Турист Сергей Кольчугин (Shaman)
Сергей Кольчугин
был 12 марта 7:36

Гагра — Абхазия, Дагомыс, Адлер — Россия Июль 2009

И так, вот оно наше малоснежное лето, железные шипы уступили место лысым как коленка сликам, мысли ушли далеко не в сферу работы, а значит пора в отпуск.

Куда???? Ответом стал пересмотренный, наверное, уже в 101-ый раз фильм «Достучаться до небес» — на море, а куда там — а там посмотрим, все дороги наши, именно, эта фраза стала основным кредо данного похода?
Сказано — сделано, в кармане оранжевым пропуском в счастье лежит билет РЖД до Адлера.
В который раз пинаю себя, что надо бы написать вещевой список, ага щаззз, написал))))
Как обычно все собирается в крайний день, придав всему этому цирку видимость упорядоченности ложусь спать, завтра в поезд…

Снова поезд. И близнецы рельсы куда-то ведут
Снова поезд. Я полагаю мне опять не уснуть.
Снова поезд. Вчера был на север, сегодня на юг…
(Чиж & Co)

22-ое июня, прилетели на вокзал с моим соратником по этому походу и хорошим другом Артемом загружать меня в поезд (он полетит самолетом и мне его надо будет встретить в Адлере, но это позже). Со стороны проводников не встретили ни какого негатива, к груде железа и скотча в которую превратился велосипед после снятия колеса и методичной примотке его и руля к раме.

22-чуть позже вагон почти пуст, убиваю время разрисовыванием японских кроссвордов, велосипед отдыхает наверху, пущай поспит, скоро ему предстоит испытание Кавказом.

3 дня за байками рассказами кроссвордами и сном пролетели незаметно, я вообще люблю поезда причем плацкарт- интересные люди, истории да и просто приятная компания.

25-ое Крайние 3 часа ехал вообще в одиноком вагоне, все вышли еще в Туапсе и Дагамысе, за окнами с одной стороны море, с другой горы и леса и южные полустанки утопающие в виноградной лозе, фундуке и пальмах и ночь, на столько темная и плотная что кажется можно отрезать от нее кусочек и взять с собой…
25-ое, 4:51 Адлер, вылез сам, вывел коня и …. Вот он соленый запах, чуть душно от влаги и теплая нега окутывает тебя погружает и расслабляет, только сейчас я понимаю как я устал от поезда. Но есть время отдохнуть, ларьки с картами открываются в 8, закусочные в 7, а магазин, где можно взять местную сим карту, вообще в 9, так что нахожу скамеечку, пристегиваю велосипед и заваливаюсь на пару часиков поспать под пальмой, кем-то заботливо тут посаженной.
9:00 ее мое как они тут все живут, водители ездят как хотят где хотят и с какой хотят скоростью причем это касается как убитых копеек так и самосвалов, но разве это может мне испортить настроение??? До прилета Темки еще 5 часов, так что мы едем на море!!!!
Так, план по пакостям на сегодня выполнен- обзвонил всех узнал как погода на Урале и тут же сообщил что тут воздух +40, вода +27 дал послушать морскую волну ….
Выслушал о себе много интересного, какой я гад, что издеваюсь над народом, дал послушать море еще раз — трубку повесели…
Так все, накупались пора гнать в аэропорт встречать Темку. Пока доехал понял что в Екатеринбурге дороги еще куда не шло….
Местное население очень общительно, все расспрашивают откуда приехал куда едешь и сколько стоит такой велосипед))).
Ну вот прилетел и второй участник нашего дуэта, Едем снова на побережье, дабы освежиться и обсудить куда едем сегодня.

И так решено сегодня выдвигаемся в Абхазию, надо навестить в Гаграх знакомых….
Через пол часа езды оказываемся на границе, пограничник миролюбиво нам объяснил, что мы тут не проедем так как данный пост предназначен исключительно для 4-хподвесов, и показал нам как добраться до пешеходки (пункт пересечения границы пешими и другими неавтомобильными средствами). границу прошли достаточно быстро. Сразу за пограничным постом на нас наседают местные бомбилы: " опасно по Абхазии ездить, сопровождающий вам нужен. Заплатите и мы вас сопроводим куда угодно, а если нет — дорога то одна, еще встретимся…». Такой не совсем радостный прием несколько испортил настроение, но под обалденными видами гор и моря негатива через час уже как не бывало. В Гаграх нас приняла милая семья: бабушка ее сын и внучка 11-ти лет. Решили переночевать тут — за темно мы бы не успели добраться ни обратно до России ни до Пицунды, а так есть время посмотреть популярную здравницу бывшего СССР.

