Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Ульяновск — не только родина Ленина

Ульяновск — Россия Май 2013

Перед тем, как мы начнем прогулку по Ульяновску, краткая справка. Город Синбирск основан в 1648 году как крепость на Волге на юго-восточной границе Московского государства. В 1670 году новому городу пришлось выдерживать осаду войск Степана Разина, недалеко от города уже царские войска нанесли Разину решающее поражение. Шли годы, граница ушла далеко на юг, и к девятнадцатому веку Симбирск (буква заменилась в 1780 году) становится одним из крупных губернских городов. Достаточно сказать, что в состав Симбирской губернии входила Самара. В 1864 году страшный пожар уничтожил больше половины города. В 1870 году в Симбирске родился Владимир Ульянов, всему миру известный под именем Ленин. Этот факт навсегда изменил историю города, который в 1924 году переименован в Ульяновск. Думаю, что в советские времена из всех городов страны Ульяновск подвергся наибольшим разрушениям. Уничтожены все (за малым исключением: церковь на кладбище, колокольня семинарии и лютеранская кирха) религиозные здания. Практически полностью разрушен дворянский центр Симбирска. История города действительно делится на две части: «до» и «после», поэтому я в своей экскурсии часто упоминаю то, что находилось на этих местах раньше, а исторические названия улиц пишу в скобках. Ульяновск — один из немногих оставшихся городов, сохранивших свое советское имя. И в данном случае считаю, что возвращать городу имя Симбирск бессмысленно — от Симбирска, увы, осталось не так много. Но в нашей экскурсии мы попытаемся отыскать крупицы архитектуры, жемчужины прошлого, уцелевшие после урагана двадцатого века.

Весь будущий маршрут с отметками примечательных зданий, а также с местами, где можно перекусить, смотрите и распечатывайте отсюда. Итак, в путь!

Мы начинаем с площади столетия рождения Ленина.

Под этот юбилей в 1970 году был расчищен весь исторический центр города. Если стоять на площади лицом в Волге, то по левую руку возвышается здание Ленинского мемориала (гордость советских архитекторов). Здесь находились музей вождя, конференц-залы, огромный зал для партконференций, библиотеки и много чего еще. Сейчас мемцентр делят множество разных организаций, а сама конструкция тихо ветшает. Зал для съездов превратился в лучшую концертную площадку города, музей Ленина сильно уменьшился, но сохранился для редких посетителей, желающих окунуться в советское прошлое. Вступаем под тень массивного здания — здесь притаились два домика, любовно сохранились они от прежней застройки Стрелецкой улицы.

А все потому, что здесь жила семья Ульяновых, а одном из них родился будущий вождь мирового пролетариата. Ульяновы — семейство зажиточное и многочисленное, потомство постоянно увеличивалось, требовалось новое жилье. Так что семья директора народных училищ всей губернии постоянно переезжала, и в городе около десятка домов, где они жили.

Вновь выходим на площадь: прямо перед нами — педагогический университет, совсем недавно площадь перед университетом зеленела подстриженными газонами, здесь могли поваляться и отдохнуть студенты, но нынешнее городское правительство предпочло превратить площадь в плац.

Эспланада от Ленина до Ленина (между площадью 100-летия со дня рождения Ленина и площадью Ленина)
Эспланада "от Ленина до Ленина" (между площадью 100-летия со дня рождения Ленина и площадью Ленина)

Эспланада соединяет две главные площади города: 100-летия со дня рождения Ленина и собственно Ленина, но пока мы по ней не пойдем, а повернем к Волге. Нынешний губернатор наплодил в городе массу памятников, большей частью уродливых и безвкусных. Самый заметный — памятник основателю Синбирска боярину Богдану Хитрово. Ульяновск стоит над Волгой на горе Венец, что предполагает изумительные виды. После постройки Куйбышевского водохранилища река настолько разлилась, что часто Волгу в районе Ульяновска называют Куйбышевским морем.

Мост через Волгу (построен еще в начале XX века)

Внизу под горой в советские времена был разбит парк Дружбы народов, что осталось на месте парка после исчезновения СССР говорить не буду. Вдоль берега Волги растянулся бульвар Венец — как пишут в путеводителях: «излюбленное место прогулок горожан». Причем во все времена. Но мы пока направимся в другую сторону.

Выходим с площади по направлению к самому высокому зданию города — гостинице «Венец», и вдоль трамвайных путей сворачиваем направо. Через дорогу нельзя не отметить красивое кирпичное здание Дома офицеров (бывшее земство, арх. Алякринский). Слева по улице Спасской (единственной, которой возвращено историческое называние) — дом-музей семьи Языковых.

Поэт Языков, уроженец Симбирской губернии, дружил с Пушкиным, сам «наше все» гостил в этом доме, собирая материалы по Пугачевскому восстанию. На противоположной стороне улицы — большое здание гимназии № 1. Дойдем до центрального сквера, чтобы полюбоваться старейшим памятником города историографу Карамзину, памятник необычен тем, что центральное место занимает не сам Карамзин, а муза истории Клио.

Памятник Н. М. Карамзину, автору Истории государства Российского
Памятник Н. М. Карамзину, автору "Истории государства Российского"

От сквера вниз спускается улица Маркса (Дворцовая), где купеческие дома перемежаются с «дворцами» торговых центров. Через дорогу справа снесенный Спасский монастырь в том же 1970 году заменило здание Дворца профсоюзов (ныне Дворец культуры «Губернаторский»). Выходим из сквера от памятника направо к одному из красивейших особняков города. Это здание ЗАГСа (дом купца Шатрова).

Дом купца Шатрова (штаб красных в гражданскую войну, сейчас Дворец бракосочетания)
Дом купца Шатрова (штаб "красных" в гражданскую войну, сейчас Дворец бракосочетания)

Симбирск был богат купцами и промышленниками. На пути нашей прогулки мы не раз встретим их дома. По эспланаде идем вдоль парка и на первом перекрестке поворачиваем налево, к Волге. Справа остается здание гимназии, где собственно учился сам Ульянов, а также, например, Александр Керенский.

По пути к бульвару Новый Венец осмотрим белоснежное здание с колоннами — это центральная библиотека города им. Карамзина. Если сразу за библиотекой повернуть налево, то можно наткнуться на еще один ужасный, похожий на надгробный, памятник букве Ё (говорят, именно Карамзин ввел эту букву в русский язык). Но не будем о грустном, нас ждет визитная карточка Ульяновска. Прекрасный дом с башней, увенчанной шпилем, — памятник самому известному уроженцу города, Ивану Гончарову. В построенном архитектором Шоде к столетию рождения писателя в 1912 году доме сейчас два музея: краеведческий и художественный (оба не слишком интересны).

Дом-памятник И. А. Гончарову (сейчас художественный и краеведческий музеи)

В начале двадцатого века в городе творили два архитектора, чьи здания во многом определили и современное лицо города. Это Федор Ливчак и Август Шоде. Их своеобразные творения узнаются сразу: если Ливчак придерживался русского стиля, то Шоде часто использовал западноевропейские мотивы. Большая часть заметных зданий Ульяновска — шедевры этих мастеров.

Итак, мы вновь на Венце.

Бульвар Новый Венец

Можно подойти к краю обрыва, где длинная лестница сбегает к дороге на мост через Волгу и дальше — на городской пляж. Еще десять лет назад для спуска-подъема горожане могли воспользоваться фуникулером, но не сегодня… Продолжим нашу прогулку по Венцу до его правого конца, где стоит здание городской филармонии (быв. Общественное собрание, арх. Ливчак).

Волжские просторы

Вдоль решетки Владимирского сада выходим на центральную площадь Ленина (Соборная) с памятником ему же. Трудно поверить, что сто лет назад на площади вздымались два собора: Троицкий и Никольский. Почему-то главная площадь города в Европе пестрит лавками-магазинами, банками, гостиницами, с утра до вечера на ней кипит жизнь. В наших городах главная площадь пустынна, продувается всеми ветрами, и только бывший горком (обком) партии своими окнами глядит на вас.

Памятник В. И. Ленину

По диагонали пересекаем площадь и идем к трамвайным путям. На перекрестке стоит здание драматического театра, много раз перестраивавшееся, а когда-то в доме на этом месте Александр Суворов держал арестованного Емельяна Пугачева по пути в Москву. Мы идем вниз, вдоль трамвайных путей, по улице Ленина (Московской). В этой части улицы сохранилось несколько примечательных домов XIX века.

И вот мы на главном перекрестке города, здесь пересекаются улицы Ленина и Гончарова (Большая Саратовская). Самое заметное здание — дом-музей Гончарова (здесь он родился), под домом с курантами — место традиционных встреч.

К 200-летию со дня рождения Гончарова в 2012 году дом капитально отреставрировали, и сейчас здесь находится лучший музей города. Здесь же на перекрестке можно вкусно и недорого пообедать в пиццерии «Братик-Томатик». По диагонали от дома Гончарова разбит парк с памятником писателю и декоративным диваном Обломова. Здесь в начале двадцатого века красовался Вознесенский собор, часы с колокольни которого украшают сейчас дом Гончарова.

Памятник Гончарову (чуть далее диван Обломова и его тапочки)

Подкрепившись, продолжим путь вниз (вдоль трамвайных путей) по улице Ленина. Все чаще попадаются на пути интересные старинные домики (многие из них перестроены или отреставрированы уже в наше время), незатейливые мини-скульпутры. Весь центр города с недавних пор выложили брусчаткой (с разной степенью мастерства, но улица Ленина — лучшая). На правой стороне улицы привлекают два бывших «дворянских гнезда»: дом Родионовых и дом Ермоловых (один из старейших каменных домов города). Дойдем до перекрестка, где трамвайные пути уходят влево-вправо, и полюбуемся на чудом уцелевшее здание лютеранской кирхи (арх. Шоде).

Лютеранская кирха

От этого перекрестка начинается главная достопримечательность Ульяновска — музейный квартал «Старый Симбирск». Более десятка музеев, полностью сохранившаяся, в основном деревянная, застройка — редкость для российских городов. Практически каждый дом привлечет внимание любителя старины и просто ценителя красоты. На правой стороне сразу привлекают внимание здание школы искусств (доходный дом, арх. Вольсов), а чуть дальше — комплекс бывшей пожарной службы с деревянной каланчой.

Деревянные домишки на улице Ленина

Здесь тихо и спокойно, мало машин — все условия для неспешной прогулки. Улица бежит вниз, ко второй реке города, Свияге. Но путь нашей экскурсии у музея почты сворачивает налево.

Пройдем один квартал, слева на углу заметное здание фармацевтического колледжа (быв. удельная контора, арх. Коринфский, автор уничтоженного Троицкого собора). Мимо Колючего садика с памятником Ивану Яковлеву, чувашскому просветителю и другу Ильи Ульянова, а затем через улицу, переходим в другой сквер, И. Н. Ульянова. На месте сквера располагался Покровский монастырь, в некрополе которого похоронены многие знатные люди города. В советское время кладбище, как и монастырь, сравняли с землей, оставив только могилу Ульянова. Теперь из небытия извлечены несколько уцелевших памятников и надгробий.

Некрополь Покровского монастыря

Сквозь деревья видны два новодела: церковь Всех Святых, больше похожая на сказочный теремок, и новый Вознесенский собор. Проект восстановления одного из трех соборов обсуждался давно. На Венце, рядом с площадью Ленина, началось строительство нового Троицкого собора, но при подготовке фундамента близлежащие дома пошли трещинами, и проект закрыли. Новое место выбрали на склоне реки Свияги, решено было восстановить один из вариантов Вознесенского собора, что стоял на ул. Гончарова. К моменту нашей экскурсии (весна 2013 года) строительство собора еще ведется.

Строящийся Вознесенский собор

Набережной на Свияге нет, так что желающие могут осмотреть пойму реки с автомобильного моста.

А мы продолжаем. Возвращаемся через сквер Ульянова и идем вдоль правой ограды Колючего садика. Эффектное кирпичное здание принадлежит Ульяновскому университету (быв. Духовное училище, арх. Алякринский).

Духовное училище (сейчас медицинский факультет Ульяновского университета)

Пройдем по маленькой тихой улице Ливчака, где знаменитый архитектор построил себе дом (сейчас Дом актера), и выйдем на вторую улицу Музейного квартала, ул. Льва Толстого (Покровскую). Здание КГБ (как не переименовывай) обходим стороной. Здесь чуть ли не в каждом доме музей на любой вкус, я бы рекомендовал посетить музеи «Засечная черта» и градостроительства, но выбор, конечно, за вами. Теперь мы поднимаемся в гору, но заинтересованных путешественников это не должно останавливать. По левой стороне улицы самый заметный дом (или мини-замок) — музей современного искусства (быв. дом барона Штемпеля, арх. Шоде).

Дом барона Штемпеля (сейчас музей современного искусства)

Несколько прекрасных образцов деревянного зодчества находятся в явном запустении.

Переходим трамвайные пути, и слева на углу — мой любимый дом в Ульяновске, еще одна усадьба-замок, который сейчас занимает Симбирская епархия (быв. дом купца Сачкова, арх. Шоде).

Чуть выше по другую сторону улицы — первое здание Ульяновского университета (быв. Крестьянский банк, арх. Ливчак). Многие сравнивают контуры дома с крестьянской печью.

Далее, напротив высокого Ростелекома, внимание привлекает усадебный дом, сейчас занимаемый очередным госдепартаментом, ранее здесь размещалась аптека, а затем первый краеведческий музей.

Мы вновь на центральной улице Ульяновска — улице Гончарова. Вдоль всей улицы проходит тенистый бульвар, по которому удобно продолжить нашу экскурсию. На углу улиц Толстого и Гончарова — два заметных здания: по одну сторону — белая Мариинская гимназия, где учились еще сестры Володи Ульянова, по другую — хмурый Центральный почтамт (быв. Губернская земская управа, арх. Дмитриев). На почтамте можно заметить гербы Симбирска-Ульяновска: львы держат в зубах щиты с коронованной колонной.

Герб Симбирска-Ульяновска на здании почтамта

Прогуляемся по бульвару по направлению к Волге (направо), мимо памятника Валентине Леонтьевой, до следующего перекрестка. Отсюда хорошо виден Обелиск Победы, желающие могут пойти дальше, к самому обелиску и Вечному огню, а мы пустимся в обратный путь.

На левой стороне улицы Гончарова блистают два дома наших главных архитекторов. Это кукольный театр (быв. Госбанк, арх. Шоде) и старое здание типографии газеты «Ульяновская правда» (быв. доходный дом Зеленковых, арх. Ливчак).

Бывшая редакция газеты Ульяновская правда)
Бывшая редакция газеты "Ульяновская правда)

Сделав круг, возвращаемся на перекресток с улицей Ленина и продолжаем путь по бульвару. Постройки советской эпохи чередуются с симбирскими домами. По правую руку находится кинотеатр «Художественный» (арх. Ливчак), здание было построено как доходный дом купцов Зеленковых (эта богатейшая семья владела несколькими домами на главной улице Симбирска), а также для первого электротеатра «Ампир».

Кинотеатр Художественный
Кинотеатр "Художественный"

На небольшой площади в наше время поставлен памятник-часовня в память об утерянном Симбирске и его храмах.

Дворянские и купеческие дома обрамляют улицу Гончарова, пока мы не выходим на самый оживленный перекресток улиц Гончарова и Карла Маркса. До 1960-х годов здесь располагались классические торговые ряды, затем построили ЦУМ и главное «пугало» Ульяновска — дом быта, а название «Кривой дом» сохранилось от прежних рядов.

Нам осталось немного, уже вечереет. Красоту зданий этого отрезка улицы Гончарова, подчеркивает ночная подсветка. И если слева старая застройка полностью уничтожена торговыми центрами и строящемся отелем «Хилтон», то на правой стороне есть что посмотреть. Эти два салатно-белых дома, гармонично смотрящие друг на друга: справа институт радиотехники (справа, быв. Общество взаимного кредита, арх. Ливчак), слева казначейство (быв. типография Токарева, арх. Вольсов).

Здесь наша экскурсия заканчивается. Вы можете вернуться к перекрестку улиц Гончарова и Маркса, в районе которого расположилось множество заведений для утоления голода на любой вкус и кошелек (см. карту). А затем вновь подняться по улице Маркса к памятнику Карамзину и вдохнуть свежий волжский воздух вечернего Ульяновска.