Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 8:36

Хвар — Хорватия Август 2010

Зимой, в декабре, хочется летних и солнечных деньков. Или хотя бы воспоминаний о таковых.

Хорватия — одно из таких воспоминаний, а остров Хвар — особенно. Потому что Хвар — самый солнечный остров Хорватии, погожих дней здесь 349 в году!

Добраться на Хвар можно из Сплита, паромом. Но мы жили на острове Брач, и наняли частный катер на пристани Бол.

До Хвара мы домчались с ветерком и морскими брызгами, дети визжали, как на аттракционе, а мне было страшновато.

На острове Хвар есть несколько городков, все в основном «пляжно-отельные», но есть и очень старинный, по-настоящему средневековый Стари Град. Многие его строения включены в списки Юнеско.

Дворец, который построил поэт

По его улочкам мы с удовольствием побродили. Посмотрели на церковь св. Стефана, построенную на фундаменте городских стен греческого периода.

Обошли территорию монастыря. Доминиканский монастырь св.мученика Петра, построенный в 1481 году, был сильно поврежден во время атаки алжирских пиратов в 1571 году, после чего восточная и западная часть были построены заново.

Дворец, который построил поэт

Но целью прогулки был дворец «Тврдаль» (Крепость), построенный по чертежам хорватского гуманиста и поэта Петара Гекторовича.

Петар был аристократ, живший в 16 веке, в период эпохи Возрождения, когда остров Хвар находился во владении Венецианской Республики. Этот хорватский поэт-гуманист, представитель дубровницкой литературы, был ещё и революционером — он участвовал

в народном восстании на острове Хвар. В основу его поэзии легли рыбацкие песни Хвара, которые Петар с любовью собирал и перекладывал на литературный язык, обогащая зоологической и морской терминологией.

Свой замок-дворец Гекторович задумал, как крепость, где могут укрыться все жители города в момент опасности. Ведь кроме алжирских пиратов, угрожавших с моря, были еще турки. В 16 веке Хвар оказался на передовой линии борьбы венецианцев и турок за господство в восточном Средиземноморье. Над входом в крепость висит такая надпись: «Для себя и друзей своих». А друзьями поэт считал всех путников и бедняков.

Дворец, который построил поэт

Но, честно говоря, крепости как это принято понимать, мы не увидели — ни оборонительных сооружений, ни замковых башен — видимо, поэт не достроил свое творение. Стены, правда, крепкие. И с них можно полюбоваться на город.

На острове есть настоящая крепость — форт Хвар.

Дворец, который построил поэт

Но мы туда не добрались, не хватило ни времени, ни сил, всё же были с детьми. Форт Гекторовича на крепость с виду и не похож. Мы зашли в этот «замок» просто с улицы в самом центре города, как в старинное здание или музей…

Зато внутри все оказалось интересно и поэтично, создана своего рода модель вселенной: рыба плавает в воде (и во внутреннем дворике устроен «рыбняк»),

Дворец, который построил поэт

человек ходит по земле (и полы украшены фигурами зверей, а стены сооружения — многочисленными надписями этического характера), а божественные существа — парят высоко в небе (и башни замка устремлены вверх).

«Рыбняк», находящийся во внутреннем дворе представляет собой бассейн, где смешиваются морская вода и родниковая. Рыба — форель, кефаль, — свободно заходит в этот бассейн и по традиции ее никто и никогда здесь не ловит. На каждой стороне рыбняка высечены мудрые изречения на латинском языке.

Дворец, который построил поэт

На входе мы заплатили какую-то символическую цену и получили листовочки с описанием. Там был перевод некоторых изречений: надпись на восточной стороне рыбняка — «Нет ничего тайного», на западной стороне — «Жаль, бежит время невозвратным потоком», на стене — «Создателю всего».

На южной стороне рыбняка — «Знай, что не спасут ни богатство, ни слава, ни красота или доблести, смерть все возьмет»- вот это изречение показалось особенно печальным.

Очень уютным, словно немного запущенным и пронизанным солнечным теплом и печалью, показался сад, где собраны редкие для Хорватии растения. В саду на каменном столе тоже есть надпись «О, как прекрасна вера и истина!»

Дворец, который построил поэт

Набравшись мудрости и вполне проникнувшись атмосферой поэзии и средневековья, мы отправились наслаждаться радостями современной жизни. Нашли хорошую конобу и пообедали морепродуктами. Кстати, именно здесь мы впервые попробовали рис, окрашенный чернилами каракатицы (ризотто?) с кусочками каракатицы и осьминога и крем-суп из креветок.

А потом отправились вдоль острова к небольшому пляжу, который, конечно же отвечал всем обещаниям «визитной карточки» Далмации — сосны, глядящиеся прямо в синие морские