Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Беларусь Июнь 2013

Обычно путешествие на Блакитные озёра проходит так. Все проходят по экологической тропе до смотровой площадки, кричат там хором «ГА-А-А-ЛЯ-А-А!, купаются в озере Глубля, омолаживаются*. Потом пикничок под коньячок и назад, на стоянку, где нервно курит, похаживая туда-сюда, водидель экскурсионного автобуса. Многие вообще приезжают просто на пляж. Много дачников. Бывшая дикая глухомань постепенно превращается в курортную зону. В окрестных деревнях выкуплены все пустующие участки и активно строятся новые дома. Альшево, Грумбиненты, не говоря уже про Вайшкуны. Кого там, говорят, только нет. И этого нет и того… А вообще и Песняры там, и Гостюхин, дома от минских элитных застроек не отличаются, только земли побольше и красота неописуемая. Но, как говорится, кто на что учился…

Мы по-скромненькому: пешком на озеро Балдук и обратно. Последний раз я проходил этим маршрутом 11 лет назад, когда ещё цифровых фотоаппаратов не было. Интересно было вспомнить и сравнить.

* Картина маслом-1. Ходит легенда, что вода из озера Глубля омолаживает.
Приехали на Глублю экскурсанты, обычные работяги. Тёточки предпенсионного возраста, не снимая юбок, залезли в воду по пояс и стоят, шепчутся. Мужики уже выпили по стаканцу, им общения захотелось, ну и полезли они тёток из озера вытягивать. А те ни в какую. Кричат: — не трогайте нас, мы омолаживаемся!

Итак, машина благополучно нашла своё место на стоянке, уплачен экологический сбор в размере 10 тысяч с лица (чуть больше доллара)*, и мы пошли. Начало тропы выглядит презентабельно, сделан «евроремонт»: стенды с информацией, перила на спуске. В общем отличия от подобных троп в Европе нет.**

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

В низине течёт река Страча. Здесь её течение спокойное. Вокруг беседки, скульптуры животных и сказочных персонажей. Карта экологической тропы, но маршрута на Балдук на ней нет.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

*Картина маслом-2. Как хорошо иногда отличаться от других.
Егерь, бравший оплату, посмотрел на мои палки для хайкинга, поинтересовался их практичностью, и денежек не взял.

**Картина маслом-3. Нет, отличия всё же есть.
И касаются они, как обычно у нас, быта и инфраструктуры. Ну сделайте вы нормальный туалет, душ, киоск с сувенирами, картами, литературой. А позже можно и финскую раковину поставить… Кафешку с блюдами из даров местной природы — морс, грибочки, дичь. Но хватит, что-то понесло меня.

Тропа поднимается на озовую гряду. Справа крутой спуск, слева ещё круче. Внизу, с окаймлении крутых берегов, через бурелом, пробивает себе путь Страча. Здесь она другая — шумная, бурная. А 11 лет назад мы ещё встречали тут байдарочников.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Ещё немножко вверх, и мы вываливаемся на смотровую площадку, с которой открываются виды* на озёра Глубля и Глубелька. Построено что-то наподобие вышки.
Стрёмная.
Если вы придёте туда большой компанией, то не советую сразу всем ломиться на неё. Лучше по очереди, человека по три-четыре.
От греха подальше.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

*Картина маслом-4. Вот, помню, раньше было время, не то, что…
Прекрасные виды были здесь раньше и без вышки. Те, кто постарше, вспомните учебники природоведения. На первом развороте там было фото, сделанное с этой точки — озеро Глубелька с островом в виде сердца. Сейчас деревья выросли и закрывают своими кронами почти весь вид. А экологи не разрешают в угоду туристам вырубать лес. Ну разве что маленькую просеку сварганили, а то уж совсем ничего не видно.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Спускаемся к Глубельке по длинной и извилистой лестнице. Вода чи-и-и-стая!

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Если стоять лицом к озеру, направо, через мостик, пойдёт экологическая тропа вокруг озера Глубля, со стороны спины — ближайший путь назад, на стоянку, а налево то, что нам нужно, — путь к озеру Балдук. Тропа значительно Уже, всего на одного человека (или на полторы собаки).

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Комары и слепни начинают звереть, только что не рычат. На тропе много бурелома. Преодолеваем крутой подъём.

Минут через 20 выходим на берег Страчи. В прошлый раз в этом месте переправой служило упавшее дерево, сейчас его нет. Ну что ж, на карте написано «брод», значит брод. С некоторыми предосторожностями переправляемся. Глубина 50–70 см.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

После реки, метров через 300, выходим на лесную дорогу, которая выводит нас на хутор Балдук. Заброшенность, пустота и уныние перемежается с несколькими обжитыми домами, но скорее всего, только в летний период. Электричества нет. До 2000 года здесь обитал последний житель хутора. От его дома не осталось и следа.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

За хутором крутой спуск к озеру. Со времени последнего посещения здесь появилась платная туристическая стоянка. Вроде всё пристойно. Вот только выехать на машине наверх проблематично даже в сухую погоду. Сам свидетель. В дождь это будет просто невозможно сделать.

Вот он, Балдук*, наполненный родниками, бьющими из берегов! Дно резко уходит вниз, и в десяти метров от берега вода имеет насыщенный чёрный цвет. Держаться на ней легко, как в солёной морской.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

*Картина маслом-5. Легенды озера Балдук.
Видели тут и что-то подобное на Лох-Несское чудовище, и огненные шары, но, я думаю, что это свойственно таким озёрам — глубоким и удалённым от цивилизации. А вот легенда про голубую глину подтвердилась. Глина была найдена и проведён сеанс очищения и омолаживания кожи. Результат налицо.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Тем временем, день подходил к концу, и нам нужно было возвращаться. Обратный путь практически полностью повторил пройденный.
Озеро Глубля.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Вот так защищают корни деревьев от вытаптывания.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Тотем Голубых озёр, ему все денежки оставляют.

Мёртвое озеро.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Интересно тем, что существующие берега берегами как таковыми не являются. Это слой растительности, разросшейся здесь, используя корни деревьев как опору. В полуметре от поверхности вода. Это легко ощутить, сделав несколько шагов.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Почва под ногами колышется, как надувной матрас. Страшно, но прогуляться там стОит, хотя бы для того, чтобы найти редкое для Беларуси растение — росянку*.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 7. Голубые озёра

Рядом с озером растёт кривая сосна. Если обнять её покрепче, желательно всеми конесностями сразу, крепко-прекрепко прижаться к столу и загадать желание, то оно непременно сбудется.

*Картина маслом-6. Росянка — комариная смерть. В. Бианки.
Говорит Травинка приторным голоском:
Погляди, Комар, на мои листочки!
Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками.
Как увидел Комар те капельки, — сразу пить захотел. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить.
Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит:
Попался Комар Росянке!
Хотел Комар крыльями взмахнуть, — крылья к листку пристали; хотел ногами шагнуть, — ноги увязли; хотел нос вытащить, — нос прилип!
Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку,и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.
Тут Комару и смерть пришла.
А Росянка и по сей день на болоте живет и других комаров к себе ждет.

Вот и сказочке конец! Всем удачных путешествий!

ПС. Голубые озёра находятся в 170 километрах от Минска и в 35 от озера Нарочь. Территория является заповедной с 1972 года. «Короткий"пеший маршрут составляет порядка 5 км на круг, на Балдук — около 10 в обе стороны. Ставить паладки, жечь костры, разбивать лагеря можно только на платных туристических стоянках.