Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 13 марта 19:35

Храм «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге или немного размышлений о жизни и смерти Царя-Мученика

Санкт-Петербург — Россия Май 2013

Если устремить свой любопытный и пытливый, туристический с прищуром взор (а Сергей Василец именно так всегда и поступает) с Невского проспекта вдоль северного направления Грибоедовского канала (бывший Екатерининский), то с правой стороны канала совсем даже нетрудно заприметить пёстрое девятиглавое строение, обращающее на себя внимание радостным, цветастым, нарядным и праздничным архитектурным убранством. Перед нами — знаменитый «Собор Воскресения Христова».

Однако для радости и веселья в этом шедевре русского зодчества решительно нет никакого хоть маломальского повода и места. Построен Собор на месте смертельного ранения российского Императора-Освободителя Александра II. Он является не чем иным, как посмертным памятником Государю, так много сделавшему за годы своего царствования нужных и полезных дел для развития государства российского.

Храм высотой в 81 метр (год смерти царя), явно доминирует над расположенными от него поблизости архитектурными постройками Санкт-Петербурга, а его яркий и живописный силуэт своими псевдорусскими формами допетровской эпохи резко контрастирует со зданиями и дворцами Санкт-Петербурга, построенными в стиле русского классицизма.

Мне «Спас-на-Крови» изрядно напоминает Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Однако питерский Храм «много лучше и красивше» (как пел когда-то незабвенный Владимир Семёнович) своего московского оппонента. Но, это моё сугубо личное мнение, за которое меня обструкции подвергать читателю вовсе необязательно.

Императора Александра II убили 1 марта 1881 г. (по старому календарю), а уже через 13 дней на месте смертельного ранения царя по проекту архитектора Л. Н. Бенуа возвели часовню, где можно было помолиться за упокой любимого народом самодержца. Тут же, немедля учредили и Специальную комиссию по увековечению памяти Александра II. Вот откуда, оказывается, берут своё начало традиции создания подобных комитетов в СССР и в современной России, когда нежданно-негаданно случится почить в бозе какой-нибудь государственной «шишке» или знатному партийному функционеру.

Но, что такое какая-то часовенка для такого выдающегося человечища, каким был император Александр II?! В октябре 1883 г. часовню снесли, а на ее месте торжественно заложили фундамент нового Храма, официально названного «Собором Вознесения Христова». Ушлый же петербуржский народец, как всегда, придумал свое имя Храму, наименовав его, «Спасом-на-Крови», как дань памяти зверски убиенному Царю-Мученику.

«Спас-на-Крови» строили целых 24 года. Считается, что деньги на памятник царю собирали всем миром. Об этом красноречиво взывают с фасадов Собора около сотни мозаичных гербов разных городов, уездов, губерний и даже некоторых славянских стран, которым Александр II даровал свободу от турецкого ига.

Однако «львиную часть» средств на строительство Храма внесло августейшее семейство Романовых. В целом, строительство Собора обошлось в 4,6 миллиона рублей. Фантастические, нереальные по тем временам деньги!

С западной части «Спас-на-Крови» подпирается Грибоедовским каналом, в который часть фасада храма выдвинута аж на 8,5 метров! Пришлось изменить даже форму набережной.

Сделано это было неспроста. Внутри Собора на месте смертельного ранения царя установлена Сень. Под сводами этой Сени устроители сохранили часть ограждения канала и мостовой набережной, густо политой кровью Царя-Реформатора и Мученика.

Прошу прощения у уважаемых туристоровцев, что рядом с Сенью фигурирует личность ronadort десятилетней давности. Другой фотографии Сени в моих личных фото-архивах не нашлось, а брать картинку Сени из интернета мне неудобно и совсем неприемлемо.

А прямо над Сенью возвышается колокольня с золотым куполом, над крестом которой установлен герб Романовых, напоминающий потомкам, на чьи собственно денежки построен «Собор Вознесения Христова», ставший одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и одной из его визитных карточек.

