Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 17 апреля 8:03

Бенальмадена, Гранада, Малага — Испания Январь 2013

Во время путешествия по Андалузии на новогодние каникулы нам встречалось так много рождественских беленов, что из них образовалась небольшая коллекция.

Всем давно уже наверное известно, что Рождественский вертеп (белен) -это воспроизведение сцены Рождества. Используются объемные фигуры, выполненные из различного материала. Иногда отдельные фигуры — механические: например персонажи забивают гвозди, пилят бревна, качают колыбельку. Бывает и вертепный театр — рождественское представление с участием людей-актеров или кукол. Вертепом называют и ящик, в котором показывается кукольное представление.

В Андалусии вертеп называется Белен (по испанск. Вифлеем). Вифлеем — город рождения Иисуса по Евангелию от Луки и Матфея. По другим источникам Иисус родился в Назарете. (INRI — аббревиатура латинской фразы IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM — Иисус Назарянин, Царь Иудейский — написано на распятии)

Главные персонажи вертепа — Дева Мария, Младенец Иисус и Святой Иосиф. Домашние животные, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием — ведь Иисус родился в хлеву (яслях), так как ни в одном доме Вифлеема не нашлось места для девы Марии и Иосифа, пришедших из Назарета. Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

Сцены — это чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Поклонение волхвов (трех королей) произошло в день Богоявления (6 января). Этот праздник широко отмечается по всей Испании.

В больших многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

В Малаге в кафедральном соборе было целых три белена. На улице перед главным входом:

Вертепы Андалузии

Внутри собора большая экспозиция — три сцены с фигурами в натуральный человеческий рост:

Мария и Иосиф ищут приюта:

Вертепы Андалузии

Приход волхвов к Ироду с вестью о рождении нового царя:

Мария с младенцем Иисусом:

В самом соборе был еще традиционный многофигурный белен:

Вертепы Андалузии

Часто встречались конечно в витринах:

В холле нашего отеля:

В детском центре:

Вертепы Андалузии

И даже в кассах, на автовокзале, откуда мы выезжали в Ронду и Гранаду, тоже был скромный белен:

На новогодней ярмарке, которая располагалась под окнами нашего отеля и откуда беспрерывно раздавались взрывы петард, я обнаружила палатки с огромным количеством всевозможных составляющих для беленов:

Вертепы Андалузии

Тут и плюшки и зверюшки:

Хижины, домики, ясли:

Всяческое население Вифлеема:

Римские колонизаторы:

Вертепы Андалузии

И, о, ужас! — там же рядом с младенцами и с Ангелочками фигурки вездесущих испанских национальных традиционных…каганеров, делающих свое дело. И цена справляющих «большую нужду» — не маленькая:

В Гранаде в кафедральном соборе был еще более многофигурный, чем в Малаге. Многие персонажи двигались, огонь в костре тоже имитировался мерцающим освещением, настоящая вода изображала реки и водопады:

Вертепы Андалузии

Этот был в ресторане над ящиком с винами:

В Бенальмадене обнаружили святое семейство прямо в аквариуме, где над младенцем Иисусом проплывали акулы:

Самый оригинальный:

В торговом центре Málaga Plaza в этом году был установлен необычный рождественский белен. Композиция выполнена из 500 современных кукол. Барби перевоплотилась в саму Деву Марию, а также ангела и пастушку. Царей-волхвов изображают Экшн-Мэн (Мельхиор), Кен изображает Гаспара, и Madelman в образе Бальтасара. Других персонажей библейской истории изображают знаменитые куклы компании Mattel. Причем автор, дизайнер Альберто Мартин, не покупает кукол — их предоставляют частные лица, а он шьет кукольные костюмы: