Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 19:17
Как интересно изучать собственное Отечество!

Египет Март 2010

Я ехала по пустыне в монастырь Святой Екатерины и вспоминала.

Синайский монастырь

Знакомство с монастырем началось, как это ни странно в Петербурге. То, что в Эрмитаж привезли десять икон с Синая, облетела не только Северную столицу, но и позвала в дорогу многих. Да и как иначе, ведь с VI века эти иконы монастырь Святой Екатерины не покидали никогда, и вдруг!

Не скрою — я долго размышляла: идти или нет… Собралась только в последний день. Причина в том, что святыни в музее для меня все равно, что неживой, забальзамированный цветок… Но все же пошла.

Так получилось, что в километровых очередях не стояла, и стразу же примкнула к группе, оказавшейся группой искусствоведов.

Синайский монастырь

Экскурсовод была несравненная! Я ходила, записывала, внимала, забыв о времени. Об иконах, которые привезли из монастыря, она рассказывала с одиннадцати до трех дня, впрочем за это время, рассказала только о пяти, начала рассказывать о шестой, но тут мне пришлось с огорчением покинуть музей, так как в кармане лежал билет на автобус — предстояла очередная командировка. Я не предполагала, что проведу в Эрмитаже так много времени, поэтому лишь мельком взглянула на другие уникальные иконы, святыни, составлявшие еще и коллекцию византийского искусства, а также искусства древнерусского.

Как же мне хотелось услышать всю лекцию! Прощаясь, я спросила эту замечательную женщину, как часто она проводит экскурсии. Оказалось, что не каждый день и в разное время, да и сама выставка на следующий день закрывалась — шансов не было, так что я смирилась.

Дней через пять, общаясь с коллегой и обмениваясь впечатлениями о выставке, я услышала ее вопрос: А ты видела слезы в глазах Ильи-Пророка, помнишь его икону? Наказывая людей — как он… страдал!

Я не видела… Возможно ли было увидеть все, что хотелось! Вновь остро захотелось вернуться, увидеть, услышать, но можно ли было надеяться на чудо!

«А ты знаешь, что выставку продлили еще немного и завтра последний день»!- услышала я неожиданно радостную новость.

На следующий день мы с мужем, которому до того прочитала целую лекцию по своему конспекту, уже с утра были в Эрмитаже и… о, вновь чудо! Моя экскурсовод стояла у той иконы, от которой я вынуждена была уйти, и рассказывала то, что я хотела услышать. Так я послушала всю лекцию, и мое желание осуществилась.

Синайский монастырь

Мы провели на выставке целый день, впрочем, это была не выставка, а какое-то великое, несравненное по ценности приношение для нашей России, для нашего народа, для каждого послушного сердца. Первый и единственный раз иконы вывезли за границу и именно в Россию! А Эрмитаж, как выяснилось, был выбран в качестве единственного места, где могли обеспечить достойную охрану, поэтому святыни оказались в музее. По залу экспозиции ходили люди разных национальностей и разных вероисповеданий. Кто-то не мог сдержать слез, кто-то был более сдержан, но для каждого это было потрясение. Помню очень современная девочка-студентка, доверчиво расспросила меня об одной из икон и когда я и другие люди отошли, оглянувшись в смущеньи по сторонам, поцеловала… стекло, за которым «выставлялась» икона св. Николая.

Я купила две маленькие иконы Синайской Божьей Матери, св. Екатерины и не купила икону Спаса Нерукотворного. Прошло время. В одном из фильмов о святынях христианского мира, я услышала рассказ об этой третьей иконе и уже не могла себе простить упущение. Икона, на которой Христос изображен как бы содержащим в Себе и Старый и Новый Завет, словно осуществляя преемственность, была действительно уникальной. Одна половина лика Христа олицетворяет Старый Завет, другая — Новый Завет и они отличаются.

Синайский монастырь

Но теперь я уже понимала, что за этой иконой нужно ехать в монастырь и я… поехала.

Я ехала по пустыне и вспоминала. День был невыносимо жаркий и первой остановкой стал небольшой магазинчик, где можно было купить иконы, свечи, ладан и прочее.

Меня порадовало то, что магазинчик носил имя Святой Елены, и хотя я знала, что именно она основала этот монастырь, но все же погрело душу имя, которое я ношу, над входом в эту скромную лавку. Почти «личное» приглашение зайти и увидеть то, ради чего отправилась в путешествие.

Синайский монастырь

С великой радостью я приобрела заветную икону, за которой ехала, и мы отправились дальше, в монастырь

Монастырь Святой Екатерины или Синайский монастырь, был основан еще в IV веке в центре Синайского полуострова и находится у подножья священной горы — Хорив, где Моисей получил скрижали с Заповедями.

Синайский монастырь

Здание монастыря было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана, и с тех пор службы в нем не прекращались.

В монастыре находятся мощи святой Екатерины, а также такая святыня, как Неопалимая Купина.

Это тот самый куст терновника, из которого Бог разговаривал с Моисеем. Сам куст находится на территории монастыря, но часть его ветвей спускается и доступна всем, кто хочет подержаться за веточку.

Синайский монастырь

К сожалению, листочки этой части оборваны, но мне не захотелось вести домой такой сувенир. Я не хотела делать хоть немного больно этому тысячелетнему деревцу. Достаточно было радости прикосновения к этой святыне. Известно, что в монастыре, каждый год на Благовещенье случается чудо. Солнце именно в этот день — единственный раз в году, заглядывает между скал и освещает куст. Зеленый, могучий, вопреки зною пустыни, он живёт, горит в лучах солнца весь день праздника Благовещенья!

А вот и еще одно чудо — колодец, который выкопал еще Моисей — полон воды. Для пустыни это действительно, чудо, ибо тысячелетия оказались здесь не властны. Правда воды поубавилось и если раньше ее наливали всем паломникам, то сегодня используют лишь для освящения на праздники.

Синайский монастырь

Я практически не фотографировала в монастыре. Во-первых, потому, что была там не как туристка, а как паломница, поэтому фотоаппарат, практически, не вынимала. Во-вторых, был невыносимо жаркий день, и было физически тяжело.

В интернете множество фотографий монастыря — их всегда можно посмотреть, рассказана и перерассказана богатая история обители. А я, не имея достаточного количества своих иллюстраций, до сих пор сомневалась — нужно ли выкладывать этот рассказ на сайт — ведь показывать почти что нечего…

Синайский монастырь

В храме было много народа.  Англичане, немцы, итальянцы,  все чего-то ждали… Было душно. После часа ожиданий, монах-грек сообщил, что молебна не будет. Иностранцы уехали, а туристы из России не уходили.

Прошло еще часа два… Вышел очень старый монах-грек и стал благословлять всех, кто остался. Нас допустили к святыне и каждому дали колечко — напоминание о том, заветном кольце Екатерины.

Синайский монастырь

Вроде бы ничего особенного, но было предчувствие того, что наша общая молитва о Родине и своем, самом-самом сокровенном — услышана!

Я ехала по пустыне. Я несла в своем сердце воспоминания о выполненном, случившемся, сбывшемся. Какие фотографии могли бы это передать…