Два товарища и горы

Гагра оставляет двоякое впечатление, с одной стороны море и горные виды с другой стороны город, переживший военный конфликт не самое приятное зрелище: много заброшенных домов, во всех многоэтажках, как правило, крайние этажи незаселенны тк судя по выбитым стеклам и отверстиям на стенах, находились под обстрелом. Вечером бабушка, божий одуванчик, рассказала как во время конфликта возвращались с работы, перешагивая трупы, страшно…

Вечером, после купания, по привычке купили пиво, решили попробовать местного «Сухум», оказалось очень недурным, причем нашим провожатым была та самая 11-ти летняя девчушка которая щебетала всю дорогу про то что мы жуть какие белые, попутно сообщая: «тут не покупайте, тут все просрочено….тут дорого…тут нет холодильника… а вот тут можно». У меня такое чувство, что она имеет процент в том ларьке, куда привела нас. Посидев немного и насладившись расслаблением, мы отрубились.

26-ое, выдвигаемся в Пицунду было решено оставить баулы у нашей гостеприимной хозяйки (на обратном пути заберем). И опять понеслись подъемы и спуски опять подъемы, а за ним, да что такое, опять подъем, ничего обратно ехать будет легче.

Два товарища и горы

Пицунда оказалась более ухоженной и прилизанной чем Гагра, вот только куда не глянь везде пытаются снять денег, например с нас в одном из парков хотели содрать деньги за стоянку двух велосипедов как с автомобиля, 4 колеса- машина, логика железная. Прокатились по достопримечательностям одна из которых церковь 10-ого века, здание очень красивое и завораживает своей монументальностью (совет: на сие творение можно посмотреть бесплатно. Обходим территорию храма и упираемся в больничный комплекс, заходим на его территорию и ищем калитку в заборе, вуаля, вы в дамках.).

Вдоволь окультурившись решили восстановить баланс солей в организме по средствам купания в море, хочу заметить что пляжи на побережье Абхазии почти пустые так что если вы не любите скопление загаро-отдыхающих, приезжайте сюда.

3 часа пролетели незаметно, надо ехать назад в Гагру, а оттуда до границы. На выезде из Пицуды мы опять наткнулись на следы войны. Заброшенный пансионат «Творчество» когда-то это был красивейший комплекс с выходом в море и причалом, а сейчас…

Два товарища и горы

Как и предполагалось обратный путь занял времени раза в 2 меньше, не успев устать, мы оказались на пороге нашей бабушки и маленькой занозы. Но в Россию мы в этот день так и не вернулись, оказалось что у Темы продралась по корду покрышка, солнце уже клонилось к горизонту и мы решили что все ремонтно-профелактические работы сделаем завтра, а сейчас на море… взяв домашнего вина и сулугуни мы направились на побережье, вот оно, то о чем говорилось в выше упомянутом фильме: красное солнце нехотя опускается в воды моря, окрашивая его всеми оттенками красного, а небо сияет медью и золотом облаков. Картина на столько завораживающая, что мы просидели молча около часа, да и не нужны были слова…

27-ое с утра копаемся в железках промазываем, провинчиваем, морской воздух все-таки не особо дружелюбен к железным коням. Через 2 часа мата масла и грязи мы готовы выдвигаться. Ноги уже привыкли к перепадам высот и мы почти не отдыхая долетели до границы, а оттуда до поселка Веселое, что не далеко от пограничной заставы. Заглянули к Андрею, ооочень разговорчивому мужичку с которым Артем познакомился в самолете. Вот оно шастье: теплый душ и сытный обед)))))).
Нашли место на побережье для стоянки, соседями оказалась палатка питерских хиппи-велосипедистов, отличные ребята вот кто свободен по настоящему. Сдают квартиру в Питере на что и живут в Адлере, зимой -на съемной квартире, а с весны по осень в палатке на берегу черного моря.

Два товарища и горы

Вечер, море как метроном отсчитывает время, языки пламени на камнях пляжа кружатся в странном танце, не спеша тлеет сигаретка, пора спать, но я на столько загипнотизирован этой картиной что не замечаю как проходит еще час, ветер раздувает угли, но их путь уже закончен, я достаю еще одну сигарету и сажусь у самой кромки прибоя, все пора спать….

28-ое думаем куда рвануть, соседи подсказывают отличное место: от Дагомыса в глубь материка за Салохаул, ближе к кавказскому гос. Заповеднику. Прикинули расстояние, километров 80–90(40 до Дагомыса и еще примерно столько же до указанного места), за день доедем…
Из Адлера решили ехать по объездной, это была бооольшая ошибка, дело в том что объездная представляет из себя двухполосную дорогу с кюветами по бокам, пока проехали натерпелись: баул кидает на неровностях с риском уйти либо под самосвал либо в кювет, пару раз останавливались перевести дух, когда 20 тонные фуры пролетели мимо, почти цепляя нас. Прошла вечность пока выехали на трассу Адлер-Сочи.
Вот это я понимаю трасса 2-е полосы в каждую сторону, плюс полоса отчуждения иногда доходящая до 4-х метров в ширину.
Солнце печет неимоверно, сняли с себя все что можно, через каждые 10 километров встаем в теньке охладиться. Начались тоннели, красиво, вот только выезжаешь из них контуженный на оба уха.

Два товарища и горы

Виды завораживают, море, горы, красивейшие отели… И тут мы впервые видим знак который у нас потом будет вызывать приступ мата «уклон 12%». Да это Мамаевский перевал с набором высот 1600 метров протяженность около 20 километров, баулы тянут назад, пот не капает, а стекает струйками по телу, заливая глаза, вкус соли уже становится чем-то обыйденым, ноги начинают ныть. Отдыхаем каждые 3 -4 километра. После пяти часов неимоверных усилий, мы наконец-то видим спуск, скорость тут же с 8 км/ч подскакивает до 40 — 45, главное чтобы тормоза не подвели, не сбавляя темпа влетаем в Дагомыс.

Все, на пляж, надо пополнить объем солей в организме и освежиться… Местные с удовольствием рассказывают о красотах в окрестностях города, в частности о месте куда мы едем: «очень, очень красивые места вам только перевальчик небольшой преодолеть… «. при этих словах мы начинаем понимать что до стоянки на Бзогу мы врятли сегодня доедем, встаем на стоянку на диком пляже в 4 километрах от города.

Поев и искупавшись засыпаем тут-же, не смотря на то что спим почти стоя (палатка стоит на небольшом покатом утесе над пляжем) надо хорошо отдохнуть, завтра еще один перевал…

Два товарища и горы

29-ое, заправившись шаурмой в придорожном кафе, где нас уже хорошее знают, отправляемся в горы.
Снова подъем, знак 12% нас просто преследует скорость 6–8 км/ч, но сейчас это не напрягает, такие места надо проезжать медленно, наслаждаясь окружающей красотой, почти каждые 2 километра встаем на фотосессию…
Усталость начинает накатывать совсем неожиданно, горный серпантин и солнце сговорились и нещадно делают свое дело, пот опять не капает, а струится по коже и очкам, заливая глаза, и засыхает соленой коркой на губах. Позади 14 километров впереди еще 26 дорога начинает портится, асфальт разбавляется грунтовыми и участками щебня.
28 километров. Вода, с надеждой граничащей со страхом тяну из гидратора последние капли, все воды нет…
Нам говорили, что вдоль дороги много водопадов с чистейшей водой, но пока мы видим только иссушенные остовы некогда красивейших творений природы, солнце не пощадило их и похоже не собирается щадить нас…
Да дошли вот она развилка Салахаул Верхний Салахаул и… мы забыли про жажду и усталость еще бы, отсюда перед глазами открывается картина которая стоит тысяч усилий что мы затратили: величественные горы и река, тянущаяся серебристой змеей от самого горизонта.

