Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Бальцерс — Лихтенштейн, Давос, Санкт-Мориц — Швейцария Август 2011

Начало истории.

Предыдущая часть.

День десятый. 5.08.2011. Пятница.

Ночь прошла спокойно. Проснулись мы около восьми. Было довольно сыро, поэтому выбираться из спальников не хотелось. Но стоило только сделать над собой небольшое усилие, и через пару минут уже можно было наслаждаться единением с природой. Замечательное состояние! Маша порывалась сходить в бассейн при кемпинге, но здравый смысл восторжествовал. К сожалению, погода не предвещала ничего хорошего — с раннего утра небо над долиной Рейна стали заволакивать облака. Сегодня нам предстоял бросок в кантон Граубюнден, находящийся в самом сердце швейцарских Альп. Путь не длинный, но весьма извилистый, с неигрушечными перевалами. Но сначала мы намеревались заскочить в деревню Бальцерс (Balzers). Её я заприметил ещё в прошлую поездку: уж больно соблазнительно на фоне гор выглядит расположенный там замок Гутенберг.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Из кемпинга выехали в начале одиннадцатого, а уже через десяток минут искали стоянку и интересный ракурс для съёмки замка с близкого расстояния. Обе проблемы разрешились наилучшим образом.

Путь наверх проходит по дороге с солидным уклоном, петляющей между виноградными террасами на южном склоне холма.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Солнечное тепло здесь аккумулирует не только благодатная почва, но и бегающие по ней многочисленные ящерицы.

Конечно же, смысл подобных восхождений заключается не только в том, чтобы уткнуться лбом в средневековые стены, но и в том, чтобы с высоты птичьего полёта полёта испуганной курицы любоваться великолепными панорамами: чёткой геометрией виноградных плантаций,…

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

…лаконичностью колокольни церкви св. Николая,…

…провинциальной безмятежностью самого Бальцерса.

Замок Гутенберг немного старше замка Вадуц. Долгое время оставался во владении местных баронов и австрийских князей, после чего был приобретён общиной Бальцерс. Но доступ в него закрыт, за исключением дней проведения культурных мероприятий. Тем не менее, мы рискнули зайти через массивные деревянные ворота в нижний двор замка. Завидев нас, кто-то из обслуживающего персонала лишь мило улыбнулся.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

В этом дворе стоит скульптура лошади с позолоченной головой. Взгляд скакуна направлен в сторону Граубюндена, словно подсказывая нам, что пора отправляться в дальнейший путь.

После часовой прогулки, получив утренний заряд бодрости и сверив показания навигатора с направлением взгляда лошади, мы выехали в южном направлении. Будем пытаться найти там пропавшее лето. Через несколько минут вновь возвращаемся на территорию Швейцарии. О том, что здесь проходит государственная граница, свидетельствуют лишь флаги, вяло колышущиеся на флагштоках.

Здесь же начинается и территория горного кантона Граубюнден. Как бы в доказательство этого шоссе устремляется к нашему первому сегодняшнему перевалу — St. Luzisteig. Перевал невысокий, всего-то 713 метров, и процесс его преодоления память вряд ли бы зафиксировала. Но, достигнув вершины, невольно пришлось притормозить — дорога упёрлась в земляной вал, на котором возведены фортификационные сооружения. В ожидании какой-нибудь проверки несмело въезжаем на территорию форта через узкий портал.

Но и здесь никому нет до нас дела. Видим лишь снующих в отдалении солдатиков — сейчас в этой крепости, построенной в начале XVIII века, расположены казармы швейцарской армии. А за стенами форта находится военная база.

После перевала немного попетляли по малоприметной деревне Майенфельд, которая запомнилась лишь тем, что на её узких улицах с трудом могут разъехаться два автомобиля.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Затем, вплоть до известного горнолыжного курорта Клостер, дорога, проложенная по долине реки Ландкварт, вяло карабкается в гору. Впереди постоянно маячит одна и та же машина — никто не пытается обогнать меня, и я не имею возможностей для манёвра.

Некоторое однообразие пейзажа скрашивают ярко-красные железнодорожные составы, периодически проносящиеся мимо.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Клостер встретил нас типичными альпийскими шале, пробками на дороге и нудным дождём.

На подъезде к Давосу остановились было для разминки около Давосского озера, но холод быстро загнал нас в тёплый салон автомобиля.

В известный во всём мире и как горнолыжный курорт, и как место проведения Всемирного экономического форума Давос (Davos) мы приехали в начале первого. Городок, зажатый с двух сторон горными цепями, вытянулся в длину параллельно реке Ландвассер. Из конца в конец Давос пронзают две улицы с односторонним движением. На Променаде, вдоль которой построены самые престижные отели и магазины, даже летом найти свободную парковку оказалось проблематично. Развернувшись, мы поехали, уже в обратную сторону, по улице Талштрассе. И здесь, в непосредственной близости от знаменитой ледовой Вейлант Арены, обнаружили огромный абсолютно пустой паркинг.

