Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Москва — Россия Июнь 2013

Прежде чем я начну свой рассказ об одной из самых значимых достопримечательностей столицы, будет коротенькая личная предыстория.

Теперь уже больше, чем 20 лет назад, когда я во всю голову историк (и по образованию, и по профилю работы тогда, и по призванию) впервые приехала в Москву. Приехала не как турист или очередной многомилионный проезжий, а на постоянное место жительства (как теперь это принято сокращать — ПМЖ).

Тогда на мое провинциальное сознание буквально обрушился шквал живой истории!!! Она оповещала меня о своем присутствии в названии улиц и станций метро, в именах храмов и монастырей, в мемориальных досках на домах, и в рассказах большого количества ее исконных жителей!

Надо сказать, что я родом из Приморского края, то есть с тех краев, где освоение и массовое заселение земель русскими началось только в конце позапрошлого века, соответственно, и вся основная история этого края — это история со времен Октябрьской революции и борьбы с японскими интервентами и белогвардейцами.

Естественно, что, гуляя по столичным переулкам и бульварам, я буквально переживала шок за шоком, читая на очередной табличке — какой великий человек здесь жил или, что в этом здании проходило то или иное событие, которое мне было знакомо только по учебникам истории и по документам, что мы изучали в институте…

В столице даже можно встретить дома, которые увешаны мемориальными досками, со всех сторон

или вдоль всего цоколя. Как, к примеру, дом по адресу Сивцев Вражек № 31, где в каждом подъезде жило по несколько семей, творивших историю отечества на верхних эшелонах ответственности и власти

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

История для меня тогда ожила и накрыла с головой!!! Мое очумелое состояние сможет понять каждый, кто когда-либо переживал подобное!!!

В тот период моей жизни мне посчастливилось повстречать много светлых и поистине уникальных людей из коренного генофонда столицы, которые знали свою подлинную историю лучше, чем многие из нас «Отче наш».

Своей интеллигентностью, образованностью, высокой внутренней культурой и чувством глубокого патриотизма они смогли вдохновить меня на изучение Москвы. Им удалось привить мне не только уважение, но и любовь к горячо ими самими любимому городу!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Мой низкий поклон и безмерная благодарность им всем вместе взятым и каждому в отдельности за те чувства восторга и полноты счастья, которые я испытываю всякий раз, когда бегу куда-нибудь по делам или когда гуляю с родными, друзьями или гостями по теперь обожаемой мною Москве!!!

Но даже все эти раззамечательные люди не могли ответить на целый ряд возникавших вопросов о Первопрестольной.

К примеру, один из них, мучавших меня тогда, был: что объединяет памятники Бульварного Кольца (БК), кроме того что они здесь находятся???

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

И как показывает жизнь, этот вопрос в той или иной форме возникает в голове практически у каждого: почему здесь стоит эта фигура???

Еще соседство поэта песенника Высоцкого и композитора Рахманинова хоть как-то можно увязать. А вот пары Есенин-Тимирязев или Крупская-Шухов не поддаются никакой логике, как и само название Бульварного Кольца, которое даже с большой натяжкой кольцом никак не назовешь, потому как ни по форме, ни по содержанию он им не является.

Как трудно объяснить иностранцам тайны загадочной русской души и название Старый Новый Год, точно так же невозможно им постигнуть, как можно назвать кольцом ПОДКОВУ, вид которой, собственно, имеет Бульварное Кольцо, потому что оно разорвано с юга Москвой рекой и имеет начало на Гоголевском бульваре и конец на Яузском

Немного из истории возникновения Бульварного кольца (БК) в Москве:

«Когда-то на месте современного Бульварного кольца стоял „Царев белый каменный город“. По одной версии название его связано с используемым в строительстве белым камнем. По другой — с особой элитарной „белой“ землей, свободной от уплаты податей.

Стена его начиналась от Храма Христа Спасителя, и заканчивалась на месте впадении Яузы в Москву-реку. Длина стены составляла немного больше 9 километров, толщина колебалась от 4,5 до 6 м. На пересечении стены Белого города с радиальными улицами были построены 27 мощных, увенчанных шатрами башен. 10 из них были проездными, 17 — глухими. Высота стен достигала 10 м, а башен — 13-20 м.

Белый город был не только важным оборонительным сооружением (современники считали крепость одной из самых мощных и надежных в Европе), но и архитектурным шедевром, украшавшим Москву.

Но к XVIII столетию стены Белого города утратили оборонное значение, а их архитектурная ценность стояла под вопросом из-за сильной ветхости. Так, в 1750 г. часть стены обрушилась и задавила несколько человек.

Кроме того, по всей Европе активно уничтожали средневековые крепостные валы и создавали на их месте аллеи.

Немецкое слово „болверк“, ставшее во Франции „булевардом“, а в России „бульваром“ (хотя в народе чаще можно было чаще услышать слово „гульвар“), означало „крепость, бастион“, но стало общим названием для городских прогулочных аллей.

И в конце XVIII столетия, в дань европейской моде, по специальному Указу Государыни ЕкатериныII, укрепления были разобраны. А камень, очень ценный материал в то время, пошел на строительство других домов.