Два товарища и горы

В придорожной закусочной выясняем что через 4 километра вверх есть родник, вот она гордость: набирать воду в придорожной кафешке это не спортивно. Радости нет предела, родник жив, наполняем все емкости которые есть, теперь мы уже научены горьким опытом. Спускаемся в Салахаул, только отсюда можно пройти на Бзогу, горную реку на которой мы наметили стоянку.

Поплутав немного по улочкам деревеньки выходим на нужную нам тропу, дорогой это назвать трудно через 3–4 километра южный лес открывает перед нами одно из своих сокровищ — комплекс водопадов «Девичьи слезы», приняв душ из ледяных «слез»,

набравшись сил двигаемся дальше уже 7 и скоро начнет темнеть, надо поспешать. После асфальтового марева дорога в тени леса воспринимается как подарок небес, приближение к воде, чувствуется даже кожей.
И вот она, река Бзогу, серебристый поток обрамленный белыми валунами.

Надо сказать, что место достаточно известное, так как тут же натыкаемся на ухоженное место для стоянки со столиком из камней и дровами аккуратно сложенными рядом с кострищем предыдущей группой. Отдохнув, поев и прейдя в себя идем купаться в реку (надо сказать, что к этому моменту море уже несколько поднадоело, хочется уже пресной воды).

Два товарища и горы

Но долго просидеть в реке не получилось, во-первых вода достаточно холодная, а во-вторых даже упираясь ногами в валуны, через пару минут река выкорчевывает своим течением и тебя и тот несчастный камень в который ты упирался. Порезвившись в речке, сколько позволяла температура, пошли в деревню которая находилась неподалеку, купить домашнего вина… Ребята, не стоит этого делать, с двух литров нас с Артемом убрало так что я улетел в куст фундука и выбирался оттуда минут десять, а Темка чуть не завалил палатку. С н-ной попытки попав в спальник отрубился, не заметив как…

29-ое Уууу черт, дааааа вчерашние дебоши не прошли даром, голова являет собой нечто огромное, пустое, и отдающееся стуком на любой звук. Соорудив поесть (сил хватило только на разогреть тушенку и разрезать хлеб). Едим, пытаясь не стучать ложкой по зубам… Постепенно похмелье проходит, уже к полудню мы оклемавшиеся выдвигаемся обратно. Говорят, что назад возвращаться легче, полностью согласен особенно если возвращаться с высоты 1200–1400 метров. Я бы даже сказал, что приходится притормаживать, дабы обратный путь не закончился где-нибудь на дне обрыва или на каменной стене.
Скорость подскочила до 60 кмч (да я согласен не особо много, туда бы на двухподвесе, но вот с 20-ти килограммовым баулом на багажнике, становится несколько страшновато за свою жизнь, так как вел начинает скакать как разъяренный бык на …) скажу честно, выше скорости я просто побоялся, а можно было и педали бы крутить не пришлось, достаточно было просто отпустить ручки тормозов. Путь который мы вчера прошли за 5 часов остался позади уже через 40 минут.
К вечеру мы были уже в Адлере, на нашей, уже ставшей родной, стоянке.
30-ое весь день вялились на солнышке, рассказывали о наших приключениях соседям и купались.

Два товарища и горы

31-ое вот и закончилось мое небольшое приключение, велосипед опять спит на верхней полке, а я пишу этот текст.

Два товарища и горы

Несколько грустно уезжать от этих гор, моря и людей, которые здесь очень дружелюбны и гостеприимны. Но я знаю, я сюда еще вернусь, обязательно вернусь…

и еще немного творчества)))

Там где небо встречает землю

Где ветра огибают скалы

Где вода, словно белая скатерть от пены на перевалах.

Где людей встречаю по духу,

Провожают по силе тела.

Где ценят слово и дружбу

Где любят за твое дело

Где нет силы денег над правдой,

Где глаза без тины и фальши

Где сердце без зависти мрачной

А мысли чисты как чача

Где тропа змей вьется,

Утопая в лесу южном.

Где орлы над ущельями вьются

И ты разговор их слушал.

Где рука к руке идешь смело,

Где глаз за глаз это правильно,

где живут великие старцы

а отец сказал — это правило,

где дотлевает костра уголь

мы с тобою друг там были

мы с тобою остались там сердцем,

До сих пор про него не забыли.