Турист Наталья Примета (Doronichka)
Наталья Примета
была 5 августа 2020 6:41

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Лиссе + 3 города — Нидерланды, Гамбург — Германия, Антверпен — Бельгия Апрель 2013

Я никогда не понимала людей, которые могут годами ездить путешествовать в одну и ту же сторону, лишь изредка изменяя своим привычкам, теперь я в их числе.

Посещая Нидерланды третий раз не перестаю удивляться этой стране -она подходит на все случаи жизни: затопить романтикой любые отношения в любое время года, пуститься во все тяжкие и почувствовать себя вновь молодым и готовым на все, поправить здоровье и похудеть — устроив себе велосипедный марафон и наконец сделать своего ребенка «самым счастливым на свете». В эту поездку мы решили осуществить именно последний пункт и первый раз взяли с собой в самостоятельное путешествие дочку. Тем более, все Интернет ресурсы и наш предыдущий опыт подтверждал, что Нидерланды — это маленькая страна, котороая идеально подходит для отдыха маленьких людей.

Любое путешествие начинается с покупки билетов и маршрутного черновика. В нашем случае это почти 9 дней, 6 перелетов (Екатеринбург — Франкфурт — Гамбург — Амстердам и обратно той же дорогой), 8 дней в Нидерландах и 1 день в Гамбурге. В планах были автомобильные экскурсии, посещение парков развлечений и зоопарков в городах Нидерландов на юге и Севере. В эту поездку маршрут составлялся особенно тщательно и, несколько раз, подвергался изменению уже во время путешествия из-за необходимости внезапно искать место для отдыха, туалет или же проводить незапланированное время у витрины с игрушками. Как выяснилось, я не так уж хорошо знаю своего ребенка и пляж, усеянный ракушками с возможностью возводить песочные замки может впечатлить мою пятилетнюю дочь больше, чем самый крутой парк развлечений.

Итак,

1. Амстердам:

Каждый раз бывая в Амстердаме, мне очень хотелось очутиться по другую сторону фасадов симпатичных домиков на каналах и стать одним из жителей этого города. И приехав в этот раз мы решили, что квартира для путешествия с ребенком подходит больше всего. А разделение трат на аренду с кем-нибудь еще (в нашем случае это семья друзей), увеличивает шансы на эту реальность. Трехэтажные апартаменты в одном из самых престижных районов Амстердама вблизи площади Leidseplein, в 5 минутах от Vondelpark и 10 минутах от Museumplein менее чем за 100 евро на семью и в вашем распоряжении уютная гостинная с камином, кухня -столовая со всем необходимым для приготовления ужинов и завтраков, 2 спальни, 2 сан узла и терраса на крыше. Приятным бонусом было наличие отличной детской площадки на другой стороне улицы, поэтому вечером, из окна гостиной было особенно приятно крикнуть: «Ева, беги домой ужинать!» Плюсы аренды квартиры очевидны: сокращаются траты на питание, есть возможность выстирать белье, что в случае с детьми актуально особенно, отпадает проблема слышимости — соседи вас не побеспокоят, решен вопрос с велосипедной парковкой, а учитывая то, что большинство номеров в отелях Амстердама крошечные, то в апартаментах вы будете наслаждаться комфортом и простором.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Первое что нужно сделать, прибыв из аэропорта Схипхола на Центральный вокзал — это найти rentabike, цены колеблются в пределах 10 евро в сутки. В нашем случае, было необходимо арендовать велосипед для взрослого с возможностью перевозить двух детей, с корзинкой впереди. Это удовольствие стоит 25 евро в сутки и, поверьте, стоит того, чтобы так потратиться. Одного ребенка можно перевозить с помощью арендованного за 2,50 евро сидения, но это не совсем удобно и безопасно из за тяжести удерживать равновесие.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Один из самых главных и больших парков города, на который стоит обратить внимание это Vondelpark, названный в честь голландского поэта и драматурга. Сетка гладких велосипедных дорожек опутывает всю его территорию и живописно огибает множество водоемов с утками и лебедями, которых можно кормить с рук, шелковое покрытие изумрудных лужаек так и манит, чтобы упасть в их объятия и, блаженно жмурясь на солнышке, наблюдать, как на по соседству запускают воздушных змев, играют в мяч или танцуют на свежем воздухе.