Сегодняшнее Бульварное кольцо повторяет контур снесенных оборонительных стен Белого города» (по материалам интернета)

Подробнее об истории образования Бульварного Кольца Москвы можно прочитать здесь: http://liveinmsk.ru/index.php?dn=places&to=art&id=252

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Таким образом, если следовать истории возникновения Бульварного Кольца, то логично предположить, что, все памятники на нем тоже должны быть установлены в соответствии с неким единым принципом. Но не будем забегать вперед…

Для начала несколько обзорных моментов о Бульварном Кольце (БК) столицы.

— Это самый простой туристический маршрут одного дня для жителей и гостей столицы, с которого практически невозможно сбиться!

— Но важно учитывать, что БК состоит из 10 бульваров в соответствующей очередности: Гоголевкий, Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский.

— Его протяженность около 10 км это порядка 5-ти часов неспешной пешей прогулки!!! Хотя, при желании, можно спакойненько без марш-бросков исследовать БК по частям, включая те или иные его бульвары в другие маршруты по столице.

— Это сделать очень просто и удобно, потому что на БК выходит много станций метро. По часовой стрелке, начиная от станции М.: Кропоткинская, Арбатская, Тверская, Пушкинская, Чеховская, Тургеневская, Чистые Пруды, Сретенский бульвар. Заключительная часть БК — Яузский бульвар выходит далековато от всех станций метро, но наиболее интересный с туристической точки зрения и удобнее всего, для натруженных вдоль всего маршрута ног, будет путь к ст. М. Китай город.

— Хотя в этом году в Москве появилось сразу две альтернативы для ознакомления с БК со своими очевидными минусами и плюсами каждая!

Во-первых, можно взять в аренду велосипед, чтобы махом осмотреть все БК

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Точки аренды есть на каждом бульваре, а на некоторых их даже по несколько!

Подробности в недавнем практическом отзыве на Туристере Наталии (tttasha) https://www.tourister.ru/responses/id_6073

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

А, во вторых, на Тверском даже есть возможность проехать по всей его почти километровой длине (900 м.) за 250 руб на моторикше на современныйи на российский манер!!!

— БК Москвы поистине самая исторически, культурно и архитектурно насыщенная достопримечательность столицы, которая буквально пропитана жизнью, деятельностью и досугом знаменитых персон всех мастей и времен!!!

Поэтому по БК можно проводить как отдельные тематические экскурсии, например: жизнь Пушкина, Есенина на БК (или кого-то ещё по вашему выбору)! Так и всевозможные другие: литературная, театральная, художественная, музыкальная жизнь БК в исторической ретроспективе и мн. др.

— Многие значимые вехи истории России впервые начинались на бульварном кольце столицы. Как то: в 1872 г. была проложена линия конно-железной дороги. А в 1899 г. по этой линии впервые в Москве пошел трамвай. В 1907 г. здесь же появился «первый извозчик на автомобиле», то есть шофер такси, а вот сегодня — моторикша.

— Старинные особняки, выходящие на БК, позволяют, отдыхая, знакомиться с московским бытом от средневековья до наших дней. Здесь каждый дом — это памятник, который и поныне дышит своей эпохой и может поведать немало познавательных и занимательных подробностей о своих бывших хозяевах, постояльцах и гостях!

— Знаменитые Окна ТАСС, газета ИЗВЕСТИЯ, ЛУКОЙЛ, к/т «Художественный», да сходу все узнаваемые и яркие здания БК даже при желании не перечислить!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

— Самые известные монастыри — Страстной, Рождественский и Петровский стоят на БК!!!

на пересечении Петровской улицы и Петровского бульвара

— Огромное количество театров тоже сосредоточено вдоль БК и в непосредственной близости от него. Навскидку самые-самые: на Терском друг напротив друга — Пушкинский и МХАТ им. Горького, Театр им. Станиславского на Тверской 17, его же имени музыкальный театр на Б. Дмитровке 17, Театр «Геликон-опера» на Н. Арбате, «Современник» на Чистопрудном, Театр «Ленинского комсомола» рядом с Пушкинской площадью, Театр «У Никитских ворот», Театр им. Вл. Маяковского на Б. Никитской, ГИТИС недалеко от Никитского, Театр «Школа современной пьесы» на Трубной и т. д. и т. п.

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

— Интересным будет обзор гастрономической темы на БК. Так вдоль него сосредоточено великое множество ресторанов, кафе, закусочных и всевозможных питейно-едальных заведений самых разных кухонь мира на любой вкус и кошелек

на Страстном бульваре

К примеру, первый в России Макдоналдс появился именно на Тверском бульваре. И в свое время россияне стояли туда в очередь по 4–6 часов, чтобы отведать заморского чуда «fast food»!!!

