась здоровенная, беззаботно орущая чайка.

Мы решили, что невозможно прочувствовать ритм Хельсинки без посещения ночного заведения. Проконсультировавшись с путеводителем, мы остановили свой выбор на ночном клубе «Tiger». Он описывался, как «тот самый, где танцевала Пэрис Хилтон». Заведение находится в торговом комплексе «Kampi» на 5 этаже. Из нашего скудного пятидневного опыта пребывания в Хельсинки мы сделали вывод, что на прилегающей площади сосредоточена вся вечерняя и ночная жизнь. Клуб оказался очень просторный с несколькими танцполами и барными стойками. Никакого сравнения с московскими барами, которые открывают в арендованных фабриках. Много зеркал, лаконичная футуристично глянцевая мебель. Музыка, по большей части — мейнстрим. Даже Тимати со своим «Сан-Тропе» затесался. Стоимость коктейля около 9 евро. Публика приятная, ненавязчивая. Клуб по периметру опоясывает громадный балкон-веранда. Важное примечание: в клубе никто не курил, и вообще в любом заведении подобного рода есть строго отведенная территория, за границы которой нельзя проносить алкоголь.

Rock the Helsinki

Утром следующего дня мы облюбовали парусник «Linden». Накрапывал мелкий дождик, но никто не открывал зонты и не натягивал зеленые дождевики. Нас накормили сытным бранчем, круассанами, сырами, ветчиной и чудесным клубнично-черничным йогуртом, после чего мы стали бегать по палубе и мешать матросам. Кстати о команде. Восхищаюсь их неиссякаемым терпением и приветливостью. Мы постоянно путались под ногами, наступали на канаты, в самый неподходящий момент лезли на корму и на нос, но улыбчивые матросы только вежливо ворковали: «К сожалению, вам придется спуститься, мы поворачиваем, нужно поднять парус». Парус, кстати, мы поднимали вместе с ними. Судно шло мягко, после сытного полузавтрака — полуобеда клонило в сон.

Возвращались мы через Сенатскую площадь. И что бы вы думали? Мы попали на гей-парад! А по ощущениям — обычный городской праздник. Никаких тебе полуголых торсов и конфронтирующих с общественной моралью нарядов. Повсюду радужные флаги с девизом «Out and Green», зонтики, плакаты. Среди толпы немало пожилых, семейных пар, которые беззаботно танцуют под зажигательную музыку.

Rock the Helsinki

Позже мы отправились в район Калио. Не могу сказать, что была впечатлена: возможно, мы просто посетили район баров и «массажных» салонов в неправильное время суток. Впрочем, я и Монмартр, с которым часто сравнивают Калио, стараюсь обходить стороной. Вдоль улицы рассыпаны винтажные лавки, магазинчики с финскими товарами, салоны с более чем откровенным описанием обслуживающего персонала («Горячая девушка Елена ждет вас»).

На вечер у нас было запланировано посещение фестиваля «Rock the Beach» и концерта Rammstein. Оговорюсь, я не являюсь фанатом данной группы, хотя неплохо знаю их творчество. Моя подруга Аня более скептически отнеслась к сему мероприятию и даже предложила «загнать» билеты, а на вырученные деньги посидеть в каком-нибудь баре. Заниматься спекуляцией мы, разумеется, не стали и, скажем вам, не пожалели. Вы ни за какие деньги не получите такого драйва, который дает концерт, оглушающий рев бас-гитар, слепящий свет прожекторов и волнующееся море людей. Аня предложила не тащиться на пляж, а занять стратегически выгодную позицию на пригорке — и ножки в песке не испачкаешь, и, если что, путь к отступлению открыт. Как выяснилось позже, опасались мы зря: финны — народ мирный и совсем не склонный к проявлению агрессии.

Rock the Helsinki

Концерт Rammstein подействовал на нас гипнотически. Тиль Линдеманн скакал по сцене в розовой шубке, пел и между делом укрощал живой огонь. Больше всего в ходе шоу досталось клавишнику: то его били головой о синтезатор, то поджаривали в кастрюле, то, извините, надругались над ним. Впрочем, кажется, он был не против… Зрителей в первых рядах обдали струей из мыльных пузырей.

Вечер мы завершили в ресторане Memphis, что в ТЦ Kampi. Мой американский бургер с хрустящей булочкой и сочным мясом ещё долго будет сниться мне в голодных снах.

Следующий день начался с посещения ресторана Alia. Должна признаться, что этот обед был лучшим из всего, что мне удалось урвать за все пять дней. Ресторан, чьим символом является шишка, создает впечатление загородного домика и весь окружен проникающей в него природой. Попробовав божественного копченого лосося с молодой картошечкой, я не удержалась и отпахала себе кусок сметанного торта с ягодами и миндалем. Alia — тихое, наполненное бликующим светом место с приветливыми официантами, которые, кстати сказать, неплохо изъясняются по-русски.

Rock the Helsinki

После обеда мы за 20 евро арендовали велосипеды в компании Greenbike, благополучно доехали до сувенирных лавок на улице Fredrinkatu, набрали деревянных магнитиков с янтарем, проехались вдоль пляжа и по пути набрели на памятник Яну Сибелиусу.

Во второй половине дня нас отвезли в Эспоо и поселили в отеле Hanasaari. Hanasaari — не просто отель, это шведско-финнский культурный центр, раскинувшийся на острове в 15 минутах езды от центра Хельсинки и облюбованный белощекими канадскими гусями. Предметы искусства здесь, как гуси, на каждом шагу. Из воды на берег выползает группа алюминиевых пиджаков. Ночью, кстати, выглядит жутковато… На заднем дворике примостились три женские скульптуры, одна сидит, подняв наверх волосы, другая лежит, третья согнулась в три погибели. Как иронично заметил сопровождающий нас радиоведущий Александр Лавров: «Я думал, это три стадии опьянения». Вскоре, однако, выяснилось, что первая статуя олицетворяет — женщину-королеву, вторая женщину-птицу, а третья женщину-гимнастку. Номер — просто сказочный: светлый, в приятных тонах светлого дерева, кофе и нежно зеленой травы, с видом на море и раскачивающиеся камыши. Идеальное место для тех, кто ищет тишины, умиротворения и единения с природой. Дополнительным бонусом было наличие сауны и просторного бассейна.

Вечером, взяв в отеле велосипеды, мы с Аней совершили набег на соседний остров Lauttasari, где успешно распугали похожих на кенгуру толстобрюхих зайцев.

Следующим утром автобус доставил нас в природный центр Халтиа (в переводе — Эльф). Халтия раскинулась в границах парка Нууксио, аккумулировала информацию по всем существующим заповедникам страны и стала одним из самых выдающихся образцов экологического строительства (даже лифтовая шахта здесь из дерева). Форма здания напоминает утку. Это архитектурное решение восходит к карело-финскому эпосу Калевала, согласно которому земля, небо, солнце, месяц, звезды и тучи произошли из утиного яйца. Некоторые экспозиции заставляли нас пищать от восторга — мы с азартом лезли на четвереньках в берлогу и дупло, стукались в темноте лбами и гладили поразительно реалистичного медведя. В Халтии мы узнали, что на одного финна приходится 14300 деревьев.

Rock the Helsinki

После обеда мы спустились к воде, натянули спасательные жилеты, расселись по надувным резиновым лодкам и замахали веслами. День выдался солнечный, вода — теплой и спокойной. Грести было легко. Неторопливо фланируя вдоль скалистого берега, мы слушали гулкие голоса нашего инструктора и гида, которые рассказывали о том, что окружавшие нас ущелья, долины и озера были сформированы огромным тающим ледником. Примерно через полчаса мы пристали к берегу и полезли наверх. Занятие это не из простых, мешает неудобная обувь, кусачие муравьи, сухой мох и колючие ветки, но адреналина — хоть отбавляй! Каждый раз, когда кто-то из шествующих натыкался на очередной куст черники, вся группа попадала в пробку. Когда восхождение было окончено, инструктор вытащил из рюкзака здоровенную канистру и угостил нас прохладным морсом.

В наш последний день в Хельсинки мы посетили с экскурсией остров Исо Васиккасаари. Добирались мы до архипелага на шустром шхерном суденышке. Уже на месте мы побродили вдоль береговой линии, пофотографировали цветы репейника, залезли на обзорную башню, погладили местных баранов и покатались на детских качельках. Приезжайте в Исо Васиккасаари с палаткой, здесь для вас уже нарублены дрова и подготовлено место для стоянки. В Финляндии природа — друг человека, и человек природе — друг.

Rock the Helsinki

Во второй половине дня мы успели забежать в музей «WeeGee». Честно сказать, поездка в Финляндию заставила меня по-иному взглянуть на мир современного искусства и признать, что юбка из чайных пакетиков и обклеенные цветками вербы туфли тоже имееют право на существование. В музее «Emma» мы долго и с раскрытым ртом разглядывали тонущего в раковине человечка, впадали в транс от созерцания тысяч перекатывающихся бусинок, катались на метле Гарри Поттера и дошли-таки до чудного домика FUTURO. FUTURO — по сути передвижной дачный дом, до боли напоминающий летающую тарелку. Таких в 60-х начале 70-х годов наклепали чуть меньше ста штук и продавали исключительно состоятельным гражданам. Стоимость этого занятного творения из яркого пластика — порядка 90 000 евро. Внутри вы найдете кухню и туалет, однако духота и запах убивают…

А тем временем подошло время отъезда. Мы пытались надышаться перед смертью и за часдо отправления поезда побежали фотографировать проспект Манергейма, парламент, музей Киасма, поющую щуку, попрощались с Kampi, купили фунт сладкого гороха, который финны щелкают вместо семечек, после чего усталые и опечаленные погрузились в купе «Льва Толстого».

Мы грустили, покидая Финляндию. Всего шесть дней назад мы и представить не могли, каким многогранным и ярким окажется наш отдых в стране лесов, озер, хардкора и короткого лета. И жалели мы только об одной вещи: что впопыхах забыли бросить монетку.