Вот что я меньше всего ожидал увидеть в зимней столице Швейцарии, так это полноценный футбольный стадион, пусть и с искусственным покрытием.

Впрочем, времени на то, чтобы удивляться, у нас нет, поэтому идём прогуляться вдоль улицы Променаде. Здесь, даже без соответствующих вывесок, понятно, что большинство домов — это гостиницы и пансионы.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Немного углубившись в эти «каменные джунгли», стараемся в промежутках между домами найти какой-нибудь интересный ракурс. Кое-что удаётся. На южной стороне Альп, возвышающихся над Давосом, можно разглядеть торчащий, словно небольшой прыщик, пик Якобсхорн.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

А вот из-за строя многоэтажек с широченными лоджиями выглянул вроде бы обычный типовой домик. Но его ярко-красные ставни так выгодно контрастируют с пастельными цветами окружающих зданий.

В промежутке между Спортивным центром и Конгресс-центром мы обнаружили милый уютный парк с пёстрыми клумбами и заросшим прудом.

Пришлось ждать, пока Маша изучит все тропинки в этом парке, после чего отправились в историческую часть Давоса. Впрочем, это скорее небольшой пятачок, на котором сосредоточены исторически значимые объекты города: готическая церковь св. Иоанна, построенная в XV веке и…

…здание ратуши, украшенное с фасада сдержанными фресками, а с торца — интересным деревянным декором.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

На этом прогулку по городу можно было считать законченной. Но Давос в целом произвёл на нас очень хорошее впечатление — уютный, нешумный, удачно спланированный, поэтому на стоянку мы не торопились и ещё немного поплутали по его улочкам, пристально оглядываясь по сторонам. Обратили внимание на росписи стен здания, в котором размещается Музей зимнего спорта. Несмотря на современную тематику, уж очень они похожи на довольно распространённые в Граубюндене сграффито.

Город буквально пропитан духом спорта, поэтому даже фонтаны украшают скульптурные композиции спортивной тематики.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Не обошлось в Давосе и без вездесущих японцев, которые оккупировали прогулочные дилижансы, запряжённые тройками лошадей, и фотографировали всё подряд направо и налево.

В два часа пополудни, обогнав дилижансы, мы отправились на покорение Альбульских Альп. Для этого нам предстоит подняться на перевал Флюэла (Flüelapass) (в. 2383 м). Но, с учётом того, что Давос находится на высоте около 1500 метров, перепад высот не такой уж и значительный. Очень быстро, на высотах порядка двух километров, растительность становится скудной.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Затем деревья и вовсе исчезают, а им на смену приходит скальная порода, всё более уверенно пробивающаяся сквозь траву на поверхность.

Наконец-то появляются более-менее серьёзные горы — это трёхтысячники, северные склоны которых густо покрыты ледниковыми прожилками.

Немного не доезжая до седловины перевала, делаем кратковременную остановку.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Маша изучает местную растительность.

А я беру пробу воды из ледникового озера.

Отсюда до перевала — рукой подать.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Проезжаем ещё 200 метров и делаем остановку для обязательной фотосессии у реперной отметки. Перевал Флюэла входит в пятёрку самых высоких перевалов Швейцарии.

Здесь же, в доме, которому больше ста лет, размещается гостиница Passhotel Flüela-Hospiz. Это здание всегда было прибежищем пилигримов. Сейчас стоимость проживания в нём довольно «кусачая». Но это достойная плата за романтику, историческую сопричастность и высокие коммунальные расходы. Интересно, что глядя на фото, которым более века, можно заметить, что в этих суровых местах почти ничего не изменилось. Разве что у дверей, вместо дорогих авто, «припаркованы» конные экипажи.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Как это часто случается, за перевалом погода изменилась. На этот раз — в лучшую сторону. Спуск оказался немного сложнее подъёма. Серпантин частенько заставлял активно работать рулём, притормаживать и не зевать на его «языках».

Пару раз останавливаемся, чтобы полюбоваться пейзажами и гораздо более разнообразной флорой.

Вскоре между деревьями промелькнула лежащая в небольшой долине крошечная деревенька Суш.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Здесь мы сделали краткую остановку.