Напротив него через бульвар находится самый крутой ресторан Москвы «ПушкинЪ». Известный на всю Москву роскошный рыбный бутик, так же имеет непосредственное отношение к БК на стыке Петровского и Страстного бульваров (расположен в бывшем доходном доме ВысокоПетровского монастыря)

на пересечении Петровской улицы и Петровского бульвара

Любимый в каждой семье салат «оливье» был изобретен тоже на БК в позапрошлом веке французом (по фамилии которого и получил название) — на пересечении Неглинки и Петровского бульвара. Теперь в этом здании Театр современной пьесы

В Домжуре на Никитском можно в полной мере ощутить близость солнца через вкушение самых разнообразных вин из винного рынка!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Кстати, ценник вполне демократичный как на вино, так и на всевозможные разносолы

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Там же на Никитском есть даже гастрономический театр Олега Меньшикова с забавным названием «Чемодан»!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

И в нем не редко можно увидеть диковинные для ресторанов объявления о проведении самых различных мероприятий, кроме непосредственно вкушения пищи:

Что касается нас, то мы предпочитаем сами кушать и угощать своих гостей в трапезной Высоко-Петровскго монастыря (тоже на БК). Посмотреть можно здесь

Эту вкусную тему можно продолжать до бесконечности, но предмет нашего познавательного экскурса — это памятники Бульварного кольца Москвы и причина их появления на территории БК!

Всего на московских бульварах уже стоит 12 памятников вместе с изваянием Александру Пушкину на Пушкинской площади + два во дворах домов на Никитском.

Пять из них появились в первой половине и середине XX века — Тимирязеву (1923) на Тверском, Гоголю (1952) и Ф. Энгельсу (1976) радом с Гоголевским, Грибоедову (1959) на Чистопрудном, Крупской (1976) на Сретенском. Остальные памятники (Есенину, Высоцкому, Рахманинову, Кунанбаеву, Шолохову, Шухову) — украсили БК в последние 15 лет.

Таким образом, сейчас фактически все входы и выходы с бульваров заставлены памятниками. И помимо этого они внедрились в центральные части бульваров под неусыпным оком рулевого всего советского народа — КПСС и чутким руководством Московского правительства.

Но произошло это крайне неравномерно, если не сказать — стихийно! На некоторых бульварах, как то: Петровском, Рождественском, Покровском и Яузском памятники полностью отсутствуют. На Никитском их задвинули во доры. На Тверском, Сретенском и Чистопрудном их по два на каждый, а на Страстном даже пытаются втиснуть и третий памятник Твардовскому!

Но уже полгода идут дебаты, которые, похоже, образумили некоторые из «прозаседавшихся» умов и пока принято решение больше никаких памятных знаков на БК не ставить!!!

Так что же объединяет все эти памятники на БК Москвы??? На этот вопрос я искала ответ много лет, а с возникновением интернета и там!!!

И в такой ответ трудно поверить … оказывается НИЧЕГО!!! Хотя, при наличии, естественно, исключения, есть одна общая тенденция, которую с трудом можно нащупать — чаще всего памятники все-таки устанавливались к юбилеям…

Моду на установку памятников на БК породили как ни странно не правительства, а интеллигенция и общественность ещё при царе Горохе, т.е Николае II. Хотя…

…здесь и сейчас самое время начать следовать по нашему маршруту!

Лучше всего это сделать от станции М. Кропоткинская с выхода к Гоголевскому бульвару. И прямо перед нами на стрелке Остоженки и Пречистенки стоит памятник Фридриху Энгельсу (скульптор И. Козловский, архитекторы А. Заварзин, А. Усачев), который сооружен в 1976 году)

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Изваяние великому финансисту не менее великого экономиста-философа является типичным образчиком головоломки: как и откуда в России, и, особенно, в Москве, берутся памятники???

Энгельса ни с Остоженкой, ни с Пречистенкой и, тем более — с Гоголевским бульваром никогда и ничто не связывало, поэтому так и остается загадкой, почему именно он, а не менее великий Маркс, к примеру, которого он щедро спонсировал, стоит все это время на этом самом месте???

А когда нет достоверной информации, то начинают появляться домыслы, типа: в застойные времена у памятника собирались разные инакомыслящие — например, устраивались пикеты против варварской застройки столицы

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Вполне объяснимо митинговать у ног великого международного оппозиционера Энгельса, чтобы разделить его антагонистические взгляды на власть!!!

Фотографировать Ф. Энгельса лучше рано утром, когда солнце освещает его памятник спереди.

Нам надо в обратную сторону от Энгельса, по этой самой причине мы поворачиваемся к нему спиной и начинаем свое движение по часовой стрелке по первому из 10-ти бульваров в Бульварном Кольце (БК) Москвы — ГОГОЛЕВСКОМУ!

