Турист Olga Oxenhorn (1968alga)
Olga Oxenhorn
была 19 апреля 14:46

Словакия Июль 2012

В дальнейшем, мы поймём, что совершили ошибку, выбрав отправной точкой именно Штрбске Плесо. Поскольку курорт находится на довольно приличной высоте, тепло и солнечно там не бывает почти никогда. Возможно, для зимнего отдыха он более подходит, но летом горы постоянно окутаны туманом и приходится буквально ловить каждый погожий день.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Вот тогда в Плесо творится нечто невообразимое: толпы туристов устремляются в горы. У словаков вообще, поход в горы — национальный вид спорта. Горам у них покорны все возрасты. Тащат в рюкзаках грудных детей, те, которые могут ходить сами, плетутся за родителями. Престарелые пары и бесстрашные старики-одиночки. Всё это столпотворение наступает тебе на пятки. Или ты им наступаешь.

Один раз нам удалось выбраться на маршрут из Штрбске Плесо. Маршрут идёт до Попрадского Плесо, затем через перевал под Острвой (1978 м), по Татранской Магистрали до Батизовского Плеса, находящегося прямо под Герлаховским штитом — самым высоким в Татрах (2655 м), спуск можно варьировать.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Мы свернули с Магистрали в Татранску Полянку. В Полянке на нас чуть было не обрушилась гроза. К счастью, на спуске, уже на асфальтированной дороге нас подхватил микроавтобус. Было как раз два свободных места. Эта маршрутка специально для туристов курсирует от Татранской Полянки до Слезского Дома — это отельчик в горах на высоте 1670 м. Вернулись на поезде (зубчатка ходит от Штребского Плесо до Попрада и обратно каждый час). Пришлось на вокзале пережидать проливной дождь.

А следующим утром опять туман, будь он неладен, и мы решили бежать куда-нибудь подальше, а именно в Национальный заповедник Словенский (или Словацкий) Рай. Всё на той же зубчатке добрались до Попрада, а там — солнце, никакого дождя, теплынь. От Попрада буквально в 15-ти минутах езды на местной электричке находится деревня Врутки. Вот от неё мы и начали маршрут в Рай. Миновав ещё одну деревню под названием Грабушице, мы свернули на тропу, идущую к пролому (каньону) Горнадо. У входа в каньон стояла будка, изображающая кассу, в той будке сидел какой-то подозрительный дед, который брал за вход деньги, не выдавая при этом никаких билетов. В Горнадо мы не полезли, а свернули на верхнюю тропу к Томашовскому Выгляду.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Часа через полтора тропа пошла круто вниз, и мы оказались у развилки-либо часовой подъём на Томашовский Выгляд, либо часовой переход по пролому Горнадо. Здесь в него можно было войти совершенно бесплатно. Мы решили, что подъёма с нас достаточно и вошли в Пролом. Тропа очень живописна, вдоль бурлящей горной реки, имеющей, соответственно, название Горнадо. Там где сильно выступают скалы над водой, прибиты железные решётчатые ступеньки и натянуты цепи.

Страшновато было, адреналина хватили, особенно я. Томашовский Выгляд мы увидели снизу. Это большой выступ на отвесной скале. Оттуда открывается очень красивый вид.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Далее, тропа перешла в грунтовку, идущую в деревню Чингов. Отсюда можно начать маршрут в Словацкий Рай в обратном направлении. А мы зашагали на станцию Спишские Томашовцы, что в двух километрах от Чингова.

Ориентируясь на расписание, взятое из интернета, поезд должен прибыть в Томашовцы в 17.50. Мы пришли на станцию на полчаса раньше. Правда, станция — это громко сказано. У железнодорожного полотна стоял покосившийся сарай, весь изрисованный граффити. Окна и двери в нём отсутствовали. Никаких признаков кассира. Мы засомневались, останавливается ли вообще на этом полустанке поезд. Перейдя через пути, зашли в безлюдное кафе, где хозяйка подтвердила, что поезд всё же будет в 17.50. Мы успокоились. А то, прямо, хоть ночуй в этих Томашах. Ближе к приходу поезда даже подошёл местный люд, человека 2–3 словаков и кучка цыган-подростков.

Наше Штрбске Плесо по-прежнему нас встретило хмуро.

Утром мы вновь сели всё в тот же зубчатый поезд и доехали до Старого Смоковца. Вот где надо было останавливаться! Смоковец и Татранска Ломница — два старейших курорта в Высоких Татрах. Здесь гораздо теплее, чем в Плесо, поскольку пониже, да и просто уютней. Пансионы в немецком стиле, куча магазинчиков, кафе. Жизнь кипит.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Дошли до фуникулёра, в надежде подняться на вершину Гребенок, а он не работает. Пришлось подниматься пешком. Лес в этих местах уже почти весь вырублен. Такими темпами, какими словаки вырубают свои леса, от них лет через 10 ничего не останется.

Подъём на Гребенок крутоват, но много времени не занимает. Там наверху пообедали в кафе самообслуживания и начали спуск через Райнерову хату (один из старейших горных приютов), мимо водопадов Студёного Потока в Татранскую Ломницу.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

На спуске лес попадался совершенно мёртвый. Сухостой. Не понятно, что с ним случилось. С чего вдруг засохли эти вековые ели? Читала я про какой-то смерч несколько лет назад, что за несколько минут погибло несколько гектаров леса. Но, на последствия смерча как-то не похоже. Сухие деревья срубают, но вывезти их нет никакой возможности, поэтому кругом сплошной бурелом. Не дай Бог сойти с маркированной тропы.

Татранская Ломница очень похожа на Смоковец, и мы опять пожалели, что не остановились в одном из этих городков. В Штрбске Плесо даже не хотелось возвращаться. Опять этот жуткий холод и промозглый ветер.

«Нас утро встречает прохладой…" Надо ли говорить о том, каким выдалось утро следующего дня? Тяжёлые, хмурые тучи обещали затяжной дождь. И мы снова рванули из этого полюса холода и мокроты.

Поехали в Лёвочу. Путеводитель обещал необыкновенной красоты городок, ренессансную архитектуру, живописные виды… От Попрада полчаса езды на автобусе. Край оказался густо заселён цыганами. Их хутора жмутся к деревням тут и там. Жалкие лачуги, сортиры на улице. Похоже, у них даже электричества нет. Из труб их лачуг шёл дым, из чего мы сделали вывод, что еду они готовят на печках.

Лёвоча — эдакий медвежий угол, глухомань жуткая, но если довести её до ума, могла бы быть похожа на Чешский Крумлов, к примеру. Городок, и правда, симпатичный, но уж больно запущенный.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Обойдя его за полчаса, мы поднялись ещё и на Марьянский холм, где находится одноимённый костёл. Оттуда открывается красивый вид на Лёвочу.

А после обеда забеспокоились об отъезде из этой дыры, ибо в расписаниях автобусов сам чёрт ногу сломит. Мы в них так толком и не разобрались. То, что выдавал интернет, как правило, не совпадало с действительностью. Вот и из Лёвочи уехали совершенно случайно. Пришли на автостанцию, а тут и автобус в Спишска-Нова-Весь. Нам туда и надо было, а там — на поезд и опять в Плесо… Бр-р-р-р!

Спишска-Нова- Весь состоит в основном из тех самых «коробчатых построек» советского периода. Старый город очень мал, буквально пара улиц. Интересно здание бывшего оперного театра. Необыкновенно красивое, но уж больно обшарпанное.

У нас оставался ещё один полный день в горах. Погода, как всегда, была не очень и мы уехали в Татранску Ломницу, чтобы подняться по канатке до Ломницкого штита (2632 м). Цена на подъёмник не обрадовала, и мы взяли билеты только до Скального озера (1751 м).

Да и правильно сделали — Ломницкий штит полностью был скрыт облаками, стало быть, вида оттуда никакого. На озере было 8 градусов тепла и жуткий ветер. Но, всё равно, мы провели там около часа, чтобы в последний раз полюбоваться панорамой Высоких Татр.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

А потом вышли вновь на Татранскую Магистраль, но уже в обратном направлении и спустились вдоль живописной горной реки в местечко Татранска Лесна. Лес на протяжении всего спуска отсутствовал. Правда, был чистым, возможно, сухие брёвна отсюда сплавляли по реке.

Провожало нас Штрбске Плесо следующим утром абсолютно чистым голубым небом.

Природа и замки Словакии. Часть вторая

Немеренное количество приехавших из Штрбы туристов устремилось в горы. А мы поехали в город Тренчин.