Турист Марина (Maruna)
Марина
была 22 сентября 2023 16:10

Италия Апрель 2013

Решила написать это руководство, т. к. во время одного из подъемов услышала голос нашей туристки: «Все, дальше не пойду!». При этом ей оставалось дойти до заветного верха колокольни-кампанилы всего лишь последние метры, но она об этом не знала. . Поэтому подумалось, а вдруг эти заметки кому-то помогут сориентироваться, где стоит безболезненно для себя оказаться и получить удовольствие от увиденного, а не вспоминать потом целый день гудящие ноги. Просто в моей истории была одна такая башня, подъем на которую я запомнила надолго и если бы мне сказали заранее об ее специфики, я бы непременно стала подниматься, но изменила бы тактику «заползания» на верхотуру. Я не ставлю перед собой задачу выписывать из справочников высоту той или другой смотровой башни или площадки, а также количество ступеней, которые необходимо пройти. Можете считать сами. Самое забавное, что у всех оно получится разное. Также не указываю стоимость таких экскурсий. Они меняются периодически (в бОльшую сторону). Я описываю свои субъективные впечатления, дамы зрелого возраста, отнюдь не спортивной. Тем более, что перед поездкой я увидела на сайтах итальянских башен новое для меня предупреждения: «Будьте осторожны. Если у вас проблемы со здоровьем, то не советуем вам подниматься» — или что-то подобное, близкое к первоисточнику.

Милан. Дуомо.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Строго говоря, это не совсем стандартная смотровая

площадка. Т. е. на нее поднимаются не для того, чтобы осмотреть город сверху, а для того, чтобы увидеть кружевную вязь мрамора самого собора и полюбоваться его скульптурой. Создается впечатление, что собор строился не только для посещения его верующими внутри, но и для «променада» по крышам. Билеты можно купить прямо на входе на смотровую площадку. Для этого надо начать обходить собор слева от главного фасада и увидите вход. Можно воспользоваться лифтом или подняться на первую часть пешком, далее пройти вдоль парапетов и осмотреть первый доступный «этаж» смотровой площадки.

Затем уже подняться (порядка 3 маршей лестницы) пешком выше, вплоть до конька крыши. Ступеньки не скользкие даже в тот ливень, в который мы оказались на этой крыше в Милане.

Итог: советую для всех. Подъем, проход и спуск легок (на лифте) и комфортен.

Флоренция. Санта Мария дель Фьоре — Дуомо.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Здесь город можно увидеть с 2 мест — с колокольни и с купола собора. Оба восхождения нельзя назвать комфортными. На колокольню подниматься чуть сложнее. Узкие ступеньки между стенами, приходится уступать место тем, кто идет навстречу, т. е. лестница для подъема-спуска одна. Местами она прямая, местами — винтовая. Но! Есть один большой плюс — определенные знаки, по которым можно понять, что скоро вы окажетесь там, ради чего все было затеяно. Во время подъема вы выходите на 3 промежуточные открытые площадки.

Их видно на всех фотографиях кампанилы и по ним можно примерно судить, как долго осталось подниматься, а также передохнуть.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Фотографировать город удобно, т. к. сетки на верху площадки с крупными ячейками, куда спокойно можно разместить объектив.

Путешествие на купол более комфортно. Первая остановка — большая площадка с фигурами святых. Далее есть вторая остановка — проход внутри купола собора. Он ограничен стеклом, достаточно высоким и испачканным туристическими ладошками.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Поэтому фотографировать интерьер собора сложно, но купол вполне можно.

Проход достаточно узкий, если кто-то хочет перегнать вас на этой галерее, то приходится протискиваться. Но впереди (при спуске) будет еще более узкий проход, он выше и ближе к купольной фреске. А также ограничительное стекло будет еще выше.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Определить, что осталось подниматься не много, очень просто — вы будете проходить между наружным и внутренним куполом (поймете это по наклону кирпичей справа и слева от вас) и увидите лестницу, которая поднимается по кривой. Это уже конец пути. Проходы для тех, кто идет наверх и вниз разнесены.

Итог: по моему субъективному мнению, на купол подниматься легче. Но только с колокольни виден сам купол собора, который сам по себе является чудом архитектуры. До сих пор ученые не могут до конца понять, как Брунелески смог его возвести (чертежи мастер уничтожил).

Для тех, кто по разным причинам не сможет одолеть эти подъемы (кстати, можно еще также пешком взобраться на башню дворца Векьо), в городе можно побывать на пл. Микеланджело (добраться на автобусе),

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

увидеть городскую панораму с лестницы у церкви Сан Миниато дель Монте — буквально в шаговой доступности от площади Микеланджело, но народу значительно меньше.

А также съездить в небольшой городок Фьезоло на холмах в окрестностях Флоренции.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Очень красивые виды на центр города открывается из садов холма Боболи. Прекрасный парк с фонтанами и гротами дает прохладу в жаркий день. Но посещение платное.

Зато есть возможность вспомнить соотечественников. Достоеский жил напротив холма и писал роман «Идиот». Из парка видна и огромная вилла Н.Ф. фон Мекк, где творил Чайковский.

Сиена. Башня Ратуши.

Сиена находится достаточно близко от Флоренции. Дорога удобная и комфортная — автобус или электричка. Далее — пешком к центру. Две доминанты — колокольня собора и башня на площади Пьяцца дель Кампо.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Все дороги ведут к башне, указатели и увеличивающееся по пути к центру количество киосков с сувенирами также.