Через пару минут перед нами возникает самый странный из всех памятников Бульварного кольца (БК) — это некий симбиоз собственно памятника и некоего подобия фонтана на Гоголевском бульваре. Он посвящен Михаилу Шолохову

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Памятник Нобелевскому лауреату работы скульптора А. Рукавишникова так же, как и предыдущий не менее показателен как сильно притянутый за уши к БК

Особенно, если учитывать то, что Шолохов в Москве постоянно никогда не жил. Но, при желании, можно найти контраргументы: с 1963 г., приезжая в столицу, писатель останавливался в собственной квартире в доме № 33 по Сивцеву Вражку. В то же время, это не первая и не последняя квартира Шолохова в Москве, и адресов, где писатель бывал и проживал в столице более чем предостаточно… Но только на этом доме Сивцев Вражек № 33 повесили мемориальную доску

Место выбрали, аккурат, почти напротив впадения этого переулка в Гоголевский бульвар… Так что вроде бы все приличия соблюдены и Шолоховская композиция, в отличии от Ф. Энгельса, хоть какое-то (пусть и третьестепенное) отношение, а все-таки имеет к БК…

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

С памятником М. Шолохову и кроме этой есть неувязочки…

К примеру, дата открытия памятника — 24 мая 2007 г. на Гоголевском бульваре была приурочена к… 102-й годовщине со Дня рождения писателя

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Звучит, конечно, странно, но сама ситуация тоже, вроде как, вполне объяснима: планировали открыть к 100-летней годовщине, да малость припозднились. В России, как известно, обещанного три года ждут, так что, можно сказать, в сроки не то что вложились, а даже с опережением графика на целый год!!!

Далее сама композиция монумента однозначно вызывает ряд вопросов… Этот скорее не памятник, а многоплановая композиция. В первую очередь изображена — водная гладь воображаемого, якобы, тихого Дона, который разлился так широко, что даже пересекает Гоголевский бульвар

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Против течения Дона (читай — реки жизни), плывут в разные стороны кони, передающие образ расколотого гражданской войной общества: в правую сторону от писателя «белые», по левую — «красные» (или наоборот — это по желанию, так как они, слава Богу, не окрашены). И только маленький жеребенок отстал и пока посередине — не знает за кем же ему податься…

Сам Шолохов изображен сидящим в рыбацкой лодке, устав грести против течения

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

При этом он находится на огромном постаменте, словно, его гений поднял его НАД гражданской междоусобицей и политическим расколом!

Таким образом, по задумке авторов олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен», при этом, умудряясь держаться золотой середины между красными и белыми, которых символизируют конские головы

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Напротив памятника, на пешеходной аллее Гоголевского бульвара, установлена гранитная скамья, щедро украшенная гражданской символикой

Условная река, вымощенная другого цвета плиткой, по диагонали пересекает реальную аллею и объединяет все элементы в архитектурно-скульптурный ансамбль

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Общий вид памятника вызвал в народе устойчивую ассоциацию, поэтому за ним прочно закрепилось название «Дед Мазай и кони»

Не смотря на то, что все люди разные и каждому нравится свое, все, с кем только мне доводилось гулять в этих краях, задаются одним и тем же вопросом… Неужели это единственный сюжет из всего наследия Нобелевского лауреата, который стоило увековечить в бронзе???

Фотографировать Шолохова в лодке лучше всего в средине дня, когда его фигура освещена высоким положением солнца, которое не загораживают тени деревьев на бульваре и близ стоящих домов.

В конце Гоголевского бульвара установлен ещё один историко-архитектурно-культурологический казус, выполненный в бронзе в виде памятника Н. В. Гоголю работы скульптора Н. В. Томского

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Кстати, это единственный памятник, совпадающий с названием самого Бульвара и являющийся его символом. В отличии от памятника Пушкину, который хоть и стоит на БК, но венчает одноименную площадь, а не бульвар!

Монумент Гоголю был установлен в 1909 г. и как исключение вместе с памятником Пушкину НЕ принадлежит воле рабоче-крестьянского правительства. Постольку в канун 100-летия со дня рождения писателя, оное ещё не сущестовало…

Судьба памятника от начала его создания до нынешних дней претерпела не мало перепитий!

Он создавался на основе собрания всех известных тогда портретов писателя, долго проводились отборочные конкурсы! Когда, наконец, знаменитый скульптор Н. А. Андреев по проекту архитектора Ф. Шехтеля изваял монумент, он вызвал буквально раскол в интеллектуально-культурной среде своего времени

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Но роковую роль в жизни монумента сыграла острая к нему неприязнь вождя всех времен и народов — товаришча Сталина. Ему не нравилось писсимистично-упадническое настроение Гоголя в момент сожжения второго тома «Мертвых душ» (именно этот момент из жизни писателя изобразил Андреев)

Вождь считал, что образ Гоголя мало того, что был уж «слишком фотографический», так ещё и никак не увязывался в сознании ГенСека с «оптимистическим духом советской действительности». Так по воле Сталина Гоголь угодил в 1951 году в Донской монастырь.

