Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Свольвер, Нарвик — Норвегия Июнь 2011

Лофотенские острова…. Мечта многих путешественников. Что же в них такого, что тянет сюда тысячи путешественников со всего мира? Почему журнал National Geographic поставил эти острова на третье место в мире по своей красоте?

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

«…Устроившаяся за Полярным кругом, 170 км цепочка Лофотенских островов, украшенная горными хребтами и скалистыми утесами, древними фьордами и песчаными пляжами, дикими пейзажами и милыми бухтами заслуживает самого пристального внимания со стороны туристов. Именуемый «Лофотенской стеной» архипелаг, над которым с середины июня до середины июля непрерывно властвует солнце, а в полярную ночь медленно кружатся хлопья белоснежного снега, располагает одним из удивительных природных явлений — самым опасным в мире водоворотом Москенесстраумен. Описанный в произведениях Ж. Верна и Э. По, постоянно меняющий свою направленность водоворот, даже в тихую погоду привлекает внимание туристов и местных жителей не стихающим ревом воды. Лофотенский архипелаг, со всех сторон окруженный Атлантическим океаном, пригревшим теплое течение Гольфстрим, влияющее на формирование климата островов, связан воедино сетью многочисленных мостов, перекинутых практически на все составляющие его целостность части суши. Драгоценная россыпь многочисленных гористых Лофотенских островов, купающихся в водах Северного моря, привлекает внимание истинных романтиков, любителей простоты и тишины, и конечно, рыбаков, которые, поймав в ходе морской рыбалки камбалу, палтуса, пинагора, сельдь, треску, пикшу, могут отведать их в расположенных на берегу ресторанах…"

…Лофотены — вот они, совсем рядом, всего-то каких-то 1400 км. И, главное, есть все, что для подобного путешествия нужно: желание, автомобиль, хороший водитель и экипаж.

А деньги, спросите вы? А деньги, при желании, всегда можно найти.

Так и был дан старт автопутешествию Мурманск-Лофотенские острова-Мурманск. На всю поездку — три дня.

Экипаж в это путешествие состоял только из членов семьи: родители и дети. Но в последний момент младший сын отказался ехать, предпочтя путешествию, прощание со школьными друзьями (закончен 11 класс, и все друзья разъезжаются по стране). Так наш поредевший экипаж и тронулся в путь. Выехали в 18 часов, чтобы успеть доехать до границы до закрытия КПП. Границу прошли быстро, правда, на погранконтроле никак не могли правильно сообщить место, куда мы отправляемся. Мы говорим: «Лофотены», а нас не понимают. Хотя по-норвежски это звучит также. Пришлось перечислять все близлежащие города: Нарвик-Свольвер. Когда нас поняли, то было заметно, как им понравился наш маршрут, а как же — гордость за свою родину!

Наш маршрут.

От границы до поворота на Финляндию в поселке Нейден — 49 км. От Нейдена до Инари (156 км). В Инари мы свернули в сторону Киттиля.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Саамский священный камень жертвоприношений (фото из поездки 2010 г.)

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

По дороге, в поселке Покка (107 км) посетили саамский священный камень жертвоприношений. От Покка до Киттиля — 89 км. От Киттиля доехали до Колари (72 км), затем пересекли границу Швеции и поехали к городу Кируна. (212 км).

Где-то в Швеции, ну очень ранним утром (в 5часов по России)

п. Абиско

От Кируны, через Абиско (96 км), пересекли норвежскую границу и решили свернуть в сторону (заглянуть в город Нарвик) — 82 км. От Нарвика до столицы Лофотен — города Свольвер — 238 км. Ну, а от Свольвера до конечной точки — рыбацкой деревни О — 128 км. В итоге: 1200 км плюс 213 км от Мурманска до границы = 1400 км в одну сторону, даже ближе, чем от Мурманска до Санкт-Петербурга!

До Норвегии нам сопутствовала удача — погода прекрасная, тепло, светит солнце. За рулем — по очереди, что дает возможность подремать.

До границы с Норвегией — рукой подать

Но как только пересекли перевал после Абиску, начался дождь, который лил до шестикилометрового туннеля Sørdaltunnelen на Лофотенских островах.

Мост на подъезде к Нарвику

г. Нарвик — весь в дожде

Проехав этот туннель, мы попали в сказку. Светило солнце, по синему небу бежали белые облака, деревья, кустарники и трава имели сочный, насыщенный зеленый цвет, а вода в фьордах, реках и озерах имела все оттенки от темно-зеленого до темно-синего.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Мосты поражали своей формой и протяженностью. Домики то «опускались» к воде, то «залезали» в горы. На дорогах — вереницы авто-вело-мототуристов, и, конечно же, то тут, то там встречались пешие туристы, молчаливо тащившие на себе весь свой нехитрый скарб.

