Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Рим — Италия Июль 2011

«Tutte le strande partono da Roma». Это выражение возникло ещё в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и налоги могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. В общем, нам повезло, что древние римляне построили эти дороги, ведь мы ехали в столицу Италии.

Так как забронированный отель был в самом центре Рима, я боялся, что в воскресенье вечером мы надолго застрянем в пробках Вечного города. К моему изумлению, к отелю «Angel», расположенному в 10 минутах ходьбы до Ватикана, мы доехали очень быстро. Отсутствию пробок в таком большом городе способствует правильная организация дорожного движения, в частности:

1. Большинство улиц в центре Рима имеют одностороннее движение;

2. Вместо перекрёстков сделаны многоуровневые развязки;

3. Для общественного транспорта выделена отдельная полоса движения;

4. Большинство римлян ездят на скутерах или маленьких автомобильчиках типа Smart, которые можно парковать перпендикулярно обочине;

Пешочком по Риму.

5. Здесь действительно работает «зелёная волна», то есть, двигаясь с определённой скоростью, на каждом перекрёстке попадаешь на зеленый сигнал светофора;

6. Для поворотов налево выделены отдельные полосы;

7. Парковка в центре в рабочие дни платная. Примерно 1 евро за час;

8. Наверно ещё что-нибудь, потому что ни одной пробки или аварии за два дня мы не увидели, при этом

9. Нет ни одного «спящего полицейского» и

10. Много улиц с пешеходным движением (area pedonale).

У нас же понастраивают четырёхполосных проспектов и через каждые 100 метров светофоры или пешеходные переходы.

Особенностью нашего отеля было то, что рецепшен находился метрах в 150-ти в другом здании. Сам номер был с 4-х метровыми потолками, мебелью под старину и хорошим кондиционером, который мы сразу приспособили под холодильник. Соотношение цена/качество было, по нашему мнению, намного меньше единицы.

На следующий день, по карте, полученной на рецепшен, мы обошли практически все достопримечательности центра Рима. Вышли в 9–30, пришли в 17–00, перекусили, отдохнули и в 8 вечера пошли гулять снова. За день прошли около 15 км. Никаким транспортом не пользовались. От отеля перешли Тибр по мосту Кавур (Ponte Cavour)

Пешочком по Риму.

к мавзолею Августа, который сейчас находится на реконструкции.

По Via del Corso со множеством магазинов и храмов

Пешочком по Риму.

между весьма схожими по своему облику церквями-пропилеями Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679) выходим на Piazza del Popolo (Народная площадь). Она соединяется Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио (Pincio), на котором простираются сады виллы Боргезе. В середине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Исторически (до 1826 г.) пьяцца дель Пополо была местом публичных казней.

Пешочком по Риму.

Далее Via del Babuino выводит нас к знаменитой Испанской лестнице (Scalinata Trinita dei Monti). Она соединяет Испанскую площадь и французскую церковь Тринита-деи-Монти. Когда-то лестница была излюбленным местом для красивых молодых людей, которые надеялись стать объектом рисования знаменитых художников, а кто-то просто искал работу. Теперь здесь каждое лето проходит показ мод, проводятся благотворительные концерты классической музыки.

Но художники остались.

По узким улочкам Via Propaganda и Via Poli выходим к фонтану Треви (Fontana di Trevi). Фонтан Треви — это массивная композиция (20 м шириной и 26 м высотой),- занявшая почти всю площадь, которая явно мала для такого великана. Этот роскошный барочный фонтан спроектировал знаменитый итальянский архитектор Николо Сальви на заказ для папы Климента ХII. Создание фонтана началось в 1732 году и закончилось в 1762 году. Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине (Acqua — вода, Vergine — девушка), действующему с 1 века до н. э. Фонтан Треви является самым крупным в Риме. Он возведён перед величественным палаццо Поли. Фонтан Треви полностью посвящен морю. На площадь ежедневно стекаются десятки тысяч туристов, чтобы иметь возможность полюбоваться фонтаном Треви и бросить монеты в его бассейн. Во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 долларов. Собранная сумма передаётся благотворительной организации.

