Турист Александр (Alex)
Александр
был 20 апреля 20:52

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

Варшава — Польша, Нюрнберг — Германия, Венеция — Италия, Ницца + 4 города — Франция, Монако Июль 2008

Решил я поехать в автобусный тур «Галопом по Европам», чтобы как говориться и на мир посмотреть и себя этому самому миру показать. Началось мое путешествие далеко от Москвы, а точнее в 2-х днях пути поезда по просторам нашей родины. Приехал я утром на Казанский вокзал, отъезд группы намечался в 14:30 с Белорусского вокзала, так что у меня было полдня на прогулку по Москве. Закинул вещи в камеру хранения и начал свой тур естественно с красной площади, Кремля и прилегающих территорий. В общем прогулялся по Москве, в супермаркете на всякий случай запасся некоторым количеством чистой питьевой воды в пол-литровых бутылочках, так как был наслышан о высоких ценах на воду в Европе (что кстати оказалось правдой), только эта вода до Европы так и не доехала (-:, так как была выпита раньше, все таки жара…июль…. или еще июнь, в общем неважно… лето.

Так вот  в 2 часа дня на Белорусском вокзале под табло стали собираться немаленькие группы народу с вещами, оказывается вместе с нами на том же поезде ехали еще 4 группы, и у них тоже там был сбор. Я сначала прибился к одной группе, вроде как тоже в Париж ехала, успел познакомиться с несколькими туристами, чтобы не скучно было в поезде ехать, а потом оказалось что они из другой группы, а наш гид собирала туристов чуть в сторонке. О нашем гиде хочется сказать отдельно. С гидом нам очень повезло Наталья Заболотная (далее Наталья), как гид просто замечательна. Прекрасно знает страны, которые мы проезжали, очень интересно рассказывала об истории тех объектов которые мы посещали и других, оперативно большинство возникающих проблем, подсказывала, где лучше и дешевле перекусить, какие товары и продукты лучше покупать, где нас могут обмануть и где выбор побогаче. Так что самым первым плюсом поездки была Наталья Заболотная. Она нам раздала наши документы, посадила в вагоны и наконец-то автобусный тур начался…… правда на поезде (-: .

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

Рано утром  мы приехали в Брест там нам на вокзале у нас было 2 часа до электрички (как нам сказали на электричке намного проще и быстрее пересекать границу, чем на автобусе)   на вокзале в Бресте есть туалет в котором принимают и рубли и белорусские зайчики, а также кафешка и несколько магазинчиков, правда в 7 утра работала только кафешка, в ней принимали только зайчики и у обменного пункта, (кстати очень удобного, там меняют практически любую валюту и рубли на евро и евро на доллары и тд.) выстроилась внушительная очередь желающих приобрести зайчики и пополнить запас Евро. Советую много зайчиков не покупать, мы, например, обратно в Белоруссии через вокзал быстро прошли и «зайчики» теперь лежат у меня на память о союзном Белорусском государстве. Оставьте себе на обратную дорогу на всякий случай совсем немного, на кофе и булочку. Так как не факт что они еще понадобятся. Там же кстати можно поменять польские Злотые. В приграничных польских кафешках и магазинчиках, а также на заправках берут и Евро, а вот в городах только Злотые, поэтому я еще на Белорусском вокзале запасся некоторым количеством польских денежек, чтобы потом не терять драгоценное время в поисках обменника в Варшаве.  Так вот, пошли мы на пропускной пограничный пункт, мне показалось, что все группы пошли одновременно, так как толпа с чемоданами была внушительной, хорошо, хоть что группы пропускали вне очереди, прошли паспортный контроль, о досмотре вещей никто и не думал, так в паспорте штампик поставили и выпустили нас в следующее помещение, вроде застекленной галереи. Все естественно устремились туда, на «свободу», а не тут то было, дверки снаружи открывать пока не собирались, так что в эту галерею мы забились как селедки. Минут через 10 нам, наконец, открыли 1 створку двери, в которую ринулся народ, хорошо мы открыли и вторую створку, а то толпа с чемоданами могла снести все. Дошли мы до своего вагона электрички, здесь  у нас была выкуплена большая часть мест и погрузились. На электричке мы ехали минут 10, причем медленно, в прогулочном темпе. А потом еще 30-40 минут ждали, когда же к нам, наконец, придут польские таможенники, пришли 2 веселых парня, один из которых все время шутил, смеялся, проставили нам штампы в паспорта и выпустили в Европейский союз!!!

У вокзала нас ждал наш зелененький автобус, гид раздала нам план автобуса, со схемой рассадки. Автобус нам по какой-то причине заменили, поэтому рассадка немного сдвинулась. В общем когда определились с рассадкой, погрузили вещи в багажник познакомились с соседями и нашим польским водителем Мареком, мы поехали. Теперь уже началась собственно автобусная часть нашего «Автобусного тура Париж и Лазурный берег». Наталья нам рассказала о нашем маршруте, о наших планах на сегодня, об автобусе. Автобус у нас был не плохой 2 телевизора для DVD фильмов, вместительный бак для кипятка, туалет «для экстренных ситуаций». Кипятка у нас практически всегда хватало на всех желающих на стоянках (кипяток разливал водитель только на остановках), главное было дозваться водителя чтобы он налил кипятку, кран находился в закрытом шкафчике, а ключ только у водителя. Единственно, хотелось бы конечно чтобы расстояние между сидениями было побольше, высоким и полным людям, будет не очень удобно, особенно в ночные переезды, Кстати с правой стороны автобуса, там где входы расстояние между сиденьями мне показалось чуть больше, чем на левой, где я и сидел. Самые хорошие места это конечно места впереди, но там стоит перегородка и вытянуть ноги нельзя никак, так что тут уже выбирайте сами, либо хороший вид и затекшие ноги, либо удобство, но вид в боковое окно. Самыми плохими местами автобуса мне показались места около средней двери, там и вид как у всех, но ноги вытянуть мешает перегородка, а ближе к концу поездки ароматы из биотуалета при открытии двери этого самого туалета не самые лучшие бьют в нос. Довольно плохой обзор на среднем заднем месте автобуса, я даже не знаю продаются на него места или нет, поскольку сидящему на нем не куда было бы поставить чашку или еще что-нибудь. Остановки были через каждые 3-4 часа около магазинчиков, чтобы все желающие могли сходить в туалет и перекусить или купить что-нибудь. Туалеты на большей часть маршрута стоили около 40-50 евроцентов, только в 1 месте в Германии были по 1 евро, но также много и бесплатных туалетов, так что при планировании бюджета поездки заложите в него около 10 евро на посещение туалетов.

Итак мы выдвинулись от границы покорять польские земли минут через 15 мы приехали местечко с магазинами, которые в Польше называются Sklep и большим ресторанчиком самообслуживания (т.е столовкой). Набрали на поднос еды (кстати во всей  Польше и большей части Германии просто очень большие порции и те, кто привык заказывать салатик и еще что-нибудь могут просто зря потратить деньги на еду, так как в некоторых местах можно брать один салат на двоих и наесться этим салатом на день вперед. Поэтому многие брали одно блюдо на двоих и что-нибудь попить) расплатились, там сумму говорят в злотых но можно попросить их пересчитать в евро, они пересчитывают по курсу 1 евро = 2,5 злотых и округляют сумму иногда в вашу пользу. Кстати в одном из ресторанчиков в глубине Польши нам пересчитали 1 к 3, так что можете сами посчитать что получиться и заранее взять злотые. В Польше покушать можно очень дешево по сравнению с остальной Европой, в среднем можно наесться на 7-8 Евро. Там же советую запастись надувной подушечкой под голову, удобная вещь при переезде в автобусе. Также там много вещевых и сувенирных магазинчиков. Есть и продуктовый минимаркет.

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

Дальше мы поехали в Варшаву, прошлись немного по старому городу, дворцовая площадь, самый старый костел Варшавы – собор Святого Яна, Королевский замок. В Варшаве большая часть построек была разрушена немцами при отступлении, так что в основном все здания восстановлены, в старом городе очень красиво и оригинально оформлены дома, разноцветные, будто наседают друг на друга. Маленькие ресторанчики, сувенирные магазинчики, на Дворцовой площади возвышается колонна Сигизмунда - первый светский памятник, поставленный в 1644 г. королем Владиславом IV своему отцу Сигизмунду III Вазе. Эта тридцатиметровая колонна с бронзовой скульптурой работы К.Молли - один из самых красивых памятников Варшавы была восстановлена в 1949 г. Восточную часть площади занимает королевский замок. В 13 веке на его месте была деревянная крепость, потом построили каменный замок, вокруг которого и вырос старый город. С 1596 г. когда столицу перенесли из Кракова в Варшаву этот замок стал официальной королевской резиденцией. Также примечателен костел Отцов иезуитов построенный в стиле ренессанс. Также интересны улочки Варшавы. Большинство туристов естественно фотографировались рядом с символом города - бронзовой скульптурой варшавской Сирены. Согласно легенде, эта полуженщина-полурыба, обитавшая в водах Вислы, предсказала рыбакам, что тут будет основан великий город. Также, есть и другая легенда. Давным-давно король по имени Казимеж пошел на охоту и в погоне за зверем заблудился. Наконец увидел стоящую на пригорке хижину лесника. Хозяин приютил короля, и когда тот отдохнул, то заметил двух младенцев - детей лесника. В благодарность он решил дать им имена: девочку назвал Савой, а мальчика Варом. Ну и, конечно, озолотил хозяина. Когда Вар и Сава выросли, на месте хижины возвели богатую усадьбу. Вскоре вокруг нее появилось селение, а затем и город. Его назвали Варсавой, а потом Варшавой. В принципе за пару часов можно обойти старый город, сфотографироваться у достопримечательностей, и купить сувениров. Желающие могут  покататься на разукрашенной конной повозке, их в центре много. После Варшавы мы поехали в свой отель, где-то на немецко-польской границе. По дороге нам предложили записаться на дополнительные экскурсии (практически вся программа из них и состояла) куда входили билеты в Версаль, в Лувр, на Эйфелеву башню, билеты в некоторые дворцы и замки, катание на гондолах, посещение кабаре, Диснейленда, аквапарка и т.п. потом гид объявила на какие экскурсии не набралось достаточно количество человек, в нашем случае это были прогулка по Монмартру и посещение Кабаре Лидо, а затем все по очереди подходили к гиду и сдавали деньги за эти экскурсии и билеты. Если вы не брали турпакет при покупке путевки (вышло бы на 10-20 евро дешевле), то все вместе взятые экскурсии дополнительно обойдутся вам около 400 евро, так что учтите это, а уже куда идти или не идти, заходить внутрь или ограничится внешним осмотром решать Вам.

Здесь мы остановились в 4-х звездочном отеле, кстати с отелями нам повезло. На всем протяжении поездки нам попадались неплохие отели. В номерах всегда были туалет, душ, полотенца мыло и шампунь (прикол, нам в 4-х звездочном отеле в номер не положили мыло и шампунь, мелочь, а осадочек остался (-: ), телевизор и в большинстве отелей кондиционер. Обязательно берите с собой в дорогу удлинитель, тройник и переходник с евророзетки,  в номерах редко бывает больше 2-х розеток, а в одном отеле у нас в 2-х местном номере на двоих была одна розетка, хорошо мы запаслись тройниками и удлинителями. Кстати тем кто едет один и не хочет платить за одноместное размещение. Вас поселят с кем-нибудь вашего пола и возраста, мне повезло и у меня был замечательный сосед. В некоторых отелях нам давали 1 магнитный ключ от двери на двоих, который носят с собой, а не сдают администратору, и надо было решать вопрос кто придет в номер раньше, у кого будет ключ, и один раз мне долго пришлось пытаться разбудить соседа, когда я поздно пришел, чтобы он меня впустил в номер, при этом, пытаясь не разбудить других постояльцев. Подъем у нас всегда был ранним, выезд из гостинцы обычно в 8 часов утра, завтрак в 7:30. Типичный европейский гостиничный завтрак представляет из себя 1 круассан, очень вкусный, из слоенного теста, особенно во Франции, кофе в большинстве отелей из автомата разные виды, или чай, апельсиновый сок, несколько видов джема к круассану, Кусок багета (батона) и масло. Только в Париже еще были несколько видов хлопьев. Можно не ограничиваться одним стаканом Кофе и сока, а учитывая, что вода в Европе дорогая. Сока утром я выпивал пару стаканов. Поскольку я привык по утрам к чашке чая и бутерброду, для меня завтрак был достаточно плотным, а вот любителям опустошать по утрам холодильник, надо думать о насыщении накануне, затариваясь в магазине. В Европе лучше всего закупать еду и воду в супермаркетах, там цена существенно ниже, чем в тех же уличных лотках на туристических маршрутах, например, бутылочка простой минералки стоит в супермаркете 0,72 евро, а в других местах может достигать 3,5 евро. Так что, когда мы заходили в какой-нибудь попавшийся нам на туристическом пути супермаркет в городах, то там встречали большую часть туристов нашего автобуса (-:. Для тех кого интересует во-сколько обходится еда в туре скажу, что в среднем обед в ресторанчиках на остановках автобуса обойдется в 10-15 евро на 1 человека, в некоторых местах тем кто едет вместе советую посмотреть на объем порций которые кладут стоящим впереди и взять одну порцию на двоих, вполне неплохо получается. В городах в ресторанах, за столиком обед на 1 человека обойдется от 20 евро на человека. Как у нас популярна шаурма, во Франции очень популярны сэндвичи, они представляют из себя почти полуметровый разрезанный багет с разной начинкой (сыр, рыба, ветчина и т.д.), стоит он от 4,5 до 6,5 евро. Берите один на двоих и сытно и недорого. Баночка колы в среднем обойдется от 2 до 3,5 евро, пол-литровая минералка (чистая питьевая вода) от 1,6 евро. Лучше брать в автоматах там дешевле получается.

