Турист Юлия Копыч (Charodeyka)
Юлия Копыч
была 24 июня 2015 7:53

Горно-Алтайск — Россия Май 2013

Столица Золотых Гор Алтая.

Исследователь Алтая В. В. Сапожников как-то сказал, что существует такая «болезнь» — тяга к путешествиям. Стоит только раз поддаться ей, и она будет преследовать человека всю жизнь…

На юге Западной Сибири, у истоков Великой Оби раскинулись степи и горы прекрасной страны под сказочным названием Алтай, что в переводе с древних тюркских языков означает «Золотой, золотоносный».

Еще Г. И. Чорос- Гуркин, алтайский художник, говорил об Алтае, как о живом духе, называл его богатым, щедрым исполином-великаном, глаза которого — озера, смотрят во Вселенную, прозрачные мысли которого — туманы, бегут во все страны мира, а песни о жизни, о красоте земли и гор — это полноводные реки и водопады.

Обособленным субъектом расположился город Горно-Алтайск у входа в великую страну гор, обособленным, но не менее интересным, а потому заслуживающим внимания искушенного путешественника, едущего на Алтай «за туманом и за запахом тайги».

В окружении гор

В окружении северных отрогов невысокого хребта Иолго, любовно укрывающих город от климатических непостоянств природы в виде пронзительного ветра, снежных бурь и других не особо благоприятных погодных особенностей, спрятался маленький Горно-Алтайск. Он является столицей республики Алтай и единственным городом этой горной страны.

В начале экскурсии хотелось бы сказать несколько слов о горе Тугая, у подножия которой раскинулся город. Высота её составляет 641 м, она является самой высокой точкой всего города и запирает его с севера, тогда как, напротив, с южной стороны находится гора Комсомольская, достигающая высоты 427 м.

Великолепные кадры с горы Тугая можно сделать как в начале экскурсии, поднявшись на смотровую площадку на такси, либо маршрутном автобусе, следующим до конечной остановки района Баят, откуда придётся совершить небольшой «марш бросок» на вершину. Но можно фотографии оставить напоследок, завершив таким своеобразным финальным аккордом экскурсию по Горно-Алтайску.

С Тугаи открывается потрясающий вид на город; отсюда, с высоты птичьего полета просматриваются голубые хребты алтайских гор, подёрнутые дымкой, которые словно приглашают нас осмотреть их вблизи.

Вид с горы Тугая

Одна из главных улиц Горно-Алтайска — проспект Коммунистический — имеет длину чуть более 6 км. Проспект Коммунистический и улица Чорос-Гуркина (ещё одна главная улица города) являются средоточием культурной жизни столицы.

Знакомство с анналами истории, археологии и культуры начнётся с посещения Национального музея им. А. В. Анохина, пожалуй, главного туристического объекта, который находится на улице Чорос-Гуркина, носящей имя известного алтайского художника, площадь которого нам предстоит посетить. Непосредственная близость автовокзала ставит музей в первые ряды нашей экскурсии.

В сентябре 2012 г. произошло торжественное открытие отреставрированного музея, который вдвое увеличил свою площадь. Современное здание имеет замысловатое и вместе с тем оригинальное архитектурное решение, создающее колоритный образ «храма культуры».

Храм культуры
"Храм культуры"

Поистине бесценные артефакты, отражающие подлинную историю Алтая, вызывают неподдельный интерес посетителей. Но главная ценность музея, ради осмотра которой многие стремятся на Алтай — мумия «Алтайской принцессы», расположенная в специальном комплексе-мавзолее. Непередаваемый таинственный дух охватывает посетителя, спустившегося по лестнице и оказавшегося вдруг на далеком плато Укок, где и была обнаружена мумия богатой молодой женщины, ставшей сенсационной находкой археологов и принесшей Алтаю всемирную славу. Возраст находки оценивается в 2500 лет. Хорошо сохранившаяся в ледовой линзе мумия получила имя «Алтайская принцесса», но ученые не относят её к таковой, называя представительницей среднего слоя пазырыкского общества. Тем не менее, это открытие является одним из самых значимых в российской археологии, произведенным за последние годы ХХ в.

Прозрачный купол с экспозицией захоронения

Под стеклянным куполом представлена экспозиция захоронения: в колоде из цельной лиственницы на правом боку лежит муляж молодой женщины 25–28 лет. Её одежда, сложная прическа, сопроводительные лошади в богатейшей сбруе и даже еда для дальнего путешествия в загробный мир — всё с точностью повторяет древнее захоронение.

Экспозиция захоронения Алтайской принцессы
Экспозиция захоронения "Алтайской принцессы"

Настоящая мумия находится в закрытом саркофаге, где созданы все условия для хранения; поддерживаются необходимые температура и влажность, предусмотрена вентиляция.

Столица Золотых Гор Алтая

В центральной части зала «Укок», спроектированному по типу мавзолея, в прозрачной нише из стекла стоит манекен женщины, принадлежащей европеоидной расе, — точная копия «Алтайской принцессы», но уже при жизни.

Алтайская принцесса при жизни
"Алтайская принцесса" при жизни

После посещения музея мы зайдем в сувенирный магазинчик «Энчи», где представлена выставка-продажа эксклюзивных сувениров, отражающих специфику Горного Алтая.

В магазине Энчи
В магазине "Энчи"

С улицы Чорос-Гуркина мы переходим на проспект Коммунистический.

Столица Золотых Гор Алтая

Следуя дальше по тротуару, мы подходим к достопримечательности, которая известна как «Сквер Камней»; в выложенные из камня клумбочки, посажен бадан, один из сибирских первоцветов — яркие капли цветов обрамляет нежная зелень.

Через дорогу, у подножия горы Тугая находится один из главных стадионов Горно-Алтайска — «Динамо». Надо сказать, что спорту в республике уделяется огромное значение. Поблизости находится и школа олимпийского резерва.

У стадиона расположен родник, оформленный в духе дружбы двух народов — алтайского и русского. С одной стороны, Аленушка из русской народной сказки склонила голову, с другой — Счастливый Ырысту из одноименной алтайской сказки играет на комусе, древнейшем музыкальном инструменте:

«…Звучит комус. И музыка, как дым, охватывая душу, наплывает,

Как будто он дыханием своим холодные созвездья согревает…"
(алтайский поэт Аржан Адаров).

Этот своеобразный символ единения был выполнен известным алтайским скульптором Павлом Ивановичем Богомоловым. Вода течет с южного склона Тугаи и содержит в своем составе серебро; она необычайно чиста, вкусна и полезна.

Родник у стадиона

Следующий объект посещения — Национальный театр им. П. В. Кучияка. Архитектурный стиль здания вкупе с сочетанием традиционных цветов кочевого образа жизни словно переносит нас в далекую эпоху пазырыкской культуры, свойственную скифским племенам. Венчает здание четырехгранная конусная крыша в форме национального жилища — аила.

Столица Золотых Гор Алтая

Алтайская национальная драматургия занимает центральное место в репертуаре театра, также представлены лучшие произведения русской и зарубежной классики.

Обедать мы с вами пойдем в кафе под названием «Алтын-Кёль», что в переводе с тюркских языков означает Золотое озеро; так называют местные жители Телецкое озеро, расположенное в 150 км от города.

Кафе Алтын-Кёль
Кафе "Алтын-Кёль"

В кафе предлагаются национальные блюда, основу которых составляют молочные и мясные продукты. Помимо национальной еды, можно заказать и традиционные блюда. Но я считаю, чтобы полностью погрузиться в культурную среду алтайцев, необходимо что-нибудь отведать из местных блюд. Также, здесь проводят «Зайсанский ужин»; по названию двенадцати зайсанов, каждый из которых стоял во главе своего рода. Для проведения этого, истинно национального ужина, который заказывается заранее, должно быть не менее 10–12 человек.

Европейский обед можно отведать в кофейне Traveler’s Coffee, сеть которых находится по всей России.

Кофейня

После обеда продолжим экскурсию и отправимся в сквер, который примыкает к площади Ленина, где проводятся различные культурно-массовые мероприятия и народные гуляния. Но прежде мы осмотрим бюст Н. А. Улагашеву — сказителю-кайчи или «Алтайскому Гомеру» алтайской литературы.