От переплавки его спас Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, куда его и переселили. И лишь стараниями энтузиастов его вернули из запасников в родной дом в 1959 году, к 150-летию со дня рождения Гоголя

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Памятник работы Андреева был установлен в центре двора перед домом № 7 по Никитскому бульвару, по другую сторону Арбатской площади, там, где он жил, творил и откуда великий писатель отправился в последний путь. Получается, что ровно через 42 года (кстати, столько же прожил и сам Гоголь), памятник обрел новую жизнь

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Таким образом, в Москве, к тому же рядом — по обе стороны Арбатской площади — оказалось два Гоголя. Первый дореволюционный — согбенный с низко опущенной головой в мучительных душевных терзаниях, кстати, не один год уже признается лучшим памятником столицы

А второй Сталинский — стоящий во весь рост с полным разворотом плеч, высоко поднятой головой и играющей на лице улыбкой

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

От старого постамента остались фонари, выполненные в стиле египетского классицизма, с львиными фигурами у подножия

Эти фонари немного не вписываются в общую картину нового памятника

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Фотографировать лучше во второй половине дня, когда памятник освещается в фас лучами заходящего солнца

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

А его предшественника, нынча и соседа, во дворе дома № 7 по Никитскому лучше фотографировать рано утром в период летнего солнцестояния, когда на восходе солнечные лучи проникают в тенисты двор Гоголевской усадьбы.

Прямо на против через Никитский бульвар, во дворе уже извстном нам Домжуре установлен монумент журналистам погибшим в годы ВОВ. Их имена написаны на красном фоне на стене за памятником

Конец Никитского и начало Тверскогообъединяет один из фонтанов БК — фонтан-ротонда «Александр и Натали» у Никитских ворот

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Это один из самых известных и, одновременно, романтичных фонтанов если не всея Россеи, то уж Москвы это точно

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

В этом месте его установили по случаю рядом стоящего храма Вознесения Господня в Сторожах, в котором венчались самые известные вот уже на протяжении нескольких веков на всю Россию новобрачные

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Ко всему прочему, совсем недалеко от этого места — как-то в одном из особняков на Тверском бульваре Пушкин познакомился с будущей женой на балу

Фотографировать милую пару лучше по утру, когда солнечные лучи проникают под купол ротонды и освещают влюбленных!!!

А мы переходим на Тверской бульвар, который не только самый длинный по протяженности из всех на БК, но и первый по происхождению

Именно благодаря его возникновению русский язык обогатился новомодным по тем временам словом, ныне ставшим неотъемлемой частью и языка, и достопримечательностей столицы, как, впрочем, и многих русских городов

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Слово «бульвар»: заимствовано было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». (по материалам сайта: http://www.ikd.ru/node/11876/print)

Тверской бульвар начинается красивой лестницей к большому многогранно-прямоугольному постаменту, с возведенным на нем памятником великому советскому ученному К. А. Тимирязеву

Это единственный памятник БК, пострадавший в годы Великой Отечественной Войны от бомбежки. Причем, не просто от осколков, он чудом уцелел после падения с пьедестала в результате близкого взрыва бомбы!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

С памятником Тимирязеву, как и с предшественниками тоже вышел казус… и не один!!!

Климент Аркадьевич — великий естествоиспытатель-дарвинист, один из основоположников русской школы физиологов растений, был членом Лондонского королевского общества, почетным доктором университетов в Глазго, Кембридже и Женеве, член — корреспондентом Эдинбургского ботанического общества, почетным членом многих русских университетов и научных обществ.

Но все эти его регалии не дают ответа на простой вопрос — ПОЧЕМУ именно он стоит в этой части БК???

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Все версии — родился, учился, женился, жил или работал — не нашли достоверного подтверждения! Как не удалось выявить и сам повод, по случаю которого благодарное советское правительство решило его увековечить, вырубая монумент из цельного куска шведского гранита, почти сразу после ухода Тимирязева в мир иной — всего через три года!!!

Опытным путем несложных математических вычислений удалось установить, что это событие должно было состояться в честь 80-летия со дня рождения великого естествоиспытателя, но нигде за все эти годы не удалось найти своим догадкам официальных подтверждений

Поэтому буду благодарна всем, кто подскажет подлинную причину водружения в 1923 г. памятника Тимирязеву на месте сгоревшего дома в 1917 г. в результате ожесточенных боев между вооруженными отрядами большевиков с юнкерами.

Скульптор С. Д. Меркулов и архитектор Д. П. Осипов изобразили К. А. Тимирязева в длинной средневековой мантии почетного доктора старейшего в Англии Кембриджского университета

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Как они ни старались выдержать своё произведение в стиле советской монументальной скульптуры — минимум художественных средств, предельно обобщенная форма, почти лишенная признаков индивидуальности и символизирующая гражданственность советского ученого, именно это и сыграло с их творением злую шутку

Памятник великому ботанику получился самым сексуальным из всех изваяний не только Бульварного Кольца-подковы, но, пожалуй, и всей Москвы.

Вопреки авторскому замыслу, при виде с левого бока получается этакий писающий мальчик, только очень большой и серьезный! В народе за свою нелицеприятную форму именно в этом боковом ракурсе памятник так незатейливо и прозвали на манер брюссельского: «писающий мальчик» или другое: «а то и ЧТО похуже»!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Фотографировать Тимирязева в приличном виде — в фас, лучше во второй половине дня.

Памятник Сергею Есенину чуть дальше — это приблизительно на середине Тверского бульвара. Он был установлен в 1995 г. к 100-летию со дня рождения Сергей Есенина работы скульптора А. А. Бичуков и архитектора А. В. Климочкин.

