Турист olga1007
был 19 сентября 2017 21:57

Стамбул впечатляет!

Кемер, Анталия + 1 город — Турция, Сусс — Тунис, Лимассол — Кипр Январь 2013

Стамбул впечатляет! Но мой отзыв посвящен не описанию достопримечательностей. Их каждый может найти в путеводителях или многочисленных статьях в Интернете. Мы хотим поделиться со всеми, кто собирается в путешествие по Стамбулу, важной информацией, которую сами в первую очередь ищем в отзывах, планируя поездки. Информацией, которую вы не найдете в путеводителях или она там будет крайне приблизительной. Итак,

1. Обмен денег

В аэропорту мы не пользовались обменниками, но курс, который указан на табло вполне себе ничего. Правда, не знаю, берут ли там комиссию. Самый лучший курс — в обменниках на Истикляле (во всех был одинаковый) — где-то 1,74 лиры за доллар. По мере продвижения к историческому центру доллар снижал вес — в обменнике рядом с Айа-Софией, где трамвайная линия, давали за доллар всего 1,68 лиры. Для сравнения в августе 2012 в Мармарисе мы меняли 1 доллар=1,76 лиры. Есть обменник около Галатской башни, там курс приемлемый, но ниже чем на Истикляле.

Соответственно, курс рубля к лире составлял в январе 2013 примерно 17,5 рубля за 1 лиру (в августе 2012 — 18 руб., когда доллар стоил 32 руб.).

Если рассчитываться в лавочках долларами, то сдачу сдают по сильно заниженному курсу, так что лучше поменять деньги заранее.

2. Транспорт

Узнать и понять страну или, в данном случае, город из окна туристического автобуса невозможно. Мы перемещались по Стамбулу самостоятельно, пользуясь картой, в том числе и картой трамваев и метро, прочувствовав всю аутентичность стамбульского транспорта.

Во-первых, стоимость поездки на трамвае, метро и фуникулере одинаковая — 3 лиры.

Во-вторых, мы так и не поняли, чем фуникулер отличается от метро. Может тем, что ездит вверх-вниз между пунктами без промежуточных остановок?

В-третьих, метро в Стамбуле сильно отличается от привычных нам метрополитенов, скажем, Москвы или Питера. И не только очень скромным дизайном и небольшой глубиной, но и тем, что пересадки с линии на линию не предусмотрены — снова иди через турникет и плати 3 лиры.

Оплата за поездки осуществляется по пластиковым жетонам. Около трамвайной остановки или перед станцией метро (фуникулера) установлены автоматы. Опускаешь монетки или бумажную купюру, автомат считает, на сколько это жетонов, ОК, получай жетоны. Если нужна сдача, то нажав соответствующий ответ (есть надписи на английском), получаешь жетоны и сдачу монетами по 1 лире. Так что крупные купюры лучше в автомат не запускать!

Такси — по счетчику. Цены приемлемые. От Еминёню до торгового центра «Форум Истамбул» набежало около 20 лир. Желтые машины такси стоят в очередь, в частности на стоянке на Еминёню, заказ берет соответственно первая их машин.

3. Экскурсии.

Мы осматривали все объекты самостоятельно, пользуясь предварительно прочитанной информацией, а также путеводителем. В Айа-Софии можно приобрести (советую) путеводитель на русском языке. Во Дворце Топкапы путеводителей на русском языке не было, а на английском стоили в разы дороже, чем на других языках. Купили за 2 лиры, до сих пор не знаю, на каком языке. Главное, что есть карта и фото самых главных достопримечательностей с указанием их места нахождения. Все нашли и осмотрели.

Цены на билеты следующие:

Голубая мечеть — бесплатно, небольшая очередь, нужно снимать обувь, под которую дают пакеты.

Айа-София — 25 лир, очередь небольшая, очень быстро продвигалась, в пределах 5–10 минут.

Йеребатан (Цистерна Базилика) — 10 лир, без очереди.

Галатская башня — 13 лир, очередь, стояли минут 20, далее очередь на лифт. На смотровой площадке очень тесно. На мой взгляд, цена явно завышена, хотя панорама впечатляет.

Дворец султанов Топкапы (без гарема) — 25 лир, быстро идущая очередь в павильонах на просмотр экспонатов.

Прогулка по Босфору — от 10 лир до 15 евро. Об этом следующий пункт.

Прогулка по Ипподрому — конечно, бесплатно и в любое время.

Кстати ночью мечети и колонны Ипподрома красиво подсвечены, а фонтан на площади между Айа-Софией и Голубой мечетью разными цветами.

Для сравнения приведу цены на экскурсии, которые нам предложила принимающая сторона Скарлетт:

Прогулка по Босфору на теплоходе — 30 долларов за 1ч 45 мин.

Историческая экскурсия по городу (Голубая мечеть, Ипподром, Айа-София, Йеребатан, Дворец Топкапы, Золотой базар) — 80 долларов за 6 часов (для такой программы это очень быстро, практически бегом).

4. Прогулка по Босфору (2 часа).

Минимальная цена 10 лир на большие катера, которые отправляются со специального причала. Если идти по набережной от Сиркеджи к Галатскому мосту, то почти у Галатского моста увидите павильон (зал ожидания с турникетами), на котором написано «BOGAZ ISKELESI», ниже — «BOSPORUS CRUISES PIER» и красной бегущей строкой — «circle cruise 2 hours 10 TLS».