Вообще, смерть Александра II, я бы назвал — дурацкой и нелепой. Государь погиб из-за… своего благородства и человеколюбия. Предыдущие семь покушений на Его Величество не принесли народовольцам никакого результата. Царь неизменно оставался цел и невредим. Казалось, само Провидение хранило монарха. Думалось, и восьмое покушение закончится так же, как заканчивались предыдущие семь попыток разделаться с Царем, давшим России свободу и осуществившему множество полезнейших и конструктивных реформ. Первая бомба, брошенная террористом Рысаковым возле Екатерининского канала в карету царя, напрочь разворотила государев экипаж. Тяжело были ранены находившийся неподалёку крестьянский мальчишка и двое казаков из сопровождавшего царя караула, которые истекали кровью тут же на мостовой. Император был, как всегда по обыкновению, целёхонек и невредим. Он с достоинством вышел из разбитого экипажа, подошел сначала к раненым, а затем к схваченному стражей Рысакову и спросил того: «Что же вы наделали? Вы убили совершенно невинных людей». В этот момент, стоявший совсем рядом, народоволец Игнатий Гриневицкий метнул в ноги Александру II вторую бомбу. Было убито не менее 20 человек. Самому Императору оторвало обе ноги. Он умер в Зимнем дворце через пару часов. Его убийца Гриневицкий, тоже раненый, продержался на этом Свете на 6 часов дольше.

Внутри Собор богато украшен мозаикой и множеством самоцветов. Мозаика площадью более 7000 кв.м. сплошь покрывает его пол, стены, столбы, своды. Ниже, только для читателей туристер.ру, размещаю свои фотографии десятилетней выдержки. Отчего-то потянуло в лирику: «Моим фото-трудам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…».

По масштабам проводимых реформ в России многие историки ставят Александра II в. один ряд с Петром Великим. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, ограничена цензура, успешно осуществлены судебная, военная, избирательная и множество других реформ. Александр II освободил балканские страны от турецкого ига, присоединил к России Среднюю Азию, Дальний Восток и Северный Кавказ. Он продал американцам Аляску. Да, да — это, тоже его рук дело, а вовсе не Екатерины Великой, о чем так беспардонно врет и распевает люберецкий певун Н. Расторгуев. Дел во благо России, что переделал в своей жизни Государь — не счесть. Всех их — не упомнишь, про все — не расскажешь, обо всех — не напишешь. Да и надо ли? По всему периметру «Спаса-на-Крови» сияют золотом двадцать гранитных досок, прославляющие дела Александра II. Кому из читателей охота, тот может почитать. Фотографии памятных досок ниже приведены.

С восточной стороны «Спас-на-Крови» обнесли ажурной кованой оградой, отделяющей Собор от Михайловского парка.

Бродя возле «Воскресения Христова», можно не только подробно рассмотреть элементы роскошного декора Собора, изысканные тонкости блистательного оформления его фасадов, куполов и двух изящной работы крылец, но и встретить возле Храма, вот такие «достопримечательности», от которых Сергей Vasilets (в отсутствие своей любимой супруги Галины) просто не мог оторвать глаз и все порывался сотворить с барышнями банальную «групповуху».

Не сомневаюсь, что воспитанный читатель сих виршей, конечно же, подумал о групповом фото-снимке с красотками, а не о чём-то там непотребном и непристойном. Узнав, что нахальные девицы с туристами фотографируются исключительно за деньги, пыл у нашего дон жуана заметно поостыл.

Любой экскурсовод по Собору «Вознесения Христова» вам непременно расскажет трогательную и романтическую историю о том, как самый человечный человек на Земле Владимир Ильич Ленин после прихода большевиков к власти имел в своем воспаленном Революцией мозге планы взорвать «Храм Спаса-на-Крови». Вы же помните: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом…». Что потом…? А, это уже большевиков не очень-то и волновало. Главное — «разрушить», главное — «ввязаться в драку». Замыслам Ильича помешала только война с белогвардейцами. Взрывчатка была нужнее на фронте.

К идее сноса Храма власти вновь обратились в 1941 г. Злые языки судачили, что даже взрывчатка под ненавистное строение чекистами была уже заложена. Но, и на этот раз, помешала война. Теперь уже — Великая Отечественная.

Во времена блокады фашистами Ленинграда в Соборе сначала разместили больницу, а затем перепрофилировали ее в морг, куда свозили трупы замерзших от стужи и умерших от голода жителей Северной столицы.

Храму за годы советской власти и немецкой блокады был нанесен значительный урон.

В середине семидесятых годов началась реставрация Собора, которая продлилась … 27 лет, то есть на три года дольше, чем шла его постройка.

В заключение, хочу поделиться еще несколькими фотографиями этого Чуда и шедевра питерской архитектуры, которое вряд ли кого из нас может оставить равнодушным.