Стоит подняться ради вида на город. Очень своеобразная картина. Сиена — небольшой городок, достаточно четко ограниченный по периметру. Практически нет зелени в центре. Все похоже на «каменный мешок», но средневековый. Подъем достаточно комфортный. Сначала вы поднимаетесь по современной части лестницы, затем оказываетесь в кассе и расстаетесь со всеми вещами (кроме фотоаппарата) в камере хранения. А затем уже начинается часть пути на саму постройку. Сначала небольшая лестница и площадка в конце, с которой можно сделать фотографии и отдохнуть. Затем — узкая лестница (по ней также и спускаются). Ее удобство в том, что хотя проход достаточно узкий, видно, сколько осталось пройти.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Путь идет не между стенами, а внутри башни. Есть небольшие выемки, где можно передохнуть (хотя приходится там стоять наклонившись).

После того, как вы оказались на первом этаже смотровой площадки, можно подняться по металлической лестнице чуть выше. Это уже по желанию. Вид на город изумительный. Да и площадь хорошо просматривается. Интересно, как смотрится палио с такой верхотуры?

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Ничто не мешает фотографировать, т. к. нет никаких сеток-ограничителей.

Итог: подъем легче, чем на башню Дуомо во Флоренции. При наличии времени обязательно посетить главный собор города и увидеть знаменитые полы или хотя бы посмотреть на мозаику перед главным порталом.

Пиза. Это было самое легкое восхождение. Прелестное, ажурное, белоснежное и невысокое падающее сооружение. После которого все вокруг кажется наклоненным.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Билеты продаются отдельно в кассовом зале. Там же оставляете свои вещи. Билеты продаются на сеансы. Но про организацию подъема-спуска сказать ничего не могу. Т. к. мы были на одном из первых (башню открывают в 8.00, а наш сеанс был в 8.45), то народу было мало. Никто никого не торопил.

Спуск и подъем идет между стенами по одной лестнице вверх-вниз. Видимо. из-за этого и устраивают разные сеансы длительностью 15 минут. Когда мы поднялись наверх, было понятно, что там оставались люди еще с предыдущего подъема. Смотровая площадка разделена на 2 этажа, сначала оказываетесь на первом, проходите по окружности, затем уже добираетесь до следующего. Фотографировать удобно (решетка ограждения имеет большие промежутки), но, судя по окружающим туристам, это всех интересует мало. На эту башню взбираются не для осмотра города, а именно для своеобразной «галочки» — «Вася и Петя были здесь».

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Итог: обязательно прогуляться по городу или проехать на туристическом автобусе. Город очень интересный, все не заканчивается на пл. Чудес. Есть еще одна смотровая площадка-башня на берегу Арно, но она была почему-то закрыта.

Рим. В Риме из общедоступных есть 3 смотровые площадки — Мемориал Виктора Эммануила II, замок св. Ангела и крыша/купол собора Св. Петра. Но зато остальные можно поискать, пользуясь расположением холмов Рима. Это удобно сделать, когда вы окажетесь на мемориале у пл. Венеции. Оттуда можно увидеть весь город. Подъем на лифте, поэтому достаточно прост. Площадка большая, просторная.

Очередь стоит как на подъем, так и на спуск. Все архитектурные доминанты подписаны на специальных табло у парапета. Фотографировать удобно. Вот именно оттуда вы и увидите площадку у Квиринальского дворца (резиденцию президента республики), рядом у Капитолия (интересные виды на Форумы и Колизей).

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Если будет время и вы сможете посетить 2 апельсиновых сада на Авентинском холме с видами на Ватикан,

то уточните у местных жителей, чтобы они показали с этих площадок фонтан Аква Паоло (ул. Гарибальди, район Трастевере).

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

А затем прогуляйтесь до него (ст. метро рядом нет). И фонтан сможете посмотреть (туристов практически нет рядом, место для местных жителей), и на Рим взглянуть с очередной возвышенности — холма Яникул.

Хотя Трастевере у туристов пользуется популярностью в целом, но на холм поднимаются далеко не все.

Если захотите побывать на куполе Ватиканского собора, то сможете осмотреть весь Ватикан сверху, да и город тоже. Можно подниматься как пешком, так и на лифте. Желающих подняться пешком гораздо меньше, но лифт ведет только на крышу. А дальше все равно придется идти самостоятельно, ножками. Ступени первой части подъема очень пологие, широкий проход, поэтому, если хотите сэкономить пару евро, можете идти пешком весь путь.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Ступени были рассчитаны на то, чтобы по ним могли подниматься ослики, которые тащили строительные материалы для купола. Пройдете первую часть пути — погуляете по крыше, там можно посидеть, зайти в кафе, магазин, посетить туалет. А затем уже и на купол.

Подъем после отдыха комфортный. Проход достаточно широкий. Сначала окажетесь на внутренней части купола, увидите собор сверху, рассмотрите купольную мозаику. Фотографировать сложно, т. к. сетка ограды очень частая и высокая.

Смотровые площадки Италии (Флоренция, Сиена, Пиза, Рим)

Виды Ватикана и Рима стоят такого подъема.

И глядя на остатки канделябров для свечей на ребрах купола, которые облуживали 8 человек много-много лет назад, можно представить, как выглядел собор Святого Петра во времена Гоголя по большим церковным праздникам.

В заключении могу пожелать всем фанатам высотных путешествий по городам успешных восхождений.