Расстёгнутая рубаха придает образу открытость, а, вместе с тем, незащищенность этой «души нараспашку»

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

передаваемый изображенным на заднем плане изящным элементом растительного декора в виде наклоненной, но не сломанной жизнью веточки, на которую, как бы опирается поэт

По обеим сторонам от фигуры поэта расположились скульптурки: слева — певчих птах, надо полагать райских

А справа — миниатюрная фигура Пегаса в более чем странной, если не сказать спорной для такого случая позе, которая вызывает сплошные вопросы…

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Даже если вспомнить, довольно-таки жесткое стихотворение Есенина «Кипение Красного Пегаса»:
«…Много нас,
Но, не личностей, а масс…
В „Целине“ погряз Пегас,
Верный долгу чести»…

Эти вопросы только увеличиваются и набирают силу, так как такая магко сказать — эротическая поза животинки меньше всего его иллюстрирует!

Скорее всего, именно эта вольная поза коня с крыльями побуждает постоянно собираться в этом месте девушек нетрадиционной ориентации! Это раз!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Во вторых, многие пытаются увязать постановку памятника поэту на БК и появление в близости от него этой более чем спорной фигуры с тем, что Есенин был завсегдатаем знаменитого кафе имажинистов «Стойло Пегаса» на Тверской улице, дом 37

Этот аргумент более чем сомнителен, так как такой адрес находится в районе Белорусского вокзала, что АЖ в 3-х километрах севернее БК!

Из донесений дореволюционной охранки, оставившей нам бесценную хронику поминутного передвижения С. Есенина по Москве, которая установила за ним тотальную слежку, как за вольнодумцем, становится очевидной непосредственная связь постановки монумента поэту именно на БК!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Есенин часто бывал в Доме Герцена на Тверском бульваре, 25.

Так же стоит подчеркнуть в этой связи памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре. В день рождения Александра Сергеевича, 6 июня, здесь собиралась масса людей. Всегда, когда Есенин был в этот день в столице, он приходил к памятнику, возлагал цветы и читал стихи

Фотографировать памятник С. Есенину лучше утром, когда солнце освещает равномерно все фигуры композиции

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Следуя далее по БК, мы логичным путем оказываемся в конце Тверского, где теперь стоит, точнее — это лежит мемориальный камень, извещающий нас о том, что это ТО САМОЕ место, где ранее стоял памятник А. С. Пушкину и, соответственно, тут С. Есенин читал свои стихи!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Пушкина с Тверским бульваром связывало очень многое. В контексте фонтана-ротонды мы уже упоминали о его лямурно-тверских страницах биографии.

Этот бульвар был одним из самых любимых мест Пушкина для прогулок и для раздумий, где он проводил не мало времени под сохранившимся и по ныне дубом!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Здесь же через небольшую дорогу с односторонним движением, мы увидим один из фонтанов — «Новопушкинский» на Пушкинской площади!

Перед ним стоит камень, оповещающий нас о возможных переменах в ландшафте, что здесь заботливое Московское правительство собирается установить очередной памятник. Каким Богам молиться, чтобы они если не передумали совсем, то хотя бы сделали его поскоромней в размерах???

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Наш же путь лежит по подземному переходу через Тверскую улицу к новому месту памятника А. Пушкину работы А. М. Опекушина, созданный на народные деньги по подписке, которую организовали Иван Тургенев и Федор Достоевский и открытый в 1880 г.

Являясь самым старым памятником БК, менно он открыл эпопею монументального соревнования на московских бульварах!

В своё время, Пушкин, как и Гоголь, чем-то не угодил вождю народов и в 1950 г. по личному указанию Сталина был переставлен на другую сторону улицы на место снесенного по его же железной воле Страстного монастыря

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Задумчиво стоящая фигура поэта, смотрит не столько вдаль, сколько, по видимому, в глубь веков: сколько же мы всего успели наворотить за время своего хозяйствования на этой земле?!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Такое ощущение возникает при виде задумчиво склоненной головы поэта

Фотографировать лучше во второй половине дня!

За спиной поэта были разбиты фонтаны, вокруг которых сегодня излюбленное место встреч москвичей и гостей столицы

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

По середине самого широкого бульвара БК — Страстного (123 м.) обнаруживается памятник композитору Рахманинову (скульпторы О. Комов и А. Ковальчук)

Он жил и работал в 1905–17 гг в доме № 5 по Страстному, о чем сейчас оповещает установленная на доме мемориальная доска

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

До революции это была первая в Москве женская гимназия В. В. Потоцкой, а ныне, серьезно охраняемое Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям

От этого дома теперь, собственно, и берет свое начало Страстной бульвар

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Сам памятник Рахманинову расположен в укромном месте Страстного и смотрится вполне располагающим! Во всяком случае, это один из немногих памятников БК, который избежал всевозможных перипетий и казусов и, который стоит, то есть сидит на своем месте и во вполне приличном виде!

Фотографировать лучше в середине дня!!!

В конце Страстного нас встречает памятник В. Высоцкому с широко раскинутыми руками, установленный вопреки памятным словам из хорошо известной песни поэта-песенника: «Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот»…

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Почитатели таланта и творчества В. Высоцкого расценили их однозначно и именно здесь — у Петровских ворот 25 июля 1995 г., в день 15-летия со дня смерти Владимира Высоцкого, был установлен памятник работы Г. Распопова. А где ещё???

