Турист Елена (Skripina)
Елена
была 27 мая 2018 9:00

Тбилиси — Грузия Май 2013

Нам с мужем посчастливилось со 2 по 10 мая побывать в Грузии. Посетили Тбилиси, Мцхету, Батуми, Боржоми и Ахалцихе. Описать всю поездку в Грузию в одном рассказе не получится, так что начну с впечатлений о стране вообще и о Тбилиси в частности.

Из Москвы прямые рейсы до Тбилиси выполняют только Сибирь и Грузинские авиалинии. Покупала билет за 2 месяца, туда-обратно Сибирью обошелся в 20000 рублей. Лететь 2 часа 20 минут. Есть еще рейсы с пересадками через Минск и Киев, они дешевле. Никакой визы не надо, въезд по загранпаспорту, действительному не менее 6 месяцев с даты окончания поездки.

Муж выехал на два дня раньше меня на мотоцикле. Приехал в Тбилиси на 30 минут раньше. Собственно, эта поездка в Грузию целиком и полностью его идея. Он ездил туда в прошлом году также на мотоцикле, вернулся страшно довольный, познакомился с отличными ребятами-мотоциклистами.

С одним из этих ребят, Зурабом, они и встретили меня в аэропорту Тбилиси. В Тбилиси было солнечно и тепло, градусов 26. Ехать из аэропорта до города минут 25–30. Зураб повез нас на квартиру, которую снял для нас. Район Сабуртало, проспект Казбеги, недалеко от ст.метро Медицинский университет. Однокомнатная квартира обошлась нам в 70 лари в сутки (1 лари 20 рублей). Прикольно было сразу: чтобы лифт поехал, надо было кинуть в специальный ящичек денежку, 10–15 тетри (тетри это как у нас копейки). Лифт поскрипел, и, сверкая щелями во всех углах, повез нас на нужный этаж. Мы потом пешком ходили, не потому что денег жалко, а потому что уж больно лифт стремный.

Так как из Тбилиси мы уезжали в Батуми, квартиру мы освободили. Когда вернулись из Батуми, квартира была занята, поселились в гостинице в Сабуртало, ул. Vajha Pshavela,51 называется «Tsitsinatela», в 5 минутах ходьбы от метро Делиси. Гостиница недорогая, 60 лари в сутки, из серии «чистенько и аккуратно заштопано». Мы возвращались туда только переночевать, так что нас все устроило: большая кровать, телевизор с кучей русских каналов, шкаф, столик, диван. Ремонт, правда, подкачал, но мы там были в основном в темноте:) Но главная прелесть гостиницы в том, что из крана с горячей водой течет серная вода. В Москву я вернулась с бархатной как у младенца кожей:). А вот неудобство в том, что на второй этаж ведет крученая узкая лестница и нет лифта, а чемодан у меня ой нелегкий. И кафе в гостинице тоже нет, так что завтракать мы ходили в кафе неподалеку, тоже рядом с метро.

Это, так сказать, практическое вступление.

Моя парикмахер из Тбилиси, и она попросила меня передать кое-что родственникам. Когда мы встретились с ее родственницей, я спросила, где можно в Тбилиси попробовать воды Лагидзе (это вкуснейшие сиропы с газированной водой). Родственница задумалась, но мой вопрос услышала проходящая мимо женщина, включилась в разговор, потом еще мужчина подошел. В итоге, они втроем мне рассказывали куда пойти:)

Сразу это было удивительно, но за время пребывания в Грузии я к этому привыкла: очень отзывчивые люди, доброжелательные, большинство разговаривают на русском, что очень помогало общению. Когда узнавали, что мы из России, говорили, чтобы россияне не боялись приезжать, что нас они любят, что они с нами не воевали, это все наши правительства. Целиком и полностью согласна, готова рекламировать Грузию где угодно и кому угодно. Изумительная страна, удивительные люди.

Я нашла только один минус: на дорогах ХАОС!!! Правила не соблюдаются, кто громче посигналил, тот и первый. В итоге, на улице какофония, перейти дорогу даже на пешеходном переходе — проблема. Вообще не пропускают пешеходов. Разметка на дороге непонятно для кого нарисована, все едут как угодно, чуть ли не поперек дороги. Только на автобане более — менее порядок, в городах бардак. В пригородах по дороге гуляет кто угодно: коровы, козы, овцы. Будьте внимательны, за любым поворотом вас может ожидать телочка:)

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Еще удивительно, пасется на дорогах:) очень много овец, но ни в одном кафе или ресторане в меню нам не встретилась баранина. Спросили у таксистов, куда мясо деваете: оказывается, шерсть оставляют себе, а мясо покупают азербайджанцы.

Про грузинских таксистов, кстати, можно писать отдельный рассказ. То, что они все с непередаваемым юмором убедилась на собственной шкуре:). А какие образованные, нам встретился профессор, преподаватель математики. Муж по профессии имеет отношение к математике и физике, решил пошутить и спросил его формулу Ньютона-Лейбница. Если кому интересно, то вот она:

Формула Ньютона — Лейбница или основная теорема анализа даёт соотношение между двумя операциями: взятием определённого интеграла и вычислением первообразной.

Формула Ньютона-Лейбница

Пусть функция f (x) непрерывна на замкнутом интервале [a, b]. Если F (x) — первообразная функции f (x) на [a, b], то то имеет место равенство

\int\limits_a^b f(x)dx = \Phi(b) - \Phi(a) = \Bigl.\Phi\Bigl|_a^b

Так вот, наш таксист сразу ее написал и даже начертил график, с площадью фигуры.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Вот такие вот товарищи работают таксистами.

Если вернутся к теме еды, то становится обидно за свою страну, мы явно едим всякую гадость…. Как же в Грузии все вкусно! Вода, лимонад, вино, мясо, выпечка, овощи, фрукты. Мы попали в сезон клубники, так она на каждом углу продается в огромном количестве, по цене 2–3 лари за кг, вкусная, душистая. Помидоры сладкие-сладкие, пахнут помидорами. Шашлык из телятины тает во рту, кебаб и хинкали просто объеденье. С утра просыпаешься от криков «…Мацони….мацони», купили у тетушки попробовать: такой вкусный, свежайший. А сыры? Сулугуни, имеретинский. Со свежим горячим лавашом, да с зеленью, это сказка…. Средний счет в кафе на двоих с бутылкой вина 25-30-40 лари. Но это от пуза наесться.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Теперь подробности: вино лучше покупать производства завода Marani (Хванчкара 25–26 лари, Твиши 18 лари), чача хорошая у Askaneli (12–14 лари 0,5 литра), лимонад Kazbegi или Zandukeli. Мне больше нравится Kazbegi лимонный. Хороший винный магазин в Сабуртало на площади Гагарина. В duty free Тбилиси цены такие же как в городе, для нас это было важно, так как норма багажа не позволяет много закупить в городе, а на мотоцикле бутылки можно и не довезти:).

Еще нас поразила в Тбилиси торговля ювелирными изделиями. Недалеко от метро «Вокзальная площадь» находится Серебряный дом. Чего там только нет: изделия из золота и серебра: заводские, ручной работы, старинное серебро, очень красивые изделия из серебра в технике перегородчатой эмали. Размеры большинства украшений поражают: я обратила внимание, что грузинские женщины любят крупные украшения с камнями (в смысле драгоценными и полудрагоценными). Цены разные, можно торговаться, качество тоже разное. Хотели сфоткать этот рай, но продавцы намне рекомендовали, сказалиэто может не понравится. Рядом, вернее вокруг Серебряного дома расположен рынок, где можно купить что угодно, в частности домашнюю чурчхелу, свежий ткемали (как раз сезон зеленой алычи) и еще много всего вкусного.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

С «хлебом насущным» закончили, добрались до пункта «Для души».