Расписание мы так и не узнали, поскольку увидели этот причал только во время вечерней прогулки. Утром до него мы просто не дошли — на пути нас перехватили шустрые зазывалы и, соответственно, зазвали на кораблик поменьше, но «отправление через 20 минут» за 15 лир — «только сейчас и только для вас». Еще один плюс нашего кораблика — он отправляется от причала за Галатским мостом и проплывает под ним, что тоже своего рода «атракцион».

Во время прогулки никаких комментариев ни на каком языке не давалось, но все объекты узнаваемы благодаря путеводителю. Впечатления от круиза очень благоприятные, после чего Галатская башня за 13 лир немного разочаровала.

Чем дальше от пристани, тем выше цену предлагают зазывалы, максимальная цена — на площади между Собором и Мечетью.

Кстати, сразу берите у продавцов круиза брошюру с маршрутом — очень помогает «узнавать» объекты культурного наследия.

5. Еда

Остаться в Стамбуле голодным невозможно. Начиная с того, что кафешки буквально в каждом доме, заканчивая уличной едой — вкуснейшие бублики с кунжутом за 1 лиру или свежевыжатый сок. Немного о соке. Самый-самый большой стакан гранатового сока на Истикляле стоит 12 лир. Но на улице сок очень холодный, хотя вкусный и, главное, свежайший. В кафе торгового центра нам также при нас выжали сок, и мне он понравился больше, потому что не был ледяным, раскрылись все ноты его вкуса.

Прочитали в одном из отзывов про уличную полиэтиленовую палатку под Галатским мостом, где готовят вкусные булки с рыбой. Подтверждаем — действительно очень вкусные. Готовят при вас, оба повара в перчатках, булочка выдается в бумажном пакете плюс салфетка. Эта палатка находится сразу около левого спуска с Галатского моста, если идти по нему от Эминёню в сторону Бейоглу, около палатки расставлены маленькие столики с такими же маленькими табуреточками. На берегу около этой палатки расположен рыбный рынок. Посмотрите на его изобилие как на достопримечательность Стамбула, особенно забавляют чайки огромных размеров, выпрашивающие рыбку у продавцов.

Фаршированных мидий попробовать не решились, хотя очень любим морепродукты. Они продаются в больших тазах, но там, где они нам попадались, желания их попробовать не возникло-то место было явно неподходящее (около общественного туалета), то приготовление вызывало вопросы (без перчаток).

Около Ерибатана перекусили жареными каштанами. Маленькая 100-граммовая порция стоила 3 лиры, но каштаны оказались очень сытными, и двум взрослым людям этого вполне хватило «заморить червячка».

Наш отель «Ербил» находится на улице Ibni Kemal, неподалеку от трамвайной остановки Гюльханэ. Улочка узенькая, отельчики в каждом доме, также много там и кафешек. Мы ужинали в Natay restaurant. Сразу, еще на улице, принесли меню на русском языке, обслуживают быстро, аккуратно. Мы попробовали и супы, и разные кебабы, и шашлычки рыбные и мясные, салат из баклажанов. Все было очень вкусное, без лишней остроты. Цены (со спиртным) в среднем 60 — 80 лир на двоих. Кстати, в этом кафе каждый раз было много русских туристов.

Меню аналогичных кафе примерно одинаковое, цены тоже.

6. Магазины.

Поскольку мы жили в центре исторической части, прямо около парка Гюльханэ, то вся инфраструктура в окрестностях нашего отеля была ориентирована на туристов, то есть магазины в основном сувенирные плюс спиртное и сладости. Нашли один маленький продуктовый супермаркет на улочке, идущей от Гранд-Базара к трамвайной линии.

Шопинг совместили с посещением аквариума «TurkuaZoo», который находится в торговом центре «Форум Истамбул» (говорят, крупнейший в Европе). Билеты для взрослых в аквариум стоят 28 лир.

Как добраться. На такси от Еминёню — около 20 лир. Можно общественным транспортом с пересадкой — на трамвае до остановки Аксарай (Aksaray), затем на метро до остановки Kartaltepe-Kocatepe. Идти от трамвайной остановки до метро минут 7 — 10, направление спрашивали у прохожих, охотно помогают, но нужно хоть немного говорить на английском. На общественном транспорте получается 12 лир на двоих, дольше по времени, особенно если не знаешь, куда идти.

Также туда ходят автобусы и маршрутки, но где их остановки, каково расписание движения, а также стоимость проезда, мы узнать не успели.

В торговом центре «Форум Истамбул» обменников не видели, карты принимают во всех отделах, очень много кафе на любой вкус, внутри есть кафетерии, где готовят фрэш из любых фруктов, в том числе миксы.

Стамбул впечатляет!

7. Погода в январе.

Нам с погодой повезло. В первые два дня (4 и 5 января 2013) хоть и немного похолодало до +6 — 8 градусов, но было солнечно и сухо. Я даже пожалела, что не прихватила солнцезащитные очки. 6 января было еще прохладнее, с Мраморного моря дул ветер, немного поморосил дождь. Но уже по приезду во всех новостях и в Интернете мы наблюдали, какой может быть январская погода в Стамбуле — снежная буря парализовала город, аэропорт и даже Босфор. А потом опять солнышко и никакого снега.

Надеюсь, наша информация будет полезна. Также рекомендую путеводитель серии Красный гид, небольшой, с хорошими картами. Повторюсь, что вся информация приведена по состоянию на январь 2013 года.