А если безмятежность и нега станет невыносимой, можно отправиться выпить кофе в Hard Rock kafe или посетить королевский манеж, расположенный в старинном здании. Взять уроки верховой езды нам не удалось, но можно понаблюдать с балкона за другими наездниками и покормить лошадей в конюшне.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Вообще парков в Амстердаме достаточно, чтобы называть его "зеленым" городом,  почти в каждом есть замечательные детские площадки, с горками каруселями и даже канатными дорогами в кронах деревьев. Мы успели посетить только три из них Vondelpark, Safatipark и Западный парк (Oud West).

2. Зоопарк Artis.

Самым большим впечатлением в этом заведении у моей Евы был контактный зоопарк — от блеющих овец, ягнят и барашков оторвать ребенка было невозможно. Предложения забрать домой «вот эту» или хотя бы «вот этого» выдвигались для обсуждения каждую вторую минуту, описания невозможности содержания в квартире всех этих чудесных животных вызывали искренние слезы на глазах.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Далее, в ТОП популярных мест попали: детская площадка, на которой дети могут играть часами, пока родители на террасе ресторана отдыхают и обедают

парк бабочек с настоящим тропическим климатом и подводная игра тюленей и морских котиков.

Так как зоопарк помимо своей основной функции выполняет еще и историческую (он был основан в 1838 году) забавным бонусом было обнаружение исторических фото, того или иного места в зоопарке. Такие окошки в прошлое — глядишь в телескоп и видишь людей стоящих у того же самого берега с фламинго только сто лет назад.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Еще там есть планетарий, где можно наблюдать за звездами, вход в него строго по часам. Мы к сожалению, уже не успевали его посетить.

3. Научный центр NEMO.

Вот где особенно остро ощущаешь языковой барьер. Пытливый ум моей дочери нуждался в объяснении огромного количства явлений и экспонатов. Именно после посещения NEMO ребенок  по собственной инициативе начал запоминать слова и предложения по-английски. «Мам, у них тут даже маленькие дети умеют говорить на иностранном языке, представляешь!!!???». ^)

В течение дня маленькие зрители могут участвовать в научных шоу и проверять законы науки и техники в действии. Даже не зная голландского, наблюдать за этим очень интересно. Огромным плюсом является то, что все экспонаты можно трогать руками, трясти и испытывать на прочность. Именно здесь можно прикоснуться к молнии, лопнуть гигантских размеров мыльный пузырь, управлять самолетом с помощью солнечного зайчика и увидеть как будет выглядеть твое лицо через 40 лет.

Добравшись до крыши, последнего этажа музея, рекомендуется передохнуть, выпить чашечку кофе и, окинув взглядом городскую панораму, сыграть партию в гигантские шахматы.

4. Рынки Амстердама.

Удалось посетить всего три из них в связи с плотным графиком. Это рынок Albert Сuyp, который существует уже более 100 лет, на нем можно купить любые продукты, съесть на ходу бутерброд с нежнейшей голландской селедкой или цыпленком гриль, купить занятные вещички для дома и сувениры.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Обязательным к посещению всех туристов является так же рынок Bloemenmarkt — плавучий цветочный рынок. Сейчас уже торговцы цветами не снуют на лодках со своим товаром вдоль канала Sint-Luciënwal. Но это не уменьшает его очарования. на нем всегда можно удивиться нескончаемому количеству охапок тюльпанов, маргариток и роз. Даже если до этого вы весьма скептически относились к садоводам и огородникам, то после прогулки по рынку будете задумываться, если не над приобретением собственного садика, то хотя бы небольшой клумбы на балконе или подоконнике. Логичным было включить в список и блошиный рынок и мы сделали это. Рынок, располагающийся на площади Ватерлоо (Waterlooplein Markt), поражает своими размерами и содержимым прилавков. Здесь, за смешные деньги можно стать обладателем столетней реликвии. Старинные детские игрушки особенно привлекли внимание нашей девочки, кукольные коляски 19 века, фарфоровые куклы, миниатюрные фарфоровые голландские домики, забавные шапки и веселый ботинки в расцветке под летнее ситцевое платьице — все это хотелось немедленно купить и увезти с собой.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

5. Площадь DAM и другие достопримечательности.