Выехали утром мы из отеля и поехали к символической границе Германии, символической, потому что внутри Евросоюза границ нет. Германию сразу выдало большое количество ветряных электростанций. После того как въехали в германию гид нам стала рассказывать, что в германии нас может остановить машина полиции, могут проверить у всех документы, что с полицейским надо вести себя сдержанным не смеяться, но полиция очень редко, и ……. только она это договорила, как нас прижала машина полиции и офицер полиции зашел в автобус и стал проверять у всех паспорта и визы. Некоторым пришлось открывать багажник автобуса, чтобы достать из сумок паспорта. Нас молча проверили, и мы поехали дальше. Кстати по поводу сумок хочется сказать, что лучше всего иметь 1 большую сумку или чемодан, в которой будет большая часть вещей, которая в дороге не понадобиться, она будет в багажном отсеке автобуса. Помните просто так, где вам захочется, багажник вам не откроют. Багажник можно открывать только на специальных автобусных стоянках или у отелей иначе могут очень существенно оштрафовать водителей и фирму, везущую вас, так что заранее учитывайте это, при упаковывании в отелях сумок, что брать с собой в автобус, а что оставить в сумке. Также желательно иметь одну небольшую сумку, которая будет в автобусе под сиденьем, куда вы положите, вещи необходимые вам в дороге, чашку, чай, кофе, воду, еду и т.п.. На верхние полки много не поместиться, поэтому у меня там была куртка, на случай прохлады и дождя, перед ночными переездами я туда клал плед, ну и что-то по мелочам. Помните, что чем больше вещей вы возьмете с  собой в автобус, тем неудобнее вам будет там сидеть!!! Также очень удобно иметь небольшую сумочку через плечо или на пояс, в которую можно закинуть фотоаппарат и другие мелкие вещи, включая мелкие сувениры. Летом желательно иметь с собой солнечные очки или (и) кепку, на средиземноморье очень жарко. Сам в Ницце около пляжа видел нескольких человек, которых откачивали полицейские от солнечного удара. Итак, мы отвлеклись, какие же все-таки в Германии автобаны, если смотришь DVD или слушаешь рассказ гида, то совсем не замечаешь как едешь, чего не скажешь о некоторых дорогах Италии и Польши, я уже не говорю о наших дорогах. Так мы добрались до Нюрнберга, причем мы приехали в день финального матча чемпионата Европы между Германией и Испанией, представляете какое настроение было во всем городе. В Нюрнберге мы с моей соседкой, если честно, сразу оторвались от группы и пошли самостоятельно осматривать город и фотографироваться. Кстати если вы едете один(а) можно скооперироваться с кем-нибудь из таких же одиночек и ходить вместе обменявшись фотоаппаратами, фотографируя друг друга. Получиться так, что на большинстве ваших фотографий будете вы сами, а не только виды и достопримечательности. А в Нюрнберге есть на что посмотреть окружающая Нюрнберг древняя стена протянулась как минимум на пять километров, в ней сохранилось около 70  башен, а раньше их было 128 штук. В городе много необычных фонтанов, самый знаменитый - "Прекрасный источник" на главной рыночной площади. Над наполненной водой чашей возвышается огромная 18-метровая пирамида, напоминающая церковный готический шпиль. Местные жители уверены, что это и в самом деле шпиль, просто на дальнейшее строительство храма в то время не хватило денег, вот и поставили ажурную колонну над колодцем. Второе название фонтана — «Фонтан сорока фигур». Здесь и статуи-аллегории искусств, и святые евангелисты, Юлий Цезарь соседствует с Александром Македонским, король Артур с Карлом Великим, а на верху пирамиды находятся ветхозаветные пророки во главе с Моисеем. Яркие одежды, пышные балдахины, золоченые водостоки-пеликаны — все это очень красиво. Но славу источнику принесло не столько пышное убранство, сколько маленькое медное колечко, вделанное в ограду. Легенда гласит, что помощник ковавшего решетку мастера, мечтая жениться на дочери своего учителя, за одну ночь ухитрился вставить кольцо в узор ограды. Как он это сделал — непонятно, ведь у колечка нет сварного шва, и снять его теперь невозможно. Мастеру ничего не оставалось, кроме как согласиться на брак дочери с талантливым учеником. С тех пор "счастливое колечко" исполняет все желания, стоит только его трижды повернуть. Фонтан — один из главных символов города. Дальше наклонная площадь с длинным названием Тиргартнерторплатц - одно из самых красивых мест в Нюрнберге. На ней расположен, пожалуй, самый странный памятник который я видел. Название этого «Шедевра современного искусства» "Дань уважения Дюреру" поставлен на Тиргартнерторплатц перед домом великого уроженца Нюрнберга в память о милом пушистом зайчике со знаменитой дюреровской работы начала XVI века, скульптура, изображает гигантского зайца. Издали — заяц как заяц, а вблизи какой-то монстр. Ростом с теленка, он жрет гвозди, проломил ящик, в котором сидел, а заодно кого-то придавил — по крайней мере из-под него торчат бронзовые руки и ноги страдальца. Далее на самой вершине расположен королевский замок со смотровой площадки которого Нюрнберг виден как на ладони. На Кенигштрассе есть большое 500-летнее здание с рядом окошек на крыше. Изначально здесь хранили зерно, окошки  помогали его проветривать, затем в доме располагалась средневековая таможня, а теперь сюда приходят толпы любителей плотно пообедать — места здесь хватит для всех. Пивная "Барфюссер" занимает весь подвал и внутри могло бы разместиться футбольное поле. Ряды деревянных лавок, полумрак, запах свежесваренного пива и фирменных поджаренных на решетке нюрнбергских сосисок, которые тут считают дюжинами располагает к хорошему аппетиту. Наша группа набрела на эту пивную уже ближе к вечеру, очень хотелось попробовать чего-нибудь местного, немецких колбасок, пива и т.п., а вокруг были сплошные пиццерии и мороженное,  (такого добра хватает везде). В поисках местного ресторана мы прошли немало улочек, повстречали как минимум пол автобуса, блуждающего в тех же целях что и мы, покушать чего-либо, отличающегося от пиццы. И вот наконец-то мы заглянули в «Барфуссер» увидели там уже устроившуюся компанию наших попутчиков вместе с гидом. Наталья, оторвалась от еды подошла к нашему столу и помогла сделать заказ, объяснила каждому что в меню что значит, чего стоит взять. Из фирменных блюд у них Нюрнбергские сосиски порции по 6, 8, и 12 шт,, свиная рулька и еще что-то. Я сначала хотел заказать рульку, но как раз в это время одной из наших попутчиц за соседним столиком принесли эту самую свиную рульку и, увидев её размеры, (в российских ресторанах такую порцию бы дали на 3-4 человек) я взял к пиву Нюрнбергские сосиски, у них кстати интересная история. Легенда гласит, что они такие маленькие потому что родственники кормили ими через замочную скважину заключенных тюрьмах сидящих в ямах. Еще одна легенда гласит, что эти сосиски сделали такими маленькими чтобы можно было продавать их через замочную скважину рабочим возвращающимся ночью с работы, когда по закону трактиры должны были быть закрыты.  Они имеют две особенности: очень маленькие, размером с указательный палец примерно по 8 см длиной и каждая сырая сосиска весит всего 20-25 гр, поэтому их едят дюжинами, и в них много майорана, который выращивается возле Нюрнберга и считается одним из лучших.  Перед отъездом мы навестили рок концерт, который проходил недалеко от площади предшествовавший матчу Германия-Испания по городу бродили расписанные под цвета национального флага фанаты, иногда встречались такие же расписанные испанские болельщики. В общем уехали мы из Нюрнберга с началом матча, хорошо хоть сувениров успели в последние секунды закрытия купить. Все лавки закрывались и все спешили смотреть футбол. Финал матча мы встретили около одного придорожного ресторанчика, где остановились перед ночным переездом. Ресторан был полон, все смотрели футбол и когда прозвучал финальный свисток 3 человека победно вскинули руки и с радостными возгласами покинули помещение с расстроенными немцами. Так начался наш ночной переезд через Германию и Австрию в Венецию. Ночной переезд это отдельная тема, счастье тем людям которые умеют спать сидя. В ночном переезде лучше место у прохода, есть куда вытянуть ноги. У меня поспать не получилось, но советы пробующим могу дать, если прохладно укройтесь пледом, под шею надувную подушечку, из неё лучше выпустить немного воздуха, так будет удобнее, ну и беруши не помешают. Поскольку ночью ехали без остановок биотуалет был в полном распоряжении ночующих.