Если именно с Большим Каретным переулком, начинающимся от пл. Петровских ворот, у Высоцкого было так много связано. Здесь, в доме № 15 он жил, здесь в 1955 г. окончил 186-ю школу, здесь встречался с Василием Шукшиным, Андреем Тарковским, Олегом Стриженовым… На вопрос «любимое место в любимом городе» он отвечал: «Самотёка, Москва» (Самотёкой называется местность между современными Садовым кольцом и Суворовской площадью).

Фигура поэта высотой 2 м 40 см была отлита из бронзы в декабре 1994 г. по оригиналу, выполненному скульптором еще при жизни Высоцкого, в 1979 г.

Фотографировать лучше на восходе или в первой половине дня.

ПЕТРОВСКИЙ И РОЖДЕСТВЕННСКИЙ БУЛЬВАРЫ по счастливой случайности оказались обойденными творчеством советских монументалистов! Зато их украшают стены и купола трех монастырей, соответственно: Петровского (муж.) и Рождественского (жен.) монастырей

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

А вот Сретенскому бульвару, к тому же, самому короткому на БК — это 214 м., досталось больше всего на его квадратный метр памятования о великих людях.

Начинается Сретенский бульвара стремительно несущейся на вас женской фигурой из бронзы…

Народ окрестил её — «Бегущая по плитам»!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Это о юной Н. К. Крупской, которая то ли убегает от своей незавидной судьбы, то ли от своих же слов, злопамятно высеченных авторами монумента — скульпторами Е. Ф. Белашовой, А. М. Белашовым и архитектором В. Л. Воскресенским на двух пилонах из бронзы сзади неё!

А может эта скульптура задает направление и скорость в своем устремлении от мракобесия и безбожия к ХРАМУ, как символу веры???

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Соратница Ленина оказалась на месте совсем другого партийно-государственного деятеля, к тому же генерал-полковника А. С. Щербакова (1901–1945), возглавлявшему Главное политуправление армии в 1942–1945 годах. Произошла эта подмена благодаря росчерку пера очередного ГенСека, теперь уже Н. С. Хрущева. У главы правительства, видать, были свои счеты с А. С. Щербаковым.

А памятник многострадальной женской доле — женщине, никогда не имевшей своих детей и посвятившей свою жизнь образованию советской детворы, по иронии ли или в назидание открыли 1 июня, в Международный день защиты детей

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Место для памятника на БК выбрали поблизости от здания Народного Комиссариата просвещения (ныне Министерство просвещения РСФСР), где Крупская работала на посту заместителя.

Фотографировать лучше во торой половине дня.

Памятник универсальному инженеру В. Г. Шухову заканчивает собой просматриваемый от начала до конца коротюсенький Сретенский б-р. Это один из немногих памятников имеющих не просто прямое, но и многопланово непосредственное отношение к БК!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Почему Шухов был универсальным инженером?

— Да все очень просто! Он проектировал все, что только было возможно и все что было нужно!!!

Он стал автором столичного ГУМа, ЦУМа, Почтамта, Казанского и Киевского вокзалов Москвы, а так же Шаболовской башни, ныне охраняемой государством, как памятник отечественной промышленной архитектуры и инженерной мысли

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Обо этом и многом другом нас информируют таблички воркуг пьедестала памятника. Если о башне осведомлены все, то о вкладе Шухова в развитие нефтяной отрасли совсем мало кому известно

А ведь именно под руководством Владимира Шухова создавались первые российские нефтепроводы и перерабатывающие заводы с установками для крекинга нефти

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Таким образом, фигура Шухова имеет очень тесную связь с соседствующей рядом штаб-квартирой одной из ведущих нефтяных компаний России: «ЛУКойл», который, собственно, и стал инициатором, а по совместительству и спонсором сооружения памятника

И совсем уж тонкая деталь для любителей: смотрит Владимир Григорьевич прямо на здание Московского почтамта, для которого он разработал проект перекрытий главного зала

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Особо впечатлительно смотрятся невероятно оригинальные скамейки около памятника!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

В моей коллекции скамеек, отснятой по разным странам мира — эти самые затейливые и ничего подобного я нигде ещё не встречала. Каждая из этих лавочек готовый экспонат для любого музея!!! Судите сами

Фотографировать Монумент Шухову можно в любое время суток! Это ещё одно его очевидное преимущество — он в разном освещении выигрывает по своему

Чистопрудный бульвар самый большой по площади из бульваров кольца и второй после Тверского по протяженности (822 метра).

Чистопрудный бульвар — кладезь достопримечательностей!

Без преувеличения, каждый дом на Чистопрудном мог бы быть музеем. На каждом здании могла бы висеть не одна и не две мемориальные таблички: дом купца Гусятникова (XVII); приют для престарелых медиков (1912); дом актрисы Гликерии Федотовой; дом с палатами П. В. Макулова (XVII, перестройка: XIX, XX вв.); театр «Современник» (1914); доходный дом Н. Д. Телешова (1900) — на первом этаже расположена библиотека имени Достоевского; «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства» (1898); усадьба С. И. Пашкова (XIX); посольство Казахстана в РФ; доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908) и мн. др.