Я хотел сфотографировать щит, информирующий о том, что перевал Флюэла, с которого мы только что спустились, открыт для проезда. Снизу к щиту была прикреплена табличка, на которой изображена железнодорожная платформа для перевозки автомобилей и сделаны две надписи: Vereina и Lavin-Klosters.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Смысл этой таблички понять было несложно: на участке между городками Lavin и Klosters проложен железнодорожный туннель Vereina, по которому осуществляется перевозка автомобилей и их пассажиров. Актуальность такой услуги резко возрастает зимой, когда перевал заваливает снегом. Но и летом, если нужно сэкономить время и нет желания петлять по серпантинам, можно проехать на автопоезде, который отправляется каждые полчаса. В моей карте, которая была издана в 1998 году, информация об этом туннеле отсутствовала. Этот факт подтолкнул меня к тому, чтобы изучить «вопрос». Оказалось, что туннель Верайна был введен в строй в конце 1999 года, его длина составляет 19(!) километров, поэтому он является самым протяжённым туннелем в мире для железных дорог с метровой колеёй. Поезд преодолевает этот участок в среднем за 19 минут. Если я когда-либо вновь окажусь в этих местах, то обязательно проеду на этом поезде.

В 16 часов мы прибыли в Санкт-Мориц (St. Moritz). Сразу же направились в кемпинг «Campingplatz Olympiaschanze», расположенный в лесу на другом конце города. На ресепшене менеджер Наташа вручила нам план местности, в котором отметила, где находятся участки под палатки. Поскольку в лесу было тесновато, наш выбор пал на открытую поляну рядом с сельхозугодьями.

Обустроившись, мы вернулись в город, чтобы посмотреть, в каких условиях отдыхают и развлекаются «сливки общества». Машину пристроили на паркинге возле восточной оконечности озера Лей да Сан Муреззан. Отсюда открывается хороший вид на верхнюю часть города — Санкт-Мориц Дорф.

В Дорфе находится большинство отелей, магазинов и ресторанов. Другая часть города, расположенный у западной оконечности озера, Бад является бальнеологическим курортом, но это ещё и центр разнообразных развлечений.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Именно благодаря минеральным источникам слава о Санкт-Морице разлетелась по всему миру. Дошло до того, что папа Лев Х пообещал полное отпущение грехов тем, кто побывал на водах в Санкт-Морице. Поскольку наш кемпинг находился в «микрорайоне» Бад, мы смело можем отнести папскую благодать и на свой счёт. Оказавшись рядом с железнодорожным вокзалом, мы, с учётом моей любви к поездам, детально изучили всю его инфраструктуру.

Прошлись по перронам, понаблюдали за работой сцепщиков и маневровых тепловозов.

Прямо у нас на глазах к перрону подкатил знаменитый Ледниковый Экспресс (Glacier Express), проделавший свой восьмичасовой живописный путь от подножья горы Маттерхорн — деревни Церматт.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

На привокзальной площади был замечен Роллс-Ройс Фантом.

Мы хотели посмотреть, кто является заказчиком столь дорогого трасфера там, где пешком подняться в горку гораздо быстрее, чем петлять на машине по узким улицам. Но ожидание затянулось, поэтому идём в город. Здесь всё сделано для удобства беззаботно отдыхающего человека. Пешеходные мостики, дорожки, крытые галереи и эскалаторы позволяют быстро, комфортно и без лишних энергозатрат спускаться и подниматься из района Дорф к озеру и обратно.

Верхняя часть города — это царство отелей, ресторанов, кондитерских и бутиков.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

Конкуренция даже среди пятизвёздочных отелей очень жёсткая. Например, похожий то ли на замок, то ли на тибетский монастырь Badrutt’s Palace Hotel, позиционирует себя как единственный пятизвёздочный отель с видом на озеро.

Кстати, именно около него мы заметили давешний Роллс-Ройс.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

О том, где в Санкт-Морице находится исторический центр, можно лишь догадываться, поскольку дома, несущие на себе печать истории, можно сосчитать на пальцах: симпатичная многоуровневая колокольня, которая в ряду современных зданий выглядит скорее инородным телом,…

…да библиотека, размещённая в доме, похожем на ратушу.

Назад в Европу! Часть 7. Швейцария: уходим в горы.

А вот саму ратушу, если бы не соответствующая вывеска, найти по каким-то внешним признакам совсем непросто. Уж больно она заурядно выглядит.

В целом Санкт-Мориц не вызвал у нас умиления или прилива каких-то других позитивных чувств. Возможно, виной тому хаотичная застройка и связанные с ней бессистемность и неуютность. Возможно, что в очередной раз повлияла погода — улицы насквозь продувались порывами сильного и холодного ветра. Поэтому мы так и не поняли, почему местный воздух называют «шампанским». Вернувшись в кемпинг, мы успели поужинать как раз до начала дождя, который прекратился ближе к утру.

Итог дня: 142 км исключительно горных дорог мы преодолели за 3 часа 40 минут.

Продолжение

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия