Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Адлер — Россия Октябрь 2011

Часть 3

В ГОРАХ КАВКАЗА

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Эту интересную экскурсию мы практически случайно приобрели в одном из киосков на улицах Адлера, хотя нечто подобное предлагалось в нашей гостинице. Но уж больно интересно и увлекательно рассказывала о туре реализаторша. Стоимость — 1000 руб./чел. Посадка значилась у предприятия «Исток», что недалеко от ТЦ «Новый век». Недалеко, удобно. Правда, мы ожидали увидеть экскурсионный автобус или хотя бы Газель. Оказалось, что в горы мы отправимся на 2-х видавших все на своем немалом веку УАЗиках вместимостью по 5–6 человек каждый. С нами в группе оказались ребята-спортсмены с тренером — суровой дамой. Водители (они же экскурсоводы) — презабавные дядьки-армяне, веселые, остроумные, прикольные. Водитель нашего внедорожника представился как Владимир, в ходе экскурсии он почему-то выделял именно меня, активно общался, шутил, безобидно, впрочем. Создалось впечатление, что и сама экскурсия была спонтанной, что и лучше. Не было потока обильной, часто незапоминающейся информации, которую заученно воспроизводят экскурсоводы, водитель по каждому месту давал короткую справку, останавливал машину в самых красивых местах. Вот это был настоящий джиппинг!

Наши УАЗики наперегонки летели по горным узким тропкам, трясло нещадно, ветви кустарников скрежетали по бокам машины, колеса поднимали фонтаны грязных брызг, под шинами шуршали камни, а мы на дикой скорости поднимались высоко в горы, мимо отвесных скал, реликтовой зелени, петляя по горным серпантинам, все быстрее и выше! Думается, летом здесь устраивают настоящие «грязные танцы», окатывая ледяной водицей с головы до ног (именно первый наш джиппинг был таким). Сейчас же нас защищал тент, хотя тряской, заставляющей подступать внутренности к горлу, мы все же насладились! Действительно, стоит увлечься джиппингом, как это развлечение станет неотъемлемой частью твоей жизни.

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Ахштырский каньон — наша первая остановка в горах. Переходим по качающемуся подвесному мостику бурную Мзымту. Вокруг теснятся живописные скалы в порослях реликтовой зелени. Силой и мощью, первобытной красотой веет от этих мест. Мне немного страшно, вздыхаю с облегчением, ступая на твердую поверхность. Забираемся по тропке в лесок, фотографируемся на обрыве, на фоне скал, слушаем грозное шипение реки. Дикая красота!

Ущелье Ац-Ху — потрясающей красоты смотровая площадка. Выходим из УАЗика и видим перед собой бархатистые поросшие плотной зеленью горы, между ними в просвете маячит голубая скала с ослепительной шапкой снежника. Над головой безоблачное небо, солнце припекает, ветерок треплет волосы. Владимир показывает, что где-то внизу прокладывают новую дорогу. А раньше ездили по старой, мимо чудовищного местечка «Пронеси, Господи», у этой скалы столько машин разбилось. Новый век со своими прогрессивными технологиями шагает далеко вперед, покоряя вечные горы. А скалы лишь насмешливо ухмыляются жалким людишкам, они для них как досадные муравьи. Что-то особое ощущаешь и понимаешь в этом месте. Я смотрю на расступающиеся горы, я пытаюсь понять их силу. А солнце так светит в глаза. Я жмурюсь, а фотоаппарат выхватывает за нашими спинами силуэты суровых гор

Мы едем на Ивановский водопад. Кажется, место это не туристическое, ни на одной экскурсии мы не видели его упоминания. Почему так называется? Кажется, по фамилии открывшего его ученого, честно говоря, не запомнила. К водопаду мы идем крутой горной тропкой по лесу. Кеды скользят по глине и корням, но мы не уступаем нашим попутчикам-спортсменам. Водопад открывается внезапно, он небольшой, но очень симпатичный, ослепительно-белоснежный. Бурный хрустальный поток с шумом спускается по поросшей зеленью скале, превращаясь в бегущую по каменистым порогам горную речку изумительно бирюзового цвета. Нас окружают тенистые заросли самшита, над головой чирикаю птички, шумит горная водица, играет в брызгах солнце. Прикасаемся пальцами к воде. Какой изумительный и тихий уголок первобытной природы!

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Троице-Георгиевский женский монастырь. Находится в селе Лесное. Чудесное и милое место. Бело-голубая архитектура зданий, утопающих в зелени. Святое местечко высоко в горах, на фоне безоблачного неба, мохнатых скал. Как ни странно, монастырь можно назвать новоделом, он основан сравнительно недавно. Главный храм возведен во имя святого Уара, замученного за веру в Александрии (Египет). Рядом расположены церковь во имя иконы «Утоли моя печали» и храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная». Мы зашли в центральный храм, я обвязала поверх джинсов юбку, предусмотрительно предлагающуюся посетительницам монастыря. Поставила свечку. Такое изумительное место, просто яркая бело-голубая сказка среди Кавказских гор.

Голубые грязи в ущелье реки Псахо — еще одна забавная остановка. Тихо здесь, спокойно. Собственно голубые грязи, обладающие целебными свойствами, находятся на противоположном берегу. Водитель поясняет, что в летний сезон курортники обязательно обмазываются глиной. Муж приносит в ладонях сизую жидкость, я легонько мажу ею щеки. Водитель почему-то спрашивает, не татарка ли я. Отвечаю, нет, хотя чувашские корни присутствуют. Одобрительно улыбается, видно ему нравится моя не слишком славянская внешность и появляющийся на югах местный выговор.

Каньон реки Псахо — целый заповедный комплекс среди Кавказских гор. Тенистые тропинки по самшитовым дебрям ведут нас на потрясающие смотровые площадки. Между отвесных шершавых скал струится бирюзовый поток, свисает изумрудная зелень, причудливо изгибаются стволы реликтов. Такая красота! Скользят кеды, под ладонью влажные перила. Смотрим на каньон. Псахо! Название-то какое! А осень уже заметна. Под ногами желтые листья утопают в лужицах на мокрых дорожках. Кутаюсь в косуху, в каньоне прохладно. А где-то непередаваемо высоко светлеет небо. Летом здесь действует кафе. Любуемся деревянными забавными фигурками. Мы, болтая с водителями, сидим за деревянными столиками, запиваем вином бутерброды. Чудесное местечко, еще бы шашлычок замутить. Кстати, вход для неорганизованных туристов в заповедник платный.

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Сухой каньон оставил сильное впечатление. Высоченные, сходящиеся над головой скалы, узкое ущелье. Скалы так близко, что можно провести по ним ладонью. Несмело идем по сухому дну каньона. Живописно. Грозно. Угрожающе-красиво.

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Напоследок нас завезли на пару смотровых площадок в горах. С них открывался завораживающий вид на синеватые горы, мягкую растительность, изумрудные долины, горные тропки и крошечные хутора. Вверху чистой лазурью блестело небо в легчайших ватных облаках. Я подставила лицо горному ветру, вдыхая чистую природу мудрого Кавказа. Мне бы хотелось жить здесь, в этих райских местах, вдали от глупого шума городов, среди вьющихся виноградников и ароматных персиковых деревьев, в маленькой побеленной хатке. Я стояла над всем этим великолепием, осознавая свою ничтожность и стараясь запомнить этот миг счастья. Да, пожалуй, среди этих гор, зелени, неба, солнца, лесов и облаков я была по-настоящему счастлива.

Экскурсия нам понравилась. В ней было все, что я хотела: драйв от джиппинга, чудесные виды, интересные места и просто хорошее настроение. День в горах Кавказа оставил самые позитивные впечатления.