«…Замечательный городок Свольвер, расположенный у подножия двухвершинной горы Свольвергейта (300 м), с так называемым Большим и Малым пиком, заинтересует скалолазов, которые после приятного покорения высот могут вместе с почитателями водных развлечений пуститься в полный неожиданностей морской путь. Организуемый из Свольвера круиз по самому узкому фьорду Норвегии — Тролльфьорду, это лишь малая часть запоминающейся водной экскурсии по прозрачной, просматриваемой на глубину 10 м, изумрудно-бирюзовой глади Северного моря. Также в Свольвере интересно посетить „волшебную ледяную галерею“…»

г. Свольвер

Скульптура «Ждущая»

В столице Лофотен — городе Свольвер, бурлящие движение. Здесь множество отелей, кемпингов. Вдоль бухты устроены кафешки, сувенирные магазинчики. От причала регулярно отходят лодки, катера и паромы, готовые всех желающих прокатить по Тролльфьорду.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Погуляв по Свольверу, трогаемся в дальнейший путь. Нам нужно успеть добраться до места первой ночевки — исторической рыбацкой деревни Ньюсфьорд, в коей и расположен наш отель.

деревенька Ньюсфьорд

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Стоимость отелей и кемпингов на Лофотенах — заоблачная. За одну ночь в коттедже со всеми удобствами (правда, коттедж рассчитан на 8 человек) мы заплатили 8500 руб. Вечер провели в прогулках по деревне и побережью и легли пораньше спать, так как позади практически бессонная ночь.

Утром двинулись к самой южной точке — деревеньке О.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

По дороге остановились на пляже, ждали, найдется ли какой-нибудь безумец, который захочет поплавать в почти ледяной воде. Не дождались, и помчались дальше.

Пляжи Лофотен

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Несмотря на то, что все городки и тихие поселки Лофотенского архипелага отличаются шикарным природным окружением, все же есть одно место на островах считающееся эталоном норвежской красоты — это расположенный на островке Москенесьё, городок Рейне

п. Рейне

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

«…Прославленный норвежский центр рыболовства — Лофотенские острова — нередко именуемые „царством трески“, являются единственным местом в мире, где можно посетить необычный Музей сушеной трески. Эта, расположенная в городке с кратким названием О, экзотичная коллекция, вместе с устроившимся здесь же Музеем „Норвежская рыбацкая деревня“ поведает туристам о применяемом со времен викингов не имеющим аналогов в мире способе приготовления соленой сушеной трески. Сохраняющая на протяжении 4 лет все свои вкусовые свойства рыба, не подвергается никакой дополнительной обработки кроме как соления и просушки прямо на скалах. Дело в том, что уникальный климат Лофотенских остров, со средней зимней температурой -3о, а летней 12о, а также постоянно дующие ветра, не дают простора действий мухам и прочим паразитам, способным испортить продукт не просто так доставшийся рыбакам…»

деревня О

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

В деревеньке О много туристов, но как-то мы друг-другу не мешали. А при встрече, все друг с другом обязательно здоровались (так принято у туристов). На всем протяжении нашего пути не встретили ни одной русской машины, и родную речь тоже не слышали. Видно у нас Лофотены — не популярны. Очень много немцев, итальянцев, встречали англичан и австрийцев. Много корейцев. Из деревеньки организуются экскурсии в пещеру Колхеллерен с наскальными рисунками, датируемыми более 3000 лет назад и на водоворот Маэлстром считающийся самым суровым и мощным водоворотом в мире

В нашем маршруте было запланировано посещение музея викингов «Lofotr» в Борге.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Здание музея являет собой впечатляющую реконструкцию в натуральную величину (длина 83 м, ширина 9 м) жилища предводителя викингов. Также реконструирован и корабль викингов «Лофотр». За определенную плату можно посетить музей (для русскоговорящих — аудио-гид). Мы решили просто побродить по округе и посмотреть на лодку викингов, которая совершает короткие поездки по фьорду. Особенность этих поездок — грести веслами приходится туристам (а чтобы на собственной шкуре почувствовали, как это — ходить на веслах?). Среди нас желающих не нашлось.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Поэтому мы вернулись к машине и поехали в сторону архипелага Вестеролен, где у нас была забронирована вторая ночевка.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

По дороге нам пришлось преодолевать перевал, причем за рулем сидела я (очередь подошла). Только что светило солнце, и как всегда на севере, неожиданно, на нас скатилось огромное грозовое облако. Я въехала прямо в него. Понимаю, что ничего не вижу, ни идущих машин, и тем более дороги. 15 минут мандража., и мы скатываемся в сказочную долину.

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Мы — на Вестеролене. Ночевали в кемпинге Fjellkysten недалеко от Харлштада.

Вид из окна номера

Архипелаг «Лофотенская стена» — эталон норвежской красоты

Номер со всеми удобствами и кухней за 6000 рублей. Утром, хорошо выспавшись, поехали домой. За полночь мы уже были дома.