Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Нальчик — Россия Июль 2012

Современный Кавказ — восхитительный регион, не избалованный вниманием туристов, и вместе с тем обладающий колоссальным потенциалом для активных путешествий. Старая инфраструктура постепенно замещается некрупным частным туристическим бизнесом, транспортная сеть год за годом становится все разветвленнее и скоростнее. Города восстановились после всевозможной военной и мирной разрухи. Горы обросли дорогами — асфальтовыми, грунтовыми и даже канатными.

Что уж говорить о кухне, винах-коньяках и легендарном гостеприимстве местного населения.

Но — устойчивые стереотипы в отношении самого слова «Кавказ», негативные образы, ассоциации при одном упоминании названий Нальчик, Махачкала, Грозный, Хасавюрт, Аргун, Назрань, Ведено… Поездки на Кавказ из далекой центральной России до сих пор выглядят как экстремальное развлечение для отдельных чудаков-одиночек, уставших от городской серости и желающих пощекотать себе нервы.

И появилась идея — поездить по кавказским республикам с ребенком. Показать города, горы, речки и моря. Посмотреть на реакцию человека, никогда не слышавшего ни о войнах, ни о террористах. Открытого для общения и стопроцентно объективного восприятия.

Киндер-Кавказ. Идея и старт

Итак — по мере возможности катаюсь по Кавказу с сыном и делатю отчеты о пройденных местах. Разрушаем стереотипы, открываем новые места, тестируем на себе возможности современного Кавказа.

Стартовое путешествие в проекте «Киндер-Кавказ». Простым составом мужчина-женщина-ребенок. Ребенок мужского пола, восьми лет от роду. Не привыкший к походной жизни и толком не видевший страны за пределами региона постоянного проживания.

Самая глобальная задача поездки — просто наблюдать за реакцией киндера. Попутно поясняя, рассказывая и помогая распутать особо непонятные ситуации.

Детей на Кавказе, впрочем, немало. Начиная от перенаселенных в летне-отпускной период курортов Краснодарского края, до подножья Эльбруса. Та же Чегетская поляна теплыми месяцами — сплошной детский сад, причем национальное разнообразие киндеров, мягко говоря, удивляет — половина народностей Европы точно проезжает Приэльбрусье в теплое время года.

Наш же маршрут прошел по линейке Нальчик-Грозный-Махачкала с непродолжительным заездом в Астрахань. Собрали практически все ключевые страшилки региона.

Киндер-Кавказ. Идея и старт

Не могу точно сказать, с чем это связано — но в зимний период основная масса народа, следующего в Приэльбрусье и на Домбай следуют через Минводы. Летом же из поезда не выходит ни одного рюкзачника. Зато на вокзале Нальчика залы ожидания — просто битком от молодежных тургрупп. Таксисты подлавливают прямо у дверей вагона — это, опять же, не Минводы, где приходится с полчаса беседовать и торговаться с перевозчиками, доигрывающими партейку в нарды.

Три часа ночи, Минводы. Традиционная часовая стоянка поезда. Дитям — мороженое, взрослым — Терек.

Нальчик обозначился стартовой точкой маршрута практически случайно. Неудобное расписание поездов до Грозного, тотальное отсутствие билетов на самолеты до Беслана и не менее тотальное отсутствие плацкарта до Владикавказа. Ехать через Махачкалу не хотелось, поскольку она и так предполагалась на возвратном пути нашего маршрута.

Для Дани Нальчик — скорее мучение. Ничего особо интересного, моросящий дождик, быстро промочивший сандали, которые, конечно же, забыл переобуть в суматохе утренней выгрузки. Плюс — рюкзак весом под 8 кг, ходить с которым ребенок совсем не привык. Впрочем, разгружать его никто не собирается — это единственный способ научить ребенка трезво относиться к набору вещей, действительно требующихся для путешествия. Иначе в рюкзаках сопровождающих будут килограммы игрушек, сладостей, одежды и просто мусора.

Само название «Кабардино-Балкария» Даня не запоминает. Для него пока достаточно и непонятного полупровинциального Нальчика, до которого мы зачем-то томились в поезде полтора суток.

Киндер-Кавказ. Идея и старт

Выражение лица уже далеко от энтузиазма. Походный рюкзак — это не ранец первоклассника, да и носить его приходится часами.

Первопроходческий энтузиазм пропадает через пару километров прогулки. Объяснить ребенку, что можно просто гулять по городу с рюкзаками ради самого процесса познания новой территории — задача невыполнимая.

Киндер-Кавказ. Идея и старт

Все серое и скучное. С неба периодически срывается дождик. Даня тут же порывается засесть на скамейку под елки — переждать и заодно передохнуть.

В Нальчике завтракаем с активнейшей представительницей трэвел-блогосферы Кавказа. Заодно узнали, что есть такое истинные кавказские хычины (легендарные тверские хычыны, уже много лет как питающие вокзальных транзитчиков Москва-Питер — это скорее чебуреки. А балкарские хычины — это тонкие блины из муки, сыра и картошки. Беспредельно вкусно).

Обсуждаем возможность проведения кавказского слета блоггеров с видом на памятник царице Марии. Иван Грозный ребенку ничего не говорит, а вот мультик про шамаханскую царицу — очень хорошая отсылка к персоналии.

Блины Даня любит. Но рюкзак после плотного завтрака становится в разы тяжелее. Берем такси, доезжаем до автостанции и находим прямую маршрутку до Грозного.

Над Нальчиком, тем временем, сгущаются тучи. Мы еще и не догадываемся о тех катастрофических последствиях, что принесет это небесный сумрак всему Кавказу от Крымска до запада Дагестана.