ЛОЖКА ДЕГТЯ, ЧУТЬ МЕНЕЕ ЧЕМ ЧАЙНАЯ xD)

Пишу об этом не потому, что многие падки именно на «негативинку», или иначе рассказ тут же обвинят в «заказности». Просто во второй раз уже нет той эйфории новизны, когда радует и удивляет решительно все. А, может, просто я стала старше, критичнее, в чем-то циничнее и наблюдательнее. Впрочем, перечисленные ниже недостатки не для кого секретом не являются, и винить надо не милый город-курорт Адлер и его жителей — людей разных, в большинстве своем более чем адекватных и достаточно стандартных. Корить надо власти города, допускающие все это. Тем более что обвинять чиновников сейчас модно и актуально, причем во всех бедах. Как бы то ни было, расскажу о том, что не то чтобы сильно напрягало или раздражало, но порой вызывало брезгливую гримаску на моем, в общем то, довольном лице.

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Навязчивость. То ли в силу сверхобщительных характеров определенных наций, то ли от желания урвать последние крупицы с уходящего сезона. Началось все еще с вокзала, где предлагались: «Такси-кому-такси-недорого» и «граница-таможня-маршрутка». В самом Адлере тематика варьировалась от алкогольной: «чача-вино-домашнее-из-Абхазии» и эксплуатационно-животной: «фото-с-попугаем-обезьянкой» до мистическо-цыганской: «ай, красавица, будет жизнь счастливая, богатая, тебе даже гадать не надо, дай, сколько не жалко». Скажем так, с «домашним» алкоголем мы сильно нарвались в прошлый раз, причем, практически с теми же торгашами, демонстрирующими на этот раз знание нас в лицо: «Эй, постой, в том году брал, да, я тебя помню!». Обезьян я не люблю, попугаев с огромным клювом боюсь. Ну, а поворожить и сама смогу, если что:). Что касается рыночных торговцев, то на них мы просто научились не обращать внимание, проходя с каменными лицами мимо лотков с приправами-чаями-рыбой-корейскими салатиками-сувенирами. Я не скажу, что это ново. Более того, достаточно типично для черноморских курортов. Просто я не люблю, когда мне настойчиво навязывают то, что абсолютно не нужно или пытаются как-то повлиять на мои желания. Уж как-нибудь сама решу.

Причислять к негативу обширное строительство принципиально не хочу. Ну, возводят торговые центры, высотные дома, новые гостиницы, тот же порт в преддверии Олимпиады — замечательно! Курорту надо развиваться. А заборы и пока еще необлицованные строения — у нас, что ли этого нет? Явление временное, зато как вскоре будет красиво!

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Понравилось, как и в том году, что Большой Сочи является зоной, свободной от курения. Не понравилось даже не то, что народ «Хартию сочинцев» не соблюдает, пусть смолят — здоровье не мое. Не понравились окурки на пляже и мусор, и это при наличии урн. Нет, я понимаю, глупо требовать на наших курортах вылизывать пляж до песчинки, да и мусора, скажу честно, было мало. Но вместо уборщиков ходили одни «металлоискатели». Или дело в закрытии сезона, или, как всегда, в культуре самих отдыхающих. А еще, простите, выгуливать животных на общественных пляжах, пусть даже осенью, это — моветон.

Адлер-2011: юбилей под пальмами (22 октября – 5 ноября 2011). Часть 4

Но, что огорчило более всего (к навязчивости и мусору за почти 10 лет знакомства с нашими югами я уже привыкла) это — наличие бомжей. Ну, не припомню я, чтобы когда-нибудь видела на Черноморском побережье маргиналов! Жулики-цыгане, хапуги-менты — это да (кстати, в Адлере полицаи достаточно адекватные, ездят себе на машинах, к курортникам зря не цепляются). Бомжей же мы наблюдали ежедневно и повсюду: у «Магнита», на лавочках парков и скверов, валяющимися на пляже. Такое ощущение, что маргиналы тоже решили словить бархатный сезон и погреться перед лютой зимой на югах. С этим реально надо что-то делать! Я бы против ничего не сказала, если бы дело касалось многочисленных адлерских собак и кошек, они все милые и ласковые. Но антисоциальные алименты — это действительно «бе!».

Ну, вот, пожалуй, мой адлерский список «негативинки» и закончен. В целом, все было замечательно. А момент разумной критики необходим, ведь нет предела совершенству, и надо всегда стремиться улучшить существующее положение вещей. Вот только бы быть услышанной!

(31.10.2011, 4–5 утра, Адлер, гостиница «Страна Магнолий»).