Имеет смысл потратить пару евро на то, чтобы под восхищенные взгляды своего ребенка заставить двигаться статуи. Мимы и различные мультяшные герои с удовольствием заставят вашего малыша, застыть в оцепенении открыв рот минут на пять-десять.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Недалеко от площади расположены музей мамам Тюссо, музей пыток и прочих ужасов — все это будет интересно подросткам, я думаю, поэтому мы обходили их стороной. В квартал красных фонарей можно заглянуть, но нужно быть готовыми отвечать на многочисленные детские «почему». Мой муж ловко вывернулся из положения, представив Еве жительниц красных витрин, как продавщиц нижнего белья. Еву вполне удовлетворило это объяснение. Амстердамский Чайнатаун позабивил нашего ребенка многочисленными кошками в витринах с качающимися лапками, и напугал огромным количеством тушек пекинских уток. Там же мы обнаружили замечательный шоколадный магазинчик Metropoliten Deli где очень много всего шоколадного — шоколадное пиво, шоколадные стены, шоколадное мороженное и шоколадные чипсы… Рай для сладкоежек — шоколад всех форм, вкусов и размеров с чили, цукатами, фруктами, чаем, кофе и алкоголем. Ева была в восторге — мы долго не могли отмыть ее чумазую шоколадную мордочку. А вот ресторан Fifteen, гордо упоминающий имя Джейми Оливера, меня разочаровал. Столик я забронировала месяца за три и, как мы увидели по количеству народа, совершенно не зря. То, что это заведение имеет отношение к Джейми говорит разве что витрина с его книгами на входе. Но качество и счет за блюда никак не соответствует его жизненным принципам, как мне показалось. Я не спешу делать выводы, возможно Лондон все исправит.

6. Парк цветов Кёкенхоф.

Мы не стали добираться самостоятельно до «страны Дюймовочки», именно так назвала парк цветов Ева. Хотя, я имела представление, как это сделать. Вместо этого приобрели Holland Pass на посещение сразу нескольких музеев (в нашем случае три на выбор), с возможностью пользоваться общественным транспортом в течение всего дня и дисконтную карту, дающую скидки от 10 до 30% на посещение музеев, аренды велосипедов и меню в ресторанах. Купили ее в офисах GWK Travelex (офисы встречаются часто в центре, мы покупали прямо в здании центрального железнодорожного вокзала, перед выходом в город, справа). Стоимость за двух взрослых и ребенка (ребенком считается и подросток до 13 лет) составляет 126 евро. Помимо экономии, плюсом ее является то, что она гарантирует вам не стоять в очередях, что особенно актуально в Голландии весной, в высокий туристический сезон. Поэтому, оформив поездку мы добрались до парка в составе организованной экскурсии на автобусе с гидом.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Это и правда страна Дюймовочки, та страна, куда она отправилась уже посде всех своих злоключений и была принята в семью эльфов. Имейте в запасе гигобайты цифрового пространства, чтобы запечатлеть эту красоту, которая доступна только два месяца в году. Я понимаю тех, кто считает этот парк одним из самых фотографируемых мест на земле. Море, нет океаны цветов и красок, зеркальная гладь водоемов с невозмутимыми лебедиными статуэтками. Кажется, что с обликом парка уже поработал талантливый дизайнер и добавил яркости и контрастности в солнечном свете виды парка настолько красивы, что кажутся декорациями. После посещения Кёкенхоф можно не беспокоиться об обоях для рабочего стола долгое время, не только вам, но и всем вашим знакомым и родным. Виды открыточные. По парку можно передвигаться пешком или купить экскурсию на специальных лодках украшенных цветами (около большой мельницы). Можно посетить выставки цветов в многочисленных павильонах, а если позволяет время добраться до лоскутного покрывала полей Лиссе, что нам к сожалению сделать не удалось, из-за нехватки времени. А детям, после того, как вы запечатлеете их на фото, рядом с различными живописными клумбами, можно вдоволь покататься на тарзанке, покачаться на качелях, посетить контактный зоопарк и заблудиться в лабиринте точь-в-точь как в фильме про Гарри Поттера (Кубок Огня).

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Расставались с Амстердамом с полными печали сердцами, полюбив его хрустящие круассаны в кофейнях по утрам, вечернюю жизнь, велосипедные прогулки и удивительное настроение, которое он способен подарить каждому своему гостю. В аэропорте Схипхол мы арендовали машину. Наш путь лежал на юг, в городок Kaatsheuvel в котором находится крупнейший парк развлечений Нидерландов — Эфтелинг.

Каатсхвиль.

Kaatsheuvel — миниатюрный городок, куда к голландским бабушкам и дедушкам на лето приезжают голландские внуки и внучки. Ни один дом в городе не похож на другой, возле каждого домика разбит чудесный сад, который скрывает за своей живой изгородью не менее чудесную размеренную жизнь. Жители в этом городе покупают продукты не в магазине, а у мясника и молочника или добывают на собственном поле и ферме. А самым сильным потрясением чаще всего бывает выпадение осадков и направление ветра.

