Мария Чахнашвили Пользователь — была 21 января 23:50

Монастырь Острог

9 июля 2013 г. 8:28 Даниловград — Черногория Июнь 2013

Сначала общие сведения:

Монастырь построен в 1650 году епископом Василием Йовановичем. Он состоит из верхнего и нижнего монастыря. Верхний находится на высоте 900 м над уровнем моря, прямо врезан в вертикальной скале.

Монастырь имеет уникальную редликвию — мощи святого Василия Острожского. Этот святой начал свою деятельность на територии теперешней республики Сербской, в монастыре Тврдош. После его смерти и похорон, через 7 лет, когда одному из монахов он трижды во сне явился, вскрыли могилу, обнаружили в ней нетленные мощи, признали Василия святым и перенесли останки в Острог. Сейчас это одна из самых известных и почитаемых реликвий мира, обладает целительной силой. Причем ходят туда не только православные, а люди всех конфессий.

Теперь о личных впечатлениях. Перед поездкой нас напугали дорогой, горными серпантинами и т. д. Ехали мы через Подгорицу, в сторону Даниловграда. Абсолютно нормальная дорога. Потом да, в гору, и на приличную высоту, по узкой дороге. Но вообще не страшно. Но зато ТАК красиво!!! дух захватывает!!!

Мне кажется, что для меня после Давид-Гареджи вообще ничего не страшно;) Тут хочу предостеречь: когда будете покупать экскурсию, уточните едет ли большой автобус или микроавтобус. Еще бы выяснять заранее какой гид… в этой поездке с нами была Ханна. Если бы не прочитаннвя информация накануне поездки, было бы все грустно. Она почти ничего не рассказывала, просто ходила с нами. а если и рассказывала, то с таким акцентом, что понять ее было сложно. Да, так вот, у нас был микроавтобус. Ну во-первых группа всего 14 человек. А во-вторых нас довезли сразу до веррхнего монастыря. Большие автобусы туда не пускают, у них парковка у нижнего монастыря.

Вообще, истинно верующие должны пройти этот путь пешком, босиком (еще читала версию, что на коленях, но это вообще кошмар). Поскольку в конце июня в полдень воздух прогревается градусов до 45, то тот факт, что не нужно было 2 км топать вверх пешком по-лестнице для нас был актуален. Но если вы уж приехали большим автобусом, то у нижнего монастыря стоят маршрутки, и за 1 евро вас поднимут наверх.

Когда нас привезли к верхму монастырю — глазам своим не веришь: в 17 веке, не имея никаких инструментов, дорог….

Фантастика. При посещении монастыря есть некоторые правила: платок на голову не обязательно, должны быть закрыты плечи и колени. Сначала нужно подняться к мощам — очередь была не большая, человек 40. И это очень мало. Внутри ничего фотографировать нельзя. Только на територии за старым храмом. Только после поклонения к мощам можно подняться наверх старого храма, на терассу: там еще одно чудо, виноградная лоза, которой около 500 лет!

Мало того, что она выросла из камня, так еще и плодоносит в таких условиях, на такой высоте стоьько оет подряд! Это сейчас можно всякие районированные сорта вывести, а 500 лет назад? С этй лозой связано поверье: бездетные пары приходят сюда к лозе, и поскольку виноград является символом плодородия, то Бог им дает возможность иметь ребенка. Но с одним условием: в течении первого года жизни ребенка его нужно окрестить. И именно в Остроге. Говорят, что были случаи, когда родители обещания не выполняли, и на втором году жизни ребенок погибал.

После посещения терассы можно спуститься в церковный двор, там есть лавка с иконами, маслом, сувенирами и прочей туристической тематикой, но все освящено в монастыре. Чуть правее магазина есть 2 окошка, в них продают свечи. При покупке любого количества свечей, даже за 10 центов, дают в подарок маленькую бутылочку со святой водой и масло мирры. Масло можно купить еще один флакон, воды не больше 3-х. Если стоит в очереди семья, то подарок все равно один. Свечи можно забрать с собой или поставить там же. Помимо сувенирной лавки на этой площадке есть еще один храм, но он совершенно новый, и даже сейчас там продолжается строительство.

