Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Кольмар, Нанси, Эперне, Жерарме — Франция Август 2011
8 10

Начало истории.

Предыдущая часть.

День двадцатый. 15.08.2011. Понедельник.

Утром нас хорошенько проучила стихия. Проснувшись достаточно рано, мы все свои телодвижения производили в привычном темпе и в стандартной последовательности. Сбор и упаковку палатки, как обычно, отложили на последний момент. Ливень разразился внезапно. Мы только и успели схватить бутерброды да термос и заскочить в машину. Надежды на скорое окончание дождя оказались призрачными, поэтому части палатки, которые напоминали гигантские невыжатые половые тряпки, пришлось попросту распихивать по полиэтиленовым мешкам. В такой ситуации не могло быть и речи о продолжении знакомства с Кольмаром. Навигатор лишь позволил нам полюбоваться зданием железнодорожного вокзала, который в этот момент больше был похож на речной.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Несмотря на ненастье, нам всё же удалось рассмотреть гравировку на огромном окне здания.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Интересно, что кольмарский вокзал имеет «двоюродного брата» в лице гданьского вокзала. Оба города в начале 20-го века принадлежали Пруссии. Поэтому архитектор, который разрабатывал проект для Кольмара, явно был вдохновлён экстерьерами вокзала в Гданьске, построенного чуть раньше.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Дальнейший путь лежал в направлении знаменитой «Дороги Хребтов» (Route des Crêtes). Несмотря на недвусмысленный намёк со стороны стихии о бесполезности этой затеи, я решил не менять наши планы. Правда, настроение было немного подавленное. К счастью, интенсивность дождя стала спадать. А в стартовой точке потенциальных покорителей «Дороги Хребтов» городке Серне (Cernay) он и вовсе прекратился.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

На подъёме сталкиваемся с другой напастью – туманом.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Но он не висит сплошной пеленой, а периодически набегает клочьями, что хорошо заметно, когда дорога выходит на вершины лишённых деревьев холмов.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Здесь расположены обширные пастбища для скота.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Но в это промозглое утро далеко не всех животных интересует исключительно пища. Некоторые тёлки мечтают о том, чтобы их приголубил первый встречный бык.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

«Дорога Хребтов» - это стратегическая дорога, построенная в годы Первой мировой войны. После вторжения немцев в Эльзас в 1870 году по этому горному хребту в течение какого-то времени проходила граница между Францией и Германией. В ясные дни со смотровых площадок, оборудованных вдоль дороги, можно любоваться восхитительной горной панорамой вплоть до самого Монблана. Сегодня нам о таких видах остаётся только мечтать. Впрочем, в этой ситуации воображение рисует не менее грандиозную картину: кажется, что мы забрались в заоблачную высь и снисходительно поглядываем сверху на плотно укутанные облаками величественные горные вершины.

3
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Национальный парк «Ballons des Vosges», по территории которого проходит «Дорога Хребтов», расположен на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Склоны Вогезов густо поросли буками, соснами и различными видами елей.

3
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

На торфяных болотах и в лугах встречаются редкие альпийские растения.

3
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Самая высокая вершина Вогезов – Grand Ballon (1424 м). Мы же смогли взобраться на машине лишь на высоту 1343 метра – именно на этой отметке находится перевал Col du Grand Ballon. Решение отправиться пешком в туманную перспективу под моросящим дождём было спонтанным, поэтому я топал туда в «домашней» одежде – хорошо хоть ветровку успел набросить на плечи.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Высокой скорости горовосхождения явно не способствовали многочисленные черничники и малинники, расположенные вдоль тропы. Из-за этого мне постоянно приходилось подгонять Машу чуть ли не кнутом. Двигаться нужно было интуитивно, поскольку из-за всяческих раздвоений однозначно трактовать указатели не представлялось возможным. Первым ориентиром, подтвердившим, что мы находимся на верном пути, оказался монумент в честь «Синих дьяволов» - элитных горных пехотинцев французской армии. Это свидетельство ожесточённых боёв в годы Первой мировой войны. Такими людьми как мы, мозги которых с детства забиты лишь «одной войной», подобные монументы воспринимаются как откровение.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

«Плывём» дальше. Через несколько десятков «гребков» сквозь туман стал отчётливо проступать футуристический силуэт. Сюжет, достойный фантастического триллера.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Оказалось, что на вершине Grand Ballon в 1997 году была построена РЛС, которая работает на нужды гражданской авиации.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

По периметру станции оборудована превосходная смотровая площадка с детальной графической информацией об окрестных рельефах.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

К сожалению, нам от этого было не холодно не жарко – мы и друг друга лишь с трудом могли замечать. Нет, пожалуй, было не жарко, поскольку на вершине горы гулял пронизывающий ветер.

