Турист Марина Даниленко (Marina10111977)
Марина Даниленко
была 20 марта 2020 14:28

Петра — Иордания Ноябрь 2011

Я давно хотела посетить Израиль. Но Клод почему-то не проявлял абсолютно никакого интереса к этой стране и каждый раз находил другое место для путешествия, а Израиль оставался вне наших маршрутов. И тогда я решила пойти на хитрость.

Во-первых, предложила приурочить поездку в Израиль к моему дню рождения, чтобы Клод не смог мне отказать. А, во-вторых, соблазнить его посещением города Петра, о котором он мечтал давным давно, кстати, о Петре я первый раз услышала от него. Уловки сработали, мы взяли билеты в Тель-Авив, и обязательным пунктом нашего вояжа был заезд на территорию Иордании с целью посещения Петры. Обещания надо держать.

Именно об этой части нашего путешествия я и хочу поведать в этом рассказе. Мы добрались на арендованной в Тель-Авиве машине до Эйлата — городок на самом юге Израиля. Именно оттуда мы планировали попасть на территорию Иордании. Сначала мы обошли несколько местных агентств, которые предлагали туры в Петру. Все выслушали, цены нас неприятно удивили, к тому же все агентства предлагали только однодневную поездку, а у нас был забронирован отель в Петре около самого входа в археологическую зону (об этом мы позаботились заранее при планировании путешествия).

Нежелание терять уплаченные за гостиницу деньги, желание провести побольше времени в Петре и дух авантюризма (что тоже немаловажно) взяли верх над нашими сомнениями, и мы решили ехать самостоятельно.

Арендованную машину мы оставили в Эйлате рядом с нашей гостиницей. Рано утром взяли такси и доехали до границы Израиль-Иордания. Легко пересекли границу, никто к нам там не придирался, все прошло спокойно. Мы еще с Клодом посмеялись над тем, как нас пугали в агентствах о сложности прохождения пограничного контроля. Затем на иорданском такси добрались до городка Акаба, откуда отправляются рейсовые автобусы до Петры. Такой автобус мы благополучно нашли, цена нас устроила, и мы в надежде на скорое отправление заняли наши места. Но потом выяснилось, что автобус отправится только после полного заполнения пассажирами. Шло время, автобус заполнялся медленно, можно было ждать, пока рак на горе свистнет. Но рак свистнул довольно скоро (Клод по знаку зодиака — рак). Терпение Клода лопнуло, видать он очень хотел увидеть свою мечту, он подговорил двух девушек — европеек разделить с нами такси, и мы вчетвером к всеобщему неудовольствию пассажиров автобуса (они понимали, что время ожидания отправки автобуса увеличивается еще на 4 пассажира) перебираемся в такси и отправляемся в нужном направлении:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Преимущества такси очевидны: оно гораздо быстрее, чем автобус доставило нас к месту назначения, а плюс по ходу мы останавливались полюбоваться прекрасными панорамами и само собой разумеется сделать фотографии:

К 11 часам утра мы добрались до Петры:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Бросили вещи в нашей гостинице и сразу же побежали в кассы покупать входной билет. Мы приобрели два билета со сроком действия на два дня, такой билет стоил примерно 52 евро на человека в переводе с местной валюты (деньги они хотели наличными и в местной валюте, пришлось поменять евро по невыгодному курсу в обменном пункте около кассы). Кстати, цена билета на один день и на два дня отличалась совсем незначительно, примерно 2–3 евро, если мне не изменяет память. Можно было взять гида, но говорящего только на английском языке. Учитывая мою нелюбовь к этому языку, я предпочла купить книгу на русском языке, и мы отправились исследовать город:

По дороге мы увидели цистерны джинов:

Гробница, украшенная обелисками:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Итак, мы добрались до Сика — это ущелье длиной в тысячу двести метров с хвостиком, которое считается главными воротами города. Высота стен этого ущелья достигает 80 метров:

Когда идешь по этому проходу, кажется, что это море разверзлось перед тобой, и справа и слева от тебя возвышаются стены воды:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Это было незабываемое ощущение перехода в иной мир. Клод мне рассказывал про это ущелье, он мечтал о Петре с 18 лет, а добрался до нее, когда ему было 42 года. Это счастье, когда сбывается мечта!

И нас ждал еще один сюрприз: там, где заканчивается Сик, открывается древний храм, ныне известный как Аль-Хазне, что по-русски означает Сокровищница, напоминая старинное русское слово «казна» — царская сокровищница:

Храм появляется неожиданно:

Когда ты восхищенным муравьем выползаешь из Сика на открытую под небом площадку, в какой-то момент ты обязательно себя спросишь: «Неужели этот монументальный колоссальный фасад был возведен обычными людьми?» Невольно восхищаешься талантом тех, кто вырезал из монолита подобное архитектурное чудо, это были настоящие гении, владеющие мастерством работы по камню.

Набатейской архитектуре присуща одна интригующая черта — колонны всех мавзолеев являются неотъемлемой частью монолита, из которого вырублены их фасады, колонны неотделимы от скалы, это могло быть связано с частыми землетрясениями. Однако в Аль-Хазне бросается в глаза, что нижний этаж украшен колоннами, в противоречие архитектурному подчерку набатеев далеко отстоящими от внутреннего входа:

Интересной деталью является и широкая ступенчатая терраса впереди храма, на которой и располагаются отделенные от храма колонны:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Возможно, здесь приложили ручки греки или решили заняться искусством римляне.

Справа от Аль-Хазне есть открытый проход, ведущий в Долину Муравьиных Пещер. Отвесные скалы площадки напротив Сокровищницы и самого прохода усыпаны гробницами:

Считается, что это гробницы, хотя на самом деле их истинное назначение неизвестно. Наверху фасадов можно увидеть изображение лестницы, ведущей в небеса:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

В Петре совершенно необыкновенный цвет природного песчаника скал, в зависимости от времени суток и погоды он меняется от бледно-желтого до темно-коричневого:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Уникальный эффект создает скальная бежевая поверхность с нарисованными на ней кружевами красных прожилок.

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Основной цвет, обессмертивший Петру — это цвет человеческой крови! Арабы называют древний город розовым городом:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

В первый день мы решили во что бы то ни стало найти панорамную площадку с видом на Аль-Хазне. Лестница, ведущая в небеса, она нам показалась бесконечной:

Единственное животное, которое могло по ней подниматься и спускаться — это осел:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Почему бы и нам не воспользоваться этим транспортным средством?

Наверху мы обнаружили подобие человеческого жилища:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

где гостеприимные хозяева предложили нам по чашке чая:

Честно сказать, я вежливо отказалась от предложенного напитка, разыгралось чувство брезгливости (воды-то там очень мало, только та, которую привезут на себе ослы, напрашивается логичный вопрос, как они моют посуду).

В итоге до панорамной площадки добралась только я,

Клод потом посмотрел мои фотографии:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Для первого дня нам хватило, и мы вернулись в нашу гостиницу. В эту ночь можно было заказать ночную экскурсию и увидеть Петру в огнях зажженных свечей. Но Клод так устал, что категорически отказался от ночных бдений. Мы решили хорошенько выспаться, чтобы на следующий день пойти на штурм главного храма. Хотя, честно сказать, я до сих пор жалею, что упустила такую возможность. Хоть второй раз возвращайся, чтобы увидеть ночную Петру!

День второй.

Мы встали рано — в семь часов утра. Позавтракали и снова в Петру. Снова проходим по Сику, подмечая новые незамеченные вчера детали:

От Аль-Хазне мы направляемся в Долину Муравьиных Пещер:

Римский театр:

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Сегодня мы обязательно должны были посетить настоящее сокровище Петры — Монастырь Ад-Дейр Древний. До Монастыря можно добраться на ишаках

или резвых жеребцах, которые за небольшую плату готовы нести тушки изможденных туристов в самое поднебесье Петры. Мы весь путь преодолели на своих двоих, что почти граничит с олимпийским рекордом! Клод периодически поднывал, но попадавшиеся по дороги достопримечательности отвлекали его от боли в отяжелевших ногах.

Центр бывшего полиса включает в себя Колоннадную Улицу греко-римского образца

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

и древние храмы города, вернее то, что от них осталось после природных катаклизмов.

Великий Храм Петры или Храм Слона:

Ворота Теменоса:

Наконец то, мы добрались до истинной драгоценности Петры — Монастыря:

Ад-Дейр сохранил свое первобытное очарование: ни греки, ни римляне, никто другой не коснулся камня Монастыря.

В Монастыре нет ничего лишнего, никаких античных скульптур и капительных узоров, только медальный орнамент под шапкой Мономаха с традиционным горшком наверху — заветная урна, вот и все, чем его украсили древние строители — гении камня. Титаническое сооружение!

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

Около этого сооружения мы встретили местного мальчишку, с которым Клод поиграл в футбол

ПЕТРА – магический город набатеев в розовом камне

и под конец подарил ему свою любимую шапку с логотипом Ювентуса:

Время пролетело незаметно и пора было возвращаться. Обратный путь был гораздо легче — все время под горку. В 5 часов вечера около нашей гостиницы нас ждал наш водитель такси и те же две девчонки, с которыми мы договорились разделить и обратную дорогу. Мы благополучно добрались и пересекли границу, снова оказавшись на территории Израиля.

Мы с Клодом порадовались, что не взяли организованный однодневный тур, а поехали в Петру самостоятельно. По деньгам мы не сильно сэкономили, но зато провели в Петре два дня вместо одного. И поверьте мне, это того стоит!

Советы:

1) запланируйте на посещение Петры как минимум два дня (если вы любите экскурсии такого типа);

2) если вы хотите посетить ночную Петру, то надо заранее узнать, в какие дни проводится эта экскурсия, она бывает только в определенные дни недели (мне кажется, что это классно, хотя я и не видела это зрелище своими глазами).