Эксперт Александра Нейланде (westbay)
Александра Нейланде
была вчера 16:06

Великий Новгород, Старая Русса — Россия Май 2013

Из Риги попасть в Новгород организованной группой довольно сложно: есть туры в Псков и Пушгоры, в Санкт-Петербург, а в «Загадочный град на Волхове у озера Ильмень» как-то группу из столицы Латвии не собрать. Поэтому я решила поехать самостоятельно на автобусе.

Автобус из Риги приезжает в Новгород вечером. Вдоволь насладившись тряской по дорогам Новгородской области, до отеля я решила добраться пешком. Отель Интурист (см. отзыв об отеле) находится на расстоянии получаса ходьбы от вокзала на берегу реки.

Поужинав в ресторане-кораблике Casa del Mar около отеля, я отправилась бродить по исторической части Новгорода. Кремль поразил меня не столько размерами, сколько ощущением древности и первозданности- вокруг него парк и территория не застроена, дорога рядом не шумит. Стены крепости прекрасны, не хватает только нескольких башен.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Сначала было многолюдно — город праздновал День пограничника.

Первая церковь, которую я увидела — церковь Власия (покровителя скота) на Волосовой улице — от языческого бога Волоса (Велеса).

Понравился пляж с затопленными зонтами — разлив еще не закончился.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

А вот и пешеходный мост, (когда-то был другой — Великий, где сходились две противоборствующие группировки с разных концов реки, побежденные отправлялись в реку!) Я искренне порадовалась тому, что наша Рига строилась на одном берегу.

Вид с моста в сторону озера Ильмень словно не менялся несколько столетий:

Прекрасна и аркада Гостиного двора:

В честь 1150-летия Великого Новгорода на Волхове рядом с мостом установили парусник «Флагман» с рестораном на борту — копию крупнейшего фрегата 18 века «Святой Апостол».

А вот Вид Драматического театра рядом с отелем Интурист навеял на меня тоску. Об этом чудище уже столько написано в интернете! Потом я узнала, что архитекторы задумывали это здание как космический корабль. Среди них был и Андрей Макаревич (это местная легенда).

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Утром, быстренько пробежав мимо театра-монстра и позавтракав блинчиками в кафе «Блинок» (см. отзыв), я отправилась на вокзал — в Старую Руссу, надеясь, что город, где жил Федор Михайлович Достоевский не будет похож на театр имени того же Достоевского. Я была единственным туристом, приехавшим сюда на автобусе. Добродушные местные, жители вычислив «чужака» по растерянному виду и карте в руке, искренне подивились моей персоне и посоветовали возвращаться не самым последним рейсом (все успею посмотреть за 4 часа).

Так и случилось. Старая Русса поразила своей провинциальной живописностью. Здесь хотелось не фотографировать, а картины маслом писать. Вот Воскресенский собор загляделся в свое отражение:

Вот затопленные деревья около дачи Достоевского на набережной реки Перерытицы:

Симпатичный мужчина, явно спешащий, отложил свои дела, чтобы меня сфоткать около музея Достоевского!

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

В саду музея Достоевского.

А вот и сам писатель:

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Замечательная церковь Георгия Победоносца с уникальной иконой Богоматери (самя большая в мире Старорусская икона) и отвернувшимся от нее младенцем:

Курорт Старая Русса. Если вам дорог не комфорт, а лечение, и доктор прописал солевые ванны, то вполне подойдет для отдыха. Здесь особый лечебный воздух. Но как-то скучновато.

Вернувшись в Новгород, я попала под сильный ливень. Но все же выбралась погулять до полуночи.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

На третий день мне предстояла экскурсия по Новгороду с местным гидом Анной. Прелестная светловолосая девушка (умница и просто красавица) обещала показать все самое интересное.

Поутру мы отправились в Юрьев монастырь и музей Витославлицы.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Чудное место, скажу я вам! Так как я грезила о Рюриковом городище и церкви на Нередице, то я сразу побежала к озеру.

Этнографический музей показался мне сказочной деревней. Вот настоящие мастера: резьба по дереву похожа на каменное зодчество.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

В городе нас ждал Кремль.

Знаменитый Софийский собор — древний, белоснежный, легкий!

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Магдебурские ворота 12 века, оказавшиеся здесь волей судеб, с очень необычной трактовкой сюжетов Ветхового и Нового Заветов, выполнены с большим искусством.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Памятник Тысячелетию России, в общем облике угадываются очертания того самого вечевого колокола — символа древней свободы и могущества торгового города. Все перипетии истории государства Российского, ее взлеты и падения запечатлены в 129 фигурах от Рюрика до Николая Первого. Нет только Иоанна Грозного.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Я удивилась множеству церквей. И узнала от гида интересную вещь, что, наряду с правилом в конце каждой улицы ставить церковь, существовал любопытный образчик находчивости приезжий купцов. Чтобы не грабили склады, их возводили как церкви (это одна из версий местных историков).

Вдоволь нагулявшись по набережной, я по совету Анны, решила отправиться в Антониев монастырь.

На набережной Александра Невского прогуливаелся сам Александр Невский:

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Еще в Старой Руссе я услышала необычный рассказ об истории Антония, который доплыл на камне из «Римских стран» до Новгорода. Сохранился и тот самый камень. Поговаривали, что он помогает от зубной боли, поэтому больные некоторые его грызли (камень внизу справа отворот).

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Последний день я посвятила церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Церковь 14 века стоит в стороне от шумных улиц, она была бы прекрасна даже без бесценных фресок Феофана Грека: как тихая нечаянная радость путника, увидевшего белоснежный чистый храм после долгого пути. Церковь безупречна.

Но нужно зайти вовнутрь! Обязательно! Кто не слышал про Феофана Грека?

Хранительница музея, узнав, что я из «самой Риги» показала мне, где таятся уникальные сокровища-фрески, чтобы я ничего не пропустила. Лик Христа Панкратора знаком с детства — он был бесконечно повторен другими мастерами.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Но снимать бесполезно, слушать рассказ бесполезно: нужно тихо и долго стоять перед каждым образом, вбирая этот сумасшедший магнетизм яркого и темпераментного Мастера — «зело философа хитрого».

Находясь в церкви, я вспомнила, что так и не добралась до легендарного Спаса на Нередице. Посмотрев на часы, я сообразила, что до отправления автобуса успею доплыть на кораблике до Ильмень-озера и обратно.

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Хоть издали полюбуюсь церковью и холмом Рюрикова городища!

Когда плывешь на корабле от озера к Новгороду, то ощущаешь себя купцом, который впервые видит этот удивительный город — вид на Кремль просто потрясающий!

Путешествие в Великий Новгород — возвращение к истокам

Все, бегу к вокзалу. Ах да, Садко и царевну Волхову нужно снять на память!

Я не стала снимать «известный ракурс» этого фонтана. Мне понравился вид на собор Софии Премудрости Божией.

Прощай Великий и Прекрасный Новгород! Жди в гости снова! До Валдая я же не доехала! Обязательно вернусь!