Далее мы спустились в нижний монастырь. Причем спускаться мы решили пешком. Оказалось вполне приятное путешествие: каменные ступени, через лес, по тени, запахи цветов умопомрачительные.

На пути есть лавочки для отдыха, источники со святой водой. Благодать. Единственное что — запаситесь для этой поездки удобной обувью. Не скользкой. Ступени так отполированы!!!!

В нижнем монастыре смотреть нечего на самом деле. Это тоже относительно новая постройка, 1820-х годов, а внутри обычные себе фрески вообще конца 20 века с изображением жиьия святого Василия.

Перед монастырем есть гостиница, ночлег в которой для паломников стоит 1 евро. Тот, кто ночует недалеко от мощей — исцеляется от всех болезней.

Если спуститься от нижнего монастыря в сторону Подгорицы, есть деревенька Богетихи. Там очень рекомендую ресторан Колиба. Национальные блюда в основном, хотя есть и привычная кухня. Из необычного (по рекомендации гида) мы пробовали угря в медовом соусе. Это что-то! Порция стоит 14,5 евро. Там целый угорь, немаленький, и тушеные овощи с листями салата и черносливом. Для любителей рыбы очень рекомендую.

Поскольку сын у нас считает, что лучшая рыба это мясо-то он пробовал шницель по-негушски. Размер шницеля превзошел все ожидания;) да и вкус тоже. Каким-то немыслимым образом он был внутри фарщирован пршутом. Как они его туда засунули — до сих пор не пойму.

Еще там есть wi-fi, что в этих краях редкость, и все условия для отдыха.

Считаю, что посещение Острога обязательно для всех, путешествующих по Балканам.

