Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 12:16

Ярославская область — Россия Май 2012

Путешествуя по Европе, в каждом городе, каждом замке, каждом монастыре вам обязательно расскажут какую-нибудь легенду или мистическую историю. Как-то однажды я призадумалась и спросила себя: «А какие интересные истории и легенды ты знаешь о российских городах, кремлях, монастырях?». Оказалось, что знаю, и достаточно много! Это меня порадовало! Я думаю, что не меньше моего, интересных легенд и необычных историй знают и другие любители путешествий.

Тема легенд, мне показалась интересной! Ведь что ни говори, а все мы родом из детства! А в детстве жуть как интересно затаив дыхание слушать сказки!

Вот я и решила, отдавая дань своему детству, рассказать две легенды об одном уникальном месте… о церкви Иоанна Богослова…

Для начала, расскажу немного о ней.

Церковь эта находится в Ярославской области, всего в 2-х километрах от Ростова Великого. Чтобы добраться до церкви надо повернуть с трассы Холмогоры на Киргизстан. Это еще не сказка — это быль!

Легенды старой церкви

Там еще есть автобусная остановка, стилизованная под юрту.

Дальше надо пересечь железнодорожный переезд и оказаться в селе Богослов на берегу реки Ишни. Именно здесь и находится деревянная церковь Иоанна Богослова, о которой идет рассказ.

Чем же примечательна эта церковь?

Во-первых, ей более 300 лет, а для деревянной постройки это срок не малый.

Во-вторых, она построена «без единого гвоздя».

И, в-третьих, она стоит там, где ее поставил основатель!

Церковь бесподобно красива и к тому же уникальна! Ничего подобного нет во всей Ярославской области, смею предположить, что и во всей центральной части России. Вот, собственно, какая она.

Легенды старой церкви

Эта церковь известна с древних времен. В старые времена через село лежал путь из Москвы, и рядом с селом была переправа через реку Ишню. Эта переправа принадлежала Авраамиеву монастырю, который взимал плату за переезд. У переправы и был построен деревянный рубленый храм Иоанна Богослова. Церковь многократно перестаивалась. Как говорят летописи, в смутное время храм сгорел, и село некоторое время оставалось без церкви, но позже ее все-таки воссоздали. Поэтому существующий ныне храм датируется 1687 годом. Позднее, уже в 19-м веке, к церкви пристроили колокольню. Надо отдать должное зодчим, колокольня вписалась в ансамбль церкви как нельзя лучше.

Очень необычны и красивы вход в храм и церковная ограда.

Легенды старой церкви

Когда попадаешь в церковь, поражает, как одним только топором зодчие смогли сотворить такое чудо! Стены настолько чисто выструганы, что кажутся полированными, а набранный «в ёлочку» из небольших дощечек потолок кажется рельефным. Напоминает волны реки.

Особого внимания заслуживают резные золоченые царские врата, созданные монахом Исаией в 1562 г. (сейчас в церкви находится их копия, подлинник можно увидеть в музее Ростовского Кремля).

Легенды старой церкви

Кроме этого небезынтересно рассмотреть сохранившуюся деревянную дверь из толстых досок, с очень интересным замком. Можно даже попробовать повернуть в замке старинный ключ.

Надо сказать, что эту небольшую церковь удостоил своим вниманием в 1913 г. царь Николай II с семейством. Художник В. В. Верещагин писал здесь некоторые свои полотна.

А уже в наше время в этой церкви снимались эпизоды двух фильмов (фильм «Борис Годунов» и телесериал «Раскол»)

Глядя на эту церковь, понимаешь, почему о ней слагают легенды…

Итак, легенда первая…

Говорят, что эту церковь не строили, а она сама, невесть откуда, приплыла по реке Ишне и встала, как корабль на то место, где стоит и сейчас.

Легенды старой церкви

Надо сказать, что в те времена строители сплавляли по рекам готовые срубы до места возведения постройки. А уже на месте занимались сборкой и отделкой. Так что, возможно эта легенда не такая уж выдумка.

А вот и вторая легенда…

Церковь эту поставил святой Авраамий, на том месте, где ему явился Иоанн Богослов и передал чудодейственный посох. Вот что можно узнать из жития Преподобного Авраамия Ростовского:

«Было это в те времена, когда в ростовских землях было очень сильно язычество, и многие жители поклонялись каменному идолу бога Велеса. Святитель никак не мог даже подойти к идолу, обуреваемый дьявольскими наваждениями. Наконец по его молитве ему явился некий старец, который посоветовал Авраамию идти в Царьград (Константинополь) и помолиться там, в храме Иоанна Богослова. Святитель очень расстроился оттого, что дорога предстоит долгая, и победить идолопоклонников в Ростове ему удастся нескоро. Но, тем не менее, он собрался и отправился в путь. Не успел он перейти реку Ишню, как встретил другого старца, который расспросил его о намерениях и вручил свой посох со словами: «Возьми мой посох и подойди к идолу Велеса, ниспровергни его этим посохом во имя Иоанна Богослова, и он, окаянный, рассыплется в прах». Тогда Авраамий понял, что перед ним был сам Иоанн Богослов. Он сделал все, как велел ему святой, а после на месте, где встретил его, поставил храм во имя Иоанна Богослова."

Легенды старой церкви

Сейчас церковь принадлежит Государственному музею-заповеднику «Ростовский Кремль». Попасть в нее можно только с мая по сентябрь.