Турист Ольга Кленкина (Olga1978)
Ольга Кленкина
был 27 сентября 2019 7:57

Ташкент, Самарканд — Узбекистан Май 2013

Начну с главного, а главное в любой стране-люди. Так вот, такой доброжелательности, приветливости и готовности помочь я давно не видела. Да, официант даже в дорогом ресторане не всегда знает, как правильно наливать вино, но видно, что он очень старается, чтобы тебе было комфортно (при том, что чаевые уже включаются в счет, обратите на это внимание:-))) Люди очень интересуются туристами, стремятся поговорить. Когда мы шли по одной из улочек Самарканда, во дворе готовили плов для гостей. Мы попросили разрешения посмотреть. Нас не только пустили, но и пригласили вечером в гости (но я так и не уговорила моего осторожного мужа пойти).

Еда: нам было очень вкусно. Общий совет — не ходите в рестораны. Попросите водителя или таксиста отвезти вас туда, где он сам ест (возможно, правило только для провинции, но в Ташкенте, ИМХО, делать вообще нечего, мы там только ночевали). Как правило, это заведения без вывесок, известные только местным с умопомрачительно вкусной едой и безумно смешными ценами. В одной из них за три самсы из тондыра (ум отъешь, как вкусно), две порции плова, зеленый салат и чай взяли на наши деньги 120 рублей, в другом за три порции шашлыка, окрошку и салат 170. Чистота в таких местах оставляет желать, но еда восхитительна.

Туалеты. Это кошмар. Но это единственный кошмар в Узбекистане. В гостиницах санузлы везде нормальные, в остальных местах — везде ужасные. Просто будьте к этому готовы и носите туалетную бумагу и влажные салфетки с собой.

Транспорт. У нас был закрепленный водитель и это очень удобно. В целом очень развита система такси, которое останавливается поднятием руки или просто приближением к обочине. В Самарканде стоит около 30 рублей с человека по городу. В такси подсаживаются, но не к туристам))).

Дороги. В провинции плохие, на скорость больше средней 40 км/ч не рассчитывайте. Но вокруг так интересно, что два часа до Шахрисябза прошли незаметно.

День первый- обзорная по Самарканду.

Город очень красивый, раздольный, светлый, приветливый. Погода была самое то -25-27 градусов. К вечеру холодает, нужна ветровка. Обратите внимание, что Самарканд довольно провинциальный город, поэтому туристка, одетая в очень открытую одежду, привлекает внимание, хотя не вызывает ни малейшей агрессии. Исторические факты излагать не буду, просто мои впечатления. На Самарканд мы потратили два дня и все с удовольствием. Из маленьких советов: купите на базаре у Биби-ханым фруктов и воды, зайдите на кладбище за Шахи-зинда, поднимаетесь на холм где трава и наслаждайтесь одновременно видом на город и хулиганствами сурков в норах под вами. Там, по-моему, полдня можно проваляться, если не жарко. Из ресторанов для вечера очень понравился Олд Сити.

У нас была ночная экскурсия. Достопримечательности уже закрыты, но «договориться» со смотрителями можно всегда. Не упустите возможность осмотреть то, что вам понравилось в полном одиночестве, при волшебном свете и ощущении тайны. Если подсветки нет, фонарик будет не лишним.

День второй — фабрика ковров и дегустация вина.

Дегустация так себе, а фабрика ковров очень интересно. Рекомендую.

День третий — рынок в Ургуте и Чор-Чинар.

Базар в Ургуте от вьетнамского рынка отличается не принципиально. Только в самом конце, где продают национальную одежду, можно немножко побродить. Потрясением базара для меня была продажа морса в разлив в многоразовые граненые стаканы)) . Там можно купить местные специи, но, ИМХО, место не стоящее. Вот Чор-чинар совсем другое дело. Туда очень интересная дорога по кишлаку вдоль горной речки по узким улочкам, где, кажется, две машины не разъедутся. А потом выходишь из машины и попадаешь в сказку. Сад чинар очень мал — около 20 деревьев на площади примерно пол гектара, но ощущение, что попадаешь в волшебную сказку. Дураки снимали Хоббитон в новой Зеландии, надо было там. Очень советую купит продуктов по дороге (на трассе будет пара супермаркетов) и устроить пикник у источника в саду. Мы оттуда уехали только потому, что оголодали.

День четвертый- Шахрисябз и поезд в Ташкент.

Тестирование горного туризма+Самарканд

В Шахрисябз надо ехать через горы. Дорога очень живописная, местами ужасная, местами отличная, но смотреть по сторонам нам не надоедало. Сам город произвел очень приятное впечатление, а гид рассказывала нам так, как будто мы ее безвременно утраченные и чудом вернувшиеся родственники. Экскурсионная программа небольшая, город весь в стройке к юбилею 2016 года, но нам обоим очень понравилось. Там растут очень необычные розы и пишут прелестные картины маслом. На обратном пути наш водитель Акмаль (мы не подозревали, что есть водители, которые так заботятся о туристах) завез нас в придорожную чайхану, где мы, лежа на топчанах, ели барана, который утром еще щипал траву. Мне больше всего понравился шашлык, а мужу жиз (типа тушенки).

В Ташкент добирались на фирменном поезде Афросиаб, который по комфорту превзошел все наши ожидания. Удобно и быстро.

Заночевали в гостинице Парк Турон (единственная гостиница, которая нам не понравилась, сама виновата, не послушала совета тур-консультанта) и утром уехали в горы.

Лучше гор могут быть…

Обращаю внимание читателей на то, что остальная часть отзыва пишется исключительно для новичков, пробующих на вкус горный туризм.

Из полезной информации: как стемнеет, становится ХОЛОДНО. Спальник (в мае) нужен где-то на минус пять, пуховая куртка и синтепоновые штаны. Если все это волочь неохота, можно просто завернуться вечером в спальник)))). Мы не взяли водку (ну не пьем мы ее) и были не правы. Сказали, что из расчета сто грамм в день на человека надо брать обязательно. Корм в нашей группе был просто выше всяких похвал, одни только оладьи на завтрак чего стоят. Однако нужно помнить, что ланч обычно сухой, если с этим есть проблемы, нужно оговаривать заранее.

Схема маршрута.

В первый день подъем всего на 200 метров вверх, дорога вдоль горной речки Мраморной. Общий путь около трех часов с большой остановкой на ланч. Я так понимаю, это для затравки и разминки. Этот путь без проблем одолел даже абсолютно «офисный» муж. Был один перевал, в остальном дорога легкая.

В целом очень красиво, но в первый день так стараешься не слажать, что мало что вокруг видишь. Поэтому однодневный тур в горы мне кажется мало оправданным. Пока разберешься, что к чему, пора домой.

Обещали переправу через Бельдерсай вброд, но некстати нашлось бревно. Так что речку вброд форсировать не пришлось (((. За четыреста метров до лагеря начался дождь, превративший нас за 5 минут в идеально мокрых куриц. Носильщики (мы выучили шикарное слово «портер», но отчет-то для новичков) долго возились с костром (дрова мокрые), поэтому палатку ставили уже при нас и переодеться было негде. Второпях еще и тент не той стороной натянули и он промок. Так что, когда на палатку капала особо крупная капля, брызги попадали внутрь. Хорошо, что дождь шел не больше часа и к шести полностью прекратился. Поели, водку гидов выпили, и спать. Шум Бельдерсая не мешал, хотя пытался.

Тестирование горного туризма+Самарканд

Второй день: подъем к петроглифам на 2500 метров (лагерь на высоте 1700, кажется). Шли в один конец три часа. Два подъема были очень тяжелыми и крутыми, но нам давали передохнуть. Потом дорога пологая (относительно) по гребню. Этот кусок пути муж оценил как утомительный. Я с опытом прогулок с ребенком шла легче, но тоже не вот левой-правой. Видели медвежий след, чему я немного испугалась. Медведь явно шел этой же тропой после вчерашнего дождя. Но уже куда-то умелся. Однако вид с гребня компенсировал все трудности с процентами. Нельзя описать горный вид, но он прекрасен. На самом гребне еще лежал снег, поэтому все рисунки увидеть не удалось. Но поскольку мы не специалисты и не фанаты, имеющихся в наличии вполне хватило. Гид обыскал все открытые камни и провел нас от рисунка к рисунку. Они высечены на черных камнях, которые хорошо нагреваются на солнце. Поэтому обедали мы, прислонив пропотевшие спины к теплым камням (к слову, даже если идти налегке, нужно брать запасную майку и полотенце, так как наверху сильный ветер, а майка по пути промокнет от пота). Потом гид отпустил нас полазить по камням, поваляться и позагорать. Уходить не хотелось, вид был слишком потрясающим. Обратный путь легче, в основном спуски, отдыхали всего три раза. Нужно только помнить, что спуск дает нагрузку на колени. Когда пришли в лагерь, муж валялся на каримате, а я пошла прыгать по речным камням. В целом-утомительно, но не смертельно.

Третий день: подъем на тропу и плавный спуск. Дорога легкая, виды красивые, трепаться легко. Для завершения самое то. По пути два очень красивых ручейка. Вид на Большой Чимган прилагается почти до полдороги))).

Когда пришли вниз, случилась первая (и последняя) накладка в туре — машина за нами не пришла, водитель вне зоны доступа. Должна прийти другая машина из Ташкента (это часа два). Гиды справились с ситуацией на отлично — сначала нас покормили (запас продуктов впечатлил), потом послали смотреть водопадики неподалеку, так что ожидание прошло незаметно. По дороге назад мы заехали посмотреть Чоракское водохранилище. Оно настолько красиво, что захотелось приехать пожить там в пансионате. Вода выглядит как на картинках про Швейцарию, только там нет озер такой величины. Говорят, что вода в нем не зацветает, но хорошо прогревается летом, поэтому купаться очень приятно.

Около пяти мы приехали в Ташкент.

В целом: маршрут проходимый для новичков, хотя надо отдать должное мастерству наших гидов — по этому же маршруту можно прогнать так, что утром встать не сможешь.

Дальше стандартно — ресторан (оставшиеся сумы решили пропить в ресторане Караван) — гостиница — спать — утром домой.

Общий вывод по тестированию горного туризма: 1) ходить однозначно стоит; 2) ходить нужно на несколько дней 3) спать неудобно и это напрягает 4) теплая одежда должна прикрывать попу 5) ноги заныли через два дня после возвращения. Видимо, они хотят обратно в горы).