Как это возможно только в тумане, совершенно неожиданно мы обнаружили, что находимся на станции не одни. Только вот эта парочка была одета явно по погоде, даже с запасом – тёплые куртки, шарфы, шерстяные шапки. Может они здесь с весны бродят в тумане и не догадываются, что сейчас уже середина лета? Спуск, как обычно, был стремительным. Маша направилась прямиком в машину, я же отправился изучать окрестности перевала. Оказалось, что эти края изобилуют спортивной инфраструктурой, прежде всего, зимней. Построены горнолыжные подъёмники, проложены трассы для тобоггана.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Конечно же, есть где переночевать и поесть.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Рядом с паркингом один из местных фермеров организовал торговлю продукцией собственного производства: мёд, сыры, коврижки с ягодами и орехами. Мы сразу замахнулись на многое, но продавец напрочь отказывался торговаться. Что им двигало – генетическая скупость эльзасцев или осознание собственного монополизма – не знаю. Но он не хотел двигаться даже на десяток центов. За моими жалкими попытками торга с нескрываемым интересом наблюдали туристы из подъехавшего автобуса. Складывалось ощущение, что, дожив до глубоких седин, они даже не догадывались о существовании подобного «развлечения». Впрочем, в связи с моим фиаско, целесообразность сего действа они вряд ли осознали. Наш «шопинг» ограничился коврижкой, которая вместе с ягодами и чаем была уничтожена без остатка прямо на месте. После незапланированного ланча, продолжаем неспешно обследовать «Дорогу Хребтов».

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

А постепенно рассеивающийся туман словно снимает завесу тайны с самых потаённых уголков Вогезов. Одним из них оказалось озеро Ланд, на котором, вопреки яростному сопротивлению защитников окружающей среды, удалось водрузить плотину для выработки электроэнергии для близлежащих курортов.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Конечной точкой «Дороги Хребтов» является городок Жерарме (Gérardmer), который однажды претендовал на право проведения Олимпийских игр. Сегодня – это региональный центр спорта и туризма.

Стоило нам вырваться за пределы Эльзаса и Вогезов, как погода резко изменилась в лучшую сторону. Наш первый промежуточный пункт – это историческая столица Лотарингии Нанси (Nancy). Благодаря тому, что региональные бесплатные французские дороги в этих краях многополосны и стремительны, мчимся мы на всех парах.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Откровенно говоря, так уж вышло, что Нанси никогда не представлял для меня даже маломальского интереса. Поэтому город обозреваем, не покидая машины. Тем более что «Гармин» всегда знает, как нам угодить. В ходе безостановочного транзита успеваем заприметить шикарные ворота св. Николая, ворота Дези и множество ренессансных домов. Даже этого беглого взгляда оказалось достаточно для того, чтобы осознать глубину моих прежних заблуждений.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Отъехав на несколько десятков километров от Нанси, мы сделали получасовый привал. Яркое солнце и лёгкий ветерок подсказали нам, что не мешало бы заранее просушить палатку. Заодно и перекусили. Следующая и конечная на сегодня цель – столица шампанского Эперне. Характер дороги постепенно меняется – трафик резко снижается, а пейзаж становится сугубо сельским и всё более равнинным.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

И нет абсолютно никаких признаков, которые бы позволили абсолютно точно идентифицировать страну. Где-то в Европе…

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Длится это до тех пор, пока мы не попадаем на «Туристический маршрут шампанских вин».

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Здесь уже с идентификацией всё становится предельно просто. По обеим сторонам дороги расположены бесконечные виноградники, уходящие за линию горизонта. А у обочины размещены скромные таблички с громкими именами владельцев этих самых виноградников.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Вне всяких сомнений - это Франция, регион Шампань. В «Сamping d’Epernay», расположенный на окраине Эперне (Epernay) мы прибыли на редкость удачно.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

