Турист ValentinPanov (ValentinPanov)
ValentinPanov
был 4 апреля 20:46

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Стокгольм — Швеция, Осло — Норвегия, Копенгаген — Дания, Рига — Латвия Январь 2013

Вернувшись в ноябре из относительно теплой в это время Испании и Португалии, вдруг понял, что не хочу провести новогодние каникулы в беспробудном застолье и бесконечных просмотрах телепрограмм. Открытая шенгенская виза подталкивала к поиску нестандартного путешествия на праздничную новогоднюю декаду. К сожалению, моя вторая половина не выразила встречного желания совершить поездку зимой на север, найдя отговорку в том плане, что Новый Год — семейный праздник, и нужно его встречать в окружении родных. Но и препятствовать мне в реализации замысла не стала. А замысел заключался в том, чтобы выбраться в Скандинавские страны, которые находятся «на отшибе» Европы и не относятся к популярным направлениям (не принимаю во внимание круизы на паромах, это ранее уже было пройдено, где главным впечатлением является собственно нахождение на пароме, а на осмотр скандинавских столиц дается несколько часов, в основном — из окна автобуса. Если принять во вимание желание представительниц слабого пола робежаться по магазинам и отыскать места отправления естественных надобностей, то из этих ескольких часов на самостоятельный осмотр достопримечательностей остается совсем ничего.

Итак, собственно план: Минск-Стокгольм-Осло-Копенгаген-Минск. Обратный путь пролег через Ригу, вынужденная 5-часовая пересадка не напрягла, зато позволила увидеть центральную часть Риги. Вылет из Минска был обусловлен дешевизной перелета в Стокгольм и возвращения из Копенгагена (в 2–3 раза дешевле, чем из Москвы). Перелет Минск-Стокгольм обошелся в 3500 руб., остальные перелеты по маршруту — 2700, 2900, 3350 руб. К сожалению, друзья, у которых имелась открытая шенгенская виза, поначалу заинтересовавшись, по разным причинам отказались участвовать в этом новогоднем вояже. Ну ничего, не отступать же от замысла! Поеду один! Хотя это и несколько некомфортно, не так безопасно, неудобно в плане бронирования жилья, а также сокращает мобильность при передвижении с вещами (некому оставить на время, присмотреть, всё ценное постояно приходилось носить с собой).

Опыт самостоятельных путешествий укрепил меня в уверенности, что каждая европейская столица заслуживает того, чтобы провести в ней не менее 3–4 дней. Первый день — прибытие, размещение, беглый осмотр центра. Второй день — всё еще суетливое посещение наиболее ярких мест, известных туристических объектов. Третий день — спокойное получение удовольствия в наиболее понравившихся местах, исследование окрестностей. Если в окрестностях (соседних со столицей городках) имеются значимые достопримечательности, то на это тоже нужно уделить денек (но лучше не последний, чтобы не рисковать с обратным выездом).

Итак, Стокгольм. Ранее я там уже был с пароходным круизом, был покорен красотой центра этого города, но крайне не удовлетворен слишком малым временем нахождения в нем. И вот, наконец, самостоятельный, не зависимый от других туристов, визит. Всё в моих руках.

Конечно же, я выбрал для проживания хостел в самом центре Стокгольма, на Гамла Стан. До основных достопримечательностей, королевского дворца — не более 500 метров. Это вообще мое правило — бронировать отели максимально близко к историческому центру и основным объектам, и одновременно близко к пунктам отбытия из города (авто- и жд вокзалу, остановкам транспорта, следующего в аэропорт), чтобы лишний раз не тратиться на такси. Хостел в Стокгольме бронировал за пару месяцев, но, как ни странно, он и предновогоднюю ночь не был полностью заполнен, оставались свободные места.

К сожалению, погода под Новый год была несколько пасмурной, что в сочетании с очень коротким световым днем навевало некоторую унылость, но это не помешало детально обследовать как Гамла Стан, так и другие живописные районы города. Под ногами был лед, местами присыпанный гранитной крошкой, местами была снежная хлябь, в т. ч. и прямо возле королевского дворца. Видно и там коммунальщики не напрягают себя лишними усилиями. Типа «само растает». Но ноги временами у меня были совсем мокрыми.

Итак, Королевский дворец.

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Как я понял, специального «кремлевского полка» в Швеции не содержат. Дворец охраняют солдатики из разных действующих воинских частей, которых вахтовым методом присылают на это ответственное мероприятие. Поэтому особенной вышколенностью эти вояки не блещут. И форма не у всех одинаковая. Стоят на посту достаточно вольно, временами прохаживаясь восле своего поста. К каждому постовому регулярно подходит офицер, что-то им поправляет, о чем-то с ними разговаривает. Хотя формально караул меняют каждые 2 часа днем и вроде как 4 часа ночью, но на моих глазах нескольких солдатиков меняли уже через полчаса в индивидуальном порядке. Там у них рядом каптерка, где отсиживается вся караульная рота, откуда и выскакивают периодически новые солдатики для подмены. Это при том, что температура воздуха в эти дни была около 0. В целом наблюдать развод караула достаточно потешно, если пойму, куда здесь выложить видео, сделаю это. А пока еще несколько снимков шведских солдатиков и непосредственно процедуры смены караула:

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Чтобы совсем завершить на сегодня с военной темой в Швеции (потом отдельно остановлюсь еще на дворцовых караулах в Осло и Копенгагене), забегая вперед, расскажу о стокгольмском музее армии (ARMEMUSEUM), вход в который, к моему удовольствию, весь декабрь был бесплатный. Но музей произвел на меня очень сильное впечатление, поэтому советую посетить его даже и за деньги. Он расположен метрах в 500 строго на север от Гамла Стана.

Поначалу я был скептически настроен к этому музею. Видел такие в разных странах: пушки, сабли, копья, военная амуниция…

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Но этот музей меня поразил. Во-первых, шведские музеи вообще активно используют способ создания композиций с участием манекенов, практически восковых фигур, очень похожих на живых людей. Но здесь это было практически в каждом зале. Запечатлены сценки армейской жизни как в военных, так и в мирных условиях.

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Самое потрясающее, что, в отличие от советских и иных военных музеев, главный лейтмотив этого музея — акцент на том, что война — грязное дело, что это противоестественно, античеловечно, сродни разборкам первобытных людей и племен.

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

И что с древних времен кому война — кому мать родна.

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

А то, что при этом страдает мирное население — как бы в расчет не принимается.

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

В то же время — акцент на том, чтобы и в военных условиях у солдат имелись все необходимые бытовые удобства и гигиенические средства. Оцените сами!

Рождественская Скандинавия и примкнувшая к ним Рига. Часть 1.

Чтобы не очень сильно утомлять себя и внимание читателя, на этом завершу первую часть своего рассказа о скандинавском новогоднем путешествии. Продолжение следует. Следите за анонсами:)