Кайчи Н. У. Улагашев

Кайчи при помощи горлового пения — кай под аккомпанемент топшура исполняют эпические произведения, которые могут длиться на протяжении от нескольких часов до нескольких дней. Кайчи не просто пересказывают произведение, они полностью вживаются в образ, вкладывая в него свою душу и собственную судьбу. От Н. У. Улагашева было записано около 30 героических сказаний, которые впоследствии были изданы и свет увидел замечательные книги.

Площадь Ленина является центральной и соединяет проспект Коммунистический и улицу Чорос-Гуркина. По одну сторону площади располагается Национальный музей, а также здание администрации города.

Центральная площадь Ленина (вид с улицы Чорос-Гуркина)

На противоположной стороне площади по улице Чорос-Гуркина находится Эл-Курултай — Государственное Собрание, куда мы с вами и направляемся.

Центральная площадь Ленина (вид с проспекта Коммунистический)

За Эл-Курултаем расположен сквер Г. И. Чорос-Гуркина, алтайского художника, о котором было упомянуто в начале нашей прогулки.

Памятник Г. И. Чорос-Гуркину

Г. И. Чорос-Гуркин был художником-пейзажистом со сложной судьбой извечного борца, и говорил о природе такими словами: «Она (природа) непосредственная моя руководительница, откуда по возможности я буду черпать знания…». В музее представлены полотна художника, в которых отражён глубокий смысл и истинная любовь к родному краю. На небольшой площади у сквера на фоне горы Тугая монументально возвышается памятник известному земляку. Уютные лавочки в самом сквере располагают к неспешной беседе.

В сквере Чорос-Гуркина

Пройдем чуть дальше, и увидим здание городского дома культуры, напротив которого расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К слову, православие распространилось на Алтае в начале ХХ в., когда русские принялись активно обращать алтайцев в новую веру. Стали возводить церкви и храмы, но традиционная религия алтайцев — шаманизм, прочно занимает свою нишу в религиозных воззрениях.

Городской дом культуры
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Улица Эркемена Палкина

Вернувшись к зданию Эл-Курултая по улице Эркемена Палкина, названной в честь алтайского поэта и писателя, отправимся по улице Чорос-Гуркина в старую часть города, чтобы побывать в уникальном месте, а именно на Улалинской палеолитической стоянке, которая находится на возвышенности, и на первый взгляд не представляет собой ничего интересного. Но это лишь на первый взгляд.

Улалинская стоянка находится недалеко от торгового центра «Ткацкий» на берегу речки Улала, впадающей в реку Майма, на которой и расположен Горно-Алтайск. В 1961 г. академиком А. П. Окладниковым были проведены раскопки, вследствие которых были обнаружены следы пребывания древнего человека, принадлежащие эпохе нижнего палеолита. Во время раскопок были найдены примитивные орудия труда, полученные в результате огневой техники: раскладывая костер, первобытные люди нагревали крупные камни, а затем поливали их водой; порода трескалась и распадалась.

За десять лет археологами было извлечено более 600 образцов первобытных орудий труда из желтого кварцита, близких по характеристикам к галечным орудиям, найденным в Африке. Мнения ученых в оценке возраста данной стоянки разошлись — от 150 тыс. до 1,5 млн. лет. Но несомненно лишь одно — открытие Улалинской стоянки выгодно оттеняет Горно-Алтайск на фоне всех российских городов, как место пребывания первых людей планеты.

Осмотрев древнейшее поселение, отправляемся к автобусной остановке, чтобы проехать практически через весь город к Парку Победы, который является символом мужества, чести и героизма местных жителей. Мемориальный комплекс «Парк Победы» был открыт в 1977 г.

Парк Победы

Стелы с увековеченными фамилиями героев Великой Отечественной Войны возвышаются по обеим сторонам Вечного Огня, ниже стоят танк Т-134 и пушка. На территории комплекса находится аллея с двадцатью пятью гранитными бюстами героев Советского Союза, призванных на войну с республики Алтай.

Прогулявшись по парку, отдав дань уважения, мы возвращаемся на автовокзал. Наша экскурсия подходит к концу, но я не прощаюсь с вами, а говорю «До свидания! До новых встреч на священной земле Алтая!».