После нас запустили лишь ещё один автомобиль и сразу же закрыли въездные ворота – кемпинг полон. Территория традиционно разбита на квадраты. Здесь не имеет значения, приехал ты на велосипеде или на огромном автодоме – платишь за весь участок.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Жалко, что свободное пространство нельзя сдавать в субаренду. Об этом я подумал, когда обнаружил, что соседи-голландцы (кто бы сомневался) своё авто взгромоздили на нашу делянку - их палатки занимали слишком много места. Я попытался намекнуть на то, что нам эта ситуация не нравится, но они «включили дурака»: ничего не понимаем, других языков кроме родного не разумеем. Чуть позже, обустроившись, я жестами предложил им поставить машину в дальнем углу нашего квадрата вплотную к кустам. После этого они и дружелюбными стали, и на отличном английском заговорили. А я лишний раз убедился в том, что голландцы – это крайне скупая и гадливая нация. На соседнем участке тоже разместились голландцы – компания молодых ребят на легендарном Лэнд Ровере третьей серии. Он им, наверное, от дедов достался. Так вот эта группа, видимо, ещё не успела заразиться «национальной болезнью». Молодые люди были веселы, доброжелательны и спокойны. Я с интересом наблюдал, как с помощью дополнительного оборудования они установили на крыше своего авто целый шатёр. С таким снаряжением, да на таком авто можно смело отправляться в пустыню или в джунгли. Мечта, одним словом.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Ну, а мы, пока не стемнело, поспешили на осмотр города. Путь оказался неблизким. Я даже пожалел, что не поехали на машине. Панорама, открывшаяся с эстакады, оставила унылое впечатление.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Но на этот раз первое ощущение оказалось ошибочным. В действительности Эперне – это очень милый, тихий, чистый и уютный городок. А ещё он кажется кукольным, поскольку весь центр застроен зданиями высотой не более трёх этажей.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Часто на глаза попадаются совсем миниатюрные дома.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Какого-то ярковыраженного исторического центра в Эперне нет. Самое древнее сооружение в городе – пятисотлетние ворота Сен-Мартен. Когда-то они являлись порталом местного Нотр-Дама. Впоследствии церковь перенесли, а ворота остались. И теперь они исполняют роль местной «триумфальной арки».

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

А буквально в двух шагах от исторического памятника на площади Аркад раскинулся пафосный жилой комплекс «а-ля ренессансный замок» – эдакий кондоминиум со встроенным соцкультбытом.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Патриотическая тема в Эперне тоже не забыта. На площади Республики воздвигнут монумент в честь героев Второй мировой войны.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Рядом находится обширный сквер, но в этот вечер там почти никого не было.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Такое ощущение, что весь город к исходу дня спускается в знаменитые подвалы домов шампанских вин и в тайне от посторонних глаз поглощает излишки знаменитого напитка. А что ещё может придумать одурманенное «совком» сознание человека, который уверен, что реальная стоимость бутылки «игристого» не заоблачные 50 евро (и выше), а раз в пятнадцать дешевле. И пьют его только по праздникам. Кто же его покупать будет? А на подходе новый урожай винограда… В попытках найти следы пропавшего населения мы выходим на одну из самых дорогих улиц в мире авеню Шампань.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Нужно обладать большим воображением, чтобы осознать следующий факт: проезжая часть на самом деле является гигантским сводом погребов и хранилищ, в которых хранятся миллионы бутылок «жидкого золота». На сегодняшний день протяжённость подвалов составляет порядка ста километров.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

По обеим сторонам улицы выстроились в ряд дома шампанского, административные здания и особняки виноделов. Здесь всё предельно просто – каков внешний вид дома, таково и социальное положение в обществе.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Но и на этом «рынке тщеславия» есть лучшие из лучших. Самый известный особняк – это «Замок Перье», построенный в 1854 году для супругов Перье. Замком его прозвали за огромные размеры и подражание стилю Людовика 13-го.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Увереннее остальных чувствует себя в Эперне империя Моэ и Шандон (Moët & Chandon). Здесь у них и особняк, и оранжерея, и просторные офисы.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

И памятник «первооткрывателю» процесса создания шампанского монаху Дому Периньону тоже находится на их территории.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Городская ратуша – это тоже бывший особняк. В начале прошлого века семья Моэ продала своё владение городу. С тех пор здесь находятся офисы мэрии.

3
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

С наступлением темноты, на каждом здании включается своя собственная оригинальная подсветка. Местами достаточно сдержанная и скромная. Даже проще, чем в Минске.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Частенько – с явным рекламным подтекстом. Видимо, это удел более «молодых» и амбициозных домов шампанского.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Тем не менее, все бренды без исключения напоминают о себе с помощью лазеров и проекторов, транслирующих изображения прямо на тротуар.

Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

В отличие от других городов, в Эперне денег на световые эффекты не жалеют. Церковь Богоматери буквально купается в лучах прожекторов.

1
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

А там, где много света, там и люди. Мы их, наконец-то, нашли – у светомузыкального фонтана на одной из городских площадей.

2
Назад в Европу! Часть 17. Из Эльзаса в Шампань.

Ужинали в кемпинге в потёмках при свечах – банальный ассортимент в романтичной обстановке.

Краткие итоги дня: проехали 414 км за 7 часов. Относительно длительный переезд не утомил, скорее, наоборот, дал возможность немного перевести дух после насыщенных прогулок.

Продолжение

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии