Турист Евгений Попов (t66x)
Евгений Попов
был 30 мая 2014 12:18

Златоуст — Россия Май 2013
Уральские павлины

Предложение сходить на глухариный ток я воспринял с энтузиазмом. Пригласил меня мой тесть, к слову, охотник с более чем тридцатилетним стажем. И я, от части, считаю своей заслугой то, что он сменил ружье на фотоаппарат. Конечно, он не перестал добывать дичь, но глухари полностью исчезли из его меню.

2. Само место тока выбрано глухарями не очень удачно, так как с основной дороги их курлыканье хорошо прослушивается, а с другой стороны проходит тропинка ведущая в горы. Но даже не смотря на этот риск токовище сохраняется уже не первый год. Это место занимают три самца, радиус каждой территории примерно 20 метров. К сведению — токовища могут сохранятся до 100 лет.

3. Решено было не строить стационарный скрадок, а поставить обычную палатку с прорезями для объективов, чтобы случайно не привлечь внимание охотников к месту токования. Наша палатка находилась практически в центре территории одного из трех самцов, она была установлена заранее и к моему прибытию глухари уже привыкли к ней.

Уральские павлины

4. То место которое мы так усердно пропололи от лишних веток и упавших сучков глухари попросту проигнорировали и так ни разу на него не зашли.

5. Ровно в пять часов вечера на мотоцикле мы выдвинулись на место съемок, путь по бездорожью занял около двух часов, по дороге то и дело приходилось выталкивать нашего застрявшего в грязи железного коня. В семь часов мы разместились в палатке. Для ночевки на себя я одел двое штанов, три кофты одна из которых шерстяная, футболку, поверх всего был надет матерчатый комбинезон, две пары носков сверху на которые были надеты еще и шерстяные. В таком виде я залез сначала в один спальник, а потом и во второй, сверху я был укрыт меховой накидкой, а снизу была постелена пенка. Температура ночью опустилась до -4°, несмотря на то, что я был, мягко говоря, тепло одет все равно подмерз. Тесть же спал в одном спальнике и в трусах.

Уральские павлины

6. Приблизительно в восемь часов вечера первый глухарь уселся на ветки березы прям над нашей палаткой, я отчетливо видел его силуэт сквозь прорезь для объектива. Он долго ходил по своему сучку и громко щелкал, а иногда хлопал крыльями извещая соперников о своем присутствии, прошло около получаса и на место подлетели оставшиеся два самца, мы слышали как они сели на ветки деревьев далеко от нас. Еще позже над палаткой стал слышаться крик вальдшнепа, сначала он проносился высоко в небе, но затем стал пролетать очень низко и был слышен звук его крыльев. Где-то кричала сойка, куковали кукушки, ночь прошла быстро.

7. Утром, примерно в пять часов, возможно раньше, глухари начала спускаться на землю. Первый плюхнулся рядом с палаткой, и прошел в двух метрах от нее, обойдя нас со всех сторон он даже шоркнул ткань крылом, а может и своим хвостом. Было еще совсем темно и мы просто наслаждались звуками. Капалуху мы заметили всего один раз, это было около шести часов утра, она обошла всех петухов и исчезла оставив нас без фотографий.

Первую фотографию я сделал в 6:28, глухарь стоял в 15 метрах повернувшись ко мне задом. Он зашел в ту самую часть тока на которую мы не рассчитывали — в кусты малины.

Уральские павлины

8. Потом он встал за поваленной березой и долго токовал. Иногда его можно было разглядеть среди ветвей.
Параметры съемки этого кадра: ISO 2500 / F9 / 340mm / 1/80sec

9. Постепенно глухарь выходил из дебрей и становился хорошо различим, но все равно съемке мешали ветви.

Уральские павлины

10. На самом деле и этим кадрам я был бы очень доволен. Птица создает впечатление чего-то недоступного и очень гордого. Его вольготная походка и уверенные кивания головой внушают уважение даже у матерого охотника. Это поистине самая уральская птица!

11. Солнце поднималось все выше, а число исо опускалось все ниже. Глухари начали выходить на открытые пространства. В поле видимости находились два самца, третий токовал за бугорком вне зоны видимости, но был хорошо слышен.

Уральские павлины

12. В какой-то момент птица вышла на открытое место и позволила сделать пару кадров.

13. Иногда птица делает короткие перелеты, буквально в три-четыре метра. К сожалению получить удачный кадр не получилось. Однако сложилось понимание того как снять его в будущем.

Уральские павлины

14. Во время подготовки к току я полагал, что получится приманить глухаря на голос, однако птица практически никак не реагировала на исходящие из динамика звуки. Возможно это связано с тем, что брачная песня исполняется на инфразвуковых волнах которые телефон не способен воспроизвести, а человеческое ухо не способно услышать.

15. После продолжительного токования в не зоны видимости «наш» петух сорвался с места и буквально понесся в сторону соперника. Перья на его шее встали дыбом, а хвост стал еще более распущенным.

Уральские павлины

16. Добежав до границы своей территории он остановился и начал петь.

17. Противник не заставил себя долго ждать и начал приближаться.

18. После этого они сместились очень далеко и разглядеть их было сложно. Только дома я увидел очень перспективное место на следующий год — отличное заросшее мхом поваленное дерево. После этого самец на чьей территории мы расположились рванулся к другому глухарю, который все это время был за кочкой, что там произошло мы так и не узнали.

Уральские павлины

19. А вот так, повесив хвост, глухари уходят с тока. Последняя фотография сделана в 9 часов 29 минут. Все это время мы практически не разговаривали и находились не в самых удобных положениях, но не смотря на все неудобства это была незабываемая поездка и никаких сил не жалко.

20. Очень хочется вернуться к этим трем товарищам в следующем году и поснимать их уже основательно, хотя бы пару дней, надеюсь все они выживут и не станут трофеем очередного «ценителя природы».

Уральские павлины

Считаю, что основную программу по уральской фотоанималистике я уже выполнил.

Из оборудования у меня была тушка Canon 5D, без его способности завышать исо было бы сложно сделать хоть один внятный кадр, и объектив Canon EF 100–400 фокусного расстояния которого вполне хватило.