По Via della Pilotta через Троянскую колонну и монумент Витторио Эммануэлю II

выходим на Via dei Fori Imperiali, которая ведёт к главной достопримечательности Рима — Колизею (Colosseo).

Пешочком по Риму.

Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., и известный своим изречением «Деньги не пахнут», распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Название Колизей произошло от латинского «colosseus» — громадный. В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту — 48,5 метра. Отличительная особенность Колизея — огромное число ярусов. Его архитектура наглядно показывает, насколько просто и гениально можно упорядочить и направить движение несметного количества людей. Устройство зрительских мест и доступ к ним были продуманы с максимальной точностью и эффективностью. На входных билетах стояли номера, указывающие, в какие ворота амфитеатра следует входить, а сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это при том, что трибуны Колизея вмещали около 50 000 зрителей. Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как и тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Благодаря столь богатой по тем временам технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху.

Входной билет в Колизей, по которому можно также попасть на Палатинский холм (Palatino), стоит 12 евро. Скидки членам профсоюза, ой!, детям и студентам из стран-членов Евросоюза — 4 евро. После долгого изучения паспорта сына, кассиры сказали, что нам скидка не положена — платите по полной. Ну правильно, ведь студент из Германии или Швейцарии — сама нищета по сравнению с жителями нашей Беларуси. Осматриваем арку Константина

и древний Рим на Палатинском холме. По преданию, Рим был основан 21 апреля 753 г. до н. э. Символом города считается волчица, вскормившая близнецов Ромула и Рема на Палатинском холме, где позднее Ромул и основал «вечный город».

Устал…

Пешочком по Риму.

Выходим на Капитолийскую площадь. Капитолийская площадь была спроектирована в 16-ом веке Микеланджело Буонаротти. Она располагается на холме Капитолий. Нынешняя Капитолийская площадь прежде представляла собой углубления между двумя вершинами холма. Здесь обнародовались принятые императорами декреты, собирался народ для обсуждения важных дел, устраивался рынок, проводились торжественные церемонии. Здесь обратился с речью к римлянам Брут, после убийства Цезаря, и Сивилла предсказала императору Августу рождение Христа.

По Via del Teatro Marcello идём, собственно, к самому театру,

а затем к синагоге.

Выходим к Тибру в районе острова Isola.

По набережной, минуя пять мостов, выходим на самый красивый — Ponte Sant`Angelo, ведущий к одноименному замку. Замок святого Ангела над рекой Тибр был построен императором Адрианом для родовой гробницы. Позднее, в 139 году н. э. Антонинус Пиус построил тут Мавзолей.

Пешочком по Риму.

Вечером сделали небольшой кружок, посмотрев на храм всех богов — Пантеон (жалко, внутрь попасть уже было невозможно)

и излюбленное место для ярмарок, праздников и отдыха римлян — пьяцца Навона (Piazza Navona).

Привет, Норвегия!

Практически из любой точки был виден купол собора св. Петра:

Пешочком по Риму.

Наши впечатления от Рима такие: это город туристов и мотороллеров, кафе под открытым небом. Все достопримечательности находятся рядом друг с другом, тем приятнее гулять и наслаждаться ими, а не прыгать по лестницам метрополитена. Центр столицы Италии — это не низкая застройка европейских городов и городков. Здесь всё большое, массивное, с огромными дверями, высокими окнами, толстыми стенами. Например, светильники на здании министерства юстиции (Palazzo di Giustizia) были размером с автомобиль и такого же веса.

Можно сделать вывод, что столица Италии — настоящий рай для ценителей искусства, истории и архитектуры эпохи Возрождения и барокко. Ни один город мира не может похвастаться такой концентрацией достопримечательностей на один квадратный километр своего исторического центра. Я бы даже сказал, что на кубический километр. Все эти памятники истории и культуры составляют неотъемлемую часть Вечного города и превращают Рим в великолепнейший город-музей. Причем влияние этого города на мировую историю совершенно невозможно переоценить. Латинский язык, родившийся здесь, многие века был официальным языком культуры (в наше время — медицины). Римское искусство и архитектура стали образцом для всего мира, а законодательство, установленное здесь, — базой западного правового общества.

Путешествуйте почаще и подольше!