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Так же очень важная информация о Чистых Прудах! Переходя через трамвайные пути, следует напомнить, что в районе Чистых прудов курсирует довольно примечательный трамвай — трактир, своего рода едальня на колесах «Аннушка».

За ранее согласовав расписание единственной трамвайной экскурсии по Москве, можно совершить оригинальную и незабываемую поездку-знакомство с Первопристольной, а заодно перекусить или выпить. Расписание на сайте: http://tramvay-annushka.ru/contacts

Начало маршрута — у станции «Чистые пруды». Подробная история легендарного маршрута в Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9_%E2%84%96_%D0%90_(%D0%9 °C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

и не только: http://weekend.ria.ru/socium/20120406/618086927.html

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

В 1959 году в самом начале Чистопрудного бульвара в память 130-летней годовщины трагической гибели выдающегося российского дипломата и драматурга, автора бессмертной пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова был открыт его монумент работы скульптора А. А. Мануилов. Архитектора А. А. Заварзин

Писатель жил некоторое время в полукилометре от этого места — в доме № 42 по Мясницкой улице

Прямо скажем — не близкое соседство, но все же лучше монумент Грибоедову, нежели анархисту Михаилу Бакунину. А ведь его уже даже успели было поставить на бульваре в 1919 году!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Но этот предшественник Грибоедова не пришелся ко двору, т. е. к бульвару… Он ещё окружённый строительными лесами, начал вызывать стойкую неприязнь москвичей: слишком непонятной оказалась для горожан абстрактно-футуристическая манера ваятеля

Дошло до того, что сами же анархисты устроили перед ещё не открытым памятником митинг протеста против «скульптурного издевательства» над своим лидером. Моссовет не стал проверять на прочность нервы гневающихся москвичей, и так и не открытый памятник был вскоре убран с глаз долой и куда подальше. А на его месте теперь радует взоры статная фигура Грибоедова

Да что там говорить сесь памятник необычайно красив. В его облике интересно сочетаются черты парадного монумента и героев его знаменитого произведения «Горе от ума». В четко выделенных и чрезвычайно психологично изображенных барельефах на пьедестале памятника легко распознаются: Чацкий, Фамусов, Молчанов и др.

Фотографировать лучше во второй половине дня!

Вторым памятником на Чистопрудном бульваре является громоздкая фигура Абаю Кунанбаеву — казахскому поэту, которого в Москве не знает, кроме казахов, практически никто

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Открытие этого монумента в 2006 г. напротив Казахского посольства в знак скрепления дружеских отношений с Казахстаном, стало апофеозом глухости московских властей к истории и культурно-архитектурным традициям города.

Абсурдность ситуации усугубляется тем, что в Москве нет ни одного памятника по-настоящему великим русским поэтам: Жуковскому, Тютчеву, Фету или широко известному поэту, к тому же коренному москвичу Пастернаку — любой из них стал бы гораздо более уместным украшением Чистых прудов!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

Этот чисто политический ход, был угоден только властьимущим. Смысл его появления хоть как-то смягчает ситуацию тот факт, что Абай Кунанбаев переводил на казахский произведения Пушкина и Лермонтова.

Фотографировать лучше утром!

На Чистых Прудах есть ещё одна фигура, которая с момента своего появления здесь является мишенью для вандалов, по этой самой причине по окончании теплого сезона- сезона фонтанов её демонтируют из года в год

Это медный «журавль», в собственной фонтане, обустройство которого в этом месте, видимо, знаменует некого известного журавля или Чистый пруд был его любимый, где он изволил либо проживать, либо вкушать … рыбки и лягушек! …отчего на радости даже запел!!! Ибо именно так называется этот фонтан — «Поющий журавль». Что само по себе уже очень смешно!!!

Малознакомая Москва. О памятниках Бульварного кольца столицы

На этой веселой ноте заканчиваем свою экскурсию по памятникам Бульварного кольца столицы, потому что последние два бульвара — Покровский и Яузский пока, слава Богу, избежали участи быть неуместно отмеченными фигурами великих людей, имеющих слабое отношение к Бульварном Кольцу Москвы!!!

И не смотря на то, что мы … увы и ах… так и не нашли одного единого принципа украшения Бульварного кольца памятниками, мы все равно получаем массу удовольствия от прогулки уже просто потому, что БК это зеленый оазис умиротворения и покоя в самом центре столицы.

Вы вряд ли увидите кого-нибудь несущегося в спешке и суете по аллеям БК, так как здесь царит спокойный и размеренный ритм, настраивающий на тихую беседу, расслабление и отдых

Настоятельно рекомендую этот маршрут особенно гостям столицы, которые, как правило, имеют не очень много времени, но хотят охватить своим взором все и сразу! Да и к тому же, прогулявшись по БК Москвы, вы навсегда влюбитесь в сердце своей Родины и увезете самые приятные воспоминания о первопрестольном граде.