avebest
9 июля 2013 г. 9:06
Посещая святые места Черногории поражает отсутствие помпезности и комерческого подхода. Перед Богом все равны, каждому по вере!
9 июля 2013 г. 10:08
Да, помпезности нет. А про комерческий подход можно поспорить. При каждом храме есть магазинчики, сувенирчики, книжные лавки, церковные лавки и т.д.
avebest
9 июля 2013 г. 15:09
В Остроге не зависимо от суммы дают свечи и святую воду, в Цетинье раку с десницей открывают бесплатно, по просьбам верующих и ни каких билетов не втюхивают, и искусственный ажиотаж не создают.
9 июля 2013 г. 15:18
В Остроге ЕСЛИ покупаешь свечи, то дают масло мирры и святую воду. А в Цетине да, посещение монастыря бесплатно. Никакого ажиотажа, все очень спокойно и как то умиротворенно.
5 августа 2013 г. 19:27
Я тоже в стан несогласных: а как же монастырский сбор в пол евро с носа? Получается, чтоб храм посмотреть - плати. И вообще. именно в Черногории я ощутила себя разбитой свиньей-копилкой: на какую достопримечательность не поедешь, куда не сунешься (хоть город, хоть развалины, хоть музей при церкви) везде с тебя стрясут евро-два-три!
9 июля 2013 г. 10:17
к сожалению, пока Балканы нам не по пути! Хотя давненько туда заглядываюсь...
9 июля 2013 г. 10:40
Рита, там очень здорово. На любой вкус и кошелек, на любой род занятий и увлечений. Удивительные края! Нужно обязательно запланировать. Я вот все на азию заглядываюсь, никак не решусь)
9 июля 2013 г. 11:21
Да уж каждого из нас зовут свои края!!!
9 июля 2013 г. 15:04
Очень хотела бы там побывать. Но пока только рассказы других (побывавших):)
9 июля 2013 г. 15:19
Если желание настоящее, то обязательно сбудется!!!
Alewtina
9 июля 2013 г. 15:33
Да, Острог место чудесное. Дорога только туда не очень...
marsada писала 9 июля 2013 г. 15:18
Никакого ажиотажа, все очень спокойно и как то умиротворенно.
- действительно, такое умиротворение наступает! И согласна-
Удивительные края!
9 июля 2013 г. 15:44
Нам с дорогой повезло, мы ехали маленькой группой на маленьком автобусе. А вот потом беседовали с ребятами, которые ехали на стареньком Икарусе.... На подъеме, причем на повороте, автобус заглох и начал скатываться вниз...
Alewtina
9 июля 2013 г. 15:48
О ужас...Мы ездили на машине с водителем, на автобус я бы не решилась! У нас было самостоятельное путешествие, еще хотели в прокат машину взять. Хорошо, вовремя передумала и договорились с таксистом. Нам попался очень хороший водитель!
9 июля 2013 г. 16:10
На прокатной машине я бы в Острог не рискнула, согласна полностью...
9 июля 2013 г. 18:34
Потрясающее место! Мы тоже туда собираемся, так что спасибо за практические наводки и советы!
9 июля 2013 г. 18:44
вы когда уезжаете?
9 июля 2013 г. 18:48
Мы в следующую пятницу, 19 июля. Но сначала мне надо еще из Чили в Москву добраться!
9 июля 2013 г. 19:14
Ого! Ну да... А есть прямой перелет?
9 июля 2013 г. 21:41
Из Сантьяго прямых перелетов в Москву нет, Я летаю через Париж Эйрфранс.
10 июля 2013 г. 0:33
Спасибо за интересный рассказ,живописная дорога,красивый монастырь
15 июля 2013 г. 11:23
:) рада, что понравилось
onemorething1
15 июля 2013 г. 2:34
Маша, красивое место!
15 июля 2013 г. 11:23
Согласна)
17 июля 2013 г. 17:10
Красиво! И опять-монастырь высоко в горах! Фото, где позади здания-гора, похоже на Монсеррат.
17 июля 2013 г. 18:31
Да, монастыри врезанные в скалу производят чарующее впечатление.
5 августа 2013 г. 19:41
По горячим впечатлениям хотела предупредить: в Острог не стоить ехать в понедельник и в пятницу - это дни наибольших очередей. Мы были в пятницу - простояли под палящим солнцем больше 2-х часов.
Если поедете с экскурсией, будьте готовы, что Вам навяжут подниматься (и опускаться) к верхнему монастырю на такси - а это плюс 2 евро с носа.
И еще: я рекомендую ехать в Острог людям глубоко верующим. Для меня, как для человека умеренно-верующего, двухчасовая поездка в тряском душном автобусе (черногорцы жадничают включать в транспорте кондиционер), двухчасовое стояние под палящим солнцем, и обратный двухчасовой путь путь по серпантинам были испытанием.
По этой же причине не рекомендую брать с собой малышей лет до 7, хотя родителей с детьми и пропускают в монастырь без очереди. Поездка - очень выматывающая. У нас в автобусе был малыш, лет 3-х, от духоты, усталости и укачивания он плакал почти всю дорогу. Сердце кровью обливалось от сочувствия.
5 августа 2013 г. 19:44
Мы ездили с экскурсией, но нас довез автобус прямо до верхнего монастыря. А вот спускались мы пешком. На счет глубоко верующих полностью согласна. Поездка не из легких.
–1
5 августа 2013 г. 20:36
Вам повезло! Мы, после тряски в автобусе, очень хотели пройтись до верхнего монастыря пешком, ну или хотя бы спуститься. Какое там! Прыжком, скачком, бегом, рассовали по маршруткам и вперед! Мы и пикнуть не успели. А с другой стороны, с такой сумасшедшей очередью в храм, у нас экскурсия и так на незапланированных 1,5 часа затянулась. а ежели бы мы пешком туда-обратно ходили... наверное, в Будву вернулись бы глубокой ночью...
5 августа 2013 г. 21:39
Сорри, случайно не туда нажалось!! Извините!
У нас все удачно было организовано. Во многом я думаю из за того, что у нас группа была 15 человек.
6 августа 2013 г. 8:52
Получается, что в Острог лучше ездить маленькой группой. Избегая понедельника и пятницы.
29 сентября 2013 г. 21:13
А кто сказал,что дорога к Храму должна быть лёгкой,да и не смотря на довольно сложный серпантин никаких катастроф тут не было(как нас уверяли).А пожертвования это часть дохода любого храма или монастыря...