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

В 7 часов утра мы приехали в Венецию. До Венеции мы добрались на катере. Самое лучшее время для посещения Венеции это 8-9 часов утра, когда туристов еще практически нет, можно сделать красивые фотографии без толпы туристов на заднем фоне. А посмотреть в Венеции есть на что, практически все туристические маршруты начинаются с площади Сан Марко, там расположен «Дворец Дожей» и собор Сан Марко с очень красивой росписью, а также Кампанила (колокольня) которая является одним из символов Венеции. Также примечателен мост «Риальто», у этого моста когда-то зарождалась Республика, его причал был международным центром торговли, в его нынешнем облике он был построен в 1591 году. Поскольку в Венеции довольно легко заблудится на узких улочках, при огромнейшем скоплении народа, необходимо запомнить 2 точки – это площадь «Сан Марко» и мост «Риальто» на улочках висят таблички со стрелками-указателями к этим местам, но даже по этим стрелкам от моста до площади можно идти через толпу минут 10. В Венеции очень много сувенирных магазинов (сувениры там довольно дорогие, по большей части венецианские маски) ресторанчиков, кафе. Помните, что цена блюд почти везде указана в том виде, если вы купите еды и пойдете кушать на улицу. Если вы сели за столик, то цена практически удваивается. Мы так попались в одном кафе, когда за несколько чашек кофе с пирожным выпитыми за столиком в прохладе кафе заплатили внушительную сумму. За 4,5 – 6,5 евро можно взять кусок вкусной пиццы или багет с разной начинкой и спокойно перекусить на улице. Стоимость напитков в Венеции (баночка колы, воды) от 3 евро. Потом тех кто вызвался покататься на гондолах, (по 25 евро с человека, в гондоле 6 человек, катание 30 минут)  гид отвела к причалу, где гондольеры рассаживали народ в гондолы. Не скажу что я был в щенячьем восторге от катания на гондоле, просто прокатились по улочкам Венеции, практически по тем же, что мы уже успели истоптать с утра в пешеходной прогулке, пофоткались. В общем можно было поставить условную галочку «в Венеции катался на гондолах». Самый прикол был когда мы на гондоле попали в пробку и стояли в ней минут 20, на нашем пути какой-то грузовой катер разгружал продукты и места оставалось только для прохода одной лодки, а с обеих сторон выстроился целый паровоз гондол, у нас был судя по всему молодой и неопытный гондольер и он всех встречных пропускал. Мы бы еще долго простояли так, пока гондольер постарше не стал кричать встречным, чтобы они нас пропустили. Веселый моментик поездки был, даже в Венеции и то в пробку попал. Кстати о пробках за все время путешествия мы были в пробке только 2 раза один раз когда ехали из Италии во Францию, в пробке провели около часа, там делали дорогу, и второй раз уже в Польше, но там тоже не долго стояли, так что в этом нам повезло. После гондол мы пошли на фабрику где изготавливают знаменитое Муранское стекло, фабрикой это конечно назвать сложно, так пара комнаток, там была русскоговорящий гид, судя по акценту девушка с Украины, которая рассказала нам как делается это стекло как добиваются различных расцветок и т.п., так же мастер меньше чем за минуту сделал красивую фигурку коня. Изделия из стекла конечно очень красивые, но и цены на них тоже не маленькие. В общем, советую Вам заглянут на эту фабрику, если не купить, то хотя бы посмотреть на настоящие изделия из муранского стекла, кстати там есть бесплатный туалет. Также хочется отметить что в Венеции на набережных очень большое количество «афроитальянцев» продающих прямо с земли подделки известных фирм: сумки, чемоданы, кошельки, перчатки, очки и т.п., причем желающим у них что-либо купить надо очень бойко торговаться и можно скинуть первоначальную цену на сумку с 70 евро до 15. Процесс предложения цены у них упрощен. Они просто на калькуляторе или телефоне пишут сумму, которую они хотят за товар, а вы набираете свою сумму, которую готовы отдать, некоторые знают несколько слов по-русски. Меня подделки не прельстили, но те кто взял говорили, что они довольно качественные.

Из Венеции днем мы поехали на Лазурный берег Франции. Здесь нам повезло, нас поселили в Каннах в отеле расположенном в 80 метрах от моря и 120 метрах от каннского дворца кинофестивалей. Так что последующие 2 вечера большая часть группы провела, прогуливаясь по набережной Круазет и фотографируясь на красной дорожке Каннского дворца кинофестивалей. Вечером на набережной начинается самая жизнь, на побережье выходят актеры, художники и многие другие талантливые люди, пытающиеся заработать себе на пропитание и жизнь на Лазурном берегу, отели переливаются всеми цветами радуги, на холме светится иллюминация замка. На набережной стоит много стульев, на которых можно просто посидеть, перекусить известным Багетом или зайти в один из ресторанчиков отведать разнообразной кухни. Около дворца в ряд выложены плитки с отпечатками рук известных актеров и актрис, так что можно прогуливаясь попытаться найти отпечатки любимого актера. На одной из площадей набережной играл оркестр, на специально предназначенном для него помосте, так что видимо он играет там часто.  Там же вдоль всей набережной тянется нескончаемый ряд модных бутиков одежды и ювелирных украшений от самых известных дизайнеров. В половине первого ночи жизнь на набережной затихает и переносится внутрь ресторанов. Пляж в Каннах песчаный, очень приятный, как и вода, которая очень соленая и можно просто лечь на воду и расслабленно держаться на воде. Большая часть пляжа бесплатная, только некоторые участки огорожены, на них установлены шезлонги – это участки для отдыхающих из Vip отелей, расположенных на берегу. Вдоль всего пляжа расположены душевые, но нет кабинок для переодевания, по крайней мере я их не разу не видел, так что имейте это ввиду. Людей на пляже много, на то это и лазурное побережье, но меньше чем в Ницце.

Из Канн с утра как всегда рано позавтракав кофе и круассаном мы окунувшись первый раз в море поехали в Ниццу, по пути заехав на парфюмерную фабрику, выслушали рассказ как делаются духи, посмотрели на инструменты с помощью которых из цветов извлекаются ароматы, продегустировали ароматы из коллекции этой фабрики, ну и кто хотел закупили парфюмерную продукцию ( Ведь только ради этого нас сюда и привезли, несколько туристических групп в день и фабрика имеет неплохие продажи (-: ) В Ницце мы сначала приехали к единственному в Европе собору, построенному российской царской семьей, довольно красивое сооружение, вход естественно платный, но когда мы приехали собор был закрыт, так что мы ограничились фотографиями на его фоне. Далее нам дали свободное время, часть туристов сразу пошла на пляж, а самые стойкие я и в том числе пошли покорять холм Шато с которого открывается живописнейший вид на Ниццу и все лазурное побережье. Наверх можно подняться по лестнице или на платном лифте, поскольку лифт не работал, отсеялась еще половина желающих покорить гору. На самом холме разбит парк с красивым водопадом, на вершине находятся руины средневекового собора, кафе, сувенирные лавки, детская площадка. Сверху можно сделать замечательные снимки. Так что советую всем подняться наверх и прогуляться по дорожкам парка, сфотографироваться около водопада и на фоне Лазурного берега. После спуска с Шато мы отправились на пляж и здесь окунуться в лазурного цвета  волны Ниццы (не зря дали такое название побережью). Пляж в Ницце в отличии от Канн из крупной гальки, поэтому босиком больно заходить и выходить из воды, лучше иметь застегивающиеся шлепанцы. На пляже довольно много платных участков, относящихся к отелям,  на платном частном пляже аренда зонта и лежака - около € 15 - € 18 с человека в день. Поскольку на полотенце не очень удобно лежать на галечном пляже в сувенирном или газетном киоске можете купить циновку за 3-4 евро или матрас чуть подороже. Как и в Каннах здесь на пляже есть душ, но нет кабинок для переодевания. Вдоль пляжа тянется знаменитый Английский променад (бульвар) на котором расположены десятки отелей, ресторанов и магазинчиков. С пляжа мы пошли посмотреть и сфотографироваться у самого знаменитого отеля Ниццы «Негреско». В этом отеле останавливаются мировые знаменитости, он больше похож на музей, чем на отель. Огромная люстра была сделана по заказу российского императорского двора, вторая такая же люстра висит в Кремле. На мраморном полу лежит ковер площадью 375 м2, сотканный по специальному заказу. Его цена составляет десять процентов от стоимости всего отеля. В отель можно зайти о посмотреть на него изнутри, но по одному, а не всей группой. От отеля «Негреско» мы неслись со всех ног к месту сбора группы, так как опаздывали, а светофоры на английской набережной предательски долго оставались красными. Получив укор от водителей за 5 минут опоздания мы отправились в свой отель в Каннах и весь вечер гуляли по побережью Лазурного берега.

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

На следующее утро мы отправились сначала на очередную парфюмерную фабрику в городок «Эз» нам там дали час времени на очередную экскурсию по фабрике и закупку парфюмерии где я провел полчаса, а оттуда побежал с одним замечательным человеком на вершину этого городка. Знать бы раньше какая красота нам откроется сверху и как мало времени у нас будет, чтобы все это оббежать и сфотографироваться, ноги бы моей на фабрике не было. Эз расположился на высоте 427 метров над уровнем моря, он является одним из самых высоких городов Франции. Узкие ступенчатые улочки, каменная кладка домов переносят туристов в атмосферу Средневековья. Здесь философ Ницше написал основную часть своего труда «Так говорил Заратустра» и вниз к морю ведет очень крутая тропа, по которой Ницше каждый день спускался к воде. Галопом мы пробежали обратно к автобусу, все таки недостаток времени на осмотр некоторых мест является серьезным минусом автобусных туров. Однако он же и стимул для того чтобы вернуться к этим самым интересным местам и задержаться здесь подольше в будущем. Из городка Эз мы направились в княжество Монако по дороге выслушав очень интересный рассказ гида мы окунулись в атмосферу «сказки». Княжество очень красивое  Кафедральный собор, Океанографический музей и Аквариум Кусто, порт Монако, княжеский дворец, площадь перед Дворцом, окружена пушками отлитыми в эпоху Людовика XIV. Ежедневно здесь происходит смена караула Дворца, которая выполняется карабинерами в полном парадном обмундировании. Мы прошли экскурсией в княжеский дворец, закупили сувениры, в Монако большинство сувениров связано с «Формулой 1». Гран-При Монако проходит по улочкам этого княжества, которые в свободное от гонок время являются обычными проезжими улицами по которым мы тоже проехали. Поскольку времени на Монако у нас тоже было минимум, мы галопом пробежали через красивый сад, мимо Океанографического музея (говорят очень хороший музей и стоит в него зайти) и на лифте спустились к автобусу. Оттуда мы поехали к казино Монте-Карло. Такое количество стоящих и разъезжающих Феррари, Бентли и Ламборджини я еще никогда не видел.  Вокруг казино разбит красивый сад, получаются очень живописные фотографии. Желающие старше 18 лет могут зайти в казино. Внутри  2 зала, один с рулеткой вход в зал 10 евро, ставка не меньше 5 евро, во второй зал с автоматами проход бесплатный стоимость самой маленькой фишки 50 евроцентов. Поскольку гид нам не напомнила накануне, что в казино впускают строго по паспорту, большая часть желающих обогатить казну казино оставили паспорта в отеле, в их числе был и я, так что нам только оставалось за опять же небольшое количество времени осматривать сады и Феррари. Из Монако мы отправились обратно в Канны, где наш ждал кораблик на остров Святой Маргариты, на острове находится замок, где по преданиям содержался человек в Железной маске. Весь интерьер замка по рассказам гида это пустые комнаты с табличками около 20 человек, которые могли скрываться под железной маской, письма железной маски, которые были написаны современными авторами, рисунки на стенах камер, тоже выполненные современными художниками, в общем сплошная бутафория, и на острове половина группы пошла осматривать замок, а мы пошли на дикий пляж. У нас было около полутора часов до обратного (последнего) корабля на материк. Дикий пляж на острове св.Маргариты просто восхитителен, кристально чистое море, пляж из мелкой галки и песка, в общем очень советую отдохнуть именно на этом диком пляже, он находится с правой стороны от причала и тянется вроде бы вокруг острова.    От канн до острова 15-20 минут, катера курсируют в течение всего дня, последний кораблик возвращается с острова в 18:30, если не успеете на кораблик, останетесь ночевать там. Также на острове есть музей моря. Вечером мы еще раз, напоследок, окунулись в лазурные волны на побережье Канн, погуляли по набережной и отправились спать в отель.

Утром мы покинули радовавший нас отличной погодой Лазурный берег и поехали вглубь Франции, первой остановкой на нашем пути был Авиньон. В 1309-1377 гг. сюда по настоянию короля Филиппа IV перенесли резиденцию пап из Рима и назвали это время «Авиньонским пленением». В это время город был центром католического мира, что сделало его красивым средневековым городом. Под управлением пап город оставался до 1791 г.. В городе сохранились многие постройки средневековья, например мост Сен-Бенезэ, заложенный в 1177 г. Строительство его длилось 8 лет. Мост перекинулся через 2 рукава Роны на 900 м. В 1226 г. он был почти полностью разрушен, сохранились только 4 пролета, проход на мост платный, но там ничего интересного вроде бы нет и можно прекрасно бесплатно сфотографироваться на его фоне. Одним из самых больших феодальных замков Европы является «Папский дворец» он состоит из 2 строений: Старый Дворец (Пале-Вье, 1334-42гг.) и Новый дворец (Пале-Неф, 1342-52 гг.) его отличают высоченные стены, маленькие, узкие оконца, арки и бойницы. Строительство возглавляли французы, а фрески рисовали итальянцы. На скале, стоит собор Notre-Dame des Doms, в котором находится папский престол из белого мрамора, фрески, картины, мавзолеи пап Бенедикта XII и Иоанна XXII. Пофотографировавшись и закупив сувениры, благо в Авиньоне недостатка в красивых видах и сувенирах нет, мы отправились в Клермон-Ферран, город, где расположен завод по производству знаменитых автомобильных шин Мишлен и испытательные полигоны этого завода, в пригороде нас ждал отель, который нас приятно удивил, так как был с замечательным бассейном. Вечером мы гуляли по цветущим улочкам этого пригорода, практически все заборы домиков представляли собой живую изгородь аккуратно подстриженных кустов и цветов, и прогулка по этим тихим улочкам навевала романтическое настроение. Утром мы поехали в Европейский вулканологический парк "Вулкания"  на гору Пюи-де-Дом, откуда в хорошую погоду (нам повезло мы должны были ехать туда накануне вечером, но шел дождь и гид перенесла поездку на утро) можно увидеть большую часть Франции, на вершине стоит телевизионная вышка, можно увидеть обе вершины Монблана.

Далее мы отправились в знаменитую долину Луары, долину крепостей и замков, долину, которую много веков назад облюбовали французские короли и выстроили прекрасные произведения искусства, которыми можно восхищаться по сей день. Первым на нашем пути был замок Кло-Люссе где провел свою юность будущий король Франции Франциск I, а в начале 1516 года приехал и творил Леонардо да Винчи, большая часть замка посвящена деятельности великого художника и изобретателя, висят его чертежи, макеты изобретений Леонардо, на стене одной из комнат висит копия «Моны Лизы». Именно в этом замке Леонардо изобрел большую часть своих творений, недалеко от этих мест он и обрел покой. Входы в замки платные в среднем 10 евро с человека. Рядом с замком разбит красивый сад, где в магазинчике мы закупили сувениры и поехали дальше, в Амбуаз. В замок Амбуаз я не попал, хотя по словам гида там было на что посмотреть, но я блуждал по улочкам вокруг замка, там многочисленные магазинчики, кафе, сувениры, также есть разные специализированные магазины где можно продегустировать и при желании купить вино, коньяк, фуа-гра, я не удержался и купил баночку фуа-гра, уж очень вкусной мне показалась гусиная печенка. Там я набрел на супермаркет, где по обыкновению встретил закупающуюся добрую половину нашего автобуса, взяв в магазине воды и легкий перекус, я вернулся к автобусу. Мы заехали на один из небольших винодельческих заводов на дегустацию вина, там нам показали как и где хранится вино, что с ним делают, как отличить хорошее вино от плохого и потом мы направились дегустировать вино, там мы попробовали много видов вина, в частности французское розовое вино, которое обычно не встретишь в наших магазинах. Бутылка вина там стоила 5,5 евро, кроме «Бархатистого», оно стоило 12,5 евро, его нам наливали последним и поменьше, чем остальных сортов, при покупке 3 бутылок они упаковывались в красивый картонный кейс. После дегустации пополнив наш багажник изрядным количеством вина мы поехали к замку Шамбор. Это самый красивый и величественный замок, который я видел. Этот замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в 20 лет стал королем Франции. Замок частично сделан по проектам Леонардо Да Винчи. В этом замке создавал и играл свои пьесы Мольер.  Сменив многочисленных владельцев, замок чуть не был разрушен во время Революции; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено, поэтому внутри замка сейчас делать нечего, там пусто, но снаружи можно наслаждаться великолепным средневековым видом этого исполина, Особенно красивые снимки замка получаются с задней стороны замка, там замок отражается в реке и получается красивые фотографии. Далее мы поехали к главной цели нашего путешествия – в Париж. Отель у нас был в пригороде Париже в Ле Бурже. Это был черный квартал, по крайней мере по словам тех кто вечером прогулялся по окрестностям отеля им встречались только афрофранцузы. Зато недалеко от отеля были пиццерия, какая-то арабская закусочная и недорогой продуктовый магазин. Здесь в номере нас ждала 1 розетка на двоих, благо мы оба заранее запаслись тройниками и удлинителями, надо же заряжать телефоны камеры и фотоаппараты. По моему опыту в поездке очень удобны фотоаппараты с обычными пальчиковыми батарейками, так я купил 2 пары самых мощных аккумуляторных батареек мощностью 2700 и зарядное устройство и передо мной никогда не вставала проблема разрядившегося фотоаппарата. Обязательно заранее запаситесь вместительной картой памяти или парочкой. Мне впритык хватило двух карт по 1 гигабайту, хотя в Европе можно купить карты памяти SD за 15-20 евро – 1 гигабайт, но придется их поискать и многие моменты и достопримечательности рискуют быть вами не запечатленными. В Парижском отеле у нас в номере был даже электрический чайник, чем мы сразу же не преминули воспользоваться, выпив горячего чая. Судя по объяснению гида как добраться до города для тех, кто решил дальше самостоятельно осматривать Париж, не участвуя в программе, до ближайшей станции метро, было, минут 25-30 пешком.

Париж и лазурный берег, или 2 недели в автобусе по старушке Европе

Специально для нас гид немного поменяла программу и перенесла посещение Версаля на наш первый Парижский день, так как это была суббота (единственный день в неделю, когда включаются фонтаны). Поэтому Версалем мы насладились в полной мере, дождик правда немного омрачил радость, но в Версале можно купить наряду с сувенирами и зонтик за 10 евро. Версаль поразил своей красотой и внутренней отделкой. Очень хорошее изобретение аудиогид. Берешь это устройство вроде рации при входе, он входил в стоимость нашего билета, говоришь сотруднику язык, на который тебе его настроить и дальше ходишь себе по залам. В залах есть таблички с номерами, так вот набираешь на клавиатуре аудиогида номер зала и тебе на русском языке рассказывается об этом зале и о предметах находящихся в нем. Где-то за 1,5 часа можно обойти Версаль и выйти в великолепные сады Версаля. Кстати на вход в парк Версаля необходим отдельный билет. По всему парку раскиданы красивые цветочные клумбы, деревья подстриженные фигурно в форме квадратов, шаров, треугольников и т.п. фонтаны, в которых плавало утиное семейство, скульптуры, которым не раз отбивали носы, руки, а то и целые головы, так как сильно было заметно ярко белые прикрепленные мраморные части тел на серых фигурах статуй.  И вот в 11 часов настал час икс около фонтанов собралось огромное количество народа, заиграла музыка и забили фонтаны, фонтаны разнообразные и общее впечатление от Версаля конечно осталось очень положительным. При выходе из Версаля нам впервые встретились назойливые афрофранцузы предлагающие купить сувениры, в 99 % случаев это маленькие брелки в виде Эйфелевой башни, а также кучу других сувениров, в основном различные вариации башни. Если Вам нужны сувениры, то с ними обязательно надо активно торговаться, большинство из них и по-русски могут торговаться. Обязательно скинете несколько евро, сразу существенно занижайте цену (просит 6 евро за 1 башенку, давайте 4-5 евро за 2 штуки), делайте вид, что уходите и они в большинстве случаев согласятся на вашу цену, особенно если вы покупаете несколько предметов.  Из Версаля мы проехали с небольшой автобусной экскурсией по Парижу и приехали в  Музей восковых фигур «Грёвен», здесь немного развлеклись, пофоткались с известными персонажами, интересно, что некоторые персонажи являются живыми актерами и иногда внезапно оживают, чем приводят в восторг и недоумение детей. Правда лица многих персонажей мне показались только отдаленно похожими на оригиналы, и с ними я фотографироваться не стал.  Затем мы поехали к «Собору парижской богоматери», приюту униженных, оскорбленных, и разыскиваемых, так как он давал неприкосновенность тем, кто ступал внутрь собора. У него интересная история, так его чуть не снесли, если бы Виктор Гюго не написал свой ставший знаменитым роман, в котором был описан действительный быт того времени. После книги Гюго собор стал одним из символов Парижа.  Внутри собора всегда очень много туристов и к некоторым экспонатам, например уменьшенная модель собора мне подступиться не удалось. Готические своды, наряду с мозаичными витражными окнами создают впечатление полного средневековья. Перед входом в собор есть металлический кружок «Point zero des routes de France», стоя на котором лицом к собору можно загадать желание, его сложно пропустить, так как вокруг него всегда толпятся туристы. Дальше мы отправились на высочайший небоскреб Парижа, на башню Монпарнас. Поднялись на скоростном лифте (аж дух захватывало) на 56 этаж, а потом еще 3 этажа пешком на самую крышу, откуда виден весь Париж. Всем раздали брошюрки, там было показано, где какое здание в Париже находится. Было красиво. Особенно на верхнем площадке только небольшие перила и полное ощущение свободы, в отличии от клетки Эйфелевой башни. Да и можно сфотографироваться на фоне всего Парижа и маленькой Эйфелевой башни. Дальше мы поехали перекусить ресторан самообслуживания на Елисейских полях около Триумфальной арки, в тот, куда предлагают купить 3 ужина за 30 евро. На мой взгляд, лучше не покупать пакет из 3 ужинов, чтобы не привязывать себя к этому месту и времени  в вечернем Париже. В последний день нескольким людям, оплатившим ужин, надо было нарушать программу и планы и ехать в это кафе, чтобы поужинать. Эти ужины ограничивают тебя, можно взять только одно основное блюдо, 1 напиток, и либо салат либо десерт.   А, заплатив на пару евро больше можно себя не ограничивать в выборе. Кстати там можно уже оплатив заказ и сев за столик набрать себе соусов к блюдам и чистой питьевой воды, она бесплатная, потому что французы всегда едят или с водой или с вином, поэтому можно напитки не покупать. Далее мы поехали кататься на кораблике по Сене вокруг острова Сите. Интересная экскурсия, особенно красиво смотрелся  самый красивый мост Парижа названный в честь российского императора - мост Александра 3. На нем расположены торжественные колонны, увенчанные скульптурами, сверкающими позолотой. Кружевные канделябры фонарей, херувимы, скульптуры и женские маски, приветствуют всех плывущих по Сене. Мост был построен французами на российские деньги в ознаменование заключенного Русско-французского мира. После катания по Сене нас ждала французская красавица, или, как считают некоторые французская уродина, творение знаменитого конструктора – Эйфелева башня. У нас были специальные билеты, заранее купленные, спасибо гиду и турфирме. И мы прошли через отдельный вход. Билеты у нас были на 2 этаж, но нам, троим энтузиастам, захотелось покорить самую вершину творения Эйфеля и забраться на 3 этаж. Времени до отправления автобуса у нас было впритык, чуть больше часа, а учитывая огромные очереди на лифт это совсем мало. Мы рискнули, еле справившись с автоматом по продаже билетов на 3 этаж (билеты на 3 этаж можно купить непосредственно на втором этаже) мы сразу кинулись в очередь к лифтам, которая опоясывала половину всего второго этажа башни. В принципе, очередь идущую по краю от остальных отделяют только небольшие канаты и при определенной доле наглости и наличии знакомых в очереди поближе к заветным лифтам можно пролезть под канатами и присоединиться к своим, сделав вид, что вы только на пару минут отходили. Итак, пока медленно двигалась очередь мы успели пофотографироваться. И вот наконец-то заветный лифт, наверх их едет несколько штук. Как только открывается дверь мы пробиваемся внутрь, благо опыт протискивания в общественный транспорт знаком нам не понаслышке и поглядывая на часы, понимая что мы скорее всего не успеваем на автобус, и он уедет без нас, т.е. нам надо будет вспоминать рассказ гида о том, какая около нашего отеля станция метро, и как потом от метро добраться до отеля. С этими мыслями мы поднялись на 3 этаж, за 1 минуту прошлись, я бы сказал пробежались, вокруг лифтов, успев сделать пару фотографий и нырнули в очередь на лифт вниз, здесь нам снова помогла привычка ездить в нашем общественном транспорте, так как мы снова растолкав всех вместе загрузились в лифт и поехали вниз.  От Эйфелевой башни до автобуса мы бежали так, что пятки сверкали, но успели, я еще из лифта скинул нашему гиду смску, что мы уже бежим, чтобы они нас подождали. Вот так вот весело закончился наш первый день в Париже, оттуда мы вернулись в наш отель, при этом завезли желающих в кабаре Мулен Руж. На следующий день несколько желающих поехали рассматривать замок Фонтенбло и Русское кладбище, (по их рассказам замок очень красивый, лучше Версаля), а все остальные поехали развлекаться в Диснейленд, страну веселья и аттракционов. Про Диснейленд особо много рассказывать не буду ( аттракционы на любой вкус), скажу, только что надо обязательно взять при входе карту (правда на русском языке нет) так что берите на английском так по крайней мере вы будете ориентироваться где находятся интересные вам аттракционы. Вам даётся билет с которым вы весь день ходите на любые аттракционы все они бесплатны (вы уже заплатили внушительную сумму за вход «50 евро»). Некоторые самые популярные аттракционы, на которые всегда большие очереди оборудованы специальной системой «Fast Past» на карте эти аттракционы отмечены красным треугольником. Вы можете подойти к автомату, выдающему билеты вставить свои билет и он вам выдаст билет на интересующий вас аттракцион, на котором будет указано время в пределах 30 минут, в которое вы можете пройти через отдельный специальный вход Fastpast. В некоторых местах нам автомат сразу дал билет, а в паре мест на выданном нам билете было написано after 12:00, как мы потом поняли, когда нас завернули с одного из аттракционов после времени указанном на этом корешке надо будет снова подойти к этому автомату и он уже выдаст нормальный Fastpast-билет. Мы сразу набрали несколько таких билетов и потом подходили к назначенному времени к аттракциону. Лучше всего приезжать в Диснейленд утром к 9 – 9:30 народу не так много и можно сразу набрать билетов на несколько аттракционов. Так если вы берете   билет Fastpass в 10:30, то вам назначат время где-то 12-12:30, а если вы будете брать билет fastpast в самый разгар дня, в 14-15 часов, то, скорее всего вам назначат время прохода на аттракцион на 19-20 часов. Также можно просто стойко отстоять общую очередь, на большинство  аттракционов только так и можно попасть, у каждого аттракциона перед началом очереди есть табло, на котором указано приблизительное время стояния в очереди, если вы сейчас в неё станете, обычно среднее время на популярные аттракционы 40-70 минут. На территории парка много сувенирных лавок и кафешек. После Диснейленда мы заехали в ресторан самообслуживания в Париже, перекусили. И отправились в отель спать, так как вечером по незнакомому району лучше не ходить. В последний день в Париже мы с утра собрали все вещи погрузили их в автобус, попрощались с последним отелем, приютившем нас в старушке Европе.  И отправились в Лувр, половина туристов сразу отсеялась, предпочтя двум часам в Лувре шоппинг по магазинам Парижа в самый сезон распродаж.  Лувр конечно поражает количеством шедевров, я взял на входе карту (естественно на русском языке не было), хотя гид и говорила, что карта не понятная, но я сразу в ней разобрался. И пошел навестить самые известные экспонаты, естественно Венеру Милосскую и Джоконду, благо на карте указаны самые известные достопримечательности. Мона Лиза висит на стене под бронированным стеклом, отделена от посетителей на расстоянии нескольких метров канатом, она единственный экспонат Лувра который нельзя фотографировать, при этом вокруг неё стоит толпа основная цель каждого человека в ней пробиться в первый ряд и……. конечно же сфотографировать её со вспышкой, так что, если увидите, что какой-то зал все время сверкает, то знайте, это зал с Джокондой. Прогулявшись еще часок по залам Лувра и купив красивый альбом «Шедевры Лувра» на русском языке за 10 евро, чтобы уже дома в спокойной обстановке изучить другие шедевры хранящиеся в Лувре, я пошел к месту, откуда нас, едущих отдохнуть в аквапарк, должен был забрать автобус. Заглянув по ходу в пару магазинов и прикупив себе парочку вещей (все-таки скидки великая и манящая вещь) и сувениров, я по дороге встретил нашего гида и мы, 15 человек, сев в автобус, отправились в аквапарк. Остальные весь день провели в магазинах Парижа.  Хорошо отдохнув в Аквапарке, тем, кто едет с детьми обязательно рекомендую, да и остальным тоже. Перед ночным переездом взбодриться в аквабульваре было полезно. За нами заехала гид и мы на метро поехали к месту сбора и отъезда автобуса. Конечно парижское метро существенно отличается от московского, где все элементарно, и без помощи Натальи (гида) не факт что мы бы сразу разобрались куда и как нам ехать.

В общем, загрузились мы в автобус, во Франции четверть автобуса накупили себе еще чемоданы и сумки, надо же как-то везти тонны накупленных за время пути  вещей и сувениров, попрощались с Парижем и поехали в самый долгий наш переезд - 26 часов. Ночью проехали через Бельгию и Голландию, в Варшаве высадили наших водителей, их сменил другой и остановились у знакомого нам с начала поездки Sklepa. Здесь мы перекусили, в еще не закрывшихся сувенирных магазинчиках потратили остатки Евро, переупаковали сумки и были готовы к пересечению границы. Еще 15 минут на автобусе и нас высадили у вокзала Тересполя, где мы попрощались с нашим автобусом, ставшим на эти 2 недели домом. На вокзале гид с теми у кого были чеки Tax Free зашли к таможенникам поставить на них печать и оттуда мы пошли на перрон, там мы постояли около часа, затем к нам вышли несколько пограничников и мы пошли через их кордон к электричке. Они просто ставили в паспортах штамп, а что мы везем их совершенно не интересовало. На электричке мы пересекли границу и оказались в союзной нам Белоруссии, нам было сказано, чтобы в присутствии белорусских таможенников мы не обсуждали купленное не смеялись, если спросят что везем отвечали личные вещи и сувениры, если спросят про вино, отвечаем, что везем, так как вино везли все. Однако несмотря ни на что Белорусские таможенники просто прошли по вагону проставили  нам штампики и мы вышли на вокзал. Так что ни на какой из таможен, у нас не проверяли багаж, не сверяли количество ввозимых сигарет и алкоголя (положено не более 2 литров на человека). В Бресте в 4 часа утра мы погрузились в поезд (фактически весь вагон оказался нашим) и большая часть наших попутчиков спала до обеда. В 19:50 мы прибыли на Белорусский вокзал.

Общее впечатление от автобусного тура у меня замечательное, 2 ложки дегтя это 2 ночных переезда (поэтому мой совет старайтесь брать туры без таких переездов). Такие туры созданы для того, чтобы можно было посмотреть все мельком, а потом уже думать, куда конкретно ехать на недельку, для более подробного осмотра местности. Скажем я из своей поездки вынес, что в Варшаву и Венецию я больше не поеду, впечатлений хватило, а вот Монако и Париж хотелось бы поподробнее осмотреть. Также многое в поездке зависит от того, с какими людьми ты едешь в тур, на моем пути встретились несколько замечательных людей, благодаря которым впечатления от тура еще более усилились (-: . Поэтому не бойтесь экспериментов, а закидывайте сумку в багажник автобуса и вперед, покорять старушку Европу!!!