Я нашла замечательное местечко для проживания, которое позволило сэкономить нам существенную сумму: 2500 рублей за ночь, бесплатная парковка и wifi, а до Эфтелинга ровно 5 минут на машине. Хозяева отеля, пожилая пара, с удовольствием помогли разобраться с любой, нужной нам информацией. Единственное, что не понравилось — так это завтрак за 25 евро, представляющий из себя 0.5 л апельсинового сока, пару бутербродов с пластиковой колбасой и сыром, три яйца и кофе. Мне кажется это дороговато даже для Европы.

Театр начинается с вешалки, а Эфтелинг с внушительного размера парковки (которая забита битком к концу дня) и входной группы, которая представляет из себя гигантский колпак эльфа. Сразу же после входа в парк, мы перешли на восторженные междометия. Этому есть объяснение -  чтобы волшебство не покидало гостей, все продумано до мелочей — магазин с сувенирами с красочными витринами, банкомат в виде граммофона, разговаривающие деревья и даже урны, рестораны и фудкорты со сказочной тематикой, указатели и фонарные столбы, мосты и замки на берегах водоемов.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

В парке имеется несколько замков, водоемов, площадей с фонтанами и целых сказочных  стран. Страна гномов, где не один десяток домов, в каждый из которых можно зайти. в одном из них разговаривают ступеньки и сами жители, в другом, открыв скрипучую дверь можно подглядеть за ужином гномов. Страна сказок, где храпят великаны, сверкает на солнце леденцами пряничный домик из сказки «Гензель и Гретель", а матушка Готель карабкается на свою башню с помощью золотистой косы Рапунцель. В огромном по размерам замке Спящей Красавицы слышен внушительный храп стражников, Красная шапочка вот вот войдет в домик своей бабушки к серому волку, а семь гномов оплакивают Белоснежку в хрустальном гробу.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Еще в Эфтелинге есть музей, где находятся сказочные экспонаты, являясь неопровержимо доказанными историческими фактами любой сказаочной истории: горошина, с помощью которой принцессе удалось доказать принадлежность к королевской крови; туфелька Золушки; веретено, которым уколола палец Спящая красавица и многое другое. Ева заворожено не переставала дергать меня за руку и шептать на ухо: «Я же говорила, что волшебство СУЩЕСТВУЕТ!!!!" "Ребячьим" восторгом заразился даже мой муж, казалось, что в этом парке мы все были примерно одного возраста причем не важно сидишь ли ты в вагончике поезда, который медленно едет по маленькой голландской деревушке со скоростью 5 км в час или мчишься на американских горках мимо огнедышащего дракона размером с двух этажный дом. Описывать все аттракционы невозможно, да это и не цель отчета. Отсановлюсь на том, что понравилось больше всего. Наиболее сильное впечатление произвело говорящее дерево в сказочном лесу (сделано оно фантастически: глаза, мимика и говорящие белки снующие из дупла туда сюда, позволяют поверить в сказочную реальность даже взрослых, дом с приведениями — где стены неожиданно говорят разными голосами (правда голландскими), а потолок и стены начинают двигаться под музыку из триллера с лихо закрученным сюжетом, меняясь местами.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Лично у меня мурашки бегали по коже во время всего аттракциона. Рыцарский турнир, где одновременно запускаются сразу два поезда, которые мчатся на перегонки по сумасшедшему маршруту, заставляя тебя визжать от страха и радости. Наша команда, кстати, победила, мы были встречены уйлюлюканьем толпы ожидающих своей очереди „рыцарей“ и громогласными фанфарами; спектакль галлограмм и подземное путешствие на поезде в страну эльфов и гномов. (Последнее обязательно к посещению, несмотря на потерю времени мы посетили его 3 (!) раза) Кстати фразу"Хочу еще!» говорили именно мы с мужем. Музыка, декорации и порхающие феи на фоне настоящего звездного неба оставляют неизгладимое впечатление. Еву пускали на все вышеописанные аттракционы. Детям до 10 лет доступно 70% аттракционов, остальные — с ограничением 120 см. Для малышей вы тоже найдете занятия, есть карусельная площадь и много площадок чтобы отдохнуть и поиграть. На Эфтелинг лучше всего тратить минимум 2 дня (за 1 день вы не успеет обойти все, это проверено), парк весной работает всего до 18 часов. Вечером, когда вы будете идти к выходу не забудьте задержаться у замка Фаты Морганы — вас ждет потрясающей красоты шоу воды и огня. И приготовьтесь расстаться не с одним десятком евро — на выходе сувенирный магазин. Оказалось, что Ева не представляет себе жизни без волшебной палочки, дракона, куклы, платьица, розовой бутафории а-ля принцесса и ты пы и ты ды. Шоппинг был сказочным во всех отношениях.

Сафари парк.

В 29 км от Каатсвиля раскинулся парк — заповедник, назвать который зоопарком язык не поворачивается. Представьте себе, что все животные, ну за исключением своем диких, живут в нем вообще без клеток. «Подглядывать» за ними можно тремя способами — на собственном автомобиле, пешком и на специальном кораблике, который курсирует по расписанию по всем водоемам парка. За 1 евро вы покупаете карту  и начинаете ломать голову, как же успеть посмотреть все это за один день. Нас особенно впечатлила прогулка на машине — в двух метрах от дороги autosafari вылизывал свои лапы гепард, бемби прыгали через дорогу и гордые олени с махали нам вслед своими ветвистыми рогами, верблюды, жирафы, волчий лес, кенгуру, буйволы, зебры и антилопы могут вполтную подходить к вашей машине познакомиться, поэтому настоятельно не рекомендуется выходить из нее. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем кармане обязательно звенела евромелочь, наверняка вам захочется приобрести корм, чтобы покормить рыб в пруду или бобров или лебедей. В сафари парке очень много мест для активного отдыха — мостики через водопады и ручьи, канатные дороги и игровые площадки. С питанием могут возникнть проблемы в имеющихся ресторанах — увы, только неполезный фаст фуд, с нагетсами, гамбургами, колой и неизменной картошкой фи, то есть фри))). Страшно представить количество народа в летние каникулы и в выходные, нам повезло и у нас была возможность побродить по его просторам в полном одиночестве, лишь изредка встречая людей.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Так как в самом Каатсвиле, после посещения парков делать было совершенно нечего мы организовывали себе гастрономический досуг вечерами, причем весьма оригинальным способом. Восстанавливая силы, с помощью горячего латте на террасе отеля, мой муж обнаружил, что город Антверпен находится всего в 80 км от нас. «Хочешь поужинать там?» — спросил он меня в своем стиле великого авантюриста. Не каждый день ездишь на ужин в другое государство, поэтому я согласилась, не смотря на усталость. Час с небольшим и мы в Бельгии, по отутюженному дорожному полотну машина мчится особенно быстро, о том, что мы пересекли границу знал только МТС, который тут же прислал SMS: «Добро пожаловать в Бельгию!» Мы побродили по вечернему Антверпену, вдоль Зеленой площади, Национального музея мореплавания и устроились в уютном кафе прямо у подножия собора Антверпенской Богоматери. До сих пор не могу забыть белое вино в запотевшем кувшинчике и внушительного размера кастрюльку с мидиями. Вечер был волшебным. На второй день ужин мы устроили уже непосредственно в Каатсвиле и он был так же богат на гастрономические открытия — мы обнаружили чудесный ресторанчик Sfeerlijk. Вас там  встретят как старых добрых знакомых, подробно расскажут о каждом блюде, порекомендуют вино и даже проводят на кухню, чтобы познакомить с поварами. Сервировка блюд такая, что жалко наводить приборами беспорядок в тарелке. Отношение к детям тоже впечатляет начиная с подачи специального детского меню и маленькими радостями в виде сувениров и карандашей для творчества.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Рано утром мы выехали в Гаагу, мы мчались на встречу морю, солнцу и соленому ветру.

Гаага.

Я уже писала, о своей безграничной любви к Северному морю. И мне было особенно радостно, что Ева полюбила его так же, как я. На трех километровом пляже Схевенингена нет особых детских развлечений (разве, что океанариум), но Ева придумала свои, из которых первое место заняли поиски больших ракушек, вырытый песчаный ров, фотосессия и игра в ляпки с морскими волнами, сопровождаемая восторженными визгами и криками.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Вдоль всего пляжа тянется зона с ресторанами, которые соревнуются между собой в оформлении и подаче блюд. Из динамиков одних льется расслабленное регги, а из других заводная сальса. Любой из них предоставляет возможность каждому гостю, подставить лицо северному ветру и солнцу, обратиться к морю и поверить в бесконечность бытия. Мы злоупотребили своей ленью и не заметили как сгорели всей семьей. Любимым аттаркционом посетителей можно считать проводы солнца за горизонт, греясь у огня с бокалом в руке.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Мы уже ездили в Модюродам, и, наверное, поэтому впечатление было уже не тем. Но Ева, с огромным любопытством, заглядывала в окна миниатюрных домов, и приводила в движение с помощью евромелочи целые сцены из общественной жизни маленькой Голландии. Приятно было лицезреть Модюродам под лучами апрельского солнца, он был более жизнерадостным и гостеприимным, чем зимой. Правда и количество гостей в нем было огромным.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Утром нас ждал самолет в Гамбург, машина была сдана, залог вернули на следующий день, с этим проблем не возникло.

Гамбург.

В Гамбурге мы поселились в отеле, после которго, наша пятилетняя дочь на полном серьезе предложила: «А давайте, когда вернемся в Екатеринбург, тоже будем все время жить в отелях», так он ей понравился. Хостел, размещается в оживленном районе St. Pauli, рядом кофейни и ресторанчики, в 15 минутах ходьбы Греховная миля (Reeperbahn) и многочисленные симпатичные магазинчики, способные заставить моего мужа употребить в ожидании меня внушительное количество германского пива. Он занимает пятиэтажное здание бывшей фабрики огромных размеров, каждая деталь интерьера убеждает тебя в том, что нет предела человеческой фантазии, но все очень функционально: вешалки для одежды сделаны из вантуза, стены обклеены газетами, на окнах вместо цветов зреет клубника, а мебельные чехлы сшиты из старой джинсы. Единственное, что не понравилось — это то, что отель пользуется большой популярностью у молодежи, поэтому со слышимостью возникали проблемы, в соседних номерах были бурные вечеринки.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

На самом деле, в последнем городе нашего пребывания мы распределили развлечения следующим образом Miniatur Wunderland — для Евы, Музей Prototype  — для папы и рыбный рынок (Fischmarkt) — для мамы. Первые два пункта плана мы успешно выполнили, а вот с рыбным рынком, о котором я столько читала и мечтала попасть — вышла промашка. Информация была самая разная — известно было, что работает рынок всего один день в неделю и тут мнения разделялись! Одни авторитетные источники говорили, что только в воскресенье, а другие, что рынок работает только в субботу. К 6 утра, однако, мы поехали туда, в надежде позавтракать. Была суббота и рынок не работал. Таксист, который привез нас туда сообщил, увидев разочарованный лица, что рынок ВСЕГДА, независимо от времени года, праздников и погоды работает ТОЛЬКО в воскресенье. Вот!

Что касается похода в музей миниатюр, то он впечатлил нас больше, чем Модюродам в Гааге, возможно из — за масшабов, возможно из — за того, что все экспонаты живут своей жизнью, а возможно из за  ощущения реальности происходящего: заходящих с ревом турбин на посадку самолетов,  океана вмещающего 33000 литров воды с приливами и отливами, 15000 метров железной дороги и сменяющего друг друга дня и ночи. Мы видели города и целые страны, замки и маленькие хижины, автомобильные пробки на мосту и огни Лас Вегаса. Рекомендую из всех сил. Мужчин на этом аттракционе придется оттаскивать от каждой сцены за уши. Ибо кто из них не мечтал иметь в детстве железную дорогу?

Музей гоночных авто тоже впечатляет своими экспонатами. 4 этажа для того, чтобы окунуться в историю с головой — полистать руководство Porsche лохматых годов, увидеть первый болид Шумахера, послушать в аудиобоксе рев мощных двигателей спорткаров, и поглазеть на новинки германского автопрома.

Праздник каждый день! Солнечные каникулы в Нидерландах всей семьей.

Домой ехать не хотелось никому. Тем более, я знала еще десяток мест в ближайших окресностях, которые могли безмерно обрадовать всех членов моей семьи. Ева, предчувствуя скорое расставание, пыталась опустошить сувенирные магазинчики в аэропорту Гамбурга. Наконец, поняв, что вывезти половину Голландии и Германии с собой домой никак не удастся она вздохнула и задала вопрос, с полными надеждой глазами:

— Мам, мы же поедем в Нидерландию снова?

— Конечно, солнышко, — ответила я, — в отличие, от нас взрослых, тебе для этого нужно всего лишь вести себя хорошо.