Тбилиси очень красивый город, а также очень необычный.

Район Авлабари это же праздник для глаз и души. Маленькие улочки, дворы на несколько семей (наверное жить в них не очень удобно, но смотреть на них одно удовольствие), резные балконы, монументальные церкви. Помните спектакль «Ханума»? все его события происходили в Авлабаре, мы не могли туда не сходить. Авлабари — район старинный, есть даже предположение, что город был основан изначально именно в этом месте. Здесь находился царский Метехский замок, от которого сейчас остался только храм. Впоследствии здесь селились армяне и интеллигенция. Сейчас он знаменит Метехским храмом, стоящим на самом краю крутого берега Куры, собором Самеба (Святая Троица), президентским дворцом и своей своеобразной атмосферой, которая еще не до конца выветрилась. Район хаотичен и алогичен, тут нет ни одной длинной улицы, все короткие и непредсказуемо перетекают одна в другую.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Это фото сделана для контраста: правая сторона дома выгорела совсем, а за стенкой пластиковые окна-явно новые

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Сюда можно приехать на метро — выходить надо на станции «Авлабари». Кстати, в метро Тбилиси названия всех станций дублируются на английском языке, иначе тяжело бы нам пришлось:)

Старый город — это то, что в Тбилиси есть, а во многих других городах мира уже отсутствует. В этом районе можно найти Собор Сиони, серные бани, их еще называют бани царя Ростома, они находятся на улице Гришашвили, возле набережной Куры. Мы в этих банях побывали, омолодились.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Бань несколько, они под номерами, мы были в Бане № 2. Представляет баня из себя следующее: небольшой бассейн с горячей 45 градусов серной водой и либо рядом бассейн с холодной водой либо холодный душ. В гигиенических целях выбрали душ. Вам там все дадут: и полотенца и простыни и шампунь и резиновые тапки (бесплатно) или купите одноразовые, в холле продается вода, пиво. Сеанса в 1 час, на мой взгляд, достаточно, если вы не берете банщика. Мы не брали. За 1 час, зал на четверых рассчитан (хотя мне кажется, вчетвером там тесновато будет, на двоих в самый раз), с полотенцами, шампунями, водой, мы заплатили 35 лари. Вышли обновленные, воодушевленные, под девизом «Мы были там, где еще Пушкин Лермонтова парил» :).

Еще в старом городе есть Мост мира, так-то он довольно красив

Грузия. Часть 1. Тбилиси

, но совершенно не вписывается в атмосферу старого города. А еще две каких-то трубы, в них, по-моему, должны открыться что-то типа концертных залов. Если я не права, пусть Теона меня поправит.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Вот мы и добрались до сладкого:). К счастью, нам удалось в Тбилиси встретиться с Теоной, которая, несмотря на дождик, гуляла с нами по городу и рассказала очень много интересного… Но и это не главное. Главное, что мне было очень хорошо и комфортно рядом с Теоной, я бы сказала, что она на меня действовала успокаивающе:)

Именно с Теоной нам удалось побывать на Сухом мосту, где выставляют и продают свои картины местные художники (правда художников дождь напугал, и многие сбежали), а также посмотреть на кукольный театр,

на скульптурную композицию Берикаоба («Ряженые»),

на скульптуру «Тамада» на ул. Шардена,

площадь Свободы,

пройтись по ул. Марджанишвили,

проспекту Руставели.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Именно благодаря Теоне я узнала, что станция метро «Церетели» в Тбилиси названа не в честь Зураба Церетели с его гигантскими скульптурами, а в честь грузинского писателя Акакия Церетели.

Грузия. Часть 1. Тбилиси

Подводя итог, можно сказать, что встреча с Теоной была, не только приятна, но и полезна:) Спасибо, дорогая Теона!!!

Из Тбилиси мы уехали в Батуми, так что следующий рассказ будет об этом курортном городе.